2014/09/18 18:47:14

Владислав Перегудов: От персонального к корпоративному - технологический прогресс на рынке ВКС

Пользователи уже давно освоили видеосвязь для личных потребностей и постепенно перенесли культуру общения в корпоративную среду. При этом технологии видеоконференцсвязи не стоят на месте, на смену приходит виртуализация, расширяются возможности и функционал систем. О том, как это влияет на российский рынок ВКС, рассказал TAdviser Перегудов Владислав, главный инженер проектов группы компаний «Астерос».

Каталог ВКС-решений и проектов в России смотрите на TAdviser.

TAdviser: Как давно «Астерос» развивает практику видеоконференцсвязи? В чем заключается специфика вашего подхода к проектам ВКС?

Владислав Перегудов: По сравнению с возрастом компании подразделение относительно молодое, но наши специалисты более 10 лет реализовывают проекты, связанные с организацией видеоконференцсвязи в различных отраслях. Под этим подразумевается не только развертывание ВКС, но и их интеграция с другими системами заказчика или создание мультивендорных решений. На словах это звучит просто, но мы не делаем типовые проекты, каждое решение проектирует наш специалист с учетом потребностей заказчика, территориальной распределенности, технологической платформы и других уникальных параметров.

TAdviser: Как вы оцениваете рост российского рынка систем ВКС? Что, по вашим наблюдениям, стимулирует его развитие?

Владислав Перегудов: Одной из главных движущих сил российского рынка систем ВКС и UC (Unifaited communication) являются новые технологии. Сейчас в фокусе внимания специалистов и заказчиков находятся технологии виртуализации решений ВКС, которые позволяют реализовать инфраструктурные элементы системы (MCU, GK) в виртуальной среде. Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 6.7 т

Мы видим, что спрос на такие решения активизируется, потому что они, прежде всего, доступнее по стоимости, чем их «железные» аналоги, и сокращают затраты заказчиков. С технологической точки зрения важными преимуществами ВКС стали быстрая развертываемость и возможность оперативной интеграции в существующую ИТ-инфраструктуру клиента.

TAdviser: Какие новые технологические возможности для развития систем ВКС вы считаете наиболее перспективными?

Владислав Перегудов: Решения для виртуализации инфраструктуры систем ВКС сегодня имеют огромный потенциал на рынке. Они появились, конечно же, не вчера, но на протяжении определенного времени имели ограничения для полноценного внедрения, но технологический прогресс исправил ситуацию. Раньше в рамках проектов устанавливалось оборудование ВКС, но наш опыт показывает, что эту часть инфраструктуры можно успешно виртуализировать. Кроме того, рынок ждет появления таких решений с поддержкой новых технологий обработки видеопотоков, например, H.265, который использует более эффективные алгоритмы для видеосжатия по сравнению с H.264/MPEG-4 AVC.

Из числа уже доступных на рынке стоит отметить технологию WebRTC, предназначенную для голосовых и видеозвонков с помощью браузера. Удобство ее использования уже положительно оценили на рынке, так как теперь сеанс видеоконференцсвязи можно запускать не через отдельное приложение, а непосредственно из браузера. Соответственно, можно смело прогнозировать рост проектов с использованием WebRTC и высокую востребованность шлюзов, которые помогут соединить системы на базе WebRTC с решениями традиционных систем ВКС.

TAdviser: Используете ли вы новые технологии в своих проектах? Или ждете предварительной «обкатки» решений на рынке?

Владислав Перегудов: Наши заказчики – крупные компании, порой имеющие большие производства и представительства во всех регионах России, и, конечно, они стремятся использовать только передовые технологии, тестирование которых мы проводим в нашем Центре компетенций. Одним из примеров территориальной масштабности наших проектов может стать интеграция системы ВКС с IP-телефонией в «РусГидро». Если говорить об инновациях, то сейчас мы занимаемся внедрением виртуальных решений ВКС для одной из крупнейших российской промышленной группы компаний. Пожалуй, это один из первых, если не первый, проект по внедрению виртуальных решений по ВКС широкого масштаба. В виртуальную среду были перенесены серверы многоточечной видеоконференцсвязи (MCU), контроля вызова и регистрации абонентов, SIP-сервер, а также решения, отвечающие за подключение внешних абонентов к системе согласно политикам безопасности сети заказчика.

TAdviser: Насколько использование ВКС увеличивает нагрузку на ИТ-инфраструктуру предприятия? Как можно оценить средние инвестиции в подобные проекты? Есть ли здесь пути оптимизации?

