2018/01/20 15:27:31

Электронное правительство Таджикистана

.

Содержание

2024: Создание отдельного органа по цифровизации госуслуг

В Таджикистане сформирован Республиканский штаб по вопросам цифровизации государственных услуг и безналичных расчетов. Решение о создании нового контролирующего органа было опубликовано на портале правовой информации министерства юстиции 25 ноября 2024 года. Подробнее здесь

2017

Законопроект "О госуслугах"

Несмотря на принятие еще в 2011 г концепции электронного правительства, на конец 2017 г. действующее законодательство не регулирует вопрос по госуслугам в отдельном законе либо ином нормативно-правовом акте. Разработан проект Закона РТ «О государственных услугах». Законопроект определяет особый пласт деятельности госорганов и устанавливает цели и принципы предоставления госуслуг, а также закрепляет обязанности участвующих в предоставлении госуслуг органов и организаций. В соответствии с проектом, государственные услуги, это есть функции, осуществляемые по запросу заявителя.

Основными субъектами отношений по предоставлению госуслуг являются органы исполнительной власти. Заявителями при обращении за госуслугами могут быть любые физические и юридические лица.

Следует отметить ряд общих сложностей, которые имеют место при реализации принципов построения электронного правительства. Таджикистан в определенной мере повторяет ситуацию, характерную для многих развивающихся стран, в которых реализация национальных программ информатизации зачастую представляет собой набор разрозненных локальных проектов, а координация всей деятельности по внедрению э-правительства находится на недостаточном уровне.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.9 т

Успешность реализации программ в значительной мере зависит от масштабов инвестиций и участия квалифицированных иностранных консультантов. По такому примеру наиболее успешно реализуются проекты реформирования системы управления налоговой и таможенной службы, министерства финансов, министерства труда и соцзащиты населения и ряд других, очевидно выбранных на данном этапе в качестве приоритетных. При реализации такого рода проектов происходит сначала пересмотр и реформирование сути самих бизнес-процессов, а лишь затем их автоматизация.

В ряде других, менее масштабных проектов, акцент делается пока на создание новых нормативно-правовых актов и так называемую «компьютеризацию» существующих процессов. Концентрация на технической составляющей проектов дополняется недостатком качественных человеческих ресурсов (текучесть кадров, низкая мотивация и как следствие недостаточный потенциал компетенции). В результате в ряде структур есть серьезные трудности в реорганизации бизнес-процессов как таковых.

Иными словами, общая архитектура системы государственного управления и предоставления государственных услуг гражданам, изменяется заметно медленнее, чем в целом происходит внедрение ИКТ. Большая часть реализуемых ИКТ-проектов, пока ориентированы в направлении G2G, а уровень реформирования услуг для граждан еще низкий.

Запущен портал э-правительства, обзор ведомственных ИТ-проектов

В Таджикистане создан портал электронного правительства hukumat.tj/glav/taj, в котором размещена информация органов государственной власти и другая информация об услугах, которые они предоставляют.

Для развития электронного правительства в РТ были реализованы ряд проектов:

  • Создан Единый электронный Регистр информации и сведений по лицензиям и разрешениям (ijozat.tj ), содержащий полную и достоверную информацию о процессе получения лицензий и разрешений для отдельных видов деятельности в Республике Таджикистан;

  • При Налоговом Комитете внедрена система регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Единое Окно»;

  • Внедрена система электронного налогового декларирования, позволяющая плательщикам облегчить процесс составления отчетности и полностью автоматизировать процесс представления налоговых деклараций в налоговые органы (andoz.tj, www.mbma.tj );

  • Реализован совместный проект Исполнительного органа государственной власти г. Душанбе и Общественного Фонда «ГИПИ» – «Мо метавонем!». Интернет-сайт данного проекта (mometavonem.tj ) представляет собой электронную приемную обращений граждан по вопросам качества работы столичных коммунальных услуг. Посредством работы портала эффективность коммунальных служб столицы теперь находится под личным контролем мэра г.Душанбе;

  • Создан централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан `Адлия` (adlia.tj), предназначенный для профессиональных пользователей, которые в своей работе пользуются информацией нормативно-правового характера: юристов, аудиторов, налоговых консультантов, бухгалтеров и предпринимателей;

  • При Министерстве финансов РТ и таможенной службе разрабатываются корпоративные информационные системы для автоматизации бизнес-процессов и подключения всех удаленных подразделений и в перспективе интеграции межведомственных взаимоотношений;

  • Министерством финансов РТ реализуется Проект модернизации управления государственными финансами (www.pfmmp.tj );

  • В процессе разработки находится проект Таможенной службы при Правительстве РТ Единое окно по импортным, экспортным и транзитным процедурам»;

