2018/09/27 17:18:33

Иван Вахмянин, Visiology:
Наша стратегическая цель - промышленная аналитика

Иван Вахмянин, генеральный директор Visiology, в интервью TAdviser рассказал об особенностях внедрения BI-решений и перспективных направлениях развития платформы Visiology.

Иван
Вахмянин
Мы планируем внедрение технологий искусственного интеллекта в состав платформы Visiology

Преимущества использования современных методов хранения и анализа больших данных в общем и целом понятны, поскольку многократно обсуждались и в публикациях, и на конференциях. Однако от абстрактного понимания пользы до конкретного проекта на своем предприятии большое расстояние. Какие факторы – внутренние, внешние – становятся побудительным мотивом для внедрения специальных решений в этой области?

Иван Вахмянин: Факторов, приводящих к старту BI-проекта, на практике довольно много, но основных три – внешние факторы, внутренние и технологическая потребность. Внешним фактором могут быть требования регуляторов в плане предоставления отчетности. Если это холдинг, требования по отчетности к своим предприятиям могут предъявляться управляющей организацией.

А внутренние факторы?

Иван Вахмянин: Внутренняя отчетность, когда собственник или руководитель бизнеса хочет понять, как организация работает, какова ее операционная, производственная, финансовая эффективность. Ему нужна эта информация для внутреннего использования. Конкретным побуждением в этом случае становится, как правило, бизнес-проблема. Например, сервисная компания понимает свою неконкурентоспособность по качеству обслуживания. И чтобы эту проблему решить, необходимо понять, какие факторы на это влияют, где можно взять информацию и как повлиять на эту ситуацию. Сразу отмечу, что, когда триггером для проекта является бизнес-проблема – это, как правило, самое качественное и быстрое внедрение BI. Потому что мы идем от того «что», а не от того «как».

И третий фактор – технологический…

Иван Вахмянин: Бывают случаи, когда внедрение BI обусловлено технологическими или организационными потребностями. Например, в компании меняют учетную систему, что может стать хорошим поводом пересмотреть и бизнес-аналитику. Или, другой пример, - работающая в компании BI-система устарела, ее возможностей стало не хватать пользователям. В этом случае решаются те же старые задачи, но на новом уровне - лучше, технологичнее. Такого рода проекты также бывают хорошими, потому что существуют проработанные требования. Старая система фактически формирует требования для новой, хотя подводные камни и здесь могут быть. Например, когда знания не были своевременно формализованы и сохранены, и после увольнения сотрудников оказались утеряны. В этом случае могут понадобиться компетенции интегратора или внешнего консультанта.

И кто, как правило, по каждому из обозначенных трех случаев – внешний фактор, внутренний и технологическая потребность - инициирует проект?

Иван Вахмянин: В случае вешних требований инициирует проект, как правило, CFO. Если фактор – некая конкретная проблема организации, то это либо генеральный директор, либо представитель менеджмента. И технологическая смена системы – это CIO. Есть еще одно направление - в рамках общего тренда на цифровую трансформацию. Многие организации создают внутри отдельную цифровую инициативу, которой занимается отдельный человек – CDO (Chief Digital Officer), и которая является в первую очередь исследовательским подразделением. Такой человек тоже может оказаться драйвером внедрения новых аналитических систем. Его могут заинтересовать новые разработки на базе технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и так далее.

Какого рода BI-проектов в портфеле компании больше всего?

Иван Вахмянин: Основные наши проекты – второго класса, когда существует конкретная проблема, которую руководитель хочет решить. Регуляторных проектов мало - они реализуются, как правило, в банковском секторе, а у них свои решения, которые они меняют неохотно. Хотя, и регуляторное направление, и технологическое, – растущие. В технологическом сегменте основной драйвер – импортозамещение. Этот фактор действует не только в сегменте государственных и квазигосударственных организаций, но и в коммерческом секторе, желающем обезопаситься и от санкций, и от валютных рисков. По тематике цифровой инициативы мы тоже наблюдаем рост, хотя и небольшой в масштабах рынка.

Основные клиенты компании по BI-проектам - государственные организации или коммерческие компании?

Иван Вахмянин: У компании Polymedia - основном интеграторе по внедрению платформы Visiology, большой опыт работы с госструктурами как в России, так и в странах СНГ. Соответственно, значительная часть наших клиентов – государственные организации, так сложилось исторически. Вместе с тем, больше половины наших клиентов – представители коммерческого сектора экономики, причем самой различной отраслевой специализации. Хотя, наиболее перспективным направлением нам видится промышленность, и в будущем году мы планируем сфокусироваться на промышленности в плане доработки инструментов, совершенствования сервисов интегратора.

А что можно сказать о специфике BI-решений, ориентированных на промышленность?

