Содержание |
Считаем ROI: как определить привлекательность инвестиций в проект
ROI (Return On Investment, окупаемость инвестиций) является одним из наиболее обсуждаемых корпоративных терминов, который многие специалисты любят повторять тут и там.
Однако складывается впечатление, что в его понимании зачастую возникает откровенная путаница. Нередко при презентации новых проектов докладчики заявляют завышенные показатели окупаемости инвестиций, рассчитанные произвольным образом.
В то же время, существует проверенный способ, с помощью которого можно точно определить ROI. Поэтому, если вы на пути к Нобелевской премии по квантовой физике случайно не изобрели новый метод расчета окупаемости инвестиций, лучше воспользоваться уже имеющимся.
Вот основные показатели, из которых складывается ROI:
Чистая текущая стоимость ($)
Чем выше этот показатель, тем более привлекателен инвестиционный проект. Он охватывает объем прибыли, — выраженную в текущих ценах — которую получает акционер после возврата стоимости инвестиций. Проект с чистой текущей стоимостью в $2 млн предпочтительнее, чем с $1 млн.
Внутренняя ставка окупаемости (%)
Данный показатель отражает окупаемость инвестиций в процентах – если нужно заплатить 10% и в результате можно получить 15%, это хорошая сделка. Однако в качестве ключевого параметра лучше использовать чистую текущую стоимость, а не внутреннюю ставку окупаемости. 20% от $50 тысяч не будут лучше, чем 15% от $500 тысяч.
Период окупаемости (в месяцах)
Период времени, который потребуется для возмещения первоначальных инвестиций является показателем рискованности проекта – чем дольше будут возвращаться ваши деньги, тем более рискованным можно считать проект при прочих равных условиях.
Высчитать данные показатели не представляет труда, тем более что руководство по расчетам можно найти в любом вводном учебнике по финансам или в Интернете, а в вычислениях помогут электронные таблицы.