Содержание |
Россия
2023
В России создали дорожную карту по развитию аккумуляторов за 127 млрд рублей
24 марта 2023 года вице-премьер РФ Александр Новак провел совещание по развитию высокотехнологичных систем накопления энергии и поручил Минпромторгу совместно с Минфином, «Росатомом» и «ИнЭнерджи» проработать финансирование мероприятий соответствующей «дорожной карты». Об этом сообщила пресс-служба кабмина.
Отмечается, что вице-премьеру доложили о результатах реализации «дорожной карты» по более чем ста проектам – от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до проектирования и строительства 25 производственных мощностей в области создания аккумуляторных литиево-ионных батарей и других современных систем накопления энергии в различных регионах страны – от Калининградской до Московской областей.
Плановый объём финансирования «дорожной карты» до 2030 года составляет порядка 127 млрд рублей, из которых 76% – около 96,5 млрд рублей – финансируется за счет средств бизнеса.
По поручению Александра Новака будет проводиться ежемесячный мониторинг реализации «дорожной карты» проекта для регулярного рассмотрения хода его исполнения в правительстве.
Речь идет о «дорожной карте» «Технологии создания систем накопления электроэнергии, включая портативные». Мероприятия этой инициативы направлены на ускорение технологического развития и достижение лидирующих позиций в мире по данному направлению, а также содействие решению задач Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ до 2030 года.Метавселенная ВДНХ
В январе 2023 года правительство заключило с «Росатомом» соглашение о развитии данного направления. Ответственной за это в контуре госкорпорации является ООО «Рэнера» – интегратор по развитию систем накопления. Компания к марту 2023-го реализует проект гигафабрики в Калининградской области с мощностью 4 ГВт.ч в год.[1]
Российские ученые разрабатывают накопители энергии на сверхпроводниках
Ученые Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» разрабатывают накопители энергии обновленного типа, базирующиеся на свойствах современных высокотемпературных сверхпроводящих материалов. Разработка поддержана программой «Приоритет 2030». Об этом 27 февраля 2023 года сообщили представители МИФИ. Подробнее здесь.
2022
Китай запускает крупнейший в мире завод по хранению энергии сжатого воздуха
4 октября 2022 года была запущена в коммерческую эксплуатацию самая крупная станция хранения энергии сжатого воздуха (CAES). Она расположилась в Чжанцзякоу, городе в северной китайской провинции Хэбэй. Подробнее здесь.
Запущена первая в мире коммерческая песчаная батарея
7 июля 2022 года компания Polar Night Energy объявила о запуске первого в мире коммерческого песчаного аккумулятора. Он установлен на территории компании Vatajankoski. Подробнее здесь.
2018
Инвестиции от Группы Всемирного банка
3 октября 2018 года Группа Всемирного банка объявила о предоставлении 1 млрд долларов США на реализацию глобальной программы по ускорению инвестиций в создание аккумуляторных батарей для энергосистем в развивающихся странах и странах со средним уровнем дохода. По информации компании, программа поможет этим странам увеличить использование возобновляемых источников энергии, в частности, ветровых и солнечных, повысить энергобезопасность, улучшить стабильность сети и расширить доступ к электроэнергии.
На октябрь 2018 года, ожидается, что предоставление 1 млрд долларов США Группой Всемирного банка позволит дополнительно мобилизовать 4 млрд долларов США в виде льготного финансирования проектов в области изменения климата и государственных и частных инвестиций. Программа ставит своей целью профинансировать работы по созданию накопительных мощностей в размере 17,5 гигаватт-часов (гВт/ч) к 2025 году, что более чем втрое превысит общую емкость накопителей энергии в размере 4-5 гВт/ч, имеющуюся на 2018 год во всех развивающихся странах.
На октябрь 2018 года батареи, используемые в системах производства электроэнергии, являются дорогостоящими, а большинство проектов сосредоточено в развитых странах. Разработанная по запросу стран программа `Ускорить внедрение батарейного накопления энергии" в целях содействия развитию позволит профинансировать и защитить от риска инвестиции, например, в проекты по организации парков по производству солнечной энергии в промышленных масштабах, снабженных батареями для хранения электроэнергии, и по созданию внесетевых систем, в том числе минисетей, и автономных батарей, которые могут способствовать стабилизации и повышению мощности сетей.
