2019/10/02 12:14:34

Министр цифровых технологий Калининградской области Алексей Игнатенко: Мы хотим запустить «wiki-правительство»

Министр цифровых технологий и связи Калининградской области Алексей Игнатенко в интервью, подготовленном в рамках спецпроекта TAdviser и "Института развития интернета" "Цифровой регион", рассказал о приоритетных направлениях цифровизации, сложностях этого процесса и успешных ИТ-проектах.

Алексей Игнатенко: "Внедрение цифровых технологий сдерживается правовыми барьерами и недостатком компетентных кадров"

Что вы вкладываете в понятие «цифровизация»? Чем, с вашей точки зрения, оно отличается от понятий «информатизация» и «автоматизация»?

Алексей Игнатенко: Попробую сформулировать понятие «Цифровизация» как деятельность, направленную на внедрение цифровых и технологических решений, оптимизирующих бизнес-процессы, при обязательном условии системной смены парадигм, эталонных архитектур, методологий и инструментария.

В свою очередь автоматизация очень часто ставила своей целью перевод существующих процессов в электронную форму или простую замену ручного труда какими-то роботизированными системами. Говоря про информатизацию чаще всего имеют ввиду развитие инфраструктуры для внедрения и развития различных информационных систем. Цифровизация, с одной стороны, является естественным продолжением этих двух процессов, без которых она была бы невозможна, с другой стороны, это совершенно новый самостоятельный процесс. Цифровизация предлагает такие бизнес-процессы, при которых затраты на сам процесс минимальны, что достигается за счет максимальной автоматизации и оптимизации, и объединения всех имеющих в организации данных. Результатом этого процесса могут стать, например, полностью цифровые госуслуги.

Существует ли в регионе программа или стратегия цифровизации? Если да, то каковы ее основные направления? Каковы первостепенные задачи?

Алексей Игнатенко: Программы цифровизации регионов и основные направления стратегического развития задаются федеральным центром.

В настоящее время, разработана и утверждена государственная программа Калининградской области «Цифровая трансформация в Калининградской области», которая направлена на реализацию региональных проектов («Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление») в целях достижения показателей и результатов, определенных в федеральных проектах национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Основными задачами, содержащимися в указанных документах являются, прежде всего, повышение эффективности деятельности органов государственной власти за счет цифровизации государственного управления и приоритетных отраслей экономики, создание устойчивой и безопасной информационной инфраструктуры, а также обеспечение подготовки квалифицированных кадров.

По-моему мнению, одно из первоочередных и немаловажных направлений нашей работы – это развитие цифровых сервисов для граждан. Другими словами, упрощение процедур получения государственных и муниципальных услуг путем перевода их в электронный вид, с целью повышения их качества и доступности наиболее востребованных услуг.

Связываете ли вы цифровизацию региона с его устойчивым развитием? Каким образом можно описать эту связь?

Алексей Игнатенко: Безусловно связываю, ведь существенный потенциал для улучшения социально-экономического положения населения заложен в цифровизации регионального управления.

В силу особенностей географического положения нашего региона, цифровизация будет являться неким драйвером его развития, позволит создать благоприятные условия для инновационного бизнеса и привлечь в регион компетентные кадры. В первую очередь речь идет о предоставлении бизнесу налоговых преференций, поскольку регион является особой экономической зоной (ОЭЗ). Например, в нашей ОЭЗ минимальный порог инвестиций, необходимый для включения предприятий в реестр резидентов снижен до 1 млн рублей, и уже 26 резидентов воспользовались такой возможностью. Также немаловажным для нас является поддержка и развитие перспективных цифровых технологий, реализация проектов по их внедрению, создание условий для внедрения современной инфраструктуры хранения, обработки, и передачи данных. Как раз сейчас занимаемся созданием ЦОД, и планируем в будущем предоставлять эту площадку не только для решения задач государственных органов, но и для ИТ-компаний, количество которых постоянно растет. Также планируем выходить на международный рынок: мы соседствуем с иностранными государствами, и им мы можем предоставлять услуги, порой даже лучшего качества и за меньшие деньги, чем они могут получить у себя.

это единая платформа взаимодействия представителей региональной власти по вопросам цифровой трансформации. Платформа аккумулирует опыт и лучшие практики цифровизации госуправления десятков регионов и сотен органов власти (узнать подробнее).

В каждом органе исполнительной власти региона реализуются свои государственные программы и проекты. Но, по результатам нашего анализа, пришли к выводу, что включение каких-то направлений развития цифровизации в каждый конкретный проект даст оптимизацию развития отрасли и позволит достичь лучших показателей.

