2018/06/04 11:57:07

Павел Шуба, Владимирская область: Мы начали переход к свободному софту задолго до начала нынешней кампании по импортозамещению

Владимирская область – это один из первых регионов, приступивших к реализации политики импортозамещения, и началось всё с внедрения свободного программного обеспечения в далеком 2010 году, тогда первоочередной задачей было застраховаться от повышения цен и снизить зависимость от иностранного софта. Как изменился вектор направлений программы информатизации региона и о первых результатах проектов рассказывает Павел Шуба, заместитель председателя комитета информатизации, связи и телекоммуникаций администрации Владимирской области.

Павел
Шуба
На базе СПО мы реализовали ряд крупных проектов по построению региональных информационных систем

Основная тема, интерес к которой не снижается даже спустя 5 лет, - это импортозамещение ПО. Во многом потому, что у людей разное представление и цели. Что для вас «импортозамещение» и как вы оцениваете итоги программы на 2017 год?

Павел Шуба: Не берусь оценивать какие-то промежуточные итоги развития программы по всей России, но тема импортозамещения программного обеспечения, действительно, остается приоритетной. И более того, вполне реальна. Одним из показателей того, что программа состоялась, я считаю, является укрепление нормативно-правовой базы.

Импортозамещение отнюдь не предполагает исключительно поддержку отечественного бизнеса и повсеместное использование российского ПО, его главная цель – добиться полного суверенитета страны в сфере ИТ. Пока же мы все ещё уязвимы, поскольку в случае применения санкций Запада может ограничиваться доступ к западному программному и аппаратному обеспечению, сервисам технической поддержки, могут быть использованы так называемые программные закладки, способные блокировать работу критически важны элементов ИТ-инфраструктуры и (или) предоставить иностранным разведкам несанкционированный доступ к информации, обрабатываемой в информационных системах.

Владимирская область входит в пилотную зону по импортозамещению программного обеспечения. Как все начиналось и каких результатов вам удалось добиться?

Павел Шуба: Мы запустили процесс перехода от зарубежного проприетарного ПО к свободному софту достаточно давно, задолго до начала нынешней кампании по импортозамещению, где-то в 2010-м. И к моменту появления в 2015 г. стратегии импортозамещения, значительная часть серверной ИТ-инфраструктуры аппарата администрации области уже была переведена на СПО. Вызвано это было скорее небольшим финансированием, поддерживать зарубежное ПО становилось сложно – пришлось искать другие пути решения.

Конечно, в ряде случаев уровень сервиса и качества разработки СПО не достигает уровня проприетарных продуктов, но определённо СПО составляет серьёзную конкуренцию платному софту. А адаптировав свободно распространяемые версии ПО, мы можем разработать решения под себя. За прошедшее время на базе СПО нами реализован ряд крупных проектов по построению региональных информационных систем. Например, система электронного документооборота, с которой работают более двух тысяч государственных и муниципальных служащих области, единая технологическая платформа официального интернет-портала администрации области и т.д.Российский рынок ERP-систем сократился, но приготовился к росту. Обзор и рейтинг TAdviser 250.1 т

Важно понимать, что решающим фактором в данном случае является наличие квалифицированных специалистов, понимающих принципы и особенности работы СПО, знающих его сильные и слабые стороны, способных из нескольких независимых СПО продуктов сформировать стабильно работающую информационную систему. К сожалению, таких специалистов крайне мало в первую очередь по причине того, что некоторые решения известных производителей зачастую безальтернативно «навязывают» начиная со школьной скамьи.

Учитывая имеющиеся наработки наш регион поддержал инициативу проведения совместно с АНО «Институт развития интернета» пилотного проекта по импортозамещению в сфере программного обеспечения. Но проект еще не завершен. Если подвести промежуточные итоги, то проведенные этапы пилотного проекта позволили определить аспекты использования отечественных операционных систем в органах государственной и муниципальной власти Владимирской области, выявить типовые проблемы при переводе рабочих процессов государственных и муниципальных служащих Владимирской области на отечественный софт, а также особенности сопряжения отечественного ПО с федеральными государственными информационными системами.

Опрос участников отечественного ИТ-рынка, проведенный экспертным центром TAdviser, показал, что, помимо развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, эксперты называют приоритетным направлением государственной региональной информатизации повышение открытости региональных властей. Какие проекты реализованы у вас в области в этом направлении?

Павел Шуба: На сегодняшний день в регионе реализован достаточно большой ряд официальных Интернет-ресурсов и различных тематических проектов, которые позволяют повысить уровень открытости органов власти, более подробно ознакомиться с их деятельностью. Прежде всего, это непосредственно официальный интернет-портал для обеспечения доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти области и структурных подразделений администрации области; Интернет-приемная для подачи обращений в форме электронного документа в администрацию области; портал для проведения публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия, а также обсуждения проектов и действующих нормативных актов; официальный сайт Губернатора области; форум «Вопрос-ответ», где рассматриваются вопросы социально-экономического развития региона.

Кстати, большинство из представленных проектов построены на базе свободного и отечественного программного обеспечения.

Коммуникационная платформа у вас тоже на базе open source?

Павел Шуба: Нет. Проект по построению коммуникационной платформы у нас проходил с использованием отечественного продукта CommuniGate Pro. Решение разработано российской компанией, зарегистрировано в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оно качественно реализовано, чем, видимо, и заслужило популярность во всем мире.