В рамках программы будет также оказываться поддержка широкомасштабным проектам по демонстрации пригодных для развивающихся стран технологий хранения электроэнергии, например, аккумуляторных батарей, которые отличаются долговечностью, устойчивостью к суровым условиям и высоким температурам и сопряжены с минимальными экологическими рисками.
Группа Всемирного банка вкладывает 1 млрд долларов США своих собственных средств в эту программу и привлечёт ещё 1 млрд долларов США в виде льготного финансирования на проекты, связанные с изменением климата, через такие каналы, как Фонд чистых технологий (CTF) Фондов климатических инвестиций. Ожидается, что программа позволит дополнительно мобилизовать 3 млрд долларов США из средств государственных и частных фондов и инвесторов.
Программа предусматривает также создание глобального "мозгового центра" по вопросам хранения электроэнергии, который объединит национальные лаборатории, исследовательские институты, учреждения, занимающиеся вопросами развития, и благотворительные организации. В центре его внимания будут вопросы развития международного сотрудничества и наращивания технологического потенциала с целью разработки решений в области хранения электроэнергии и их адаптации с учетом потребностей и условий развивающихся стран.
Группа Всемирного банка взаимодействует со странами-клиентами в вопросах содействия установке аккумуляторных батарей при создании систем генерирования солнечной и ветряной энергии, осуществляя на октябрь 2018 года такие проекты в Африке, Южной Азии и Тихоокеанском регионе. На октябрь 2018 года Группа Банка профинансировала примерно 15 процентов стационарных мощностей по хранению электроэнергии, которые уже созданы или создаются в развивающихся странах, главным образом в рамках проектов по созданию минисетей и повышению надежности энергоснабжения в островных государствах.[2]
Россия не успела вовремя начать внедрение СНЭ
Чтобы нагнать отставание в секторе хранения энергии, России следует начать с разработки собственных технологий и на этом этапе ориентироваться на испытательные пилотные проекты на базе импортных технологий, считают эксперты "Роснано" и ЦСР. Видимо, роль РФ на мировом рынке накопителей энергии останется довольно скромной, а потребители уже опасаются того, что им опять придется платить энергетикам за новые технологии[3].
Россия не успела вовремя начать внедрение систем накопления (хранения) энергии (СНЭ) и вынуждена будет догонять зарубежные страны, следует из представленного 3 июля экспертного доклада Центра стратегических разработок (ЦСР) и "Роснано". Как отмечается в докладе, мировой рынок СНЭ в энергетике к 2025 году превысит $18 млрд, у потребителей ("интернет энергии") — $10,8 млрд. В 2017 году объем рынка составлял $2,6 млрд. В РФ пока из таких технологий есть только 1,4 ГВт гидроаккумулирующих станций (ГАЭС), иные технологии практически не применяются, единственный крупный завод аккумуляторов — "Лиотех" "Роснано", другие работают на военные заказы с устаревшими технологиями, считают эксперты. Максимальный объем рынка СНЭ в РФ к 2025 году может достигнуть $8,6 млрд, но "реалистичный" — лишь $1,5–3 млрд.
Накопление энергии считается технологией, которая может, по выражению замглавы УК "Роснано", главы набсовета "Совета рынка" (регулятор энергорынков) Юрия Удальцова, "сломать ключевой постулат", лежащий в основе энергосистем,— то, что энергию нельзя хранить. Сейчас потребители содержат огромный резерв генерации для покрытия пиковых нагрузок. Развитие зеленой генерации с нестабильной выработкой усложняет ситуацию. Это приводит и к волатильности цен на электроэнергию: на пике спроса они растут, при минимуме потребления падают, что могли бы сгладить СНЭ. Стимулом для развития СНЭ стал и бум электромобилей, использующих те же технологии хранения. |
Ключевая проблема СНЭ — их высокая цена. Стоимость хранения энергии (около $0,4 за кВт•ч) в разы выше производства, говорит Наталья Порохова из АКРА, средняя конечная энергоцена в РФ — $0,05. "Промышленность следит за сектором накопителей, но ожидает удешевления технологии,— говорит замглавы "Сообщества потребителей энергии" Валерий Дзюбенко.— Сейчас СНЭ на предприятиях используются редко и только как резерв на короткий период". Но при достижении экономической эффективности потребители будут активно инвестировать в СНЭ, это позволяет снижать энергозатраты в периоды пиковых цен.
