2017/07/25 15:55:40

Сергей Чикирёв, «Астерос»: управление комплексным проектом – это триатлон для интегратора

В условиях нестабильного экономического развития, каждый бизнес ищет свой путь сохранения объемов. Кто-то отказывается от экспериментов в пользу run-rate бизнеса, кто-то фокусирует коммерческие усилия на нескольких ключевых клиентах. Менеджмент группы «Астерос» решил пойти своим путем: к традиционным для системного интегратора компетенциям, компания добавила инженерную, а затем и строительную экспертизы, постепенно пробивая себе дорогу на рынок генподряда для крупных инфраструктурно-плотных объектов – стадионов, офисов, гостиничных комплексов. Это потребовало перекраивания почти всей структуры группы и, прежде всего, проектного управления. О том как перейти из «ИТ-класса» в высшую строительную лигу и каких ошибок следует избегать, редакции TAdviser рассказал Сергей Чикирёв, руководитель дирекции проектного управления группы «Астерос».

Сергей
Чикирёв
Объем крупных инфраструктурных проектов группы «Астерос» увеличивается от года к году

В чем заключается особенность комплексных проектов на стыке ИТ и стройки? Можно ли говорить о том, что заказчики все чаще объединяют эти направления?

Сергей Чикирёв: Основная особенность как раз в этом «стыке» и заключается. Возьмем отдельно ИТ-проект: управление им, в целом, укладывается в несколько базовых методик. Ощутимым подспорьем выступают опыт и наработка соответствующей отраслевой экспертизы при взаимодействии с клиентами из различных секторов – банковского, нефтегазового, государственного. И в этом преуспели многие системные интеграторы в стране.

С управлением комплексными проектами (КИП) – с ИТ, инженерной и нередко строительной составляющими – дело обстоит иначе. Это примерно как триатлон: вы можете хорошо бегать, технично преодолевать велосипедные трассы, и в плавании вам нет равных. Но когда вам придется совместить все эти дисциплины в рамках одного соревнования – вы поймете, что такое настоящая нагрузка. Уже до входа в КИП необходимо решить десятки сложнейших управленческих задач, таких как выбор оптимальных конструктивных, инженерных и технологических решений, стоимостный анализ, создание верхнеуровнего плана управления проектом, включая структуру обеспечения стройки человеческими, материальными, финансовыми и иными ресурсами. И все эти задачи необходимо выполнить еще до непосредственно старта проекта.

Что является залогом успеха для КИПов?

Сергей Чикирёв: На комплексных проектах по уровню ответственности, пожалуй, наиболее высока роль управленческого звена, причём она тем критичнее, чем сложнее сам объект. Если грубо, ИТ-проект можно «выровнять»: «залить» проект ресурсами, исправить неработающую должным образом логику, расширить функциональность и др. КИП фактически необратим, и цена ошибки невероятно высока. Именно поэтому, инфраструктурно-насыщенный объект, такой как стадион или гостиничный комплекс, оснащенный десятками инженерных систем, сложной ИТ-архитектурой и системами безопасности – это настоящий вызов для команды управления.

И все же изначально «Астерос» – ИТ-компания, смена стратегии привела вас к необходимости нарастить строительные мышцы. Насколько сложен вход на строительный рынок? Сложно ли доказать, что «выпускники» ИТ-школы могут управлять комплексными инфраструктурными проектами?

Сергей Чикирёв: Если еще пять лет назад наши партнеры воспринимали нас исключительно как экспертов в области ИТ и безопасности, сейчас никого не удивляет наше присутствие на строительных объектах в качестве генподрядчика – будь то внутренняя отделка офиса «под ключ» или строительство «с нуля» центров обработки данных.

Очевидно, что качественный переход из «ИТ-шников» в «строители» невозможен в одночасье: слишком разная специфика. Это сложный поэтапный процесс, который, как и в нашем случае, потребовал реформирования всех составляющих – кадрового состава, корпоративного управления, финансовой модели и т.д. Рост сложности проектов влечет за собой новые вызовы. Нередко компании не справляются с дополнительной финансовой и управленческой нагрузкой, кратным увеличением рисков, снижением продуктивности и маржинальности. На мой взгляд, здесь важно не только набивать свои шишки, но и искать варианты этого избежать. В качестве примера эффективного инструмента снижения издержек и повышения эффективности проектов на стыке строительства и ИТ могут служить технологии BIM-проектирования: они дают возможность минимизировать инженерные коллизии и работать в едином коммуникационном поле с клиентом и партнерами. Другие примеры - offsite-сборка отдельных модулей инженерных систем, трэкинг рабочих ресурсов и ежедневный удаленный мониторинг происходящего на площадке в дополнении к регулярным личным «обходам». И это далеко неполный список обязательных «лайф-хаков».

Какие технологические и инженерные компетенции необходимы системному интегратору, чтобы быть полноправным игроком на строительном рынке?

Сергей Чикирёв: Строительный бизнес диктует четкие требования к его участникам. В стройке нарушение производственной культуры и логики строительного процесса губительно. Важно, чтобы все функции в компании были выстроены именно под классический строительный «конвейер», где на каждом участке люди четко понимают, кто что и как делает, иначе команда реализации будет спотыкаться на каждом шагу.

