2018/09/03 12:33:03

Илья Панкратов, Softline:
SAM – разумный подход к оптимизации с учетом стратегии развития бизнеса

Заместитель директора Департамента бизнес-консалтинга компании Softline Илья Панкратов в интервью TAdviser в августе 2018 года рассказал об эволюции SAM-решений, о специфике реализации SAM-проектов, а также о том, как меняется бизнес Softline в рамках данного направления.

Илья
Панкратов
Реализация SAM дает прозрачность в управлении программными активами

SAM-решения давно представлены на рынке. Какую эволюцию они прошли?

Илья Панкратов: Эволюция SAM-решений отражает те изменения в подходах, которые произошли в сфере ИТ в целом. Раньше акцент был на технической части — инвентаризации, понимании того, какое ПО установлено. Сегодня внедрение SAM — более цельный проект, сосредоточенный на решении конкретных задач клиента, так или иначе связанных с ПО. Например, анализ уровня кибербезопасности или оценка эффективности использования облачных технологий. Такие проекты ценны для бизнеса заказчика, в том числе потому что учитывают стратегию развития клиента. Продвинутые SAM-решения работают в русле современных требований, собирая достоверную информацию в режиме реального времени. Уже недостаточно провести инвентаризацию один раз в год, разобраться и быть уверенным, что ситуация с ИТ-активами под контролем. В настоящее время компании развиваются динамично, меняются бизнес-задачи. ИТ-активы должны поспевать за изменениями. Управление программными активами поможет в этом.

Какие изменения произошли в SAM в связи с распространением облачных технологий?

Илья Панкратов: Распространение облачных технологий поменяло подходы к SAM, потому что требуется учитывать много новых вопросов. Во-первых, это базовые вопросы, возникающие самыми первыми — зачем использовать облака? Выгодно это или нет? Если выгодно, то как быстро окупаются инвестиции? Каким может быть сценарий перехода к использованию облачных решений? Если облачные решения уже используются, то возникают вопросы контроля их использования, в том числе финансового характера, проблемы управления облачными активами. И необходимость работы в режиме реального времени для SAM-решений здесь срабатывает, что называется, «в полный рост».

Насколько актуален вопрос безопасности использования облаков?

Илья Панкратов: Вопрос безопасности возникает, конечно же. Ролевые модели пользователей, разделение прав, местоположение данных — на каких серверах, в какой стране — все это аспекты современного управления программными активами.

Какой SAM-инструментарий предлагается рынком?

Илья Панкратов: Есть разные решения для управления программными активами, предназначенные для спектра задач, о которых мы говорили — как классической инвентаризации, так и собственно автоматизированного управления. Добавляется и новый функционал с учетом использования облаков, позволяющий следить за использованием вычислительных ресурсов не вручную, а с помощью специализированного инструментария, включая контроль финансовых аспектов.

Какие решения наиболее популярны у заказчиков?

Илья Панкратов: Согласно исследованию Gartner, в числе лидеров — SAM-решения компаний Snow Software и Flexera.

А что касается компании Microsoft?

Илья Панкратов: Microsoft предлагает бесплатный инструментарий для инвентаризации Microsoft Assessment and Planning Toolkit (MAP Toolkit), который часто используется для сбора данных об установленных программах. Кроме того, есть софт для управления конфигурациями — Microsoft System Center Configuration Manager, также помогающий собирать информацию о работающем софте. Оба инструмента подходят для решения базовых задач по сбору данных в рамках управления программными активами, но для автоматизации финансового управления программными активами, контрактами, лицензионного анализа эти решения не подходят.

Вернемся к базовым понятиям SAM — почему компаниям важно следить за порядком в своих лицензиях на ПО? Чем грозит обратная ситуация?