  • При управлении государственной службы при Президенте РТ создается информационная система по регистру государственных служащих; Правительственная ИКТ сеть, реестр государственных служащих;

  • Реализован проект «Национальная база данных вакансий» Государственного агентства социальной защиты, занятости населения и миграции, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан – kor.tj ;

  • Проект администрации Хатлонской области и ОО «Матема» – «В помощь безработным по трудоустройству» – dastrasi.tj , информационный ресурс вакансий и база данных специалистов по Хатлонской области;

  • Программа компьютеризации основных и средних школ, Единый центр тестирования, ИСУО, Министерство образования РТ;

  • Программа адресной социальной помощи, программа реформы пенсионной системы, Министерство труда и социальной защиты;

2014: Госпрограмма развития ИКТ утверждена постановление правительства

Государственная программа развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан на 2014-2017 годы (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 июля 2014 года, № 428).

2011

Концепция э-правительства утверждена постановление правительства

Концепция формирования электронного Правительства в Республике Таджикистан (2012 – 2020) утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2011 г. N 643.

Органом, осуществляющим регулирование, контроль и координацию Концепции формирования электронного правительства в РТ, является информационно-технический центр Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан.

Этими вопросами также занимаются ряд государственных министерств и ведомств, основными из которых являются Министерство экономического развития и торговли РТ, Служба связи при Правительстве РТ и др.

Координация действий всех соответствующих министерств и ведомств, осуществляется в рамках Совета по информационно-коммуникационным технологиям при Президенте РТ. Совет по информационно-коммуникационным технологиям при Президенте Республики Таджикистан (далее – Совет) является высшим руководящим и координирующим органом в сфере развития информационно-коммуникационных технологий, реализации государственной информационной политики и формирования электронного правительства в Республике Таджикистан.

Основными целями формирования электронного правительства в Республике Таджикистан являются:

  • повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и управления за счет широкого использования ИКТ;
  • повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям общественных услуг;

упрощение процедур и сокращение сроков оказания общественных услуг, а также снижение административных издержек, связанных с предоставлением этих услуг;

  • повышение доступности информации о деятельности исполнительных органов государственной власти;

формирование единой системы информационного обмена, используя электронные информационные ресурсы и постоянную связь с системой и ограниченной сетью учета всех пользователей;

Исполнение задач электронного правительства способствовать в решении следующих задач:

  • разработка и внедрение функциональных информационно-аналитических систем (ИАС), поддерживающих процесс принятия управленческих решений в пределах отдельных исполнительных органов государственной власти;
  • автоматизация межведомственного взаимодействия в процессе принятия управленческих решений;

автоматизация процедур предоставления государственных услуг;

  • повышение открытости информации о деятельности исполнительных органов государственной власти, расширение возможности доступа и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
  • повышение качества административно-управленческих процессов;
  • обеспечение оперативности и контроля результатов деятельности исполнительных органов государственной власти;
  • обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании;
  • развитие и широкое применение в деятельности исполнительных органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти;
  • устранение `цифрового неравенства` (неравенство среди граждан в использовании информационных и телекоммуникационных технологий, определяемое социально-экономическими различиями и географическим местоположением), которое является одной из центральных задач обеспечения эффективности электронного правительства и реализуется посредством развития ИКТ инфраструктуры (территориальное развитие сетей связи, повышение качества связи, компьютеризация населения, развитие Интернета на территории страны).

Решение поставленных задач осуществляется по следующим основным направлениям и механизмам реализации Концепции:

  • создание необходимой нормативной правовой базы формирования электронного правительства, включая создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия;

  • формирование базовых компонентов инфраструктуры электронного правительства;

  • формирование и развитие электронных услуг исполнительных органов государственной власти;

  • создание и развитие межведомственных и типовых ведомственных информационных систем;

  • создание и развитие информационных ресурсов и систем исполнительных органов местной государственной власти;

  • развитие систем обеспечения доступа граждан к информации;

  • развитие портала и шлюзов электронного правительства;

  • создание государственной автоматизированной системы управления ресурсами;

  • обеспечение защиты информационной инфраструктуры;

  • совершенствование кадрового обеспечения электронного правительства;

  • разработка архитектуры, формирование и развитие базы стандартов в сфере ИКТ.

Единые требования для сайтов

Порядок единых требований для сайтов и локально-вычислительных сетей государственных органов управления (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 апреля 2011 года , № 166).

2004: Постановление правительства о программе инфобезопасности

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2004 года, №290 `О Программе обеспечения информационной безопасности Республики Таджикистан`.

2003: Приняты указы президента об ИКТ-стратегии и инфобезопасности

  • Указ Президента Республики Таджикистан от 5 ноября 2003, № 1174 «О государственной стратегии информационно–коммуникационные технологии (ИКТ) для развития Республики Таджикистан».

См. также

Примечания