2017/08/22 14:38:53

Яков Шапиро, «Инфосистемы Джет»: чем меньше в мультимедийной системе аппаратных компонентов, тем она удобнее и выгоднее

В крупных проектах системы видеоконференцсвязи и мультимедийные системы все чаще реализуются как единый комплекс, а заказчики, говоря о наличии у них ВКС, подразумевают и наличие системы распределения мультимедийного контента. О современном этапе развития этого сегмента в интервью TAdviser рассказал Яков Шапиро, руководитель направления ВКС Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет».

Яков
Шапиро
От ИТ-систем требуется не только богатый функционал, но и возможности гибкой перенастройки, расширения и интеграции с другими системами

Первое, что приходит на ум при словах «видеорешения для бизнеса», это коммуникации с использованием видео, а именно видеоконференцсвязь. Каковы сейчас тенденции в этой сфере?

Яков Шапиро: Действительно, сегодня системы ВКС достаточно широко применяются для переговоров, удаленного обучения, а также совместной работы удаленных пользователей над документами, проектами и т.д. Благо современные системы имеют уже возможность интеграции с различными средствами коммуникации и отображения контента, в том числе системами корпоративной телефонии, мультимедийными системами, решениями для унифицированных коммуникаций (прежде всего, Skype for Business).

В проектах последних лет заказчики часто требуют совместимости серверов ВКС с видеотерминалами разных производителей, поскольку стремятся сохранить ранее сделанные инвестиции и избежать зависимости от единственного вендора. Кроме того, они хотят иметь возможность подключаться к сеансам ВКС не только посредством специализированных видеотерминалов, но и с помощью других устройств – IP-телефонов с поддержкой видео, программных клиентов, установленных на персональные устройства, из приложения Skype for Business или даже непосредственно через браузер (что стало возможным благодаря технологии WebRTC).

Поддержка мобильной работы – это уже практически обязательное требование для систем ВКС. Современные сотрудники не желают быть привязанными к конкретному рабочему месту и хотят получать все сервисы, доступные в офисе, в любом месте с помощью мобильного устройства. В том числе, видеосвязь в высоком разрешении и инструменты совместной работы. Именно поэтому наблюдается рост продаж программных клиентов ВКС – как для ПК, так и для мобильных устройств.Российский рынок HR-tech: оценки, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 100 т

Промышленные системы ВКС всегда входили в категорию дорогостоящих решений. Однако сейчас есть тенденция к снижению их стоимости. Высокая конкуренция в этом сегменте и персонализация средств ВКС заставляет производителей пересматривать модели лицензирования своих продуктов. Виртуализация серверов позволяет снизить стоимость инфраструктурных решений ВКС.

Кроме того, программные серверы ВКС, разворачиваемые на базе виртуальных машин, позволяют использовать уже существующую ИТ-инфраструктуру. Их проще обслуживать и легко масштабировать.

Есть и чисто программные ВКС-решения, в том числе российского производства. Некоторые заказчики отдают предпочтение им. В частности, у нас сейчас ведется пилотный проект в одном из банков. Преимущество подобного решения – возможность интеграции с терминалами всех основных производителей. Однако если у предприятия уже имеются промышленные терминалы ВКС с богатым функционалом, программное решение едва ли позволит использовать его в полную силу – поддерживаться будет только базовый функционал. И потом, надо помнить, что заказчику придется приобретать поддержку минимум двух производителей – «железа» и «софта».

Наконец, на рынке имеются облачные сервисы ВКС. Но пока российские заказчики не проявляют к ним большого интереса, отдавая предпочтение традиционным on-premise решениям.

Что еще входит в понятие «корпоративные видеорешения»?

Яков Шапиро: Прежде всего, системы распределения мультимедийного контента. Это средство корпоративных коммуникаций, позволяющее пользователям обмениваться аудиовизуальной информацией. Такая система дает возможность организовать прием аудио/видиосигнала с различных источников и его трансляцию на нужные (по выбору) средства отображения, расположенные в определенных точках офиса/предприятия. Мультимедийные системы находят применение в оснащении ситуационных центров, конференцзалов, совещательных комнат, учебных классов, торговых, деловых, развлекательных центров и многих других объектов. Среди прочего они используются в целях информирования и экстренного оповещения сотрудников и посетителей.

