2015/02/22 07:00:00

Облачные решения для СМБ

Частные облака для среднего и особенно малого бизнеса пока чаще всего «не по карману». Строительство собственных закрытых облачных инфраструктур в сегменте СМБ оправдано в том случае, если предприятие работает с конфиденциальными данными, нуждается в совместном доступе к ресурсам публичного облака в безопасной среде и при этом имеет сильный ИТ-отдел. Наиболее востребованы в СМБ публичные и гибридные облачные сервисы.

Смотрите также:

Содержание

Мировой рынок

В ближайшие несколько лет средний и малый бизнес (СМБ) будет активно инвестировать в ИТ-инфраструктуру. Заметная доля этих расходов пойдет на строительство и использование облачных систем, но облачные решения могут быть как публичными, так и частными, а такде гибридными. Важно понять плюсы и минусы этих моделей для СМБ.

В целом «облачность» на рынке СМБ повышается год от года. По данным Intuit[1], к 2020 году 78% компаний малого и среднего бизнеса будут готовы к использованию cloud computing по сравнению с 37% в 2014 году. В терминологии западных аналитиков к сегменту SMB (small&medium business) относятся компании по российским меркам немаленькие: численностью до 1000 человек. Если выделить из общей суммы «малые» компании в нашем понимании, цифры были бы даже больше.

Результаты исследования Parallels (Параллелз Софтвер) SMB Cloud Insights[2] показывают рост проникновения облачных сервисов и совокупный темп годового роста (CAGR) глобального рынка в 28%. По прогнозам компании, к 2015 году этот рынок достигнет $95,7 млрд, а к 2016 году - $125 млрд.

Мировой рынок облачных услуг для СМБ

Parallels, 2013

В Intuit предложили разделить все компании SMB, использующие облака, на четыре категории. Первая – «собиратели портфолио» (portfoliolists): это фрилансеры, которые задействуют такие сервисы для своей работы и коммуникации с коллегами по цеху. Второй тип компанией назван «ульем» (hives): по аналогии с пчелиным роем, такие организации используют облака для взаимодействия со своими удаленными сотрудниками. Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы

Есть компании «догоняющие» (Head-to-headers), они делают ставку на инновации, делая их своим конкурентным преимуществом и пытаясь таким образом отвоевать долю рынка у более крупных игроков и лидеров. Самая интересная категория – четвертая. Такие компании названы «Plug-in players», они подключаются к облаку как к электрической «розетке».

Буквально это означает, что они полностью доверяют свою инфраструктуру облачному сервис-провайдеру, поставляющему пул решений, на базе которых выстраиваются все бизнес-операции, что позволяет им сосредоточиться на своем основном бизнесе.

Есть и обратная сторона популярности облачных услуг: даже на развитых ИТ-рынках бизнес с осторожностью рассматривает перспективу передачи критически важных процессов и информации в публичные облака. Результаты исследования IDC показали, что в западных странах большая часть (69%) игроков рынка отдают предпочтения частным облакам. Согласно исследованию AMI[3], проведенному в 2013 среди разработчиков облачных решений для бизнеса (США), 41% респондентов назвали озабоченность по поводу безопасности и конфиденциальности данных главной причиной того, что в настоящее время публичные облака не активно используются в СМБ. Однако, инвестиции в частные и гибридные облачные решения несколько выше, чем в публичные, что является непреодолимым входным барьером для небольших компаний.

Небольшие предприятия, владеющие сильными ИТ-отделами, а также работающие с конфиденциальными данными, а также те, процессы которых требуют использования ресурсов публичного облака в более безопасной среде – это ключевые пользователи частных облаков в сегменте СМБ. Преимущественно это компании финансового сектора, технологические стартапы, ритейлеры. Например, американская компания DevLinks, работающая в сегменте робототехники и имеющая в штате всего 15 человек, приняла решение о полной локализации своих центров обработки данных и отказе от публичных облачных сервисов. Американская компания MemSQL, создающая решения в сегменте big data, отказалась от использования публичного облака в пользу собственной инфраструктуры, когда у нее появились возможности и средства построить свои собственные ИТ-системы.

Бытует мнение, что частные облака – удел только крупного бизнеса. Есть много фактов, подкрепляющих данную точку зрения. Задачи, которые решают частные облака, а именно безопасное хранение больших объемов данных; возможность централизованного предоставления корпоративных сервисов удаленным сотрудникам, требуют значительных затрат и наличия квалифицированного ИТ-отдела, обеспечивающего непрерывность работы облачной инфраструктуры, что не всегда под силу предприятиям малого бизнеса.

Альтернативной концепцией для предприятий СМБ, нуждающихся в возможности совместного использования публичного облака в более безопасной среде, являются гибридные облака, в которых комбинируются частные и публичные облачные инфраструктуры. Гибридные облака позволяют увеличить резервы хранения данных или ускорить их обработку, чтобы получить дополнительные мощности без необходимости покупать дополнительное оборудование. В докладе, опубликованном Wakefield Research и SAP AG[4], 67% ИТ-руководителей, использующих облачные решения, заявили о внедрении гибридных структур.

Например, продовольственная компания Delhaize America использует гибридное облако для сбора и аналитики больших данных и изучения влияния местных погодных условий на колебания спроса в магазинах по различным категориям товаров. Из анализа продуктовый ритейлер узнал, например, что теплая погода сокращает закупки определенных видов мяса для гриля и увеличивает закупки журналов. Это знание позволяет компании принимать более взвешенные решения о наличии товара, рекламных акциях и ценовой политике.

