2016/05/24 13:58:09

Интервью TAdviser с генеральным директором Orange Business Services в России и СНГ Ричардом ван Вагенингеном

На вопросы TAdviser о рыночных реалиях, итогах прошлого года и планах на текущий ответил Ричард ван Вагенинген, генеральный директор Orange Business Services (Оранж Бизнес Сервисез, Эквант) в России и СНГ.

Ричард
ван Вагенинген
Быстро растет облачное и интеграционное направления нашего бизнеса

Бизнес Orange Business Services глобален, охватывает более 200 стран, а в нашей стране компания работает очень давно. Помимо огромной территории и исторической привязанности, чем интересен современный российский рынок для Orange?

Ричард ван Вагенинген: Современный российский рынок интересен для наших клиентов – это самое важное. Да, в определенном смысле рынок находится в кризисном состоянии, но любому кризису обязательно приходит конец. К тому же кризис, как известно, – это время открытия новых возможностей, и наши клиенты хорошо понимают это. У некоторых из них наблюдается огромный рост, а с ними растем и мы. Нашим плюсом для дальнейшей успешной работы на российском рынке является и географически распределенная инфраструктура – от Москвы до Владивостока. Ни один глобальный оператор не имеет в России такой развитой магистральной сети.

Что можно сказать о клиентской базе в России – общее количество, в каких отраслях? Что происходило в 2015 году – где наблюдался рост, где спад?

Ричард ван Вагенинген: Общее количество клиентов - порядка 3 тыс. Примерно половину клиентской базы составляют российские компании, вторую часть – зарубежные. Представлены все отрасли экономики, но особенно много представителей финансового сегмента. Так, все банки TOP-20 пользуются услугами Orange Business Services. По региональному признаку рост бизнеса наблюдался в Сибири и на Дальнем Востоке, в южных регионах страны мы отметили определенный спад в части спроса на телекоммуникационные услуги. По отраслевому признаку плохо чувствует себя автомобильный сектор российской экономики, что стало для нас неприятным сюрпризом. Банки и компании финансовой отрасли чувствуют себя по-разному – одни вполне успешно развиваются, другие выжидают. Хорошо идут дела у компаний, занимающихся розничной торговлей, что логично, поскольку одна из основных статей расхода у них – оплата аренды торговых площадей, а она снизилась в условиях кризиса. Так что для ритейлеров кризис стал отличной возможностью для роста.

Все западные компании отмечают сложность ведения бизнеса в России. Есть ли хотя бы одна характерная особенность, которая делает бизнес у нас эффективнее, чем на любом другом локальном рынке?

Ричард ван Вагенинген: Преимущество работы в России – интеллект специалистов, их способность к обучению, что позволяет реализовывать сложные проекты. В целом же вести бизнес в России действительно непросто. Есть три основные сложности.Во-первых, бюрократия. С этой проблемой справиться относительно легко – требуется нанять больше специалистов, например, бухгалтеров. Вторая сложность – коррупция. С этой проблемой справиться тоже возможно, для этого топ-менеджменту следует отказаться от сотрудничества с «неправильными» людьми и «неправильными» контрактами. А третья сложность – специалисты, сидящие в штаб-квартирах глобальных компаний, которые ни разу не были в России, но постоянно смотрят один телеканал – CNN, и после этого считают, что все о ней знают. В нашей компании этой проблемы нет, поскольку глобальное руководство, включая генерального директора, не раз бывало в России.

После объявления политики импортозамещения, в каких аспектах современный российский рынок стал сложнее для западных ИТ-компаний и проектов на базе западных решений? Как компания справляется с этими сложностями?

Ричард ван Вагенинген: Поскольку мы не софтверная компания, сложности, связанные с импортозамещением, нас практически не коснулись. Разве что к оборудованию, которое является нашим корпоративным стандартом во всем мире, - Cisco, добавился еще один производитель – Huawei. Это произошло вследствие того, что некоторые российские клиенты хотели работать именно на этом оборудовании. В прошлом году наша компания стала золотым партнером этой китайской компании.

Как развивалась инфраструктура компании в 2015 году – в части магистральной, голосовой, спутниковой составляющей?

Ричард ван Вагенинген: В прошлом году для улучшения обслуживания фокусных клиентов в семнадцати городах России на базе ВОЛС были модернизированы сети доступа. Длина магистральных каналов по итогам года выросла с 8,5 тыс. км до 11 тыс. км. Активно развиваются услуги на базе спутниковой связи. Показательно, что более 30% спутниковых мощностей Orange Business Services приходится на российский рынок. В числе клиентов, пользующихся спутниковой связью, и банки, и крупные операторы, и компании – представители нефтегазовой отрасли.

