Содержание |
Основные статьи:
- Инновационный центр Сколково
- История Сколково
- Компании-резиденты "Сколково"
- Сколтех (Сколковский институт науки и технологий, Skoltech)
- Показатели деятельности Сколково
2016: Проверка Счетной палаты: что ни пункт - нарушения
15 июля 2016 года стали известны результаты коллегии Счетной палаты по факту контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий, связанных с созданием и обеспечением функционирования инновационного центра «Сколково» в 2013-2015 годах» (совместно с Федеральной службой безопасности).
НКО «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» реализует Подпрограмму «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». В 2013-2015 гг. большинство целевых показателей подпрограммы достигнуто[1]. TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
Система внутреннего контроля в Фонде «Сколково» функционирует с июля 2013 г.: проведена 121 проверка участников проекта, получивших гранты в сумме более 7 млрд руб., что составляет более 73% общей суммы выданных грантов. Выявлены нарушения при использовании грантов на общую сумму 361,9 млн руб. В тоже время, несмотря на исчерпывающий перечень оснований для досрочного исключения юридических лиц из реестра участников проекта большинство грантополучателей, допустивших серьезные нарушения условий предоставления грантов, сохраняли статус участника проекта и продолжали пользоваться установленными преимуществами, в том числе налоговыми льготами, льготными услугами, представляемыми дочерними обществами Фонда, упрощенной процедурой найма иностранных сотрудников и информационной поддержкой Фонда.
Установлено, что 5 из 15 членов Грантового комитета Фонда «Сколково» напрямую являлись либо учредителями, либо руководителями компаний, претендующих на статус участника проекта или получение гранта. При этом процедура организована таким образом, что при полном соблюдении установленных требований, механизм выбора получателя гранта не позволяет исключить возможность преимуществ для компаний, связанных с членами Грантового комитета. Кроме того, Счетная палата рекомендовала Фонду дополнительно проработать механизм выбора получателя гранта, чтоб сделать его более прозрачным и обоснованным.
Как было отмечено ранее, большинство целевых показателей и индикаторов подпрограммы выполнены. Например, по информации Фонда, более 90% от поданных заявок зарегистрировано как объекты интеллектуальной собственности, то есть, выданы патенты. Но, отметили аудиторы, отследить дальнейшую судьбу этих патентов не всегда возможно в связи с недостаточностью механизмов оценки их реализации и отсутствием развернутой статистической информации.
Значение показателя подпрограммы «Выручка компаний-участников проекта, полученная от результатов исследовательской деятельности», превысило запланированный уровень в 2013 г. более чем в 7 раз, 2014 г. – почти в 8,5 раза, а в 2015 г. – более чем в 8 раз. При этом, по словам аудитора, 11 из 36 компаний-участников, получивших по итогам 2014 г. выручку от результатов исследовательской деятельности в объеме более 100 млн руб. принадлежат иностранным юридическим лицам, что не противоречит закону «Об инновационном центре «Сколково». Однако, в соответствии с 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» компании, вправе распределять прибыль между участниками общества. Таким образом, существуют риски, что часть указанных средств может направляться учредителям, в том числе иностранным юридическим лицам, находящимся в офшорных юрисдикциях.
Коллегия отметила, что обязательным условием эффективной реализации государственных программ, помимо успешного выполнения запланированных целевых индикаторов и показателей, является также выполнение мероприятий в установленные сроки. Тот факт, что в 2014 и 2015 гг. целевые показатели подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» выполнялись, а мероприятия не реализовывались в установленный срок, говорит о том, что при разработке подпрограммы и в ходе ее реализации не была обеспечена взаимоувязка между целевыми показателями и ее основными мероприятиями. В такой ситуации реальную эффективность выполнения подпрограммы определить невозможно. В этой связи Минэкономразвитию совместно с Минфином необходимо произвести корректировку подпрограммы увязав достижение целевых показателей с выполнением ключевых событий мероприятий.