В РФ с 2017 года есть стратегия развития СНЭ, а вице-премьер Аркадий Дворкович в 2016 году поручал министерству и "Роснано" разработать техзадание на создание госпрограммы поддержки кластера. В Минэнерго `Ъ` заявили, что сформирована "дорожная карта" по развитию СНЭ, но системы надо опробовать на "пилотах" и при положительных результатах внедрять технологии. Но опробование технологии — дело "Роснано" и других компаний отрасли, говорят в ведомстве.
Ликвидировать с ходу технологическое отставание эксперты ЦСР и "Роснано" не предлагают. По их мнению, РФ может добиться успеха в "постлитиевых" и металл-воздушных аккумуляторах, проточных батареях, гравитационных и водородных технологиях. В докладе предложен "стратегический маневр". Сначала предлагается не ждать, когда технологии подешевеют, а начинать создавать внутренний спрос — за счет пилотных проектов (испытательных полигонов). "Пилоты", говорится в докладе, на первом этапе ограничатся изолированными энергосистемами, электротранспортом, передвижными источниками энергии и т. д., при этом здесь предполагается использовать импортные технологии, а на следующем этапе заменять их отечественными.
Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили
- Электромобили
- Электромобили (мировой рынок)
- Электромобили (рынок Европы)
- Электромобили (рынок Германии)
- Электромобили (рынок Норвегии)
- Электромобили (рынок Британии)
- Электромобили (рынок Италии)
- Электромобили (рынок Китая)
- Электромобили (рынок США)
- Электромобили (рынок России)
- Электромобили в Москве
- Электромобили (рынок Украины)
- Электромобили (рынок Белоруссии)
- Электромобили (рынок Казахстана)
- Электромобили в Узбекистане
- Электроавтобусы (электробусы)
- Электрозаправки (электрозарядные станции, ЭЗС)
- Водородные автомобили
- Электросамокаты
- Электросамолеты
В России:
- Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России
- Система оперативно-технологического управления распределительными электрическими сетями
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Сбер Решение по выбору модели станции, лизингу, установке и управлению ЭЗС
- Беспилотный автомобиль КамАЗ, КамАЗ Drive Electro Электробус, КамАЗ-Чистогор, Кама-1, Челнок
- C-Pilot
- Форвард: Электрический трицикл
- MatrЁshka
- Traft: Беспилотный грузовик
- Revolta Engineering
- Drive Electro, Moskva (электрогрузовик), Drive Electro: Электрогрузовик
- Тролза
- Lada Niva Elentrie
- Polytech Solar Электромобиль
- Modulo Электробус
- Zetta
- ПК Транспортные системы
- Муравей (первый российский электромобиль)
- CML Car (российский электромобиль)
- GAZelle_e-NN
- Ардерия, Ардерия ТС2 (электромобиль)
- Monarch (электромобиль)
- ЭвоКарго (EvoCargo) EvoCargo EVO-1 Электрический автономный грузовик
- Пионер 6245 (электробус)
- Aurus Motors, Aurus Электромотоцикл, Электромобиль Aurus
- КРЭТ Фора (зарядная станция для электромобилей)
- Edison Technologies
- Алмаз-Антей E-Neva (электромобиль)
- Электромобили Мануфэкчуринг Рус - EVM PRO
- Электрифлай
- СпецАвтоИнжиниринг, Соллерс Инжиниринг, ЭкоАвтоПроф (электромобиль)
- Моторинвест, Evolute i-Pro (электромобиль)
- Конкордия: Электрогрузовик
В мире:
- Tesla Model, Tesla Semi Truck- Tesla Motors
- Polestar, Volvo 7900 (беспилотный электроавтобус), Volvo XC40 - Volvo Cars Group, Volvo CE ECR25 Electric
- Toyota Электромобили, Toyota e-Palette, Toyota ProAce Electric, Toyota bZ4X (электромобиль), Toyota Lexus Electrified Sport
- Audi e-tron (электромобиль), Audi Urbansphere (беспилотный автомобиль)
- BMW i3 Электромобиль, BMW iX3, BMW i4, BMW eDrive Zones, BMW Motorrad CE(электроскутер), BMW i7
- Freightliner eCascadia (электрический грузовик)
- Honda Электрокары, Honda e (электромобиль), Honda Everus VE-1, Cruise Origin
