Федеральный фонд ОМС
ФФОМС
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
ул. Новослободская, д. 37.
8 499 973 44 51
495-987-03-80
Содержание
|
Продукты (1)
Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.Продукт | Технология | Кол-во проектов |
---|---|---|
Цифровые сервисы ОМС | 0 |
Цифровой паспорт (12 проектов)
Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.Активы
Программа
Основная статья: ОМС (Обязательное медицинское страхование)
Число застрахованных
В России на май 2019 года по программе ОМС застрахованы 146,4 млн человек.
Полис ОМС в отпуске по России
Основная статья: Полис ОМС в отпуске по России
История
2024: Правительство обновило состав правления ФОМС. Список
1 августа 2024 года Правительство РФ внесло изменения в состав правления Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Из него исключены бывший президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Кузнецов и член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Диана Оюн.
Сообщается, что правление ФОМС, как и прежде, возглавляет министр здравоохранения Михаил Мурашко. В составе коллегиального исполнительного органа, определяющего основные направления деятельности фонда и контролирующего его работу, значатся десять членов, включая председателя ФОМС Илью Баланина, представителей Минфина, членов Госдумы и Совета Федерации, профсоюзов, Российского союза промышленников и предпринимателей. В целом, состав правления ФОМС выглядит следующим образом:Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос
· Башанкаев Б. Н. — председатель Комитета Государственной думы по охране здоровья (по согласованию);
· Гашкина С. А. — директор Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина России;
· Горицкий Д. Ю. — член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (по согласованию);
· Домников А. И. — председатель Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации (по согласованию);
· Кришталь Д. М. — заместитель председателя Общероссийского союза «Федерация независимых профсоюзов России» (по согласованию);
· Перминова Е. А. — председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике (по согласованию);
· Уфимцев Е. В. — президент Всероссийского союза страховщиков (по согласованию);
· Хор Г. Я. — первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам (по согласованию);
· Черепов B. M. — вице-президент Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» по социальной политике и трудовым отношениям (по согласованию).[1]
2023
Из ФОМС ушел второй зампред за полгода. Фонд покинул Александр Рыжиков
В августе 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым освободил от должности заместителя председателя Федерального фонда ОМС (ФОМС) Александра Рыжикова. Причина отставки — просьба самого чиновника, следует из документа. Подробнее здесь.
2022: Илья Баланин - новый глава ФФОМС
26 апреля 2022 года было объявлено о назначении Ильи Баланина на должность председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). На этой позиции он сменил Елену Чернякову. Постановление о смене руководителя ФФОМС подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Подробнее здесь.
2021: Доходы ФФОМС выросли на 9,9%, до 2,6 трлн рублей
Доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) по итогам 2021 года достигли 2,6 трлн рублей, что на 9,9% больше показателя годичной давности. Об этом сказано в опубликованной 22 февраля 2022 года аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на этот документ, доходная часть бюджета ФОМС в 2021 году исполнена с превышением прогнозируемого объема на 3,9%, или на 97,59 млрд рублей. Основную часть поступлений (88,1%) в фонд составили страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Расходы ФОМС в 2021 году были исполнены на 100,9% (2,57 трлн рублей), что на 1,2% превысило уровень исполнения по расходам за 2020 год (99,7%). Основная доля неисполненных средств приходилась на расходы на изготовление полисов ОМС, нормированный страховой запас бюджета ФОМС, расходы на мероприятия по модернизации ГИС ОМС, оплату врачам-экспертам за проведение экспертизы качества, организацию информационного взаимодействия с ЕГИСЗ.
В Счетной палате также подсчитали траты на медпомощь из-за COVID-19. Так, расходы на оказание медицинской помощи россиянам с коронавирусом или подозрением на него за 12 месяцев 2021 года составили 557,1 млрд рублей. В докладе также приводят цифры по расходам на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). За 2021 год они составили 32,93 млрд рублей., или 24,8 % общей суммы расходов на ВМП в рамках базовой программы ОМС в целом по стране (132,6 млрд руб.). При этом специалисты СП отмечают, что анализ данных об оказании специализированной помощи «может свидетельствовать о том, что планирование объемов оказания медицинской помощи осуществляется без учета фактической потребности медицинских организаций».[2]
2020
Федеральные клиники будут финансироваться через ФОМС
18 ноября 2020 года Госдума приняла законопроект, согласно которому клиники, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, будут финансироваться через Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), без участия страховых медорганизаций. Подробнее Здесь.
