2016/10/31 16:30:05

Интервью TAdviser с генеральным директором компании «АйТи Смарт Системы» Александром Фединым

Александр Федин, заместитель генерального директора по развитию бизнеса «АйТи», генеральный директор «АйТи Смарт Системы», в интервью TAdviser рассказал о об актуальных продуктах и проектах.

Александр
Федин
Основной упор – на собственные продукты и решения

Какие направления бизнеса компании «АйТи» развиваются сегодня в приоритетном порядке?

Александр Федин: «АйТи» активно перестраивается и усиливает работу с собственными продуктами, решениями и услугами, прежде всего – программными. «АйТи» всегда отличалась от многих других интеграторов наличием собственных продуктов, сейчас это сыграло положительную роль, и мы намерены усиливать это преимущество.

Перейдем к конкретным решениям. Каковы особенности бизнеса автозаправочных станций в России и как они учтены в системе автоматизации АЗС компании «АйТи-Ойл»?

Александр Федин: Уже больше 20 лет компания «АйТи» занимается внедрениями в сфере нефтепродуктообеспечения, точнее – автоматизации управления торговлей в сетях АЗС, включая нефтебазы как оптовое звено. В отличие от обычных систем управления торговлей здесь много особенностей. Первая особенность: нефтепродукты – очень специфический товар как с позиции учета и контроля за его движением, так и с точки зрения физических свойств, которые, например, серьезно изменяются в зависимости от температуры. Учесть нефтепродукты намного сложнее, чем обычные товары. В части продажи также имеются серьезные особенности: нефтепродукты невозможно нормально продать без специализированного оборудования – топливо-раздаточных колонок, а в российских условиях у заказчиков такое оборудование очень разнообразно, кроме того есть уровнемеры и многое другое – и в работе с ними один из наших больших плюсов. Причем в некоторых случаях оборудование неинтеллектуальное, унаследованное еще с советских времен, а автоматизировать работу с ним надо, поэтому дооснащаем. Стандарты для работы на АЗС с оборудованием, конечно, существуют, но в России ими охвачено не более 20% (в мире – порядка 50%). Стандартизировать оборудование повсюду было бы слишком дорого, а кроме того следует учитывать дополнительные сложности – региональная специфика и человеческий фактор.

Человеческий фактор негативно сказывается на качестве нефтепродуктов?

Александр Федин: Сейчас ситуация несколько улучшилась, но в прежние времена, особенно в 90-е годы и в начале этого века, качество нефтепродуктов, уровень обслуживания были очень низкими, в первую очередь по этому. Но и сегодня человеческий фактор, естественно, продолжает действовать, поэтому одна из задач автоматизации сети АЗС – минимизация его влияния на бизнес.

Какова история становления комплексной системы «АйТи-Ойл»?

Александр Федин: Начала «АйТи» с создания системы безналичных расчетов для компании «Лукойл» – «ЛУКойл-Империал-Кард» (ЛИКАРД), еще в 1995 году. В 1998 году мы задумались о комплексной автоматизации топливной розницы. Изучив рынок, поняли, что комплексный подход может дать неизмеримо больше выгод клиентам, чем только автоматизация безналичных расчетов. Например, у нефтяных компаний есть центральный аппарат, дочерние компании в регионах, нефтебазы и сеть АЗС – вот структура бизнеса. До нас автоматизировалось фактически только управление на уровне АЗС и то кусками – чек пробили на кассе, затем с отдельного пульта задали дозу топлива на ТРК, а насколько одно соответствует другому, сколько реально попало в бак клиенту и какого качества – практически было загадкой, которую автовладельцы потом разгадывали, как лотерею. Никакого централизованного управления, соответствующего структуре управления НК и близко не было.

