Интервью TAdviser с гендиректором компании «Передовые Системы Самообслуживания» (ПСС) Ильёй Князевым
Илья Князев, генеральный директор компании «Передовые Системы Самообслуживания» (ПСС), в интервью TAdviser рассказал о сферах применения решений на базе «ПСС.Платформы», важных проектах и перспективах развития.
На базе «ПСС.Платформы» разрабатывается специализированное ПО для различных сфер применения, самых казалось бы, разноплановых. Что позволяет реализовать их на базе одной платформы?
Илья Князев: Когда мы только начинали разрабатывать данное ПО, перед нами стояла прикладная задача по оснащению Московского метрополитена 1200 билетными терминалами. В рамках этого проекта нужно было сделать, в первую очередь, клиентское программное обеспечение для самих терминалов. А в перспективе планировалось создать серверное ПО для мониторинга состояния парка терминалов и управления им. Каждый терминал самообслуживания – это целый комплекс устройств со своей логикой работы, протоколами обмена данных, которые нужно было «увязать» в единую работающую систему. Задача, которую мы сразу перед собой поставили: софт должен быть максимально гибким и настраиваемым, типа Excel, с тем, чтобы впоследствии его можно было тиражировать на другие проекты, использовать для решения схожих, но, вместе с тем, других задач. Универсальность программной платформы, на основе которой можно создавать множество прикладных решений в различных отраслях, и стала основной идеей. В качестве технологической базы был выбран стек решений Microsoft.
Вы предвидели, что в портфеле появятся такие проекты как система управления городским освещением?
Илья Князев: Изначально мы делали ставку на гибкость, а со временем пришло понимание, где еще возможно эффективное применения нашей разработки. Независимо от отрасли во многих системах управления имеется парк периферийных устройств, собранных либо в форм-факторе терминала, либо каком-либо другом. Сам терминал самообслуживания состоит из набора устройств: светодиодная подсветка, контроллеры, монитор, специализированное оборудование по работе с наличностью, системный блок и ряд других компонентов. Научившись управлять терминалом, мы получили возможность управлять и другими устройствами. Ведь что такое шкаф освещения, работающий в системе управления городским освещением? Это контроллер, подключенный к столбам, и управляющий светом.
Каждый раз нам приходится уходить в специфику работы с определенным оборудованием, но, учитывая, что методы работы с периферийным оборудованием универсальны, нам остается лишь добавить интерфейс взаимодействия с конкретным объектом. В крайнем случае – написать для объекта специальный драйвер. Таким образом, мы убедились, что созданное нами решение «ПСС.Платформа» – универсально.
Что представляет собой ядро «ПСС.Платформы»?
Илья Князев: Ядро «ПСС.Платформы» на сегодня включает, во-первых, модуль мониторинга и управления объектами, во-вторых – модуль управления продажами, с ведением каталога товаров и услуг. Планируется создание модуля управления жизненным циклом сделки – для проектов, в рамках которых осуществляется продажа услуги, живущей некоторый период. Пример такой услуги – билет на общественный транспорт, купленный в определенном месте, по некоему тарифу, действующий определенный период. Кроме того, в ядре предусмотрены модуль управления ценообразованием и универсальная подсистема аналитики и отчетности.
Остается ли модуль управления и мониторинга неизменным во всех проектах?
Илья Князев: В целом, да. Меняться могут только представления для различных объектов управления.
«ПСС.Платформа» способна управлять автоматической кассой в торговом зале, платежными терминалами и другими устройствами самообслуживания. Существуют ли в природе терминалы, которыми «ПСС.Платформа» по объективным причинам не будет управлять никогда?
Илья Князев: Технологически таких ограничений нет. Тем не менее, существуют определенные отрасли, в которых задачи технического мониторинга устройств самообслуживания давно и успешно решены. В первую очередь, речь идет о системах мониторинга банковских платежных терминалов и банкоматов. На эти системы де-факто уже установились отраслевые стандарты. Соответственно, вступать в конкурентную борьбу в этом специализированном сегменте для нас просто экономически нецелесообразно. Также есть отдельный класс устройств, которые по соображениям, безопасности, например, работают только оффлайн и поэтому онлайн мониторинг к таким объектам управления не применим.