Из фонда ОМС в Кузбассе украли 250 млн рублей
19 июня 2020 года стало известно о задержании двоих руководителей сети частных медицинских центров в Кемерове и Новокузнецке, которые подозреваются в хищении более 250 млн рублей из территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) путем возмещения затрат на фактически не оказанные услуги. Об этом сообщает ГУ МВД России по Кемеровской области.
По данным следствия, в период с 2016 года подозреваемые создали в Кемерове и Новокузнецке сеть частных медцентров, которые фактически не оказывали услуги гражданам, но получали выплаты по системе ОМС. Более 70% медицинских услуг, за которые данным организациям в период с 2019 по апрель 2020-го территориальный фонд страхования возместил затраты, фактически гражданам не оказывались.
Для фиктивных отчетов использовались подложные документы. По предварительным оценкам, сумма причиненного ущерба составила более 250 млн рублей. Название сети клиник, которая фигурируют в деле, не сообщается.
Над разоблачением преступной схемы и задержанием подозреваемых работали следователи Главного следственного управления областного полицейского главка и сотрудники кузбасского управления ФСБ. В результате совместной операции задержаны коммерческий директор и управляющий нескольких медицинских организаций.
В ГУ МВД России по Кемеровской области возбудили дело об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159). Оперативники провели обыски по местам жительства подозреваемых, а также в созданных ими медцентраз в Кемерово и Новокузнецке, изъяв документацию и оргтехнику. На время следствия оба фигуранта помещены под домашний арест. Согласно уголовному кодексу РФ, им грозит до десяти лет лишения свободы. Подозреваемым будет предъявлено обвинение в ближайшее время, говорится в сообщении ГУ МВУ РФ по Кемеровской области от 19 июня 2020 года.[3]
Новый председатель - Елена Чернякова
13 марта премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о назначении Елены Черняковой на должность председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Подробнее здесь.
2016: Высокотехнологичную медпомощь отключили от федерального бюджета
17 марта 2016 года стало известно о том, что высокотехнологичная медицинская помощь не будет финансироваться из государственного бюджета. Распорядителем средств останется только Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
К основным направлениям медпомощи с применением высоких технологий относятся нейрохирургия, онкология, сердечно-сосудистая хирургия и травматология (всего более 1 тыс. направлений). Все они первоначально финансировались как из федерального бюджета, так и из средств ФФОМС, но в 2010 году решили постепенно переводить финансирование на фонд.
Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на поправки Минздрава к Бюджетному кодексу, закону «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и другим законодательным актам, с 2017 года деньги на высокотехнологичную медпомощь в России не будут выделяться из госбюджета.[4]
В Минздраве считают, что этот шаг не оставит высокотехнологичную медицину без денег, а лишь упорядочит процесс их выделения и расходования. В 2015 году высокотехнологичную медпомощь получили более 700 тыс. россиян.
Бюджетные вливания в лечение социально значимых заболеваний (ВИЧ, гепатит, психические расстройства и др. ), останутся. Вместе с тем, на федеральные средства, по информации издания, может перейти так называемая инновационная медицина, не имеющая подтвержденных методик и использующая экспериментальные медтехнологии.
В 18 марта 2016 года на сайте Правительства РФ появилась информация о выделении 65 российским регионам 5,4 млрд рублей на высокотехнологичную медпомощь. Из региональных бюджетов на эти цели будет направлено 27 млрд рублей. [5]
Бюджет ФОМС
2024: Расходы ФОМС в 2025 году впервые превысят ₽4 трлн
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) планирует значительно увеличить расходы на обеспечение системы ОМС в 2025 году. Впервые в истории России эта сумма превысит ₽4 трлн, достигнув показателя в ₽4,5 трлн. Об этом стало известно 30 сентября 2024 года из проекта бюджета ФОМС на ближайшие три года.
Как передает «Медвестник», рост расходов ФОМС в 2025 году составит 15,4% по сравнению с текущим годом. Более 80% этих средств будет направлено в виде субвенций в регионы. Размер субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС на финансирование оказания медицинской помощи по программе ОМС в 2025 году достигнет ₽3,64 трлн.