Соответственно, что происходило на АЗС, в центральном аппарате об этом узнавали, когда решать проблему было уже поздно, а говорить об оперативном управлении бизнесом вообще не приходилось. Мы решили подойти к выстраиванию и автоматизации управления системно, и в первую очередь бороться за эффективность с потерями и низким уровнем сервиса, возникающими в результате действия человеческого фактора и других проблем. Нам было понятно, что, во-первых, нельзя давать широкие права для управления процессами сотрудникам АЗС, поскольку в силу специфических интересов это часто будет использоваться не в интересах компании. Во-вторых, специалистов, способных грамотно организовать и контролировать торговлю, по определению немного и сейчас, а тогда вообще были единицы. Их необходимо собрать в центральном аппарате, предоставив специальный ИТ-инструмент, позволяющий дистанционно управлять бизнесом и контролировать его. Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 8 т

Таким образом, мы изначально стали разрабатывать централизованную систему, и это был революционный подход для рынка на тот момент. Такого подхода к автоматизации этого бизнеса торговли нефтепродуктами на тот момент не было ни в России, ни в мире. В итоге, мы сделали комплексную систему автоматизации управления, которая охватывает все основные уровни этого бизнеса: АЗС, нефтебазы и центральный офис, если есть, то и региональные офисы. При этом на уровне АЗС могут быть автоматизированы любые типы автозаправочных станций: обычные АЗС, в формате самообслуживания – Автоматические (безоператорные) АЗС – по России их уже более 200, многофункциональные заправочные комплексы. Отмечу, что «АйТи-Ойл» на сегодня – самая полнофункциональная комплексная система управления сетями АЗС, причем не только в России, но и в мире.

Что подразумевается под централизованным управлением АЗС – сбор отчетов?

Александр Федин: Не только и не столько. Под централизованным управлением мы подразумеваем, когда централизованно ведутся справочники, задается ассортимент товаров, цены, добавляются пользователи системы, назначаются им права. В таких случаях эффективность проектов получается очень высокая. В числе прочего мы создали еще в 1999 году новую версию системы безналичных расчетов, работающую с использованием бесконтактных карт. Также имеется возможность реализовать сложные системы лояльности с бонусными программами для работы с частными клиентами.

Какова платформа централизованной системы «АйТи-Ойл»?

Александр Федин: Весь бизнес функционал и вся логика – полностью разработка «АйТи», в принципе, в качестве СУБД может быть любая SQL СУБД, т.к. система не очень значительно привязана к ней, сейчас основная СУБД – Oracle, операционная система – Windows. Но мы прорабатываем и, при наличии реального спроса в этой части со стороны заказчиков, достаточно оперативно сможем перейти на другие платформы, в том числе на российские и СПО.

Какие проекты по автоматизации АЗС были реализованы на базе «АйТи-Ойл» в контексте импортозамещения?

Александр Федин: С импортозамещения мы, по сути, и начинали, когда пришли на этот рынок. Один из первых комплексных проектов был реализован нами еще в 2002 году, в сети АЗС компании «АСПЭК» (Удмуртия), где работало решение западной компании, одного из мировых лидеров DrasserWayne. С точки зрения гибкости системы в плане решения задач и подключения разнообразного оборудования заказчик остановился в итоге на нашей системе, отказавшись от импортной. Первоначально был реализован пилотный проект на трех АЗС, затем решение было тиражировано на всю сеть компании до 44 МАЗК. И таких проектов было довольно много.

Можно предположить, что последние 2-3 года произошла активизация замены западного ПО для управления АЗС на отечественное в связи с политикой импортозамещения. Или по-прежнему все диктуется интересами бизнеса? Какие новые проекты удалось реализовать?

Александр Федин: Безусловно, интересы бизнеса остаются на первом месте. Поскольку торговля нефтепродуктами - коммерческий сегмент российской экономики, то больше здесь влияет вопрос эффективности, а уже только потом и в компании с госучастием может использоваться импортозамещение как политический фактор. Так 2010-2012 годах нами было реализовано внедрение на базе «АйТи-Ойл» в компании «Новатэк», где до этого больше года работала израильская система Retalix StorePoint. Но заказчик оценил затраты на нее, проведя пилотный проект, сравнил с эффективностью нашей системы, и в результате нами было автоматизировано более 80 АЗС, МАЗК и АГЗС (газовые станции, которых у «Новатэк» большинство). В настоящее время в компании «Газпром газомоторное топливо» идет большой проект, реализуемый по сети автомобильных газокомпрессорных станций (АГНКС), на которых продается метан в качестве моторного топлива, тоже со своей спецификой. До нашего прихода там работало решение компании «MasterSoft» (Латвия), которое сейчас заменяется на «АйТи-Ойл».

