2017/01/27 20:11:22

Откровения клиентов: 10 главных претензий к ИТ-подрядчикам

TAdviser пообщался с рядом крупных заказчиков ИТ-продуктов и услуг и выяснил, с какими проблемами они чаще всего сталкиваются при работе с поставщиками.

Содержание

Срыв сроков

Затягивание сроков поставки или выполнения работ по проекту по разным причинам отметили почти все опрошенные TAdviser организации. Прописанная ответственность в виде пени за просрочки в договоре не всегда срабатывает как страховка в этом случае. По данным картотеки арбитражного суда, срывы сроков – один из наиболее распространенных поводов для судебных разбирательств между ИТ-поставщиками и заказчиками наряду с низким качеством работ.

Тяп-ляп

Услуги ненадлежащего качества – еще одна наиболее распространенная проблема ИТ-заказчиков.

«
Зачастую поставщик сервиса имеет очень отдаленное понимания о процессе контроля качества. Из-за этого мы вынуждены нести дополнительные траты на обеспечение процесса на своей стороне. Поэтому для минимизации рисков мы включаем в договоры критерии оценки качества и другие юридические рычаги для управления качеством предоставляемых услуг, - говорит Константин Горелик, директор департамента внедрения и сопровождения Yota.
»

В госсекторе эта проблема имеет свои особенности. Руководитель проектов «РТ-Информ» Денис Семенов отмечает, что взаимоотношения подрядчиков и заказчиков в госсекторе регламентируется нормами законов о закупках 223-ФЗ и 44-ФЗ. В связи с этим зачастую определяющим фактором выбора подрядчиков является стоимость предложения, при этом качество и уровень квалификации подрядчиков не всегда возможно проверить.

«
Низкий уровень квалификации не позволяет исполнить прописанные договором обязательства, что, в конечном счете, отражается на качестве выполненных работ и приводит к срывам сроков, - говорит он.
»

Документы – это ерунда

Среди поставщиков встречается небрежное или невнимательное отношение к документации. Наибольшую остроту эта проблема приобретает в госсекторе.

«
Подрядчик может сделать замечательную систему, но при этом напрочь забыть, что по техническому заданию нужны документы. Бессмысленно говорить «что вы придираетесь, система же работает!» - у заказчика руки связаны. Без необходимых документов мы не можем оплатить работы, - поясняет Ирина Сиренко, заместитель руководителя ДИТ Москвы.
»

Ирина Сиренко отмечает и наличие и таких случаев как невнимание к ТЗ. Некоторые подрядчики не вчитываются в детали технического задания, игнорируют то, что им кажется мелочью. В итоге, когда приходит осознание, что из-за этих «мелочей» они не могут исполнить контракт, начинают просить внести изменения в госконтракт, но 44-ФЗ этого не позволяет. Итог печальный – расторжение контракта и включение в реестр недобросовестных поставщиков, резюмирует представитель ДИТ Москвы.Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 8.1 т

Андрей Бурлуцкий, директор по ИТ «Сибура», отмечает, что подрядчик зачастую прикидывает реализацию ТЗ лишь на пальцах, не вдаваясь в детали – читает по верхам. По ним же определяет и сроки, и стоимость. Получается меньше на этапе принятия решения, а по факту – проект только затягивается, когда по ходу его реализации к подрядчику приходит понимание сути работ.

«
Вот случай из практики - мы проводили открытый тендер через нашу b2b-платформу на аренду канала связи «Москва-Благовещенск». Предложение одного из участников торгов вызвало у нас легкий шок. Цена существенно превышала все объективные цифры. Оказалось, коллеги перепутали наш Благовещенск в Башкирии с тем, который на Дальнем Востоке. Разумеется, в ТЗ субъект федерации был четко обозначен, - рассказал Бурлуцкий TAdviser.
»

«Дутая кукла»

Иногда поставщики заявляют наличие у себя более крупного опыта и экспертизы, чтобы заполучить проект.