Допустим, есть направление «Умного города», одно из его базовых мероприятий – энергоэффективность, которой у нас занимается Министерство развития инфраструктуры. Мы включаем в профильный региональный проект достижение результата по энергоэффективности, который будет достигнут, например, при использовании светодиодного и управляемого по технологии интернета вещей уличного освещения. То есть, мы стараемся проработать с каждым из органов власти их задачи по цифровизации.

Каковы ваши приоритеты в области цифровизации госуправления? Приведите примеры наиболее эффективных и успешных проектов.

Алексей Игнатенко: Трансформация государственного управления для нас является главным приоритетом. Мы вместе с другими регионами сейчас активно занимаемся реализацией проекта «Цифровое государственное управление», поэтому придерживаемся основных трендов и направлений этого федерального проекта.

Идея реализации проекта суперсервисов особенно интересна, и, кстати, Калининградская область входит в пилотую группу регионов, на которых отрабатывается концепция предоставления населению комплексных услуг, привязанных к конкретной жизненной ситуации. Технологически мы давно готовы к этой реализации, но требуется, конечно, преодоление нормативных правовых барьеров и ограничений.

Видим необходимость внедрения новых подходов, или даже формирования новой культуры управления регионом: хотим предложить жителям нашей области, владеющим уникальными компетенциями, делиться своими знаниями и опытом на принципах wiki – запустить так называемое, «wiki-правительство». К реализации этой концепции мы приступим позднее.

В текущем году правительство области планирует отформатировать подходы к региональному контролю, за счет новых технологий повысить качество и прозрачность сферы контрольно-надзорной деятельности.

В 2020 году особое внимание планируется уделить цифровизации социальной сферы, а также развитию человеческого капитала. О принципах и подходах к реализации этих направлений мы подробно будем рассказывать уже в начале следующего года.

Среди достижений хочется отметить, что решение по субсидированию юридических лиц, которые работают на территории Калининградской области, в 2019 году заняла второе место в одном из самых, на наш взгляд, главных конкурсов в области региональной информатизации «ПрофИТ», в номинации «Поддержка предпринимательства» (первое место занял достойный конкурент – Московская область). Система успешно внедрена и используется в государственном учреждении Калининградской области «Информационный расчетный центр». Особенно важно для нас то, что проект реализован нашими местными разработчиками, которых мы поддерживаем, совместно с которыми реализуем подобные значимые проекты, заметные и на федеральном уровне.

Каковы приоритетные проекты в области цифровизации взаимодействия власти и граждан?

Алексей Игнатенко: Как уже отмечал, вопросы комплексного оказания услуг, привязанных к конкретным жизненным ситуациям, и новые подходы к работе правительства и органов власти Калининградской области – это для нас главные приоритеты.

Мы видим запрос общества на увеличение влияния граждан на принятие решений в области городской среды, безопасности, экологии и других сфер, поэтому в ближайшее время мы предложим различные сервисы обратной связи.

Также уделяем особое внимание внедрению новых технологий для решения вопросов безопасности среды обитания, в основном это проекты безопасного и умного города.

Мы не пошли пилотами в проекты «Умный город» и «Безопасный город», поскольку у нас не было полного понимания объемов федерального финансирования на эти задачи. Поэтому мы реализуем все мероприятия, которые заложены в стандарте, но в разбивке, как я уже упоминал, по профильным органам государственной власти региона. И муниципальным образованиям области оказываем посильную поддержку. Например, есть такие муниципалитеты, как город Гусев (он небольшой, не подпадает под стандарты реализации, согласно которым численность населения должна быть от 100 тысяч человек): там самостоятельно, но при нашей методологической поддержке, реализуют мероприятия «Умного города».

Что касается «Безопасного города», то мы, можно сказать, здесь преуспели. За счет компактности региона мы настолько проникли в каждый муниципалитет, что можно назвать уже этот проект «Безопасным регионом». Коллеги приезжают к нам за опытом, чтобы почерпнуть что-то для себя что-то еще на старте, причем едут не только со всей России, но и, например, из Беларуси.

Аналогичного покрытия мы добились и по «Системе-112», которая уже давно запущена у нас в промышленную эксплуатацию.

К проработке решений в наш региональный проектный офис цифровизации мы стараемся привлекать и крупные государственные компании, и небольшие ИТ-компании региона. Организуем ИТ-штурмы, где коллеги-разработчики могут делиться идеями и рассказывать о своих решениях. Порой решения маленьких разработчиков не уступают решениям мастодонтов ИТ-отрасли России.

Какие сложности, в первую очередь, предстоит решить для ускорения проектов и процессов цифровизации?

Алексей Игнатенко: Я бы разделил сложности на несколько ключевых блоков.

