Содержание |
- Мобильные игры
- Мобильные игры (мировой рынок)
- Компьютерные и видеоигры (российский рынок)
- Компьютерные и видеоигры (мировой рынок)
- Индустрия видеоигр в Испании
2022
Снижение расходов пользователей на игры втрое до $240,8 млн
Выручка компаний-разработчиков на российском рынке мобильных игр в 2022 году составила $240,8 млн ($343 млн до вычета 30%-процентной комиссии магазинов приложений App Store и Google Play) против $736,1 млн ($1,05 млрд соответственно) годом ранее. Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании data.ai (ранее App Annie), которые были обнародованы в июне 2023 года.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на это исследование, его авторы называют выручкой объем средств, потраченных пользователями с российских аккаунтов внутри игр за вычетом комиссии, говорится на сайте компании. Из отчета также следует, что число загрузок мобильных игр в 2022 году в России снизилось незначительно (на 4%), до 2,6 млрд.
В топ-5 игр по количеству скачиваний вошли проекты Subway Surfers, Roblox, Geometry Dash, Going Balls и Durak Online. Отмечается, что в России популярны преимущественно те же игры, что и во всём мире (за исключением рынка США, имеющего свою специфику).
Газета напоминает, что весной 2022 года магазин Google Play заблокировал возможность совершать покупки в России, но компания позволила использовать внешние способы оплаты, тогда как в App Store сохранилась оплата с баланса телефона и подарочными картами. Поскольку многие производители смартфонов не столь негативно относятся к возможности открыто зарабатывать в России, существует масса фирменных маркетплейсов, в которых можно привязывать карты «Мир», оплачивать покупки с кошельков Qiwi и действующими картами Visa, Mastercard и Union Pay. Речь идёт о магазинах Oppo (App Market), Samsung (Galaxy Store), Vivo (App Store), Xiaomi (GetApps) и Huawei (AppGallery) и площадках других производителей.Как Threat Intelligence помогает бизнесу бороться с таргетированными кибератаками
Однако ограничение возможности совершать платежи стало только одним из факторов падения этого сегмента рынка. В Vengeance Games указывают, что существует и мировая тенденция падения объёма рынка мобильных игр. В странах Европы и США оно составляет 4% в денежном эквиваленте и до 3% в количестве загрузок.
Среди причин сокращения числа загрузок — снижение после ковидного (речь идет о пандемии коронавируса COVID-19) бума, а также падение рынка гиперказуальных игр. Кроме того, на показатель повлияло уменьшение числа геймеров из-за релокации в 2022 году, уверяют эксперты, опрошенные изданием.
Основатель студии Vengeance Games Константин Сахнов отмечает, что если возможность платить вернется в ближайшие два года, то объём платежей в мобильных играх может восстановиться на 80%. Более длительные ограничения негативно скажутся на потребительской культуре, отучив россиян от покупок в играх и легального приобретения контента, заключил он.
Также фиксируется уменьшение спроса на гиперказуальные игры, отметил руководитель Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников.
По данным Mediascope за 2022 год, 69% россиян в возрасте от 12 до 64 лет хотя бы иногда играют в игры на различных устройствах, при этом регулярно это делают 55%. Чаще всего россияне играют в игры на смартфонах – 42%. Кроме того, исследование показало, что 68% российских пользователей мобильных телефонов указанного возраста играют на этом устройстве минимум один раз в месяц, а 40% заходят хотя бы в одну мобильную игру ежедневно. Закономерно, что игры являются одной из лидирующих категорий мобильных приложений по времени использования: с долей в 15% они делят 2-е место с видеоресурсами. Опережают игры только социальные сети – у них 29%.[1]
Количество загрузок мобильных игр в России снизилось на 11%
Количество загрузок мобильных игр в России за 2022 год снизилось на 11% в сравнении с 2021-м. Об этом свидетельствуют данные аналитиков Sensor Tower, обнародованные в марте 2023 года.
Эксперты не уточнили абсолютное число скачиваний мобильных игр за год. Приводится лишь цифра за четвертый квартал 2022 года - 673 млн, что примерно соответствует уровню годичной давности. И несмотря на спад весной и летом 2022 года, Россия осталась самым крупным рынком Европы: в четвертом квартале на нее приходилось 24% загрузок игр для смартфонов и планшетов в регионе.