Система ВКС может служить одним из источников сигнала для мультимедийной системы. Более того, в крупных проектах обе системы все чаще реализуются как единый комплекс, а заказчики, говоря о наличии у них ВКС, подразумевают и наличие системы распределения мультимедийного контента. Требования, которые предъявляют современные пользователи к обеим системам, тоже совпадают: поддержка мобильной работы с помощью персональных устройств, совместимость центральных серверов с терминалами различных производителей, а также требование высокой надежности комплекса, стабильности его работы и высокого качества передачи контента.

Что можно сказать о тенденциях развития корпоративных мультимедийных систем?

Яков Шапиро: Традиционная мультимедийная система имеет централизованную архитектуру. Ее ядром является выделенное программно-аппаратное устройство – матричный коммутатор. Мультимедийное оборудование подключается к нему напрямую (по схеме «точка – точка») с помощью специальных кабелей (HDMI, DisplayPort и т.п.), которые имеют лимит по расстоянию передачи данных. Поэтому при построении мультимедийной системы для крупного объекта используется дополнительное оборудование – разветвители и удлинители сигнала. Весь комплекс представляет собой дорогостоящее и трудоемкое в реализации и обслуживании решение. А чтобы обеспечить его отказоустойчивость, необходимо приобрести резервный матричный коммутатор и фактически заплатить за систему дважды.

В последнее время на рынке стали появляться распределенные мультимедийные системы с коммутацией сигнала через IP-сеть. В распределенной архитектуре часть функции обработки аудиовизуальной информации вынесена на периферийные устройства – трансмиттеры и ресиверы, благодаря чему снижается нагрузка на сеть и повышается отказоустойчивость комплекса в целом. Функции коммутации сигналов выполняет сервер управления. Для его связи с периферийными устройствами может использоваться уже существующая корпоративная IP-сеть, при этом ограничения на дальность передачи сигнала снимаются. Стоят такие системы дешевле аналогичных по масштабу централизованных, их несложно обслуживать и легко масштабировать.

К сожалению, в представлении большинства заказчиков мультимедийная система остается классическим централизованным решением, однако некоторые уже внедряют распределенные системы.

Много ли на рынке таких решений?

Яков Шапиро: Решений на базе IP-коммутации довольно много, в том числе от именитых производителей. Но в их архитектуре по-прежнему присутствует большое количество аппаратных устройств – тех же разветвителей и усилителей. А это делает решение более дорогостоящим и сложным в развертывании и обслуживании.

Мы считаем, что чем меньше в системе аппаратных компонентов, тем она удобнее и выгоднее для заказчика. Одно из таких решений – Jet Multimedia Controller, собственная разработка компании «Инфосистемы Джет». Это инструмент создания единой информационно-коммуникационной среды предприятия, в рамках которой аудиовизуальная информация из разных источников обрабатывается в режиме онлайн и доставляется нужным группам потребителей. Система уже нашла применение в ситуационном центре одного из наших заказчиков. Еще несколько компаний планируют ее использовать для целей информирования посетителей, трансляции развлекательного и рекламного контента, внутрикорпоративной видеосвязи и организации экстренного оповещения.

Расскажите подробнее, что собой представляет ваше решение.

Яков Шапиро: Архитектурно Jet Multimedia Controller состоит из сервера управления и совокупности передатчиков («забирающих» сигнал от конечных устройств) и приемников («отдающих» сигнал устройствам отображения). Все оборудование подключается к локальной вычислительной сети – либо существующей, либо отдельно развернутой для нужд передачи аудиовизуального контента.

Фактически система представляет собой распределенный матричный коммутатор. Обработка аудиовизуального сигнала выполняется локально, на передатчиках и приемниках, а сервер управления обеспечивает коммутацию трафика – либо в соответствии с настройками, которые выполняет администратор, либо по заранее заданным сценариям, либо на основании событий. Так, например, в случае пожарной тревоги можно быстро уведомить людей в бизнес-центре и вывести на мониторы коллективного пользования инструкции по рекомендуемым действиям. А в случае выхода из строя какого-либо периферийного компонента автоматически перекоммутировать сигнал. Аудиовизуальная информация может передаваться от любого источника к любому получателю или группе получателей, которую можно формировать на основании категорий пользователей, места размещения или по какому-либо другому принципу.

Одновременно сервер управления выполняет функции мониторинга компонентов системы и контроля прав пользователей.

К портам трансмиттеров могут подключаться практически любые источники аудиовизуального сигнала, будь то персональные пользовательские устройства, видеокамеры, медиаплееры, ТВ-приемники или кодеки ВКС. По мере появления в организации новых источников аудиовизуальной информации их можно без труда подключать к системе с помощью дополнительных трансмиттеров.