- Hyundai Электромобили, Hyundai Kona Electric (электромобиль), Ioniq (электромобили), Hyundai 45 (электромобиль), Hyundai Genesis
- Ford Электромобили Ford Transit Custom PHEV Ford Transit Smart Energy Ford E-Transit Ford Mustang, Eluminator e-crate (электродвигатель), Ford Pro Power Onboard
- Volkswagen Электромобили, Volkswagen Moia, Volkswagen ID3, Volkswagen ID4, JAC Volkswagen
- Skoda Enyaq
- VinFast VinFast VF8
- Bugatti-Rimac
- JAC Motors JAC iEV7S
- Continental
- Bosch e-axle
- EVlink Wallbox Электрозаправки
- Nissan Электромобили, Nissan Leaf Nissan Яндекс.Авто Концепт, e-4ORCE, Ariya (электрокроссовер)
- Cadillac Lyriq
- Siemens eHighway Электромобили
- Catalyst E2 (электроавтобус)
- Roborace Robocar
- Mercedes-Benz Concept IAA, Mercedes-Benz EQC, Vision Mercedes-Maybach Ultimate Luxury, Mercedes-Benz EQS, Mercedes-Benz EQA 250, Mercedes-Benz EQE, Mercedes eActros (электрический грузовик)
- Enevate
- Aston Martin RapidE Электромобиль
- Jaguar I-Pace (электромобиль), ElectriCity (сервис электротакси)
- Porsche Taycan электромобиль, Rimac Automobili, Porsche: Станции быстрой зарядки электромобилей
- Mazda MX-30 (электромобиль)
- Bentley Motors Octopus (проект разработки технологий для электромобилей)
- Enverge (электрокроссовер)
- R1T (электромобиль)
- Manta5 Hydrofoiler XE-1 (водный электровелосипед)
- Panasonic eCUV Компактный электротранспорт для бизнеса
- Arrival (ранее Charge R&D), Arrival Bus Пассажирский электробус, Arrival Van
- MW Motors, MWM Spartan
- Lordstown Motors, Endurance (электрический пикап)
- Farasis Energy
- Rivian
- Cross Dirt (электрический мотоцикл)
- General Motors (GM) Hummer EV BrightDrop
- Chevrolet Chevrolet eCrate Chevrolet Bolt
- Rolls-Royce Spectre (электромобиль)
- Intelligence in Motion (IM) - Alibaba Group
- Northvolt
- Ample
- Geely International Corporation Zeekr, Homtruck (электрический грузовик)
- Xiaomi Электромобили
- Arcfox aS HBT (электромобиль)
- MAN Lions City E (электроавтобус)
- Kami Motors, Kami Nimble
- Farnova Othello (электрический суперкар)
- Foxconn Model (электромобиль)
- Kia EV6 (электромобиль)
- Xpeng: Летающий электромобиль
- Lucid Air (электромобиль)
- Subaru Solterra
- Coolon (электрогрузовик)
- Mitsubishi Airtrek
- Huawei Seres SF5 (электромобиль), Huawei Aito M5 (электромобиль), Huawei Aito M7 (электромобиль)
- WayRay Holograktor (электромобиль)
- Sony Vision-S 02 (электромобиль)
- Vitovt Truck Electro Prime
Технологии накопления (хранения) энергии:
- MOBI Battery State of Health (SOH)
- Кобальт
- Утилизация батарей электромобилей
- Prime Planet Energy & Solutions
- Системы накопления (хранения) энергии (СНЭ)
- Аккумуляторы для электромобилей (мировой рынок)
- Аккумуляторы для смартфонов (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (рынок России)
- Натрий-ионные батареи
- Литий-титанатные аккумуляторы
- Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion)
- Литий-ионные аккумуляторы (мировой рынок)
- Литий-ионные аккумуляторы, ЛИА (рынок России)
- Литий-воздушный аккумулятор (lithium-air, Li-air)
- Литий-полимерные аккумуляторы
- Литий (мировой рынок)
- Литиевая батарея Kyocera
- Электрический аккумулятор
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Аккумуляторы с твердым электролитом
- Твердотельные аккумуляторы
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Портативные аккумуляторы (мировой рынок)
Примечания
- ↑ Александр Новак провёл совещание по развитию высокотехнологичных систем накопления энергии
- ↑ Группа Всемирного банка предоставит $1 млрд на проекты в области батарейных накопителей энергии в целях содействия развитию возобновляемой энергетики в мире
- ↑ Россия не освоила накопление. С технологиями хранения энергии придется подождать