Первый блок – психологическая готовность к изменениям сотрудников государственной власти. Мы сталкиваемся с непониманием ситуации цифровизации и того, какими могут быть преимущества от перевода процессов в цифровую плоскость. Довольно часто под цифровизацией подразумевают оптимизацию персонала и штатной численности, что несколько пугает работников.

Второй блок – самообразование и повышение уровня цифровой грамотности, как населения, так и задействованных сотрудников на всех уровнях власти.

Нужно больше времени уделять этим вопросам. Например, развивать направления подготовки и переподготовки государственных служащих. Для населения, особенно для старшего поколения, активно продвигать обучение цифровой грамотности, чтобы раскрыть потенциал платформы госуслуг.

Третий блок связан со значительными финансовыми ресурсами, которых требует цифровизация. Поэтому считаем, что необходимо активно развивать государственно-частное партнерство в области ИТ.

Четвертый блок – это правовые ограничения, долгий процесс принятия тех нормативных актов, которые направлены на регулирование процессов цифровизации.

Поэтому внедрение цифровых технологий сдерживается правовыми барьерами и недостатком компетентных кадров, способных создать цифровую экономику субъектов.

Сложности мы обозначили, понимаем пути их решения, выходим с инициативами, обсуждаем все эти вопросы совместно с коллегами из других регионов на мероприятиях, организованных Минцифры России, тесно сотрудничаем с ИТ-компаниями, взаимодействуем с институтами цифрового развития – АНО «Цифровая экономика», ФРИИ и пр.

Чем привлекаете ИТ-специалистов на госслужбу?

Алексей Игнатенко: Внутри министерства уделяем большое внимание формированию команды – без этого дальнейшее достижение успеха станет невозможным. Привлекаем специалистов в области государственного сектора из других регионов.

Для айтишников, которые работают в негосударственных ИТ-компаниях, существуют разные преференции, например, в рамках государственной программы поддержки переселения, ИТ-специалисты, которые переезжают из другого региона, могут рассчитывать на единовременную выплату в размере до полумиллиона рублей.

Но в госсекторе механизмы поддержки, к сожалению, ограничены. Трудно найти специалистов, которые будут приезжать из других регионов на нашу заработную плату. Благо, есть подведомственные учреждения, куда можно перевести особо ценных специалистов и обеспечить им достойный уровень заработной платы.

В целом, занимаемся проработкой механизма мотивационной сетки привлечения специалистов. Основной фактор для достойных кадров – это позитивные особенности нашего региона: комфорт для жизни, разнообразный климат и близость к морю, которое летом довольно теплое. Считаю, для айтишников эти условия могут быть даже более привлекательными, чем заработная плата. Мы всех айтишников приглашаем приехать в Калининградскую область, посмотреть на достопримечательности, ощутить качество жизни наших граждан, оценить, сколько вкладывается в развитие умного и безопасного города, комфортной городской среды – возможно, все это в целом оставит положительные впечатления и станет причиной перебраться в регион на постоянное место жительства.

Какие меры поддержки для развития цифровых инициатив вы ожидаете от федеральных властей?

Алексей Игнатенко: Побывав на конкурсе «ПрофИТ», мы убедились, что многие регионы уже имеют какие-то прорывные решения в сфере цифровизации по разным направлениям. Мы сейчас на одной из подсекций, которыми руководит губернатор Калининградской области, занимаемся проработкой лучших практик региона. Обсуждаем механизмы внедрения лучших решений для того, чтобы иметь возможность выделить целевую модель, которую будем затем выдвигать для утверждения на уровне федерации и последующего тиражирования во все российские субъекты, причем с федеральным софинансированием. Не все регионы могут позволить себе разрабатывать какие-то дорогостоящие цифровые решения, а при поддержке федерации они смогут внедрять лучшие практики, которые предварительно будут определены совместно с регионами. На наш взгляд, это может стать хорошим механизмом продвижения цифровой трансформации в российских субъектах.

Планируете ли вы задействовать модель государственно-частного партнерства для цифровизации региона? Приведите примеры задач, для решения которых ГЧП может быть применимо или уже применяется.

Алексей Игнатенко: Наша региональная «Корпорация развития» очень плотно работает по модели государственно-частного партнерства, имеет успешно реализованные проекты в разных сферах. Но поскольку изменения в законодательство о применении модели ГЧП в ИТ-проектах внесены относительно недавно, как таковая практика реализации по этому направлению, насколько мне известно, пока отсутствует. Поэтому ждем регионы, которые первыми пойдут по этому направлению, чтобы перенять у них опыт, и уже поняв этот механизм до конца, будем готовы включиться.