Илья Панкратов: Первый аспект — управляемость. Мы не можем управлять тем, чего мы не знаем. Нужно обладать полной, достоверной информацией, чтобы на ее основе делать хоть какие-то выводы и предпринимать необходимые действия. Следующее и самое важное, на мой взгляд — управление активами в связи с бизнес-стратегией компании и возможными рисками для бизнеса. В контексте стратегии SAM-технологии позволяют взвесить плюсы и минусы использования тех же облачных технологий, планировать приобретение софта, внедрение тех или иных систем. В части финансовых параметров можно оценивать целесообразность приобретения ПО, возврат инвестиций в ПО, возможность экономии. В плане экономии важно оценивать, за счет чего экономия может быть достигнута, каковы реальные возможности, в каких пределах, за счет каких конкретных проектов или, на организационном уровне, подразделений. Чтобы сделать такие выводы необходимо иметь полную картину по программным активам, затратам на них, регулярным платежам. Риски нужно идентифицировать, оценить и далее заниматься их минимизацией, в частности, с учетом стандартов и требований регуляторов.

Насколько популярны проекты по управлению программными активами в России сегодня? Что изменилось в плане их реализации?

Илья Панкратов: SAM-проекты вполне популярны в России сегодня, и были популярны вчера. Но раньше основным мотивом их реализации были юридические риски использования нелицензионного ПО, сегодня же основная мотивация — ценность для бизнеса, решение стратегических задач. Изменилось и то, что SAM-решения всё чаще рассматриваются с точки зрения интеграции с другими системами, например, с сервис-деском. Возросла и роль финансового аспекта управления ИТ. Раньше выделялся ИТ-бюджет, он расходовался на закупку софта, и это был нормальный подход. Но ведь, по сути, это затраты на ведение бизнеса разными подразделениями, и хорошо, когда затраты на ИТ делятся между центрами финансовой ответственности. Это дает понимание, для каких именно процессов и проектов используется ПО, что позволяет оценивать и оптимизировать инвестиции в ПО и, таким образом, улучшать финансовое управление ИТ в целом.

На практике как часто возникает проблема интеграции SAM-решений с другим ПО?

Илья Панкратов: Интеграция — вопрос более сложный, она требует проектирования. Такие проекты — более сложные и более редкие. Как правило, можно сосредоточиться на управлении программными активами, решить эту задачу как самостоятельную, а затем уже наладить обмен данными с другими системами.

К SAM-проектам чаще обращаются крупные предприятия или среднему и малому бизнесу это тоже интересно?

Илья Панкратов: Последнее время SAM-решения стали популярны в том числе и у представителей сегмента СМБ. Необязательно начинать с внедрения тяжеловесных, многофункциональных решений от технологических лидеров. Можно начинать с инвентаризации, анализа и оптимизации ПО, внедрять базовые процессы управления программными активами, в том числе — с финансовой точки зрения.

Представители каких отраслей экономики проявляют наибольший интерес к управлению своим ПО? Есть ли отраслевая специфика в использовании SAM?

Илья Панкратов: Традиционно высокий интерес к SAM проявляют банки, они используют решения для аналитики, контроля, оценки финансовой стороны эксплуатации программных активов. Ритейл интересуют, в первую очередь, оптимизация затрат и вопросы взаимодействия с удаленными магазинами. Много запросов и от промышленных компаний. Один из интересных вопросов — сколько стоят программные активы компании? Инвестиции в ПО и доля затрат на ПО в ИТ-бюджете растет, и софт может составлять заметную часть стоимости компании. Ответить на этот вопрос не так просто. Необходимо провести SAM-проект, проанализировать используемое ПО, оценить условия контрактов.

Можно ли реализовать подобный проект самостоятельно или всегда нужно привлекать специализированную компанию?

Илья Панкратов: Важно начать делать хоть что-то в данном направлении, пусть и самостоятельно. На каком-то этапе придет понимание проблематики управления программными активами — что и где установлено, что используется активно, что не используется, как осуществляется управление конфигурациями, бюджетирование и так далее. Важно привести в порядок и систематизировать контракты, оценить их стоимость, проанализировать. За заказчика эту работу никто не сделает. Это позволит собрать данные, которые в дальнейшем можно предоставлять специализированной компании для более тонкого управления программными активами — для лицензионного анализа, реинжиниринга бизнес-процессов. На этапе выбора партнера важно убедиться, что специализированная компания обладает необходимым опытом. Например, компания Softline проводит более 200 проектов в год по всему миру. Соответственно, мы понимаем важные моменты, выходящие за рамки опыта одной компании — общие тенденции, подходы, возможности оптимизации с учетом конкретной отрасли или страновой специфики. Новые возможности могут появиться и за счет взаимодействия с ведущими вендорами. В этих аспектах у специализированной компании преимущество даже перед опытным специалистом, взятым на работу для решения задач по управлению активами ПО.