Представители каких отраслей российской экономики сегодня проявляют повышенный интерес к решениям на базе «ПСС.Платформы»?
Илья Князев: К нам, как разработчикам традиционных систем самообслуживания, проявляют интерес в первую очередь представители отраслей, где имеется массовое обслуживание клиентов. Это транспорт, ритейл, сфера развлечений – кинотеатры, парки отдыха. Исторически так сложилось, что приходят в основном за терминалами самообслуживания различной сложности, но сейчас уже требуют и ПО – как терминальный софт, так и софт для систем мониторинга и управления терминальной сетью. В настоящее время мы активно пытаемся прийти и в другие сегменты экономики – например, управление автодорожным хозяйством или городской инфраструктурой в контексте «Умного города». Мы ищем отрасли, где имеется большая структура распределенных объектов, которыми необходимо управлять, и где до последнего времени не слишком сильно была развита автоматизация.
А рынок ЖКХ?
Илья Князев: С точки зрения «ПСС.Платформы» как платформы интернета вещей ЖКХ для нас – идеальная рыночная ниша. А сегодня наш программный продукт – это именно платформа интернета вещей. Более того, помимо технического мониторинга разнородных технологических объектов у нас реализована функциональность операционного мониторинга с автоматическим формированием отчетности по платежам. Таким образом, организациям в сфере ЖКХ мы могли бы предложить комплексное решение. Тем не менее, текущий уровень зрелости это рынка не позволяет нам принять однозначное решение об инвестициях в соответствующие разработки. Пока думаем.
Как повлияли на бизнес компании кризисные явления в экономике?
Илья Князев: Кризис повлиял на наш бизнес интересным образом. На момент обвала рубля в конце 2014 года мы позиционировали себя как компания – производитель и поставщик оборудования для систем самообслуживания. Поскольку цена оборудования определяется валютной составляющей большинства функциональных компонентов, производимых за рубежом, в какой-то момент мы поняли, что оборудование стало очень дорогим, а совокупная стоимость владения (ТСО) – слишком высокой, что было особенно критично в условиях падения доходов наших заказчиков. И тогда мы сделали мощный упор на софт, в результате чего, буквально за последние полтора года, мы существенно расширили функциональность «ПСС.Платформы». За эти же полтора года доля разработок для наших заказчиков на основе платформы среди всех выполненных ПСС проектов приблизилась к ста процентам.
Каким образом у вас непосредственно организована разработка ПО?
Илья Князев: В плане организации процесса разработки мы не придумали ничего нового. Достаточно успешно практикуем Agile. В качестве среды разработки используем шаблон CMMI на базе Microsoft TFS (Team Foundation Server), базу знаний ведем в системе Alfresco и прочие технологии, помогающие отстраивать грамотные процессы разработки ПО. При этом принципиально то, что наша организация процессов разработки позволяет выдавать качественный продукт, соответствующий заданным требованиям и ожиданиям заказчика. К тому же, как правило, нам удается выдерживать и плановые сроки с учетом возможных рисков. Также мы успешно решили проблему взаимозаменяемости в команде разработчиков, когда отсутствует привязанность той или иной программной разработки к конкретному человеку.
Если вернуться к бизнес составляющей, какую долю в доходах занимает продажа оборудования и софта?
Илья Князев: Пока продолжаем работать в условиях, когда большая часть дохода формируется по-прежнему поставочными контрактами на оборудование. Но, во-первых, уже нет ни одного контракта, по которому мы поставляем только оборудование – всегда вместе с оборудованием идет программное обеспечение, требующее поддержки и обслуживания. И, во-вторых, в портфеле ПСС уже целый пул проектов, в рамках которых поставляется только ПО. Причем сейчас наш софт «отцепляется» от парадигмы терминалов самообслуживания, идет в сферу автоматизации разнообразных процессов. Та же «ПСС.Платформа», как программная платформа интернета вещей, позволят нам решать целый спектр задач для «умных городов», управления автодорожной инфраструктурой, «умного сельского хозяйства», «умного производства» и т.д.
Какой реализованный проект вы отметили бы особо?
