2011/10/24 15:33:15

Мария Иванова: Системы HRMS – необходимый инструмент прозрачного управления персоналом

«Ситроникс Информационные Технологии» начала практику автоматизации управления персоналом, что называется, с места в карьер – с реализации масштабного проекта для МТС. Благодаря уникальным компетенциям, полученным в ходе внедрения, компания приступила к активному развитию направления HRMS (Oracle Human Resources Management System). О том, как оно будет строиться и что нужно российским предприятиям в части автоматизации HR, рассказала TAdviser Иванова Мария, архитектор проектов в области HR компании «СИТРОНИКС ИТ» (Россия).

TAdviser: Мария, скажите, пожалуйста, как давно российское представительство «СИТРОНИКС ИТ» занимается практикой HRMS? Какие основные решения вы предлагаете в рамках данной практики?


Мария Иванова: Наша практика HRMS насчитывает порядка трех лет. До этого мы принимали участие в проектах других интеграторов на партнерских началах и в рамках консорциумов. Первым самостоятельным проектом «СИТРОНИКС ИТ» стало крупное внедрение Oracle HRMS в ОАО «МТС». К моменту начала проектных работ в МТС уже была внедрена ERP-система Oracle E-Business Suite, реализована функциональность в части финансов и автоматизирован кадровый учет. Перед нами была поставлена задача автоматизировать расчет заработной платы в рамках OEBS, оптимизировать кадровые бизнес-процессы, адаптировать их для возможности расчета заработной платы, внедрить непосредственно сам расчет, и осуществить интеграцию с модулями «Кредиторы» и «Главная книга» в OEBS.

После успешного старта проекта по расчету заработной платы в Москове, данное решение было растиражировано на все представительства ОАО «МТС» в регионах. В то же время МТС стартовал проект по созданию в Нижнем Новгороде Единого Центра Обслуживания (ЕЦО), где было консолидировано все финансовое обслуживание компании. В рамках данного центра был создан отдел по расчетам с персоналом. По итогам целого ряда преобразований в компании сейчас реализована следующая схема: кадровый учет и учет рабочего времени осуществляются непосредственно в регионах, а расчет заработной платы централизованно производят бухгалтеры в Нижнем Новгороде на все макрорегионы и филиалы ОАО «МТС».

TAdviser: Насколько востребованы на рынке HR-системы? Как вы пришли к пониманию того, что нужно развивать эту практику?

Мария Иванова: По моим оценкам спрос на системы HRMS достаточно высокий. К нам постоянно поступают запросы на автоматизацию именно этой области. Потребность в автоматизации Управления персоналом изначально исходила от крупных холдингов. Вслед за ними функционал HRMS заинтересовал и средний бизнес. Часто, когда в компанию приходит новый амбициозный директор по персоналу, он хочет видеть эту область прозрачной, а для этого необходимы средства автоматизации.

TAdviser: Как компании приходят к решению о внедрении HRMS-систем?

Мария Иванова: Самой распространенной мотивацией заказчика при выборе в пользу автоматизированного управления HR является стремление к переходу от лоскутной автоматизации, реализованной на платформе в единую базу данных, в частности OEBS. Сегодня для потенциальных заказчиков наиболее актуальной является задача автоматизации базовых модулей Управления Персоналом. Они закладываются везде первыми как фундамент: это кадровый учет, учет рабочего времени и расчет заработной платы. Дальше логически должно идти развитие непосредственно самого управления персоналом, но к автоматизации функциональностей второго этапа, таких как «Обучение персонала», «Оценка компетенций», и так далее большинство предприятий по факту нередко оказываются не готовы. Доходы российских поставщиков ИТ-услуг за год выросли на 2,6% и достигли 549,3 млрд рублей 320.9 т

TAdviser: Вы говорите, что даже крупными заказчиками в основном востребованы базовые возможности HRM-систем. Что касается других, более глубоких инструментов: что это за инструменты и когда, по вашим оценкам, они могут потребоваться российским предприятиям?

Мария Иванова: Прежде всего, речь идет о бюджетировании расчетов с персоналом. Оно реализуется на стыке двух систем – HRM и системы бизнес-аналитики (BI), в нашем случае это Oracle Hyperion. Также в наших ближайших планах создание удобной модели управления оргструктурами предприятий, особенно распределенного типа. Очень надеюсь, что начнем работать с функциональностью OEBS для создания мотивационных схем персонала, планирования развития и обучения персонала.

TAdviser: В вашей практике были проекты, где этот функционал был задействован?

