Информатизация МФЦ Мои документы
Внедрение информационных технологий в МФЦ осуществляется в соответствие с рекомендациями Минэкономразвития России. На ИТ-рынке России присутствует несколько крупных игроков, специализирующихся на информатизации МФЦ и предлагающих соответствующие решения.
Концепция МФЦ
Основная статья - Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ Мои документы). Концепция
Рекомендации к функционированию ИТ-систем МФЦ
В январе 2014 года Министерство экономического развития РФ утвердило рекомендации[1] к функционированию информационных систем и средств безопасности в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Ведомство также огласило рекомендации к каналам связи, которые МФЦ использует для электронного взаимодействия с органами власти.
Рабочие места сотрудников МФЦ Минэк рекомендует оснащать компьютерами с тактовой частотой процессоров не менее 1 ГГц, оперативной памятью не менее 512 Мб, монитором с разрешением не менее 1280x1024 и глубиной цвета не менее 16 бит. При этом ведомство также допускает использование на рабочих местах сотрудников МФЦ терминалов.
Для работы с УЭК министерство рекомендует оборудовать рабочие места сотрудников МФЦ устройствами чтения микропроцессорных карт, совместимыми с технологиями УЭК, и устройствами ввода персональных идентификаторов (pin). Это обусловлено тем, что Минэк рекомендует проводить идентификацию и аутентификацию заявителя с помощью идентификационного приложения УЭК и подписывать документы квалифицированной электронной подписью с применением УЭК.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Для МФЦ, в которых не более 9 сотрудников работают с автоматизированной информационной системой (АИС МФЦ), ведомство рекомендует организовать каналы связи с пропускной способностью не менее 256 Кбит/сек на каждое рабочее место. Если же в МФЦ более 10 сотрудников работают с АИС МФЦ, то для них необходим канал со скоростью не менее 2 Мбит/сек на всех.
Для обеспечения надежности работы МФЦ министерство рекомендует каждому центру развернуть резервный канал связи между АИС МФЦ и системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) с пропускной способностью не менее 30% от пропускной способности основного канала связи. А резервный канал между АИС МФЦ и рабочими местами сотрудников МФЦ министерство рекомендует создавать только если на территории, которую обслуживает МФЦ, проживает более 100 тыс. человек.
Для обеспечения информационной безопасности, помимо традиционных мер, Минэк рекомендует определить сотрудников МФЦ, ответственных за соблюдение требований к защите информации, содержащейся в АИС. Министерство также рекомендует разграничить права доступа к системе и вести журнал ее событий.
С целью сохранения данных в АИС в документе рекомендовано организовать ее работу таким образом, чтобы сбои или прекращение электропитания не приводили к выходу из строя технических средств системы. Кроме того, ведомство рекомендует делать резервные копии данных и ПО с периодичностью не менее 1 раза в сутки. Обозначенное Минэком максимальное время восстановления функционирования системы из резервных копий составляет не более 4 часов.
В документе также рекомендуется обеспечить взаимодействие АИС МФЦ с федеральным реестром государственных и муниципальных услуг, информационно-аналитической системой мониторинга качества госуслуг, АИС центра телефонного обслуживания, единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и иными ИС органов госвласти и местного самоуправления при помощи инфраструктуры СМЭВ. При этом входящие электронные сообщения из СМЭВ рекомендуется подвергать проверке в части подлинности и целостности, а также действительности сертификатов ключей проверки электронных подписей.
Аудит соответствия МФЦ рекомендациям к ИТ
В январе 2014 года Минэкономразвития России была проведена инвентаризация сети МФЦ в части характеристик каналов связи, средств безопасности, информационно-технологической инфраструктуры, информационных систем[2].
Лучшие показатели зафиксированы у МФЦ Липецкой области (на 96% соответствуют рекомендациям), Кабардино-Балкарской Республики (94%) и Республики Башкортостан (94%).
Худшие показатели у Чукотского автономного округа (15%), Еврейской автономной области (15%), Курской области (17%), Удмуртской Республики (17%).
Требования к интеграции МФЦ с внешними ИС
Требования к интеграции АИС МФЦ с внешними информационными системами приведены на следующих ресурсах:
- Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах – http://www.roskazna.ru/gis-gmp/ (раздел «Форматы взаимодействия ГИС ГМП с информационными системами участников»);
- Универсальная электронная карта – http://www.uecard.ru/organizations/capabilities/ (раздел «Рекомендации по использованию УЭК в инфраструктуре МФЦ»);
- Федеральная государственная информационная система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – http://smev.gosuslugi.ru/ (раздел «Регламенты, инструкции, шаблоны документов»);
- Федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА) – http://minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=59;
- Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг (ИАС МКГУ) – https://vashkontrol.ru/hershel/.