Размер субсидии из федерального бюджета Фонду «Сколково» в 2013-2015 гг. составил 58,1 млрд руб. При этом на начало 2013 г. у Фонда был остаток субсидии прошлых лет в объеме 22,9 млрд руб. Кроме того, в 2015 г. по ранее заключенным договорам исполнителями было возвращено Фонду «Сколково» еще 0,5 млрд руб. Таким образом, общий объем средств в проверяемом периоде составил 81,5 млрд руб. Расходы фонда и его дочерних обществ в 2013-2015 гг. составили 65 млрд руб. или около 80% этого объема.
При планировании субсидий Минфин не учитывал имеющиеся у Фонда неиспользованные остатки. Так, в 2013 г. при наличии неиспользованных средств в объеме 22,9 млрд руб., Фонду, в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2013 г., была предоставлена субсидия в размере 13,5 млрд руб. Расходы Фонда в 2013 г. за счет субсидии составили около 20,5 млрд руб., то есть более чем на 2 млрд руб. меньше имевшегося остатка. В результате, субсидия 2013 г. в полном объеме перешла на 2014 г. в виде неиспользованного остатка. Данная ситуация обусловила формирование неиспользованных остатков и в последующих 2014 и 2015 гг. Свободные средства размещались Фондом на счетах в кредитных организациях, что принесло Фонду 5 млрд руб. дополнительного дохода.
Установлено, что по состоянию на 1 января 2016 г. неиспользованный остаток субсидии из федерального бюджета по Фонду «Сколково» составил 16,5 млрд руб. В то же время фондом в соответствии с законом о федеральном бюджете на казначейский счет перечислен остаток субсидии в сумме 15,4 млрд руб., что на 1,1 млрд руб. меньше отраженного в отчетности, направленной в Минфин. Отклонение от заявленного объема обусловлено наличием остатков на счетах дочерних обществ в сумме 507,5 млн руб., которые и не должны были перечисляться на счет, открытый в казначействе, а также остатками на счетах Фонда в кредитных организациях в иностранной валюте в объеме 658 млн руб. Фонд не перечислил валютные остатки в связи с получением соответствующих разъяснений Минфина. При этом положения статьи 5 закона о федеральном бюджете на 2016 г. не содержат исключения в части перечисления остатков средств в зависимости от валюты. Минфином разрешено использование Фондом остатка 2015 г. на ранее установленные цели. Одновременно с этим, в соответствии с договором Фонду еще перечислено почти 2 млрд руб. из 14 млрд руб., предусмотренных бюджетом на 2016 г.
Участники Коллегии пришли к мнению, что в целях недопущения отвлечения средств федерального бюджета целесообразно осуществлять перечисление оставшейся части субсидии на 2016 г., с учетом полного использования разрешенных остатков прошлых лет и перечисленной субсидии в 2016 г.
Предоставление Фонду «Сколково» субсидий на возвещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС, понесенных участниками проекта, осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. № 339. В 2013-2015 гг. в соответствии с соглашением, заключенным между ФТС России и Фондом, субсидия перечислена в объеме 1,2 млрд руб. При этом проверкой установлено, что в соглашении не определены размеры субсидий, отсутствует порядок осуществления контроля со стороны ФТС за исполнением его условий. В 2013-2015 гг. субсидии ежегодно недоиспользовались: в 2013 г. сумма остатка составила 393,6 млн руб., в 2014 г. – 163,7 млн руб., в 2015 г. – 89,7 млн руб. Неиспользованные остатки субсидий перечислены в федеральный бюджете в установленные сроки. В тоже время аудиторы отметили - формирование этих остатков, обусловленное отсутствием обоснованного прогноза потребности в бюджетных ассигнованиях для предоставления субсидий на очередной финансовый год, свидетельствует о необоснованном отвлечении средств федерального бюджета.