Мария Иванова: Как я уже говорила, в основном российские предприятия находятся на стадии автоматизации базовых бизнес-процессов управления персоналом в рамках создания ERP-систем. Чтобы внедрить, например, оценку KPI или бюджетирование персонала, компания должна обладать четко отлаженными, работающими, базовыми кадровыми бизнес-процессами. Тогда можно классифицировать справочники, и настраивать систему. В большинстве же случаев бизнес-процессы компаний специфичны и редко в полной мере унифицированы, что существенно затрудняет внедрение указанного функционала.

TAdviser: Мария, скажите, пожалуйста, как должна действовать компания, которая приняла решение автоматизировать HR? Каким образом ей выбрать подходящую платформу, решение?

Мария Иванова: Как с любой другой ИТ-системой, при выборе HRMS основным критерием является оптимальное соотношение цены и качества. Иными словами нужно искать то, что подходит под требования компании и наиболее выгодно в эксплуатации. На мой взгляд, при выборе системы, программный продукт должен «закрывать» не только необходимые на текущий момент задачи, но и учитывать все, в том числе, и наиболее амбициозные планы руководителя, в этом случае шанс на развитие проекта с наименьшими проблемами. Вариантов на рынке действительно множество. Например, не обязательно развивать все решения на своей стороне. Можно воспользоваться услугами специализированных поставщиков подобных услуг – аутсорсинг-провайдеров, действующих в рамках жесткого соглашения об уровне качества предоставляемых сервисов. Скажем, аутсорсинг расчета заработной платы пользуется особенно высоким спросом среди иностранных компаний в России.

TAdviser: Почему вы делаете ставки на HR-системы Oracle?

Мария Иванова: Большим преимуществом системы управления персоналом Oracle является возможность обеспечивать техническую поддержку решения на стороне самой компании, её собственными силами.

Если говорить непосредственно о технологических преимуществах, то стоит отметить, что решение Oracle содержит множество полезных инструментов, позволяющих создавать задел на будущее развитие. Допустим, та же функция интернет-подбора персонала или же аналитика эффективности управления персоналом. Платформа имеет обширный потенциал, что позволяет ей отвечать нуждам компании в области автоматизации HR не только на текущий момент, но и в перспективе, по мере роста бизнеса.

TAdviser: Какие основные ошибки допускают компании при автоматизации управления персоналом? Как их избежать?

Мария Иванова: Самая большая ошибка состоит в том, что на момент принятого решения руководством предприятия об автоматизации, бизнес оказывается не подготовлен к процессу автоматизации на уровне ключевых пользователей, которые должны со своей стороны произвести достаточно большой объем подготовительных работ, чтобы проект был успешен. Это касается далеко не только HRMS. Вдумчивый и рациональный подход ключевых пользователей к процедуре автоматизации не только избавит от многих проблем, но и серьезно удешевит автоматизацию.

Могу привести пример. Мы готовились к проекту в крупном холдинге. Предполагалось, что перед проектом силами команды заказчика будет произведен нулевой этап – создание унифицированных справочников необходимых для бизнес-процессов. Но, к сожалению, в согласованные сроки этого не произошло, в результате проект так и не стартовал.

TAdviser: Какие перспективы вы видите в развитии HRMS-практики?

Мария Иванова: Мы видим сформировавшуюся в последние годы потребность в автоматизации управления персоналом у компаний розничной торговли. Бизнес-процессы ритейлеров достаточно сильно отличаются, скажем, от тех же телекоммуникационных предприятий, и нам еще только предстоит осваивать сегмент розницы. Еще одно актуальное направление работы – планирование работы трудовых ресурсов, что постепенно становится востребованным как среди крупных торговых компаний, так и среди операторов складов.

Что касается в целом практики HRMS, то следующий этап развития для нас это проекты по внедрению непосредственно средств управления персоналом, движение от расчетов к полноценному менеджменту. Другое важное направления развития – создание решений на стыке HRM и BI. В системах бизнес-аналитики Oracle присутствует развитый функционал, ориентированный на руководителя, который позволяет консолидировать данные из различных источников и делать любые аналитические срезы в различных визуальных представлениях. Это также очень интересно.

Центр TAdviser провел ежегодное исследование рынка систем управления персоналом в России. В данном обзоре в свободном доступе представлены уникальные данные статистики о внедрении HRM-систем, описывается функционал современных решений, приводятся рекомендации по выбору систем. ИТ-директора и поставщики делятся своим опытом создания эффективных информационных систем.