Оператор онлайн-курсов Pearson использует гибридное облако для предоставления цифровых образовательных программ пользователям всего мира. Облако позволяет Pearson развивать более гибкую глобальную гибридную инфраструктуру, высвобождать ресурсы для более веб-ориентированных образовательных продуктов, обеспечивать сохранность данных пользователей и предоставлять глубокую аналитику результатов обучения студентов. Переход на гибридную модель помогает ускорить переход компании к далеким, но быстрорастущим и перспективным рынкам Южной Африки и Китая.

Проблемой гибридных облаков является не очевидный уровень безопасности в линиях соединения частного и общественного облака. Эксперты отмечают, что «швы» гибридных облаков размываются, порой, довольно запутанным образом. Поэтому вопрос открытых стандартов остается первостепенным в дискуссиях за и против использования гибридных облачных решений. Но стандартизация на рынке cloud computing пока находится на начальном этапе.

Российские реалии

Согласно данным Росстата, опубликованных порталом "Ресурсный центр малого предпринимательства"[5], по состоянию на 1 января 2013 года, по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 4,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек. Из них 1,76 млн приходится на микропредприятия, 243 тыс. - на малые предприятия, 13,8 тыс. - на средние предприятия, а основную массу составляют индивидуальные предприниматели: их общая численность - более 2,6 млн человек. Всего на малых и средних предприятиях трудилось 18,1 млн человек, а их совокупный оборот составлял 36 281,7 млрд рублей.

Только у некоторых компаний малого бизнеса есть корпоративный сайт, нередко в качестве веб-представительства используются социальные сети. Есть предприятия, где ИТ практически не используется, учет ведется в Microsoft Excel или в формате «бумажных» записей. Нередко предприниматели не интересуются новинками, не понимают, зачем и как использовать ИТ-инструменты, в том числе и облачные технологии.

Обычный портрет потребителя облачных сервисов в предпринимательском секторе - прогрессивно настроенный средний бизнес. Есть ИТ-стартапы и компании со штатом от двух до ста человек, из оборудования у которых только ноутбуки и все бизнес-процессы осуществляются с помощью облачных приложений. Parallels (Параллелз Софтвер) таких игроков на рынке облачных технологий для СМБ считает основными и называет «прыгунами». Это компании, которые сразу начинают пользоваться «облаками», минуя традиционные ИТ-решения.

Согласно исследованию TelecomDaily[6], лишь 42% петербургских компаний сегмента СМБ (опрошено 1,5 тыс. руководителей) выразили заинтересованность в использовании облачных сервисов в качестве инструмента для оптимизации своих бизнес-процессов; только треть из них намереваются начать использовать облака в скором времени или в течение ближайшего года.

Использование мощных публичных облачных бизнес-сервисов, не говоря уже о создании собственных частных облаков, для предприятий СМБ в России дорогое удовольствие. Крупные вендоры «тяжелых» бизнес-решений, включая Microsoft, SAP, Oracle и прочих гигантов, выпустили модификации своих систем для управления бизнесом, рассчитанные на небольшие компании. Последние два года активно продвигаются облачные решения от . Но с точки зрения, например, SAP или Microsoft сегмент СМБ — это компании с оборотом от 1 млн евро в год, что не соответствует российским реалиям. Небольшие компании, имеющие средства, чтобы арендовать инфраструктуру и самостоятельно установить на неё нужное программное обеспечение, создав тем самым частное облако – большая редкость.

Поэтому, если малый и средний бизнес в России принимает решение о работе с облачными технологиями, в большинстве случаев речь идет о публичных облаках. Здесь для СМБ актуальны такие сервисы как корпоративная почта, хранение данных, корпоративные сайты из облака, CRM, виртуальные АТС, совместная работа с документами, организация Workflow, мини-ERP, сервисы для веб-конференций, учета рабочего времени офисных работников и удаленных сотрудников.

Малый бизнес, оперирующий большим количеством наименований товаров (торговля), косметики (салон красоты), и уже осознавший, что вести учет «на коленке» и в таблицах Excel – не продуктивно, заинтересован в облачных бухгалтерских и складских сервисах.

Экспериментальную программу запустила ФНС по передаче в облаке данных, собираемых с кассовых аппаратов в розничных точках. Эксперимент, в рамках которого информация о покупках в точках продаж будет передаваться в дата-центры, а затем обрабатываться налоговиками, стартовал с 1 августа 2014 года в Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане. Среди участников — "Почта России", "Седьмой континент", "М.Видео", "Азбука вкуса", "Дикси", "Снежная королева", "МегаФон", "Связной" и сеть кинотеатров "Формула кино"[7].

Эксперимент продлится до 1 февраля 2015г. ФНС должен оценить его результаты до 10 марта 2015г. Анализировать итоги будет специально созданная рабочая группа, в которую войдут представители бизнеса, ФНС и экспертного сообщества. После чего соответствующий доклад должен быть представлен в правительство. Предполагается, что если эксперимент будет признан успешным и предприниматели примут его, то через изменения в законодательстве бизнес обяжут передавать данные с кассовых аппаратов онлайн.

См.также

Примечания