То же относится к ресиверам: подключаться могут различные средства видеоотображения, включая LCD-панели, видеостены, пользовательские мониторы, а также средства звуковоспроизведения, и их также можно подключать к системе по мере необходимости. Количество периферийных устройств практически не ограничено.

При необходимости, подключив к системе дополнительное оборудование, можно обеспечить пользователям возможность передавать и получать мультимедийный контент с помощью мобильных устройств по каналу Wi-Fi.

Надо сказать, что Jet Multimedia Controller – многопользовательская система, сочетающая в себе возможности централизованного управления и индивидуальных настроек пользовательской среды. В рамках назначенных администратором ролей пользователи могут самостоятельно управлять приемниками и передатчиками, выбирая нужные источники контента и средства отображения. Управление может выполняться со стационарных рабочих мест (через web-интерфейс), либо с мобильных устройств (с помощью специального приложения).

Насколько такое решение надежно?

Яков Шапиро: Большим преимуществом системы является то, что сервер управления представляет собой программное решение, которое может быть развернуто как на выделенном физическом сервере, так и в виртуальной среде. Это существенно ускоряет и удешевляет внедрение, поскольку можно использовать уже существующую ИТ-инфраструктуру, а также упрощает организацию схемы резервирования для создания отказоустойчивого решения.

Что касается возможной поломки приемника или передатчика, то она не несет больших рисков, поскольку это не сказывается на работоспособности системы в целом – в отличие от ситуации, когда выходит из строя плата физического матричного коммутатора. Кстати, такая плата стоит на порядки дороже, чем новый периферийный компонент решения Jet Multimedia Controller. Кроме того, для ремонта централизованной системы ее работу придется на время остановить, в то время как технические работы на распределенной системе можно проводить без прерывания ее функционирования. Это особенно критично для предприятий, которые функционируют в круглосуточном режиме, таких, например, как ситуационные центры.

Каким категориям заказчиков в первую очередь адресована ваша разработка?

Яков Шапиро: Любым высокотехнологичным предприятиям. А точнее, она адресована людям, которые на них работают.

Успешность бизнеса практически любой компании зависит, прежде всего, от людей и, не в последнюю очередь, от того, насколько им интересно и удобно решать возложенные на них задачи. Специалисты нынешнего поколения, привыкшие жить в цифровом мире, хотят иметь на своем рабочем месте, как минимум, не меньше цифровых возможностей, которыми пользуются в повседневной жизни, а как максимум, больше. Поэтому высокотехнологичные компании являются для них более привлекательными. Но что значит «высокотехнологичная»? Сегодня это не та компания, которая внедрила и использует продвинутые ИТ-решения, а та, которая способна быстро меняться, гибко перестраивать свои процессы, реагируя на изменения в рыночной среде, и чьи системы способны поддерживать эти изменения. Соответственно, от ИТ-систем требуется не только богатый функционал, но и возможности гибкой и быстрой перенастройки, расширения и интеграции с другими системами. Этим требованиям в полной мере отвечает наша разработка.

Как вам видится будущее корпоративных мультимедийных систем?

Яков Шапиро: Нынешняя тенденция их развития – повышение уровня интеллектуальности, способности автоматически настраиваться на нужный режим или сценарий работы в зависимости от событий. Видеокамерой ВКС, которая автоматически наводится на говорящего или системой телеприсутствия, которая сама включается при появлении людей в помещении, сегодня уже мало кого удивишь, хотя еще недавно такие функции были диковинкой. С развитием технологий искусственного интеллекта можно ожидать, что мультимедийные системы научатся сами отбирать и предоставлять пользователю нужный контент в нужное время. И в этом преуспеют, в первую очередь, распределенные системы на базе IP.

Что касается технологий визуализации, то они развиваются в направлении интерактивных 3D-изображений, в том числе на основе голограмм. Голографическое изображение перестает восприниматься как просто эффектное шоу, оно становится серьезным инструментом изучения особенностей объекта – при презентации новых продуктов, проведении научных исследований, в процессе обучения, при решении проблем на промышленном объекте и т.д. И предприятия, которые сегодня довольствуются цифровыми вывесками и мониторами коллективного пользования, тоже оценят 3D-визуализацию и начнут применять. Не верите? Поговорим лет через пять-десять.

182