«
Бывают случаи, когда компания заявляет о наличии у нее экспертизы в реализации ИТ-проектов в той или иной области, а в процессе работы мы понимаем, что их экспертиза не соответствует необходимому нашему банку уровню, - говорит Роман Яковлев, руководитель управления развития информационных систем Райффайзенбанка.
»

Иногда подрядчик считает, что заявляемые заказчиком цели – это вовсе не цели, а на «раз-два», и говорит о наличии у него колоссального опыта выполнения проектов во много раз сложнее, отмечают в «Сибуре». На деле же оказывается, что не такой уж и опыт есть у подрядчика, а проекты выполнял субподрядчик, а они только сидели рядом и смотрели.

Не по адресу

Есть довольно неприятные ИТ-партнеры, которые пренебрегают общением с ИТ-сотрудниками компании, и напрямую забрасывают предложениями, прайс-листами, рекламой непосредственно топ-менеджмент компании, рассказывает директор по ИТ ППК корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Владислав Уткин.

«
В нашем случае подобные предложения зачастую шлют напрямую собственнику компании. Для меня непонятно, на что рассчитывают подобные партнеры? На то, что собственник сам примет решение и в приказном порядке заставит ИТ-директора покупать тот или иной ИТ-сервис? В моем понимании данные партнеры ведут себя некорректно и даже оскорбительно. Очень сложно впоследствии работать с такими партнерами, которые не уважают своих коллег в компании, - считает Уткин.
»

Третий лишний

Ирина Сиренко из ДИТ Москвы отмечает, что еще одна частая проблема касается контрактов, в исполнении которых помимо госзаказчика и исполнителя участвуют третьи лица – в случае с ДИТ это пользователи будущей системы из отраслевых ведомств. С ними тоже нужно работать – получать подтверждения, документы. Подрядчики нередко вспоминают об этом в последний момент и пытаются переложить бремя согласования на основного заказчика, отмечает Сиренко.

Разлад между вендором и интегратором

Весьма раздражает и перекладывание ответственности в связке «вендор – интегратор», отмечает Андрей Бурлуцкий из «Сибура». При любом отклонении один указывает на другого – а в итоге проблемы во взаимодействии участников этой связки решает клиент.

«
Поэтому мы стремимся работать с прочно устоявшимися тандемами, которые не будут портить нервы ни нам, ни себе, а обо всем договорятся на берегу, до старта проекта, - говорит Бурлуцкий.
»

Бонус от поставщика – помеха тендеру

При работе с любым крупным производителем существует такая система, как фиксирование специальных цен для партнера, который первый обратился к производителю, говорит Владислав Уткин из «ТехноНИКОЛЬ». В результате получается, что любые попытки в проведении честного тендера сводятся на ноль, т.к. первый откликнувшийся партнер заведомо получает неравные условия. Говорить об оптимальном предложении в этих условиях и об открытых тендерах довольно сложно.

«
С этим приходится постоянно бороться, жестко пресекать подобные действия и постоянно общаться с менеджерами производителя, то есть, постоянно контролировать сделку на «ручном приводе». Как результат: потеря времени, испорченные отношения, непрозрачная схема, вызывающая вопросы у аудиторов, - отмечает представитель «ТехноНИКОЛЬ».
»

Сюрпризы в разгар проекта

Иногда подрядчик говорит, что все хорошо, уже полгода идет проект, но всплыл нюанс, из-за которого все, что они делали до этого можно выбрасывать, потому что не была учтена пара моментов, рассказывают в «Сибуре». Иногда при этом подрядчик предлагает еще и доплатить, поскольку делает все заново. В этом случае в авральном режиме приходится пересогласовывать бюджет\ресурсы\сроки, снижая тем самым свою репутацию.

Отсталость от жизни

В Райффайзенбанке говорят, что иногда сталкиваются с компаниями, которые при наличии у них необходимой экспертизы, по тем или иным причинам не стремятся внедрять современные подходы к разработке программного обеспечения: гибкие методологии, автоматизация тестирования и другие. Это один из факторов, влияющих на решение банка разрабатывать и реализовывать более сложные проекты собственными силами.

Читайте также