Отмечается, что внутриигровые платежи, проходящие через App Store и Google Play в России, в 2022 году упали на 72% по сравнению с 2021-м. Во многом это стало следствием ограничений оплат в App Store и Google Play.
Источник «Коммерсанта» из игровой сферы отметил, что разработчики, присутствующие в РФ, в 2022 году стали активно подключать переход с приложения на браузерную версию. Некоторые издатели даже смогли увеличить выручку благодаря такому методу оплаты.
Опрошенные газетой эксперты отмечают, что можно проследить тренд в возрождении направления браузерных игр, близкого к мобильному геймингу. Кроме того, ограничения платежных платформ, дали перспективу для развития альтернативных точек агрегации и монетизации аудитории. Гендиректор и основатель студии Cyberia Nova Алексей Копцев добавляет, что для улучшения монетизации игр в России должны появиться не только удобные платежные инструменты, но и «привычка этими инструментами пользоваться», а альтернативные российские магазины приложений для Android должны предлагать ассортимент «не хуже, чем в App Store и Google Play».[2]
81% геймеров в России играет в мобильные тайтлы
20 мая 2022 года компания VK сообщила, что провела исследование аудитории геймеров в России. В опросе приняли участие около двух тысяч (1753) пользователей мобильных, десктопных и консольных игр в возрасте от 15 до 54 лет из России.
Согласно результатам исследования, больше всего пользователей играет в мобильные тайтлы (81%), на втором месте — ПК (66%), на третьем — консольные (27%). На всех трех платформах больше играет геймеров-мужчин — 58% на мобильных, 66% на ПК и 61% — на консолях. На май 2022 года самыми популярными жанрами в России, независимо от платформ, являются головоломки, шутеры и гонки.
По информации компании, помимо игр, кино, музыка и электроника остаются наиболее частыми хобби геймеров всех устройств. Однако стоит отметить, что для мобильных игроков путешествия более интересны, нежели гаджеты. Кроме того, заметно, что за последний год доля любителей кино значительно выросла среди мужчин, при том, что доля увлекающихся авто — упала. Женщины же стали чаще проявлять интерес к настольным играм и аниме.
Мобильные геймеры остаются самой большой аудиторией среди всех геймеров (81%). Из них 58% мобильных игроков используют те или иные платные опции. Чаще всего геймеры покупают внутриигровую валюту или энергию. Также игроки готовы платить за различные усилители или игровые предметы.
Главными факторами выбора игры для мобильного геймера являются: жанр игры, возможность играть бесплатно или без интернета. Дом, общественный транспорт и работа — по-прежнему самые популярные места для мобильных игр. В среднем геймеры играют в игры пяти разных жанров: головоломки (78%), настолки (71%), гонки (60%), шутеры (59%) и симуляторы (53%).
ПК-геймеры отдают предпочтение шутерам (69%) и гонкам (65%). При выборе игры геймеры ориентируются на личные впечатления от игрового процесса, а также на рекомендации лидеров мнений, поэтому важно выпускать демо-версии и проводить открытые бета-тесты. Основные покупки ПК-геймеров — это игровые предметы и внутриигровая валюта. На май 2022 года наиболее популярными жанрами среди консольных игроков также являются гонки (64%) и шутеры (59%), но они по-прежнему в топ-5 жанров вместе со спортивными симуляторами, файтингами и action/adventure. Среди консольных игроков наблюдается рост доли тех, кто совершает внутриигровые покупки (58%). Игроки одинаково часто покупают предметы (31%), валюту (32%), персонажей (29%) и усилители (27%).
2021: Продажи мобильных игр в России выросли на 14% до 76,5 млрд рублей
Продажи мобильных игр в России в 2021 году составили 76,5 млрд рублей, что на 14% больше показателя годичной давности. По количеству загрузок самыми популярными жанрами стали гиперказуальные игры и песочницы, а по выручке — RPG и стратегии. Такие данные аналитики маркетплейса игр My.Games (входит в холдинг VK) обнародовали в конце марта 2022 года. Подробнее здесь.
2020
My.Games: рынок мобильных игр в России вырос на 39% до 67,1 млрд рублей
Международный игровой бренд My.Games (входит в состав VK (ранее Mail.ru Group)) 29 марта 2021 года поделился своей оценкой российского игрового рынка за 2020 год. По полученным данным, мобильный сегмент российского рынка растет быстрее остальных — в 2020 году на его долю приходится уже 41,1% от общего объема, в то время как в 2019 году на мобильные игры приходилось только 30,4%.