Каково общее количество внедрений системы «АйТи – Ойл»?

Александр Федин: В настоящее время у нас более 80 заказчиков, всего автоматизировано более 1800 объектов на территории от Калининграда до Камчатки, от Дудинки до Шымкента в Казахстане.

Что можно сказать об экономической эффективности?

Александр Федин: Эффективность комплексной автоматизации нашей системой очень высокая и видна часто напрямую и быстро. У нас в портфеле есть проекты, где в результате комплексной автоматизации на базе «АйТи-Ойл» рост оборотов в системе АЗС за первый месяц составил порядка 30-40%, и это официально подтверждено заказчиком.

В чем новаторство и конкурентное преимущество производственно-логистической системы от «АйТи» на базе платформы «» в сравнении с западными решениями?

Александр Федин: Используемые в России западные системы данного класса можно подразделить на два вида: комплексные ERP-системы, включающие WMS-подсистемы, и специализированные складские решения. «Лидерские» WMS, конечно, очень развиты и функциональны, но предлагаемые нами решения уже практически не уступают им, а по стоимости/эффективности и учету российской специфики имеют серьезные преимущества. А вот WMS в составе ERP, представленные в России, мы считаем, что уже превосходим и по функциональности и по некоторым технологиям.

Ранее мы использовали в проектах WMS на пяти платформах, но в настоящее время сконцентрировались на решении, реализованным нашим партнером TopLog на платформе «1С», поскольку она гибкая, открытая и более доступная российским заказчикам. На ее основе мы создаем собственные, достаточно уникальные решения. К тому же решения на базе «1С» клиенты могут развивать не только в сотрудничестве с нами, но и самостоятельно.

Что касается технологических аспектов, то уровень автоматизации процессов на базе этого нашего решения настолько высок, что уже не человек управляет системой, а система человеком. Тем самым снижается негативное влияние человеческого фактора и на складах, и в производстве. При этом системой контролируется выполнение заказов – сроки отгрузки, количество, качество и т.д. Такой подход для большинства WMS в составе западных ERP-системы недостижим, поскольку ERP-система носит учетный характер, что присутствует и в складском модуле системы. Кроме того, наше решение серьезно доработано, преодолены характерные для «1С» трудности, о которых часто говорят пользователи, – проблемы с производительностью и в работе с оборудованием.

Проекты по внедрению WMS-системы в России и СНГ?

Александр Федин: В настоящее время выполняем проект в компании Faberlic, где долгое время в плане автоматизации логистики работала Axapta. Решение о замене западной системы нашим решением было принято на этапе расширения бизнеса заказчика. В прошлом году был автоматизирован главный дистрибьюторский центр. Перед нами была поставлена задача увеличения количества отгрузок при сокращении персонала, что и было успешно решено. Затем были автоматизированы производственные склады, в настоящее время идет проект автоматизации распределительных складов в регионах. В рамках этого проекта в Москве был автоматизирован склад с очень высокой интенсивностью – обработка более 10 тыс. заказов в день, а недавно за сутки там было выполнено более миллиона операций в системе. Проект по сквозной автоматизации производства и склада на базе нашей системы был реализован и на Фабрике мясной гастрономии «Ариант». Там мы конкурировали с двумя западными системами – голландской NAWI и немецкой CSB-Systems. В ходе проекта мы переформатировали логистический проект заказчика, оптимизировали отгрузочный процесс, что позволило значительно сэкономить на используемом оборудовании, уменьшить влияние человеческого фактора и при этом значительно повысить эффективность. Заказчик уже тиражировал решение на некоторые свои дистрибьюторские склады, в настоящее время идет проект по автоматизации оперативного учета и управления в производстве, а в дальнейшем и планирования. В итоге будет создан полный комплекс, охватывающий планирование, входящие потоки, производство, отгрузку и дистрибуцию и все на одной платформе, разработанной компанией «АйТи».

Расскажите о решении «АйТи - автоматическая идентификация» - в чем его новаторство? Почему уместно говорить об «импортоопережении»?