Расскажите детально, как поэтапно реализуется подобный проект?

Илья Панкратов: На начальной стадии осуществляется постановка задачи, когда мы стараемся понять, где у заказчика «болит», что лечить. Варианты могут быть различными — оптимизация затрат на сопровождение, подготовка компании к сделке по слиянию, предполагаемое расширение сети магазинов и так далее. На втором этапе осуществляется сбор данных, инвентаризация ПО, здесь на выходе — полный набор технических данных. Третья важная часть — сбор данных о закупках, необходимой юридической информации. На этом этапе делается анализ контрактов, лицензий, любых дополнительных источников информации, например, анализируется информация из личных кабинетов компании на сайтах вендоров, где тоже может быть информация о лицензиях. Эти два массива данных — технической и финансово-юридической — могут существенно не совпадать. Соответственно, требуется их сопоставление и анализ с целью последующей оптимизации — как технической части, так и контрактной. Здесь обязательно возникает стадия обсуждения полученных результатов, возможно дополнительных расчетов, изучения различных сценариев решения задач, связанных с конкретными задачами бизнеса. Отдельно отметим необходимость анализа и оптимизации бизнес-процессов управления программными активами и важность автоматизации этого управления.

Какой из этих этапов автоматизируется на базе SAM-решений?

Илья Панкратов: Простые SAM-решения, которых очень много, помогают в технической части проекта, в основном, это инвентаризация. Более продвинутые средства, помещенные в магический квадрант Gartner, умеют автоматизировать анализ, могут учитывать правила лицензирования вендоров, условия контрактов и многое другое.

Как правильно выбрать партнера?

Илья Панкратов: Партнера нужно выбирать на основании изучения и анализа его опыта, статусов, возможностей и учитывать его репутацию на рынке — это как обычно.

Сколько может стоить SAM-проект в зависимости от объема проекта, самой компании и ее парка лицензий? Какое время занимает реализация проектов?

Илья Панкратов: Стоимость проекта будет зависеть от его масштаба, например, от количества компьютеров, серверов, географической распределенности и от задач, которые ставятся. Например, проект по инвентаризации и оптимизации и проект по внедрению автоматизированного средства управления программными активами — разные и по финансовым, и по трудозатратам, естественно, поскольку во втором случае необходимо покупать специальное ПО, внедрять его и так далее.

Какое время занимает реализация проектов?

Илья Панкратов: Один — два месяца, если речь идет об анализе и оптимизации в средней компании. Внедрение автоматизированных средств начинается от полугода.

Что можно считать базовым итогом любого SAM-проекта?

Илья Панкратов: Реализация SAM-проекта, а еще лучше — аутсорсинг управления программными активами, дает, в первую очередь, четкое понимание связи активов ПО с бизнесом компании. Становятся ясны пути оптимизации ПО, появляется возможность гибкой реакции на потребности бизнеса компании, снижаются риски. Больше понимания появляется и в вопросах использования новых технологий, в том числе облачных, их практической пользы для бизнеса, необходимости, окупаемости.

Какие проекты из реализованных компанией Softline Вы могли бы назвать?

Илья Панкратов: Успешные и масштабные проекты по внедрению автоматизированного софта были реализованы нами в «Алроса», «ФосАгро», «Юнипро».

В заключение — какие важные изменения происходят в бизнесе компании в контексте SAM-направления?

Илья Панкратов: Softline — первая российская компания, которая получила аккредитацию Microsoft на партнерство в рамках программы SAM Managed Service Program (MSP). Заказчики, работающие с аккредитованными партнерами программы, такими как Softline, могут получить уникальные преимущества и сервисы от корпорации Microsoft. Это важно для нас, поскольку мы движемся от проектной модели бизнеса к сервисной. В этом же русле лежит и аутсорсинг управления программными активами, использование облачных технологий. В настоящее время Softline предлагает максимальный набор сервисов в области SAM, что позволяет эффективно решать задачи наших заказчиков, связанные с программными активами.

Смотрите также