Планируемый размер субвенции обеспечит подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2025 год в размере ₽21080,3 на человека. Эти средства также будут направлены на выполнение показателей майских указов по зарплатам медработников и увеличение заработной платы младшего медперсонала.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете фонда на 2025 год запланировано ₽141,2 млрд. Для финансового обеспечения специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными медорганизациями, предусмотрено ₽250,9 млрд.
В бюджете ФОМС также планируется зарезервировать средства нормированного страхового запаса на 2025 год в сумме ₽425,5 млрд. Эти деньги будут направлены на софинансирование расходов на оплату труда медицинского персонала, выплаты стимулирующего характера и специальные социальные выплаты отдельным категориям медработников.
Заместитель директора по экономике здравоохранения Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Ольга Обухова отметила, что в последние три года средний темп прироста нормативов финансовых затрат на отдельные виды медицинской помощи в системе ОМС был ниже уровня инфляции, при этом прирост финансирования из источников ОМС был выше по сравнению с бюджетным. [6]
2023
Годовой бюджет ФОМС исполнен с профицитом в 104,77 млрд рублей
Правительство Российской Федерации представило 3 июня 2024 года в Государственную Думу законопроект, утверждающий исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) за 2023 год с профицитом в 104,77 млрд рублей. Согласно отчету, доходы фонда за прошлый год составили 3 трлн 290,686 млрд рублей, а расходы — 3,19 трлн рублей.
Несмотря на сложные экономические условия и усиление санкционного давления, фактические доходы ФОМС значительно превысили прогнозируемый объем, что позволило выполнить все социальные обязательства, запланированные на 2023 год. В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что доходы фонда в 2023 году увеличились на 371,27 млрд рублей или на 12,7% по сравнению с 2022 годом, тогда как расходы выросли на 388,85 млрд рублей, что составляет 13,9%.
Согласно отчету, в 2023 году из федерального бюджета в бюджет ФОМС были предоставлены межбюджетные трансферты в размере 428,928 млрд рублей, что составляет 99,9% от утвержденного объема. Помимо этого, ФОМС передал бюджету Фонда пенсионного и социального страхования РФ межбюджетные трансферты на оплату родовых сертификатов и специальные социальные выплаты медицинским работникам на сумму 87,651 млрд рублей.
В документе также подчеркивается, что превышение доходов над расходами обеспечило стабильное финансирование всех запланированных мероприятий и поддержку медицинской отрасли в условиях экономических вызовов. Это подтверждает эффективность управления финансовыми ресурсами фонда и позволяет надеяться на дальнейшее устойчивое развитие системы обязательного медицинского страхования в России.
В отчете отмечено, что дополнительные меры, предпринятые для обеспечения стабильного функционирования системы обязательного медицинского страхования, включают в себя улучшение контроля за расходами и оптимизацию процесса предоставления медицинских услуг. В частности, были в 2023 году внедрены новые технологии и методики, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств и улучшение качества медицинской помощи.[7]
Профицит - 104,7 млрд рублей
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) за 2023 год исполнен с профицитом в 104,7 млрд рублей. Такие данные содержатся в законопроекте Минздрава РФ об исполнении бюджета фонда.
Как пишет «Парламентская газета» со ссылкой на пояснительную записку к этому документу, несмотря на сложную экономическую ситуацию и возросшее санкционное давление, фактические доходы бюджета ФФОМС получены с превышением прогнозируемого объема, что обеспечило выполнение всех принятых на 2023 год социальных обязательств.
В целом кассовое исполнение бюджета ФФОМС составило в 2023 году 3,185 трлн рублей по расходам и 3,29 трлн рублей по доходам. По сравнению с 2022 годом доходы увеличились на 12,7% — за счет роста поступлений страховых взносов за работающее и неработающее население, а также по линии межбюджетных трансфертов Правительства РФ.
Более 119 млрд рублей в 2023 году было выделено на оказание высокотехнологичной медпомощи вне ОМС. Частные медорганизации, оказывающие такую помощь, получили 1,87 млрд рублей, подавляющая часть — 117,9 млрд рублей — была переведена государственным медорганизациям. Более 2,7 трлн рублей было потрачено на субвенции бюджетам территориальных фондов на обеспечение медпомощи по ОМС.
