Содержание |
Основная статья: Африка
Население
Основная статья: Население Африки
Лишний вес
Миграция
2021: Чистый отток населения за 4 года
Смертность
Безопасность движения
Экономика
ВВП
2023: ВВП на душу населения - $577,43
2018: ВВП $349 на душу населения
Инфляция
2022: Инфляция в ноябре - 25,9%
Внешняя торговля
2023: 46% поставок пшеницы приходятся на Россию и Украину
Энергетика
2020: Потребление энергии на душу населения
2019: Электрификация
ИТ-рынок Малави
2022: Более 1 стартапа
Рынок алкоголя
2018: Минимальный возраст для приобретения алкогольных напитков
Сельское хозяйство
2019: Низкий уровень использования пестицидов в сельском хозяйстве
Потребление
Мясо
2023: Свинина - самый потребляемый вид мяса
Зерновые культуры
2019: Низкий уровень потребления риса: 7,3 кг на человека в год
Овощи
2018: Потребление овощей - 88 кг на душу населения
Автомобильное движение
Малави — страна с левосторонним движением.
Образование
Процент умеющих читать
Здравоохранение
2023: Вспышка холеры
За первые 4 месяца сотни людей умерли от холеры в Малави и Мозамбике.
2021: Декретный отпуск
2020
Продолжительность гарантированного оплачиваемого больничного от 1 до 2,9 месяца
Часть населения испражняется на улице
Преступность
2020: Линчевание вампиров
На севере страны, в апреле 2020 г, по данным полиции, жители линчевали восьмерых подозреваемых в вампиризме. Речь идет об анамапопа — «кровососах», лишь отдаленно напоминающих своих элегантных собратьев из западной культуры.
В Малави анамапопа боятся как огня — местные жители под руководством вождей и старейшин сколачивают натуральные «отряды самообороны», объявляют «комендантские часы», с дубинками и мачете наперевес патрулируют улицы и жестоко наказывают подозреваемых. Эта истерия — не первая в новейшей истории страны. Аналогичные трагедии прокатывались по Малави в 2002, 2007-2008 и 2017 гг. Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Вампирами здесь считают людей, которые используют магию или технологии, чтобы обездвижить жертв, а затем выкачать из них кровь с помощью шприцов или зарубежного медицинского оборудования. Считается, что впоследствии они продают добытую кровь, предположительно сатанистам и/или белым — малавийцы считают, что в тропическом климате без местной кровушки белые быстро загибаются.
Как отмечал канал Zangaro Today, здесь отчетливо прослеживается один общеафриканский мотив — как и в других странах Восточной и Южной Африки, ведьмами и колдунами малавийцы считают в первую очередь «плохих» соплеменников, в то время как вампирами — чужаков. Так что в «кровососных погромах» нередко достается иностранцам — в этом случае одной из жертв стал гражданин Мозамбика, в 2017 г. пострадали несколько туристов, а в 2018 году чуть не погибли журналисты BBC.
Но дело не в косности или, как пишут малограмотные журналисты, суеверности малавийцев. В истерии ясно проступают уши былых, но все еще не залеченных колониальных травм — в свое время британские медики довольно халатно относились к вакцинации и заборам крови у чернокожих, использовали грязные и многократно пользованные шприцы, тем самым распространяя массу опасных болезней (в том числе — СПИД) и причиняя куда больше вреда, чем пользы.
Но с долгожданным уходом белых лучше в стране особо не стало. Поэтому в вампиризме начали винить уже не только белых, но и своих — функционеров правящих партий и коалиций, бизнесменов, высокопоставленных чиновников и просто богатых людей. Финальная связка — 2002 г., когда правительство накануне чудовищного голода и под давлением МВФ распродало зерновые резервы.
Именно тогда властей стали винить в оккультном сговоре с белыми людьми. Удачная и во многом справедливая метафора «кровососущего государства», таким образом, слилась с прелестями неолиберизма и стала универсальным ответом на все беды страны — во время очередного обострения 2017 г. погромы затронули в основном богатых малавийцев.
Любопытно, что дрова для растопки паранойи доставляют протестанты. Точнее — пятидесятнические церкви, буквально помешанные на демонах и демономании и заражающие паранойей своих прихожан. В Блантайре и Лилонгве постоянно гуляют слухи о сатанинских церквях и шабашах.
Все это липкое безумие воспроизводится из года в год благодаря чудовищному положению в экономике. Малави — одна из беднейших и наименее благополучных стран мира. Устроиться на работу без связей здесь сложно, разбогатеть — еще сложнее; бюджет на 40% зависит от донорской помощи стран Европы и США, а зарубежные некоммерческие организации и всякие там «иностранные агенты» — единственные работодатели для образованного среднего класса.
Поэтому отрезанные от иностранной валюты и бюджетной кормушки автохтоны задаются вопросом — если в стране ошивается так много белых, то почему не становится лучше? Так что вампиры — это такой своеобразный, во многом уродливый способ простых и малограмотных людей поговорить о насущных проблемах своей страны. Без жертв и mob justice эти пересуды не обходятся никогда.