У нас есть ряд проектов, которые мы уже прорабатываем с нашими партнерами. Но поскольку они находятся на стадии начальной проработки с крупными игроками, я пока не буду говорить о них конкретно, скажу лишь, что, в частности, это касается «Умного города». Расскажем об этих проектах позднее, когда перейдем к стадии их реализации.

Насколько продвинулся регион в импортозамещении информационных технологий? Приведите примеры наиболее заметных проектов.

Алексей Игнатенко: В рамках Концепции информатизации мы утвердили дорожную карту перехода на отечественное ПО. Понимаем сложности всей этой работы.

Уже месяца 3-4 активно тестируем несколько операционных систем отечественного производства, чтобы в итоге выбрать одну для последующего развертывания в органах власти региона и их подведомственных учреждениях, рекомендовать для использования муниципалитетам. Сам процесс тестирования достаточно сложен, затрагивает массу направлений и, прежде всего, сферу информационной безопасности, выявляются плюсы и минусы в каждой системе, выявляются проблемы, которые пока не позволяют перейти непосредственно на отечественную ОС, например, отсутствие драйверов для периферийной техники.

это единая платформа взаимодействия представителей региональной власти по вопросам цифровой трансформации. Платформа аккумулирует опыт и лучшие практики цифровизации госуправления десятков регионов и сотен органов власти (узнать подробнее).

С отечественным ПО тоже такая же ситуация – находимся на стадии тестирования, изучаем, насколько удобны и функционально проработаны эти продукты. И там тоже выявляются пока нерешаемые проблемы. Доходит до банальностей – в одном продукте пишешь простую формулу, она неверно отображается, открываешь в MS Excel – он сразу ее рассчитывает. Не хочется обжечься и не хочется плодить «зоопарк» из разномастного ПО, поэтому продолжаем тестирование. До конца текущего года мы должны определиться, с кем из разработчиков пойдем дальше. О нашем выборе, о нашем успешном опыте мы обязательно расскажем на всю страну.

Все отраслевое программное обеспечение – это отечественное производство, поэтому могу с уверенностью сказать, что доли импортозамещения в 70% мы к 2021 году точно достигнем.

Возможно ли, на ваш взгляд, тиражирование успешных ИТ-проектов одного региона в другой регион? Был ли у вас подобный опыт? Если да, расскажите о нем.

Алексей Игнатенко: Да считаю, возможно. И как удачный пример – упомянутый уже проект субсидирования юридических лиц, призер «ПрофИТ». Прорабатываем его сейчас с точки зрения возможности использования другим регионом, который уже хочет взять его для внедрения.

Есть и другие направления. Мы разрабатываем собственную платформу контрольно-надзорной деятельности, которая у нас автоматизирует работу нашего Министерства контроля. Среди успешных стартапов можно назвать систему «Жилье», которая работает на технологиях интернета вещей и позволяет удаленно контролировать состояние на строительных объектах – мониторить уровень шума и загазованности, контролировать трещины на домах, выявлять протечки. У нас этот проект пока находится в опытной эксплуатации, но уже есть интерес со стороны других регионов.

В проработке проект, ориентированный на получение обратной связи от населения региона. Мы рассматриваем сейчас два портала взаимодействия власти и граждан – «Добродел» Московской области и «Наш Санкт-Петербург» – выберем один из них для внедрения в Калининградской области.

Мы ведем активное взаимодействие с коллегами из регионов, выбираем решения к внедрению у себя. Чем этот выбор ограничивается – это технической поддержкой и стоимостью разворачивания систем. Сам продукт получить можно в рамках лицензионного соглашения, подобное у нас уже подписано, например, с Московской областью и с Москвой. Но дальше встает вопрос к разработчикам, которые будут настраивать решение под наш регион – а это уже упирается в деньги. То есть превалирующим фактором выбора решений для нас будет стоимость его внедрения в нашем регионе и стоимость дальнейшей эксплуатации.

Насколько применим в российских регионах опыт других стран? Используете ли вы его?

Алексей Игнатенко: Мы пока присматриваемся к мировому опыту. Если увидим какое-то решение, идею, которую посчитаем подходящей, наверняка попробуем примерить на себе. В мировой практике есть интересные кейсы, но наши реалии не совсем позволяют их использовать на территории России, например, по причине особенностей нормативного регулирования.

Могу сказать, что, наоборот, иностранные компании смотрят на наши решения внутри российского рынка – и опыт экспорта наших решений это подтверждает.

Назовите три главных признака цифрового региона.

Алексей Игнатенко: Участие населения в развитии региона посредством цифрового обмена информацией – это первый признак цифрового региона. Второй признак – доступность приоритетных услуг в электронном виде. И третий – успешные и независимые компании, способные создавать конкурентоспособные отечественные цифровые продукты.