С этой точки зрения важны строительные компетенции абсолютно всех – проектировщиков, производителей работ и линейного персонала, специалистов по охране труда, сметчиков и экономистов, снабженцев, инженеров ПТО, бухгалтеров и т.д. Если кого и выделять, то это команду проектирования, ведь цена их ошибки максимальна. В этом смысле «Астерос» обладает уникальной экспертизой - о высочайших профессиональных качествах нашей команды проектировщиков говорят сами масштабы реализованных и реализуемых проектов. На наших ГИПах и главспецах лежит огромная ответственность. Стоит упустить из виду, казалось бы, второстепенную деталь – и последствия могут быть любыми: от не сдачи проекта в срок из-за необходимости дозаказа оборудования до убивающих экономику проекта переделок каких-либо систем. С получением штампа «в производство работ» их участие не заканчивается – команда проектирования сопровождает проект до его завершения. Это крайне важно, например, при пусконаладке и комплексных испытаниях.

Какие комплексные инфраструктурные проекты выполняет сейчас «Астерос»? Какую долю в выручке компании в целом занимают подобные проекты?

Сергей Чикирёв: Объем крупных инфраструктурных проектов группы «Астерос» увеличивается от года к году как в абсолютном, так и относительном выражении. По результатам 2014 финансового года доля крупных проектов не превышала 30%, в 2016 соотношение уже обратное – только треть бизнеса приходится на традиционный ИТ-сегмент, и это на фоне того, что даже в кризисные годы run-rate неуклонно рос. По итогам 2017 года доля крупных инфраструктурных проектов в общем объеме вырастет: сейчас в завершающей стадии находится сразу три крупнейших программы, совокупный бюджет которых превышает 7 млрд. руб. В порядке перечисления это «ВТБ-Арена Парк», где «Астерос» отвечает за проектирование и строительство инженерных систем объектов коммерческой зоны и слаботочных систем стадиона, программа «БСА Лужники», в которой «Астерос» как генподрядчик отвечает за строительство «с нуля» ключевых объектов ИТ-инфраструктуры и обеспечения безопасности территории, и офисный центр одной из крупнейших российских корпораций, для которой мы также в качестве генподрядчика производим отделку помещений и монтаж механических, электрических и слаботочным систем.

Давайте поговорим о рисках. Какие зоны им подвержены в большей степени?

Сергей Чикирёв: Ключевые риски традиционно лежат в области управления изменениями, ликвидностью и производительностью. Просадка по любой из этих составляющих влечет неизбежные проблемы в двух других. Важно понимать, что при переходе «в высшую строительную лигу» нельзя полагаться на привычные инструменты ручного управления – нужны системные решения, «впаянные» в основу бизнес-процессов компании. Контроль изменений подразумевает операционную зрелость не только подрядчика, но и заказчика. Ему необходимо взвешенно структурировать свои потребности и выдерживать логику строительного процесса от начала и до конца. Потеря контроля делает задачу нерешаемой – стройка захлебывается в утративших силу чертежах и противоречивых инструкциях со всех сторон.

Важность управления ликвидностью также не вызывает сомнений. Любой крупный инфраструктурный проект – это сотни и тысячи людей на строительной площадке ежедневно. Для их эффективной работы должно быть обеспечено ритмичное выполнение работ и соразмерное финансирование, зачастую – более оперативное, чем удается получить от заказчика. Аналогично – с поставщиками материалов. В этом смысле большой ошибкой являются попытки «переложить» все нерешенные вопросы – будь то «несостыковки» в чертежах или задержки с финансированием – на подрядчиков. Результаты таких действий всегда плачевны: от простоев до массового исхода субподрядчиков со стройки. Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149 т

Еще один риск – снижение производительности по мере роста масштабов проектов. Например, эксперты McKinsey в своем исследовании строительного сектора называют именно эффективность труда основным драйвером роста индустрии. Здесь все зиждется не только на профессионализме линейного звена управления, но и на готовности инженерно-технического персонала оказывать деятельное содействие в решении каждодневных проблем, а не просто «спрашивать за результат».

Что ждет рынок комплексных инфраструктурных проектов после ЧМ по футболу? Какие отрасли, по вашему мнению, будут показывать наибольший спрос на такого рода проекты?

Сергей Чикирёв: Безусловно, федеральные проекты уровня строительства инфраструктуры Олимпийских игр или ЧМ по футболу, в которых «Астерос», как правило, выступает партнером, являются эффективным драйвером развития отрасли. В то же время, ими дело не ограничивается. Результаты ПМЭФ-2017 подтверждают обилие государственных и частных инициатив по развитию инфраструктуры страны. Облака, blockchain, bigdata, интернет вещей – вчерашние «buzzwords» превратились в действительность, под нужды которых выстраивается соответствующая инфраструктура. У нас в разных стадиях ведется подготовительная работа по весьма амбициозным проектам в важнейших отраслях – телекоммуникационной, банковской, транспортной и т.д., реализация которых подразумевает глубокую инжиниринговую и ИТ-экспертизу.

71