2019
Судьи отказываются от париков из-за жары
Конституционный суд Малави принял решение отказаться от париков и черных мантий для судей всех инстанций из-за жары.
В некоторых регионах страны сейчас 45°С. Местная метеорологическая служба заявляет, что сильная жара в это время года – результат глобального потепления.
Трех человек приговорили к смертной казни за убийство альбиноса
Суд Малави в августе 2019 г признал Дугласа Мвале, Фонтино Фолосани и Софи Джере виновными в убийстве Прискотта Пепузани в 2015 году. Они отрубили его конечности, а тело закопали в саду.
Это второй смертный приговор за последние три месяца. С 1994 года казни в Малави не проводились, смертные приговоры были заменены на пожизненное заключение.
Люди с альбинизмом, которых в Малави насчитывается до 10000 человек, часто становятся жертвами жестоких нападений, так как их части тела используются в колдовстве. С ноября 2014 года в стране было зарегистрировано более 160 случаев нападений, 22 из которых закончились убийствами.
Тюрьмы
2019: Минимальный возраст заключения детей в тюрьму
2018: Число заключенных на 100 тыс. граждан
История
2020: Суд лишил мандата президента Питера Мутарику
Понедельник 3 февраля 2020 г. стал для Малави Судным днем. Люди прилипли к экранам телевизоров, телефонам и радиоприемникам. Закрылись школы, предприятия и офисы. Буквально все малавийцы дожидались вердикта Конституционного суда, который решал судьбу мандата переизбранного в мае 2019 г. президента Питера Мутарики. Судей в здание суда завозили ни много ни мало на бронированных армейских джипах и в сопровождении боевых вертолетов.
Ранее в расследование суда попробовал влезть бизнесмен Том Мпинганджира, попытавшийся всучить двум судьям 135 тыс. долларов с просьбой вырулить в пользу Мутарики, но безуспешно, и в конце-концов Мпинганджиру арестовали. В итоге суд под общие рукоплескания аннулировал мандат Мутарики.
Так что же, демократия победила? Об исторической победе растиражировали либеральные СМИ - CNN, New York Times, The Economist, Washington Post, Financial Times. Все были в восторге. Безобразно нищая Малави вмиг выросла до образцовой демократии и примера для всего континента.
Но, в общем, нет. Победила там не демократия, а Конституционный суд, отмечали в Zangaro Today. Вот уж где как, а в Малави судьи - влиятельная и едва ли не главная инстанция в борьбе политических сил, так что есть основания говорить о настоящей дикастократии, чреватой, кстати, постоянным вмешательством судов в электоральный и политический процесс.
Во-вторых, на запланированные в мае 2020 г новые выборы баллотируются все те же политики, представляющие, по сути, персоналистские блоки с крепким этнорегиональным душком. Так, позиции Мутарики сильны на его родине, в Южной области, Чакверы - на его родине в столичной Центральной. Такой, в общем, район на район с популизмом из всех щелей и армиями боевитой партийной гопоты. Наконец, выборы в Малави - это вопрос доступа к ресурсам, которые в итоге оседают у 20% партийной элиты и просачиваются клиентеле по семейно-родовым и клановым каналам.
Словом, бедность и демократия не очень совместимые штуки. Однако знаковый прецедент создан. В истории Африки подобное случалось лишь раз - в Кении в 2017 г. Так что малавийцы преисполнились духом и решились убрать Мутарику, который, по доброй африканской традиции, уходить пока не торопится.
2019: 78-летний Питер Мутарика снова победил на выборах президента
В мае 2019 года 78-летний Питер Мутарика победил на выборах главы государства с 38,6% голосов, лишь ненамного опередив главных конкурентов - Лазаруса Чакверу (35%) и Саулоса Чилиму (20%). Но практически сражу же избирком получил 147 жалоб на нарушения, а оба оппозиционера обвинили Мутарику в фальсификациях и массовых подтасовках. Мутарика подтвердил эти "сложности", но признал их влияние на исход голосования "некритичным".
Столица мигом вспыхнула, да так, что от слезоточивого газа в июне 2019 года пострадала даже посол США в Малави Вирджиния Палмер, а армия вступилась за протестующих и как могла защищала их от озверевших полицейских, успевших отличиться изнасилованиями. Так что, почуяв горячее, горе-президент укрылся в Блантайре, вдалеке от резиденции, и больше даже не показывался в столице.
1999
"Это демократия. Дороговатая система, но нам всем приходится с ней мириться. Да еще нужны деньги, чтобы всем угодить. У избирателей даже в мыслях нет, что у их депутата может не быть денег. Они ждут только "да". Скажешь им "нет, у меня этого нет", "нет, я это не могу" - подумают, "ты плохой", "ты лицемер". Ясно? Они все ждут, что кто-то придет да вытащит их из нищеты".
Этими словами, сказанными в 1999 г. одним молодым малавийским политиком, можно описать любой электоральный процесс в Африке в это время.
1994: "Пожизненный президент" Хейстингс Камузу Банда мирно уступил власть демократии
В 1994 г. "пожизненный президент" Хейстингс Камузу Банда мирно уступил власть demokalase и matipati, в которых смутно угадываются очертания знакомых английских democracy и multiparty.