У компании более 30 собственных дата-центров. Образуют ли они единую сеть с возможностью перераспределения нагрузки? Что можно сказать о самой текущей нагрузке – насколько она велика, каков запас прочности?

Ричард ван Вагенинген: Сеть ЦОД не является единой в масштабах страны, но в каждом крупном городе обязательно действуют основной и резервный дата-центры. Нагрузку на каждый дата-центр мы постоянно контролируем. Как только она достигает 70%, принимаются меры, чтобы увеличить запас прочности. В настоящее время запущена программа модернизации сети наших дата-центров в целом. Недавно мы серьезно расширили свои возможности в Москве, заключив десятилетний контракт с компанией IXCellerate. На предварительном этапе мы провели серьезное исследование рынка коммерческих дата-центров, пригласили международных экспертов и остановили свой выбор на этой компании и ее ЦОД IXCellerate Moscow One, сертифицированном по Tier III. В рамках контракта наша компания арендует 600 кв. метров площади, размещает 300 стоек. В ближайшей перспективе там будет развернут операторский узел связи. Мы планируем на его базе оказывать услуги по информационной безопасности, унифицированным коммуникациям, предоставлять облачные и управляемые мобильные сервисы.

Какие сервисы/продукты были наиболее востребованы российскими клиентами в 2015 году?

Ричард ван Вагенинген: По итогам прошлого года сильный рост произошел в сегменте ИТ-услуг – порядка 26%. На 6% выросло направление фиксированной связи, что стало для нас приятным сюрпризом. Точками роста стали клиенты, чей бизнес растет в условиях кризиса, а также ряд крупных клиентов. Подчеркну, что наши фокусные клиенты – это именно крупные клиенты, с которыми мы находимся постоянно на связи, осуществляя всю необходимую поддержку.

Представители каких сегментов российской экономики были наиболее активны в части использования облачных услуг?

Ричард ван Вагенинген: Наиболее активны в использовании облачных услуг ритейлеры, в частности - интернет-магазины. Банки из соображений информационной безопасности относятся к облакам традиционно более осторожно, хотя у нас в портфеле есть предложения и реализованные проекты по построению облака на территории заказчика.

Госсегмент – традиционно один из наиболее привлекательных во всем мире заказчиков. Какие проекты удалось реализовать в сотрудничестве с российскими государственными учреждениями?

Ричард ван Вагенинген: У нас есть крупные заказчики в государственном сегменте, но госсегмент пока не выделен в компании на организационном уровне в самостоятельное направление бизнеса. И ситуация такова, что на сегодня те государственные структуры, с которыми мы работаем, пришли к нам сами, проявив желание работать именно с нашей компанией. Они, к сожалению, не дают нам права на упоминание своих проектов.

Какие три проекта из реализованных в России недавно Вы считаете особенно важными? Чем они запомнились?

Ричард ван Вагенинген: Важных проектов не три, а гораздо больше, и не все, опять же, к сожалению можно озвучить. Назову проект по модернизации телефонной сети на базе ip-телефонии для компании «Конар» (Челябинск), где впервые в России была установлена новая платформа унифицированных коммуникаций Cisco Business Edition 7000. Для одной французской компании, работающей в России (ее название тоже пока не могу упоминать), мы подготовили и внедрили интересный проект, позволяющий создавать отчеты о работе супервайзеров на мобильных устройствах с помощью специального приложения. И этот проект уже дал реальные позитивные результаты. И в качестве третьего примера мне хотелось бы назвать целый пул облачных проектов, реализованных в 2015 году. Прошлый год прошел под знаком облачных проектов, мы наблюдали настоящий бум на этом направлении. Например, сеть медицинских лабораторий KDL (Кдл-тест) воспользовалась облачным сервисом Orange для хранения данных на протяжении более 100 лет.

На каких направлениях развития бизнеса компания планирует сосредоточиться?

Ричард ван Вагенинген: Orange Business Services все больше работает в России как сервис-провайдер. На базе собственной развитой сети мы можем оказывать интеграционные и ИТ услуги, что называется, «от» и «до», со всеми гарантиями по доступности сети, сквозным SLA и надлежащим качеством. Направление ИТ-сервисов у нас очень сильно растет. Мы предполагаем, что будет и дальше расти облачное направление, причем не только в контексте хранения данных, но и, например, в плане создания облачных call-центров, предоставления услуг по аутентификации из облака.