Илья Князев: Проект с Мосгортрансом, в рамках которого были, во-первых, поставки сложных, специально спроектированных автоматов для продажи билетов городского наземного транспорта, предназначенных для работы в диапазоне температур от -50 до +50 градусов по Цельсию, с широким набором функций. Во-вторых, было установлено сложное, многофункциональное терминальное ПО. В-третьих, работает наша серверная часть – также с широким набором функциональности по мониторингу терминальной сети, включая считывание кода ошибок, формирование отчетности, заявок в сервисное подразделение и многое другое. Кроме того, хочу отметить проект по разработке ПО и контроллера для автоматизированной системы управления наружным освещением Unilight компании «АйТи Умный город». Это, как раз, те проекты, благодаря которым «ПСС.Платформа» и состоялась как полноценная платформа интернета вещей.
На какой стадии сейчас проект с Мосгортрансом?
Илья Князев: На стадии промышленной эксплуатации и постепенного ввода в эксплуатацию новых терминалов. Всего было поставлено 121 билетных автоматов, половина из которых уже в промышленной эксплуатации, по остальным ведутся пуско-наладочные работы. Также на финишной прямой находится внедрение Системы управления парком устройств самообслуживания, которая обеспечит Службе доходов операционный онлайн-мониторинг с автоматическим формированием отчетности по продажам и движению материальных ценностей. У эксплуатирующих и сервисных служб появится возможность централизованного администрирования и мониторинга технического состояния всего распределенного парка билетных терминалов.
Каковы планы по развитию бизнеса компании на ближайшие 3-5 лет?
Илья Князев: Безусловно, мы продолжим свое развитие в качестве компании разработчика и поставщика программного обеспечения как на традиционных для нас рынках массового обслуживания, так и на рынках специализированных решений для автоматизации различных производственных, в широком смысле этого слова, процессов и управления различной инфраструктурой. Соответственно для обеспечения вышеуказанного вектора развития мы будем продолжать инвестиции в разработку «ПСС.Платформы» как универсального и удобного инструмента индустриального интернета вещей.
Если говорить о продуктовой линейке на базе «ПСС.Платформы», то сегодня уже выкристаллизовались три направления прикладных программных решений: «Системы самообслуживания»; «Системы продажи товаров и услуг»; «Системы управления устройствами». Эволюция в развитии российских средств защиты от сетевых угроз: как Kaspersky NGFW меняет расстановку сил на рынке
Первое направление – стек клиент-серверных решений для организации качественных и рентабельных сервисов на основе территориально распределенного парка устройств самообслуживания в различных сегментах розничной торговли и сферы услуг: пассажирские перевозки; продажи товаров, а также другие коммерческие и государственные услуги для населения.
Второе направление – ряд решений высокой степени готовности, связанных с продажей товаров и услуг через каталожное меню. Решения при этом имеют как настраиваемую клиентскую часть, так и back-end в виде системы управления каталогом товаров и услуг с возможностью ускоренной интеграции с различными внешними справочниками номенклатурных позиций и тарифными меню. Например, в рамках данного направления нами была создана локальная билетная система на транспорте. Кстати, внедрение такой системы сейчас, как раз происходит в одной из стран СНГ – реализуется проект по автоматизации продажи билетов на пригородные направления ж/д сообщения. Также реализуются проекты в ритейле по внедрению системы продаж товаров и услуг через электронный каталог как одного из каналов продаж в рамках концепции Omni Channel. Много запросов на подобные решения приходят и от организаций культурно-массового сектора.
И, наконец, третье направление связано исключительно с развитием систем мониторинга, которые по набору функциональности значительно шире, чем классические системы. Фактически, это универсальные системы централизованного управления разнородными технологическими объектами в рамках концепции интернета вещей. Здесь у нас также потенциально большое поле в плане сфер применения для «ПСС.Платформы», т.к., по сути, речь идет о создании централизованных систем мониторинга и управления разнородными технологическими объектами от различных производителей. В перспективе мы думаем об автоматизации производств на отдельных, вспомогательных по отношению к основному процессу сегментах – например, управление станочным парком в плане своевременного технического обслуживания, поставки расходных материалов и др.
В общем, «ПСС.Платформа» существенно расширила наши технологические возможности для автоматизации различных отраслей бизнеса. Сегодня мы уже становимся, и будем в этом только укрепляться, полноправными участниками, не побоюсь это слова, цифровой трансформации бизнеса наших заказчиков и партнеров.
93