До конца 2014 года 100% МФЦ должны быть подключены к ИАС МКГУ
Решения для информатизации МФЦ
2021
Запуск печати на бумажном носителе сертификата с QR-кодом о прививках против COVID-19
17 ноября 2021 года Минцифры России сообщило, что совместно с Минэкономразвития России запустили в МФЦ печать на бумажном носителе сертификата с QR-кодом о профилактических прививках против COVID-19 и перенесенном заболевании.
Работа проведена в соответствии с поручением Председателя Правительства России Михаила Мишустина.
В задачи Минцифры входила разработка технического решения, которое обеспечит доступ сотрудников МФЦ к информационным системам Минздрава России, содержащим информацию о вакцинации от COVID-19, перенесенном заболевании. Такой доступ организован через специализированное автоматизированное рабочее место сотрудника МФЦ по формированию сертификатов COVID-19 на Госуслугах.
Сертификат в распечатанном виде содержит QR-код, срок действия и фамилию владельца и не содержит медицинские данные. За первые сутки распечатку сертификатов в МФЦ по всей стране заказали более 50 тысяч человек.
За услугой могут обратиться как граждане страны, так и те люди, которые имеют вид на жительство в России или иной документ, разрешающий им проживать в стране. Решение разработано для облегчения доступа к получению сертификатов с QR-кодами.
Для того чтобы получить сертификат от заявителя, потребуется следующий перечень документов:
- документ, удостоверяющий личность (ранее предъявлявшийся при осуществлении вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19) и (или) оказании медицинской помощи);
- СНИЛС (при наличии);
- документы, подтверждающие право действовать от имени заявителя;
- загранпаспорт (в случае, если заявителю требуется экземпляр сертификата на английском языке)
- полис ОМС (при наличии).
Использование Promobot Scanner - экономия 45 минут в день сотрудниками МФЦ
В июне 2021 года стало известно о результатах использования умного сканера Promobot Scanner в многофункциональном центре «Мои документы» в Перми. За полгода работы устройство проанализировано более 3 тыс. документов и сэкономил сотрудникам МФЦ порядка 30 часов работы. Подробнее здесь.
Начало предоставления консультаций по видеосвязи
В конце февраля 2021 года сотрудники центров госуслуг «Мои документы» в Москве начали предоставлять консультации жителям через интернет — по видеосвязи.
На момент запуска услуги специалисты столичных МФЦ консультируют всех желающих по наиболее востребованным социальным услугам. Например, они рассказывают о порядке получения социальной карты, полиса ОМС Campus Management, СНИЛС, а также сертификата на материнский (семейный) капитал.
Кроме того, во время видеоконференции москвичи смогут узнать, как получить бесплатную санаторно-курортную путевку от органов социальной защиты населения, региональную социальную доплату к пенсии, а также социальные выплаты семьям с детьми. В дальнейшем перечень услуг, оказываемых по видеосвязи, будут расширен, заявила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Для того, чтобы получить консультацию сотрудника центра госуслуг «Мои документы» по видеосвязи, необходимо записаться на виртуальный прием с помощью портала mos.ru. Там нужно зайти в раздел «Услуги» и выбрать кнопку «Запись на прием в центр госуслуг и ОИВ». Далее следует нажать на услугу «Видеоконсультация в центрах госуслуг по вопросу предоставления отдельных мер социальной поддержки». На экране компьютера или смартфона отобразится календарь, где отмечены свободные окна консультантов. Специалисты предоставляют онлайн-консультации ежедневно с 09:00 до 19:40, один сеанс длится не более 20 минут, сообщается на сайте мэра Москвы.
Отмечается, что консультанты центров «Мои документы» предоставляют только справочную информацию. Чтобы подать документы на получение той или иной услуги, необходимо лично обратиться в ближайший центр или же воспользоваться электронными сервисами на портале mos.ru, напоминают.[3]
2020: Первые в России «роботы-коллеги» начали консультировать посетителей МФЦ
21 декабря 2020 года на четвертом этаже торгово-развлекательного центра «Щёлковский» в Москве открылся флагманский многофункциональный центр площадью более 2,5 тыс. кв. метров. Посетителей «Моих документов» встречают антропоморфные роботы — модели Robo-C. Их называют первыми «роботами-коллегами» в России: они работают в одном месте и взаимодействуют друг с другом. Подробнее здесь.
Типовое решение
В целях упрощения задачи информатизации деятельности МФЦ Минэкономразвития России разработало типовую информационную систему поддержки деятельности многофункциональных центров на базе свободно распространяемого программного обеспечения (далее – АИС МФЦ СПО).