Иван Вахмянин: Драйверы, обуславливающие необходимость доработки BI под требования промышленности, связаны, во-первых, с изменением ИТ-инфраструктуры промышленных предприятий. Раньше она была исторически жестко разделена на корпоративное ИТ (ERP, классический BI и т.д.) и на ПО, связанное непосредственно с производством (SCADA, MES). Между этими двумя слоями была пропасть. Но с развитием новых технологий, в частности – IoT-платформ, больших данных – мы начинаем наблюдать сближение и пересечение этих двух сфер.

К чему это приводит?

Иван Вахмянин: Это создает и сложности, и возможности. Технологическая сложность в том, что аналитическая система должна уметь получать, объединять и анализировать все данные - и бизнеса, и производства. И при этом учитывать нюансы технологических данных, которые, в отличие от финансовых, являются более контекстно-зависимыми. Промышленный датчик показывает, например, 100 градусов, и делает это всегда с определенной погрешностью, которую следует учитывать. Промышленная аналитика вообще сильно зависит от контекста, вне контекста она просто не работает. С другой стороны, это еще и требование новых компетенций. Раньше специалисты, занимающиеся SCADA, и те, кто занимается бизнес-аналитикой, работали в разных подразделениях, сегодня же они объединяются. BI-систему нужно делать так, чтобы в ней нашли себя и те, и другие.

Итак, компания решилась на внедрение информационно-аналитической системы с использованием технологии больших данных и аналитики. По каким критериям отбирать ИТ-партнера и конкретное решение?

Иван Вахмянин: Я бы начал с того как не следует выбирать ИТ-партнера. Мы постоянно сталкиваемся с практикой опросников. Выбор партнера заказчики обычно начинают с составления огромного полотна с критериями – вопросами, которое рассылается потенциальным подрядчикам с целью заполнения. Но дело в том, что BI-портфолио сильно сегментировано и не существует универсальных систем, которые бы в одиночку закрывали все задачи информационно-аналитической системы. Даже в случае таких провайдеров как Oracle, Microsoft, SAP и IBM речь идет о наборе специализированных продуктов, частично перекрывающих друг друга. Соответственно, при заполнении опросника возникает много нюансов интерпретации вопросов. Например, вопрос о максимальном объеме поддерживаемых данных. На практике ответ на него зависит от многих факторов - программно-аппаратное обеспечение, количество пользователей, профиль нагрузки, характер данных, так что любой ответ будет, по сути, формальным. Второй важный момент – нужно с осторожностью относиться к рейтингам. Первый посыл – открыть квадрант Gartner или Forrester, и начать тестировать вендоров из правого верхнего угла. Это полезный источник информации, но следует понимать, что для конкретной задачи наилучшим может быть нишевое решение, вообще отсутствующее в такого рода рейтингах. Следует помнить и о том, что чем «правее и выше» компания в квадранте, тем она менее гибкая в плане решения специфических задач клиента.

А возвращаясь к вопросу, как следует выбирать ИТ-партнера?

Иван Вахмянин: Во-первых, следует ясно понять, что требуется сделать, после чего четко сформулировать задачу. Во-вторых – дать прокомментировать это вендору, как он собирается это решать. На основании его комментариев сразу будет очевиден уровень его компетенции. Грамотный вендор расскажет не только о том, как планирует решать задачи, сколько это будет стоить, но и опишет существующие ограничения. И третье – proof of concept, или, говоря иначе, пилотный проект. Это трудоемко, ресурсозатратно, в том числе – со стороны заказчика, которому надо подготовить тестовые данные, сделав их анонимными и многое другое. Но это точно окупается, потому что стоимость переделывания всей системы заново, если проблема вдруг обнаруживается после внедрения, намного выше.

На что заказчику проекта следует обратить особое внимание на начальной стадии?

Иван Вахмянин: Особое внимание следует обратить на техническое задание – чем глубже оно проработано, тем адекватней будет договор и ниже стоимость работ. Любой интегратор сделает технико-коммерческое предложение под любое ТЗ, но чем оно расплывчатей, тем рискованней проект, и тем больше рисков будет заложено интегратором в стоимость. И если нет возможности сделать полное ТЗ на весь проект, лучше разбить его на отдельные этапы – на проектирование и на реализацию. Причем привлечь на этапе создания ТЗ либо интегратора, либо консалтинговую компанию.

Обозначьте, пожалуйста, основные этапы проекта внедрения информационно-аналитической системы по хранению и анализу данных?

Иван Вахмянин: Основных этапов три - предпроектное обследование, реализация и опытная эксплуатация. В последнее время наблюдается тенденция минимизации ТЗ на первоначальное внедрение с тем, чтобы как можно раньше начать опытную эксплуатацию, а дальше уже дорабатывать систему под актуальные задачи, исходя из модели почасовой оплаты. Это оправданный подход, потому что BI-система должна быть живой.

Какие показатели нужно контролировать на каждом из этапов? Что является признаком успешности каждого из них по итогам реализации?

