2015/11/16 13:43:54

Сергей Орлик: Сегодня компании уже не могут игнорировать присутствие мобильных устройств на руках сотрудников

Генеральный директор «МобилитиЛаб» Сергей Орлик в интервью TAdviser рассказал о собственной разработке компании – решении WorksPad, а также о продвижении этого продукта на мировом рынке.

Сергей Орлик: Мы хотим сделать продукт, который будет коммерчески успешным

TAdviser: Для кого предназначен продукт WorksPad?

Сергей Орлик: Это – продукт для корпоративных пользователей, которым нужна единая, безопасная среда для работы.

МобилитиЛаб выступает носителем новой технологии, которая позволяет сделать среду удобным единым коммуникационным пространством для всех сотрудников компании. WorksPad позволяет им не только улучшить свой пользовательский опыт работы с мобильными гаджетами, приблизив к привычным условиям работы за настольным компьютером, но и значительно изменить подход, связанный с реализацией системы безопасности на предприятии.

Технология WorksPad предполагает установку собственного сервера, который не позволяет просто так перебрасывать данные в обход корпоративных политик безопасности. Данные, передаваемые с мобильных устройств сотрудников, не направляются в обход установленных корпоративных систем контроля для предотвращения утечек данных.

TAdviser: Так ли важна мобильность для корпоративных пользователей, чтобы компании шли на установку специальных систем для работы с их мобильными гаджетами?Рынок аутсорсинга информационной безопасности в России: особенности развития и перспективы. Обзор TAdviser 6.6 т

Сергей Орлик: Как недавно выяснил Gartner, в распоряжении каждого корпоративного пользователя находится в среднем 3,5 вычислительных мобильных устройства, которые он использует в деловых целях. Как правило это - корпоративный ноутбук, личный ноутбук, мобильный телефон, и зачастую еще планшет.

В этом контексте компаниям требуется поддерживать единый сценарий работы в корпоративной сети. Уже сегодня компании не могут игнорировать присутствие мобильных устройств на руках корпоративных сотрудников. Это заставляет их обеспечивать единое информационное пространство, в котором работает корпоративный пользователь.

TAdviser: Что отличает WorksPad от других приложений?

Сергей Орлик: WorksPad обеспечивает простоту работы с множеством документом, вложений самых разных форматов, не компрометируя информационную безопасность. Покажем простой сценарий, когда привычная для настольных систем схема работы оборачивается трудностями, если ее выполнять с использованием мобильных устройств.

Допустим, пользователь получает по электронной почте ZIP-архив с презентацией бизнес-плана. Следом приходит Excel-файл с обновленными значениями на тот же бизнес-план. Работая с настольной системой, он получает почту, сразу открывает приложенный файл и получает возможность работы с презентацией. Рядом открывается файл Excel, что позволяет легко сравнивать данные и находить расхождение.

После этого данные актуализируются, а итоговый файл выкладывается на Sharepoint-портал, что делает его актуальным для всех участников, предусмотренных в сценарии обработки этого документа. Что происходит, когда для этого используется мобильное устройство со стандартным набором приложений? В мобильном устройстве письмо можно открыть через стандартный почтовый клиент. Приложенный к письму файл придется открыть в другом приложении. Если этот файл был заархивирован, то его придется открыть через третье приложение. Чтобы отправить готовый файл на SharePoint-портал, потребуется подключать еще одно внешнее приложение.

В результате простейшая задача, которая решается на настольном компьютере быстро и интуитивно, требует десятка вызовов различных приложений на мобильном устройстве. Мало того, что это чрезвычайно неудобно с точки зрения пользователя, в процессе работы у него попутно возникает несколько версий файла, с которым он работает, которые бесконтрольно «оседают» в мобильном устройстве, причем в самых разных форматах.

TAdviser: Проводилась ли сертификация WorksPad по безопасности?

Сергей Орлик: Мы не занимались сертификацией в соответствующих американских или европейских институтах. Однако мы успешно прошли независимое тестирование в компании Veracode - лидера квадранта Gartner по независимому анализу уязвимостей. Согласно полученному отчету, WorksPad относится к уровню приложений класса Business critical (Very high).

Анализ на возможные уязвимости в WorksPad, проведенный Veracode, дал следующий результат: в продукте отсутствуют любые уязвимости, вплоть до уровня Very low. Все проверки выполнялись по стандартным методикам NIST.

Согласно отчету, WorksPad отнесен к числу приложений уровня Level 3. Для справки следует упомянуть, что в NIST определены пять уровней приложений по степени критичности возможных уязвимостей. К уровню Level 5 относится авионика, системы управления атомными станциями; к уровню Level 3 относятся в том числе приложения, обслуживающие финансовые транзакции.

Таким образом, WorksPad сертифицирован на передачу информации, имеющей критичную значимость для бизнеса.

TAdviser: На мировом рынке представлено не так много российских программных продуктов, хотя о достоинствах российских разработчиков ходят легенды. Почему так?

Сергей Орлик: Проблема российской разработки состоит в том, что мы умеем сделать технологию на самом передовом уровне, технологию экстра-класса. Но мы не умеем сделать коммерческий продукт. Это – совершенно другая компетенция.

Задача «МобилитиЛаб» состоит в том, чтобы не ограничиться только разработкой технологии. Мы хотим сделать продукт, который можно продавать, который будет пользоваться спросом и который будет коммерчески успешным. Поэтому WorksPad – это не технология или платформа. Это – полноценный продукт.

Да, «МобилитиЛаб» – это корпоративный стартап, за которым стоит группа компаний «АйТи», наш ключевой инвестор. Но при этом мы являемся независимым поставщиком ПО и выступаем в этом качестве на международном рынке.

TAdviser: Резкое изменение курсовой стоимости рубля очень больно ударило по компаниям, занимающимся импортом. «МобилитиЛаб» – это российская компания. Как сказалось на вас изменение валютного курса?

Сергей Орлик: Курсовые изменения сильно ударили в том числе и по нам. Возможно, они были благоприятны для национальных производителей станков и экспортеров природных ресурсов. Но для компании, которая стремится продвигать свои технологии на международной арене, этот удар сильно затрудняет наше активное движение.

Чтобы ваш продукт покупали в мире, необходимо, чтобы о вас узнали. Наш маркетинговый бюджет был сверстан из расчета 32 рубля за доллар. Теперь нам приходится платить в валюте за свое продвижение, и это серьезно сузило наши возможности. Нам действительно пришлось заниматься оптимизацией бюджета.

TAdviser: Почему так важно выходить на международный рынок?

Сергей Орлик: Присутствие на российском рынке бесспорно является престижным. Емкость российского рынка ИТ измеряется десятками миллионов долларов. Это очень интересный рынок со своими требованиями, потребностями. Однако его проблема состоит в том, что он еще не настолько велик, чтобы выращивать национальных чемпионов. Чтобы стать действительно заметным игроком, его масштабов пока недостаточно. Необходимо расти также и на мировом рынке ИТ.