АИС МФЦ СПО предназначена для автоматизации основных административно-управленческих процессов в МФЦ, распространяется в субъектах Российской Федерации на безвозмездной основе и соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», а также Методическим рекомендациям.
Последняя версии АИС МФЦ СПО, разработанная по заказу Минэкономразвития России в конце 2013 года, включает в себя портал уполномоченного МФЦ, электронную очередь, интеграцию с инфраструктурой электронного правительства, Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах, инфраструктурой Универсальной электронной карты, Информационно-аналитической системой мониторинга качества государственных услуг.
Дистрибутив и эксплуатационная документация последней версии АИС МФЦ СПО размещены в открытом доступе на портале поддержки типовых решений Минэкономразвития России [4].
Решения коммерческих поставщиков
- Полтава-МФЦ (разработчик - "АйТи. Ведомственные системы")
- Капелла.МФЦ (разработчик - IBS)
- Одно окно (разработчик - (АТ Консалтинг))
- Optima-WorkFlow (разработчик - "Оптима")
- КОМЭКС: ИПС МФЦ (разработчик - КОМЭКС)
Услуги внедрения информационных технологий в МФЦ также оказывают "Ланит", "Техносерв" (преимущественно занимается телеком-инфраструктурой), КСК Технологии, "Эволента", "Скат" и др.
Концепция мониторинга деятельности МФЦ от "Ланит"
ЛАНИТ представил осенью 2014 года концепцию мониторинга деятельности центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), который должен стать новым инструментом управления и повышения эффективности механизмов предоставления населению государственных и муниципальных услуг. В основе концепции лежит переход от экстенсивной модели управления, основанной на количественном увеличении ресурсов, к модели многофакторного анализа накапливаемых статистических данных и решений на его основе.
Большинство действующих МФЦ автоматизированы, имеют свои информационные системы. Однако есть проблемы со сбором и обработкой первичной информации, а также с принятием оптимальных управленческих решений в отдельных точках функционирования центров. Необходим выход на новый уровень – сбор в режиме реального времени со всех информационных систем центров транзакционной информации, агрегирование ее по определенным показателям и анализ.
Первый блок данных – оперативные показатели деятельности организации, обновляемые в режиме реального времени. К ним относятся, например, текущее количество заявителей в очереди; количество операторов, ведущих прием; продолжительность обслуживания заявителя каждым оператором; количество комплектов документов, ожидающих исполнения, находящихся в работе и приготовленных для выдачи заявителям.
Второй блок данных – постоянно накапливаемые статистические данные, которые наглядно демонстрируют динамику и отклонения в основной деятельности организации. К ним относятся, например, среднее время обслуживания заявителей, их количество в различные дни недели и часы, статистика обращений за услугами с разбивкой по предоставляющим их органам власти.
Полученные массивы информации будут иметь высокую достоверность, а механизмы анализа исключают человеческий фактор.
В единой системе мониторинга могут быть созданы интерфейсы для регионов, которые позволят посмотреть данные по региональной системе МФЦ и конкретному центру. Сотрудники федеральных государственных органов, например, Минэкономразвития России, будут пользоваться единым интерфейсом, где можно проанализировать всю историю данных в разрезе региона и страны.
См.также
Обзор ИТ в регионах России 2015
- Россия в ИТ-рейтингах
- Информационное общество и софинансирование регионов
- Электронное правительство России
- Цифровизация регионов России
- Статистика использования ИКТ в госсекторе России
- Электронные госуслуги в регионах России
- Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
- Развитие СМЭВ в субъектах РФ
- Универсальная электронная карта (УЭК)
- УЭК в регионах России
- Цифровизация здравоохранения России
- ИТ в образовании РФ
- Концепция МФЦ
- Аудит соответствия МФЦ рекомендациям к ИТ
- МФЦ. Международный опыт
- ИТ-директора российских регионов
- Анализ базы ИТ-директоров российских регионов 2014
- ИТ в госсекторе (мировой рынок)
- ИТ в госсекторе США
- ИТ в госсекторе Евросоюза
- ИТ в госсекторе Великобритании
- ИТ в госсекторе Индии
Примечания
- ↑ Приказ Минэкономразвития России от 22 января 2014 г. № 21 "Об утверждении Методических рекомендаций по обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в части функционирования информационньх систем..."
- ↑ Итоговая таблица инвентаризации сети МФЦ, январь 2014
- ↑ Как получить соцкарту и полис ОМС: специалисты центров госуслуг теперь консультируют по видеосвязи
- ↑ Дистрибутив и эксплуатационная документация последней версии АИС МФЦ СПО