Федеральный бюджет проспонсировал ФФОМС на 429 млрд рублей – это 13% от всех доходов. Из этой суммы традиционно 140 млрд рублей пошли на оплату химиотерапии по федпроекту «Борьба с онкозаболеваниями».
Основным источником доходов стали страховые взносы на ОМС: в 2023 году их доля в общем объеме расходов бюджета составила 85,7%. В 2023 году работодатели, индивидуальные предприниматели и органы исполнительной власти в субъектах РФ выплатили в бюджет ФФОМС порядка 2,82 трлн рублей.[8]
Определен бюджет на 2024 год
В конце ноября 2023 года президент России Владимир Путин подписал закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2024 год и плановый период 2025–2026 гг. Кроме того, глава государства утвердил Федеральный бюджет на здравоохранение в 2024-м. Подробнее здесь.
2022: Профицит - 122,36 млрд рублей
11 июля 2023 года Госдума РФ проголосовала за утверждение отчета об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) за 2022 год. Из этого документа стало известно о том, что годовой профицит ФОМС составил около 122,36 млрд рублей.
В бюджет ФОМС за 2022 год поступило свыше 2,9 трлн рублей, что на 5,1% больше, чем утверждено в законе о бюджете Фонда обязательного медицинского страхования. Потрачено 2,797 трлн. Это 99,4% от общего объёма плановых значений.
В России стали выделять больше денег на обязательное медицинское страхование некоторых категорий граждан. Из федерального бюджета в 2022 году было выделено 140 млрд рублей на медпомощь онкологическим больным. Почти 110 млрд рублей ушло на оказание высокотехнологичной помощи, не входящей в программу ОМС. Это на 1,7% больше, чем годом ранее.
В 2022 году сумма средств, переданных ФОМС из федерального бюджета, на компенсацию выпадающих доходов бюджета фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование для отдельных категорий страхователей составила 47,5 млрд рублей, что на 33,9% больше по сравнению с прошлым отчетным периодом. Кроме того, ФОМС из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов было передано 148,21 млрд рублей в связи с изменением сроков уплаты страховых взносов в 2022 году.
Межбюджетный трансферт бюджету фонда на финансовое обеспечение отдельных нестраховых расходов составил 121,33 млрд рублей, что на 3,2% больше по сравнению с предыдущим годом. На финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ в 2022 году в бюджеты территориальных фондов от ФОМС направлено субвенций в размере 2,46 трлн рублей, что на 8,1% больше по сравнению с 2021-м.[9]
2019: Доходы ФОМС в 2019 году выросли на 12%
Бюджет ФОМС исполнен по доходам в сумме 2 трлн 123 млрд 987,9 млн руб., что на 1,2% больше утвержденного ранее объема (2 трлн 098 млрд 27 млн руб.). Расходы фонда составили 2 трлн 186 млрд 737,8 млн руб., что на 0,2% меньше утвержденного размера (2 трлн 190 млрд 183 млн руб.).
Доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2019 году составили 2,124 трлн рублей, что на 12% выше, чем в 2018-м, сообщил в мае 2020 года министр здравоохранения России Михаил Мурашко.
«Доходы федерального фонда составили 2 триллиона 124 миллиарда рублей, что на 1,2% выше утвержденного объема. По сравнению с 2018 годом доходы возросли на 12%», — сказал Мурашко на заседании правительства. |
По его словам, около 14 млрд рублей было перечислено в 2019 году на оплату родовых сертификатов. «По заявкам Фонда социального страхования на оплату родовых сертификатов перечислено 14 миллиардов рублей. Бюджет исполнен в полном объеме», — уточнил Мурашко.
Примечания
- ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.07.2024 № 2033-р
- ↑ Доходы ФОМС выросли на 9,9% в 2021 году
- ↑ В Кемеровской области задержаны подозреваемые в хищении средств фонда обязательного медицинского страхования
- ↑ Пациентов отключают от бюджета
- ↑ О распределении субсидий субъектам Федерации для оказания гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включённой в базовую программу обязательного медицинского страхования
- ↑ Расходы ФОМС в 2025 году впервые превысят 4 трлн рублей
- ↑ Правительство внесло в ГД проект об исполнении бюджета ФОМС с профицитом
- ↑ Бюджет ФФОМС в 2023 году исполнен с профицитом
- ↑ Госдума утвердила отчет об исполнении бюджета ФОМС за 2022 год