Александр Федин: Технологии RFID развиваются и в мире относительно недавно, если сравнивать с той же автоматизацией складов или торговли. Соответственно, и историческое отставание от Запада на данном сегменте российского ИТ-рынка не так велико даже по опыту реализации проектов. Компания «АйТи» близко подошла к технологии RFID еще в 1999 году, когда мы стали заниматься бесконтактными смарт-картами и создавать на их основе различные решения. А ведь технология на базе смарт-карт в технологическом отношении гораздо сложнее, интеллектуальней, чем RFID-метки. Она предусматривает и электронные кошельки, шифрование операций, данных, трафика и многое другое. Первоначальный опыт необходимых технологий мы получили уже тогда, и это нам помогло, когда пошли первые пожелания заказчиков по использованию RFID – мы достаточно легко и быстро смогли их удовлетворить. При этом мы сразу понимали, что следует разрабатывать универсальное, платформенное решение, которое будет позволять реализовывать проекты, способные работать не только в торговле или на складах, но и в других сферах. Такая универсальная платформа была создана в 2008 году. В рамках этого решения был создан централизованный софт, имеющий в числе прочего облачную реализацию. Он позволяет решать масштабные, территориально-распределенные задачи с мобильными устройствами, обеспечивающими бизнес-функционал и работу с RFID и штрих-кодами удаленно, в том числе далеко в регионах, поддерживает различные RFID-метки и возможность дорабатывать, настраивать прикладные бизнес-функции системы. Мы изучаем мировой опыт и в части RFID не видим уже у коллег ничего уникального и технологически недостижимого для нас, а в России вообще нет большого опыта и количества проектов с RFID с использованием импортного ПО. Поэтому, на российском рынке и можно говорить в этой части о «импортоопережении».

Какие проекты на базе «АйТи-автоматическая идентификация» уже реализованы?

Александр Федин: В настоящий момент реализовано больше 40 проектов, среди заказчиков крупнейшие компании и государственные организации, среди них ЦБ РФ, Газпром нефть, СУЭК, Связьтраснефть, ММВБ, «ВКонтакте», Промсвязьбанк, ФНС и др. Конечно, западные экономики мощнее и спрос на RFID выше. 10 центов за метку для западных клиентов – одно дело, а те же 10 центов для российских – совсем другое. Именно в силу дороговизны проектов на базе RFID в сфере торговли и складских операций в России пока слабо востребованы. Большая часть реализованных нами проектов на базе RFID сегодня – по внедрению систем учета и контроля за перемещением имущества. Такие системы показали хорошую эффективность – до их внедрения инвентаризация в крупных организациях занимала месяцы, после – дни. Но имеются и другие проекты – на той же фабрике холдинга «Ариант», который мы упоминали ранее, где RFID используется в производстве и ряд других. Например, в поликлинике Газпрома на основе «АйТи-АИ» была создана система по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования – ТОиР.

А у компании есть зарубежные клиенты системы идентификации?

Александр Федин: Их немного, но они есть. Первый клиент – это «Лукойл-Оверсиз», чья штаб-квартира находится в Дубае. Там, в центральном аппарате, нами была внедрена система учета имущества на базе технологии RFID. В рамках этого проекта все оборудование было помечено RFID-метками, что позволяет быстро и эффективно проводить инвентаризацию, выстраивать учет и контроль перемещения имущества. По заданию «Лукойл-Оверсиз» мы доработали систему, а специалисты заказчика самостоятельно внедрили ее в Ираке, на объектах по добыче нефти. Второй заказчик, так же системы учета имущества на базе нашего решения, – банк в Таджикистане, где решение было внедрено нашим локальным партнером.

Как могут измениться приоритеты развития бизнеса компании в ближайшие два-три года? Что останется в приоритете наверняка?

Александр Федин: Исходя из той стратегии, которая утверждена для «АйТи» как системного интегратора, основной упор будет делаться по-прежнему на собственные разработки, продукты, решения и системы российских партнеров. Я думаю, это не изменится ни в ближайшие два-три года, ни в обозримой перспективе. Мы всегда отличались от большинства системных интеграторов именно наличием собственных продуктов. В условиях актуальности импортозамещения и текущей экономической ситуации это дает дополнительные возможности и преимущества на рынке, и мы намерены максимально использовать их.

93