Мобильные игры выросли за 2020 год на 39% до 67,1 млрд рублей. Из жанров пользователи чаще остальных предпочитали экшен-игры, шутеры, головоломки, ролевые игры и симуляторы (включая игры в жанре «фермы»). Единственным жанром, выручка в котором снизилась по сравнению с предыдущим годом, оказались стратегии. Подробнее здесь.
В первом полугодии 2020 года по загрузкам лидируют мобильные игры класса Casual
2 сентября 2020 года стало известно о том, что по данным Game IQ, в России по тратам пользователей в первом полугодии 2020 года лидируют игры класса Core (72%), на втором месте Casual (25%), в играх класса Casino деньги тратят меньше всего (3%). По загрузкам уверенно опережают игры класса Casual (81%).
Как пояснялось, результаты отчета Game IQ показывают, что российский топ игр-лидеров по количеству загрузок в первом полугодии 2020 года возглавляет Мой говорящий Том, в то время как по потраченным средствам лидирует BrawlStars.
По данным AppAnnie, за первую половину 2020 года гипер-казуальные игры были загружены 5 миллиардов раз, что почти в 5 раз больше, чем два года назад, а траты пользователей на игры в жанре Casino выросли на 40%. К концу года пользователи потратят в мобильных играх 100 млрд долларов.
2014: 8,8 млрд (+68%)
По данным экспертов VK (ранее Mail.ru Group), в 2014 г. рынок мобильных игр в России вырос на 68% и составил 8,8 млрд руб. По сравнению с 2010 г. объем сегмента увеличился более чем в 17 раз.
"Рынок мобильных игр в России продолжает расти наиболее высокими темпами. Курсовые разницы, безусловно, внесли свои коррективы в подходы разработчиков к монетизации проектов и к поиску новых зарубежных аудиторий, — прокомментировал Василий Магурян, руководитель IT-Territory, студии Mail.Ru Group. — Дальнейший рост сегмента будет происходить столь же активно. Особую роль в развитии может сыграть приход сильных команд разработчиков игр из социальных сетей и запуск успешных проектов на мобильных платформах".
По данным экспертов NewZoo, наибольшей популярностью мобильные игры пользуются у мужчин: их доля среди игроков колеблется от 53% до 58% в разных странах. По сравнению с 2013 г. наиболее заметно изменился состав игроков в России: доля мужчин, увлекающихся мобильными играми, сократилась на 3%.
По-прежнему мобильные игры предпочитают люди разных возрастов. Наибольшее число игроков в возрасте 36–50 лет живут в Южной Корее, юных игроков 10–20 лет больше всего в Китае. В России на 5% выросла доля игроков 36–55 лет.
Доля игроков с полной или частичной занятостью среди любителей мобильных игр в Китае они составляет 84%, в России - 72%, в США - 69%, в Южной Корее - 66%. Интересно, что среди игроков в ММО этот показатель немного выше.
2013
По данным экспертов Mail.Ru Group (лето 2014 года), объем рынка мобильных игр в России с 2010 по 2013 год вырос более чем в 9 раз и составил 165 млн долл. В 2010 году доля мобильных игр в онлайн-сегменте составляла всего 5% (18 млн долл.).
«Традиционно развитию рынка мобильных игр способствует увеличение числа смартфонов и планшетов. Но необходимо учитывать и интерес самих платформ к росту числа игр: появляются новые API, возможности усовершенствования технологий и многое другое», — отметил Василий Магурян, руководитель студии IT-Territory, Mail.Ru Group.
В мобильные игры в России, по данным аналитической компании Newzoo, сегодня играют 33,8 млн человек — 79% от общего количества любителей игр. В США доля мобильных игроков чуть больше (83%). А вот в Китае и Южной Корее мобильные устройства используют 96% и 93% геймеров соответственно.
Вместе с тем российские мобильные игроки совершают внутриигровые платежи и платят за игры реже всего (28%), тогда как в Китае это делают более половины пользователей, в США — 45%, в Южной Корее – 34%. Чаще всего играют корейские геймеры: треть из них (34%) играет более 5 раз в неделю.
Мужчин и женщин среди мобильных игроков во всех рассмотренных странах примерно поровну. Однако в отличие от США, где разница минимальна, в России «перевес» более заметен: мужчин, использующих мобильные гаджеты для игр, в нашей стране 58%.