Инфраструктура на базе платформы объединенных коммуникаций CommuniGate Pro развивается в администрации уже на протяжении нескольких лет – самостоятельно и с помощью сторонних организаций. В 2017 году мы активно работали с компанией «Диджитал Дизайн» для развития возможностей платформы, и реализовали проект по улучшению взаимодействия пресс-службы администрации с региональными и федеральными СМИ. В результате нам удалось значительно повысить оперативность предоставления информации для СМИ за счет нового инструмента формирования списков рассылок, а также повысить эффективность информационной рассылки. К тому же, были решены проблемы с периодическим ошибочным включением почтовых серверов администрации области в «черные списки» серверов. Что для нас было очень важно, т.к. администрация области является достоверным и оперативным источником информации о важных событиях в жизни региона, и нам важно сохранять и укреплять эту позицию.

Какие дальнейшие действия по развитию импортозамещения ПО вы планируете реализовать? Что является приоритетом?

Павел Шуба: Если вести речь не о формальном подходе к импортозамещению в сфере ИКТ, проявляющемся в точечной замене иностранного проприетарного ПО на отечественное, а о системной работе в данном направлении с четкой нацеленностью на результат, то следует обратить внимание на импортозамещение основополагающих технологий, обеспечивающих функционирование современной ИТ-инфраструктуры. В первую очередь — это системы виртуализации. Удобство и эффективность таких систем в работе современной ИТ-инфраструктуры сложно переоценить. Особенно в случаях, когда используются программно-аппаратные решения, обеспечивающие работу информационных сервисов при выходе из строя диска, сервера, кластера или всего ЦОДа. Отказ от подобных технологий — это осознанное возвращение на 15-20 лет в прошлое.

Не секрет, что в настоящее время в органах власти используются решения виртуализации от VMware, как, например, у нас в администрации области, также распространена технология Microsoft Hyper-V. При этом не имеет никакого значения, как вы импортозамещаете компоненты информационных систем, функционирующие в рамках платформ виртуализации, т.к. в случае санкционных ограничений велик риск того, что вся виртуальная среда в одночасье перестанет работать.

Понимая данные риски, в 2017 году мы реализовали крупный проект по поставке и вводу в рабочую эксплуатацию программно-аппаратного комплекса, работающего под управлением современной гиперконвергентной платформы на базе отечественных систем виртуализации и распределенного хранения данных от Росплатформы. Данные технологии предоставляют уровень сервиса, аналогичный уровню топовых гипервизоров, и позволяют решать весь спектр задач по работе с виртуальными машинами и контейнерами, в том числе обеспечить их отказоустойчивое функционирование при аппаратных сбоях. Учитывая новизну технологии мы планируем осуществление поэтапного перевода информационных ресурсов на отечественную среду виртуализации от Росплатформы.

Еще одной немаловажной технологией, требующей импортозамещения, является технология централизованного управления пользователями и ресурсами. Многие привыкли к таким понятиям, как контроллер домена на базе Microsoft Active Directory, к уровню возможностей, который предоставляет данная технология, и вряд ли готовы вернуться во времена, когда каждая автоматизированная рабочая станция или сервер функционировали сами по себе без централизованного управления.

Есть ряд альтернатив данной технологии, и о преимуществах и недостатках каждой из них можно долго дискутировать. В нашем случае мы отдали предпочтение технологии FreeIPA, входящей в состав большинства отечественных операционных систем. Данная технология позволяет осуществлять централизованное управление пользователями и ресурсами, определять групповые политики, обеспечивать механизм единой точки входа (SSO), и, что немаловажно, интегрироваться с Active Directory посредством установления доверительных отношений. Такой домен нами был развернут. Ведется его тестирование.

Какие векторы развития в сфере информатизации в государственном секторе вы видите? За какими технологиями будущее?

Павел Шуба: Я считаю технологию блокчейн вполне жизнеспособной и перспективной. Распределенная база данных, позволяющая хранить информацию на тысячах рабочих станций, и гарантировать, что она не будет изменена злоумышленниками, думаю, может иметь определенный успех и в госструктурах.

Как обстоят дела с импортозамещением аппаратного обеспечения?

Павел Шуба: Конечно, есть примеры реализации федеральными ведомствами крупных ИТ-проектов по развертыванию информационных систем на серверах с отечественными процессорами. Но учитывая стоимость таких проектов в сравнении со стоимостью аналогичных проектов, в которых используются процессоры Intel Xeon, а также учитывая необходимость наличия большего числа ИТ-специалистов с высокой квалификацией для обслуживания таких систем, реализация подобных проектов в регионах пока трудновыполнима.

Но если вести речь о сетевой инфраструктуре, то в этой части есть ощутимые успехи. В России уже сейчас есть несколько независимых производителей сетевого оборудования, готовых конкурировать с мировыми лидерами как в функциональном, так и в ценовом плане. В 2017 году мы провели небольшой проект по модернизации ЛВС с использованием коммутаторов отечественного производителя Qtech. Поставленные нам коммутаторы полностью соответствовали заявленным возможностям и заменили собой используемые ранее коммутаторы Cisco. При этом следует отметить, что стоимость данных коммутаторов ощутимо ниже стоимости коммутаторов Cisco аналогичного класса.