Владислав Перегудов: У данного вопроса есть две стороны медали. Если говорить о нагрузке в прямом смысле этого слова, то есть на сеть передачи данных, то, безусловно, она возрастает. Сетевая инфраструктура заказчика должна быть подготовлена к этому соответствующим образом. С другой стороны, растёт нагрузка на персонал компании в части поддержки и обслуживания внедренных решений. Крупные компании в таких случаях могут нанять отдельного специалиста для обслуживания ВКС, средний бизнес предпочитает возлагать эту обязанность на штатных и не всегда профильных ИТ-специалистов. Но при наличии определенного понимания сетевых технологий они довольно быстро обучаются.

Что касается финансовой стороны вопроса и оптимизации расходов на ВКС, то совершенно точно компании стремятся сохранить инвестиции, сделанные ранее. Поэтому от уже интегрированных систем и оборудования, как правило, не отказываются, а объединяют их с новыми решениями. Экономия может быть достигнута и за счет использования решений виртуализации, так как это предполагает довольно существенное сокращение расходов на оборудование. Крупные компании, которые имеют внутренних операторов связи, что часто встречается среди промышленных предприятий, сокращают расходы, размещая ядро ВКС-системы на базе такого оператора, в дальнейшем подключая к нему все компании и предприятия, входящие в группу.

Есть еще одно перспективное направление, пока не очень распространенное в России – это ВКС, как сервис, предоставляемый операторами связи. Такие услуги могут быть востребованы малым бизнесом, так как предполагают полное отсутствие вложений в «железо» и развертывание решений. Препятствием для роста данного рынка является то, что операторам требуется серьезно вложиться в инфраструктуру для запуска подобного рода услуг. Отдельный вопрос – ценовая политика, нужно установить стоимость услуг на доступном уровне, чтобы небольшие компании были в состоянии оплачивать их регулярно.

TAdviser: Каковы основные эффекты от внедрения ВКС для бизнеса, из практики ваших проектов?

Владислав Перегудов: Не всегда денежный эффект от внедрения бизнес-систем очевиден для заказчика, но в случае с ВКС оценить сэкономленные средства просто. В первую очередь, компания сокращает командировочные и другие расходы, связанные с переездами сотрудников, а для крупного бизнеса такие суммы могут быть весьма существенны. Поэтому возврат инвестиций в ВКС происходит наглядно и быстро, что, кстати, является одним из преимуществ видеоконференсвязи. Не стоит забывать и о технологических преимуществах. Помимо того, что сотрудники могут общаться, практически не отрываясь от основного рабочего процесса, ВКС – это, прежде всего, безопасность, отказоустойчивость и централизованное администрирование, которую не могут гарантировать обычные мессенджеры, это гибкость настройки и изменение функциональности по требованию заказчика, техподдержка и многое другое.

TAdviser: Как можно расширить функциональность традиционных ВКС? Каковы ваши базовые рекомендации заказчикам в настоящий момент?

Владислав Перегудов: Прежде всего, стоит уделить внимание персонализации решений ВКС и внедрять те, которые позволяют рядовым сотрудникам активно использовать видеоконференцсвязь в своей повседневной работе: это могут быть как клиенты для рабочих станций, так и мобильных платформ. В таком случае система ВКС пронизывает всю структуру компании и, соответственно, дает быструю отдачу. Неудачный пример - когда ВКС устанавливаются только в переговорных, куда доступ порой ограничен, и рабочие инструменты не всегда под рукой.

Еще один момент - часто заказчики делают запрос на предоставление общей среды для совместной работы пользователей, инструментов для редактирования документов в ходе видеосеансов. Это уже совсем другой класс решений для совместной работы, и если потребность в таких опциях действительно велика, то нужно им уделить особое внимание, поскольку функционал таких систем достаточно широк.

TAdviser: Как правильно выбрать ВКС?

Владислав Перегудов: Существует множество критериев, индивидуальных для каждого заказчика. На старте проекта мы проговариваем все нюансы, что позволяет собрать архитектуру будущего решения, буквально от «фундамента» до «крыши».

TAdviser: Что препятствует использованию ВКС в организациях? Какие вы видите пути преодоления таких препятствий?

Владислав Перегудов: Недостаточно просто внедрить ВКС, ее эффективность зависит и от востребованности системы среди сотрудников, что также нужно учитывать еще на этапе проектирования. Для конечных пользователей, повторюсь, очень важны простота и удобство решений, и если этого нет, то систему не спасет ни широкий функционал, ни удачный дизайн. Сотрудники компании должны иметь возможность легко пользоваться видеоконференцсвязью при общении, не вовлекая в этот процесс технических специалистов. Развитие единой системы унифицированных коммуникаций, как мне кажется, должно обязательно привлечь рядовых пользователей. Отсутствие культуры видеообщения также может стать преградой для внедрения ВКС, но по мере все более глубокого проникновения сервисов видеосвязи в частную жизнь, мы наблюдаем повышение интереса в корпоративной среде.