Иван Вахмянин: На этапе проектирования важна вовлеченность всех ответственных лиц со стороны предприятия – бизнес-пользователей, спонсора проекта, представителей топ-менеджмента. Если в BI-проект вовлечены только ИТ-специалисты, высока вероятность сделать систему, которая не оправдает ожидания руководства. На этапе реализации важно соблюдение сроков сдачи. А вот дальше, при опытной эксплуатации, появляется простор для различных метрик с целью оценки степени использования системы. Если BI-система используется - она хорошо работает, нет – плохо.

Какой управленческий инструментарий следует использовать на каждом из этапов?

Иван Вахмянин: Первый этап – работа с документами, обследование, рисование схем, создание моделей данных, прототипирование. На этапе разработки – PMBoK и другие проектные практики, управление рисками и ожиданиями. На этапе опытной эксплуатации важно упорядочить обратную связь от пользователей, мониторить ее на базе либо корпоративного сервис-деска, либо интегратора.

Состав специалистов, участвующих во внедрении? Требуемое количество?

Иван Вахмянин: На стороне заказчика обязательно должна быть рабочая группа, в которую должны входить ИТ-специалисты, представители бизнес-подразделений, бизнес-аналитики. Их соотношение в рабочей группе и общее количество зависит от конкретных задач, решаемых в ходе проекта.

Часто говорят, что крайне желательно участие в проекте топ-менеджера, генерального директора компании-заказчика. Насколько это критично, по вашей оценке?

Иван Вахмянин: Если мы говорим о корпоративной бизнес-аналитике, это на 100% критично. Внедрение BI-системы обязательно влияет на бизнес-процессы и на взаимоотношения людей, поскольку изменит KPI многих специалистов, их карьерный рост. И если поддержки топ-менеджера нет, то велика вероятность того, что некоторые специалисты будут тормозить процесс внедрения. Конечно, есть и исключения, когда участие генерального директора не требуется – например, аналитика внедряется с целью мониторинга загрузки серверов, отказоустойчивости и не выходит за эти рамки.

Итак, проект реализован, ИАС внедрена. Что нужно делать впоследствии, чтобы система постоянно находилась в боевом состоянии?

Иван Вахмянин: Самое важное – наличие ресурсов и компетенций, это и необходимо обеспечить, потому что BI-системе нужна постоянная поддержка. На стороне заказчика эта поддержка может быть минимальной, основную нагрузку может брать на себя интегратор. Специфика BI – заказчику нужно выстраивать процесс управления данными, то есть проверять, что данные правильно получаются, корректно преобразовываются и что доступ к ним имеют те, кто имеет на это право. И это может сделать только сама организация. Если этим не заниматься постоянно, то BI-система проработает недолго.

Как много проектов реализовано на платформе Visiology?

Иван Вахмянин: Мы вышли на рынок недавно – лишь в прошлом году, а предпродажный цикл по такого рода проектам длительный – может достигать года. Поэтому завершенных проектов пока немного – порядка десяти. В стадии реализации – несколько десятков.

Можете рассказать об одном из проектов – кто был инициатор, длительность проекта, проблемы, возникшие в ходе его реализации, как они были разрешены?

Иван Вахмянин: Компания ТЭК-Торг успешно внедрила на платформе Visiology аналитику закупок на электронной торговой площадке, где совершают корпоративные закупки крупные компании - Роснефть, РЖД и ряд других. Это был необычный BI-проект, поскольку необходимо было создать не внутреннюю аналитическую систему, а – внешнюю, через которую клиенты компании могли бы анализировать, что у них происходит с закупками, в самых разных разрезах – конкуренция, наличие представителей СМБ, наилучшее распределение заявок и многое другое. Проект еще интересен и тем, что на этапе рассмотрения заявок мы конкурировали с западными решениями, не было требования импортозамещения. Наше решение было выбрано по коммерческим соображениям.

Каковы планы компании по развитию платформы? Краткосрочные и долгосрочные…

Иван Вахмянин: В самом ближайшем времени мы запустим в составе платформы Visiology полноценный модуль планирования и бюджетирования на базе встроенной системы сбора данных многомерной структуры. На этом направлении мы планируем конкурировать с такими продуктами как Oracle Hyperion Planning. Второе направление – мы продолжаем развивать продвинутую аналитику. Вскоре у нас появится модуль, реализованный на базе современных алгоритмов, при помощи которого бизнес-пользователи смогут реализовывать аналитику с применением машинного обучения. И третье направление – внедрение в состав платформы технологий искусственного интеллекта, которые радикальным образом снизят трудовые затраты на подготовку отчетности. Все эти решения будут объявлены на нашей ноябрьской конференции BI 4.0 «Лучшие практики и тренды анализа данных для повышения эффективности бизнеса». В дополнение к перечисленному, до конца года запланирован полный переход на Linux. Решение на его базе станет основной серверной версией. Что касается стратегических планов, то в будущем году наша цель – упомянутая нами в начале интервью промышленная аналитика.