В соответствии с законодательством финансовое обеспечение проекта «Сколково» осуществляется в первую очередь за счет собственных средств управляющей компании и дочерних обществ и лишь потом за счет средств федерального бюджета и иных источников. При этом расходы консолидированного бюджета Фонда в 2013-2015 гг. почти на 95% были обеспечены за счет средств федерального бюджета. Расходы консолидированного бюджета Фонда, в котором не учитываются вложения частных инвесторов, привлекаемые для создания объектов инфраструктуры ИЦ «Сколково», за счет собственных средств росли довольно медленно и не оправдали ожиданий. Так, в соответствии с утвержденным консолидированным бюджетом Фонда по источникам финансирования за счет внебюджетных средств в 2013 г. планировалось обеспечить около 4% расходов, фактически обеспечено 2,8%. На 2014 г. плановое значение софинансирования расходов Фонда за счет источников, не связанных со средствами федерального бюджет, было установлено на уровне 17%, а на 2015 г. – 30%, фактическая доля расходов за счет внебюджетных средств составила 5,9 и 9,4% соответственно.
На заседании Коллегии было отмечено, что расходы на реализацию Программы строительства объектов недвижимости ИЦ «Сколково» в 2013-2015 гг. составили 36,7 млрд руб. или 91,7%. В течение проверяемого периода в Программу строительства 17 раз вносились изменения. Отклонения по срокам строительства и объемам освоенных средств, в том числе субсидии, имеются практически по всем объектам ИЦ «Сколково». Фактический объем планируемого строительства за счет средств консолидированного бюджета Фонда «Сколково» утвержден в объеме 373,8 тыс. м², что не соответствует объему строительства (403 тыс. м2), утвержденному подпрограммой «Создание и развитие инновационного центра «Сколково».
В ходе проверки выявлены расходы Фонда «Сколково», экономическая целесообразность которых необоснованна. Например, в 2013 г. Фондом было принято решение о строительстве жилых апартаментов за счет средств фонда с привлечением кредита ВЭБа на сумму 2,6 млрд руб. При этом Фонд располагал на тот момент остатками субсидий федерального бюджета в сумме 3,9 млрд руб., что делает привлечение кредитных средств недостаточно обоснованным. Другой пример, - договором, заключенным Фондом «Сколково» в 2015 г. с ООО «Р.И.М. Портер Новелли», были оформлены отношения, имевшие место в период проведения мероприятия «Сколковский Клуб Бизнес-Ангелов» в 2014 г. Оплата по договору была осуществлена Фондом «Сколково» в сумме 2,1 млн руб. исходя из численности участников мероприятия в 200 человек, однако, фактически в нем приняли участие 120 человек. Таким образом, излишние расходы на проведение данного мероприятия составили 852,6 тыс. руб.
Коллегия Счетной палаты приняла решение направить преставление об устранении нарушений в Фонд «Сколково», информационное письмо - в Правительство России, обращение - в Генеральную прокуратуру. Отчет будет направлен в ФСБ и палаты Федерального Собрания.
2013
Программа до 2020 года
В августе 2013 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев своим распоряжением утвердил новую редакцию государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Документ включает в себя подпрограмму по развитию инновационного центра «Сколково».
Срок действия этой подпрограммы ограничен периодом с 2013 по 2020 гг. включительно. Именно к этому сроку должно быть завершено строительство инновационного центра «Сколково». За это время общий объем ее бюджетного финансирования составит 125,2 млрд руб. Из этой суммы затраты:
- в 24,3 млрд руб. приходятся на 2013 г.,
- 23 млрд руб. будут вложены в 2014 г,
- но 2015 г. запланирована сумма 18,3 млрд руб.
Эти затраты внесены в федеральный бюджет 2013 г. и отражены в плановом периоде на два следующих года.
Помимо бюджетных вложений не менее 50% от общих затрат на создание инновационного центра «Сколково» планируется привлечь за счет частно-государственных партнерств. Заявляется, что объем внешнего финансирования, привлеченного для реализации проектов участников проекта «Сколково» и Сколковского института науки и технологий, за период с 2013 по 2020 гг. составит более 110 млрд руб.
В.Путин отменяет распоряжение Д.Медведева об отчислениях госкомпаний в эндаумент-фонд "Сколтеха"
В январе 2012 г. президентская комиссия по модернизации решила, что финансировать «Сколтех» будут через эндаумент-фонд. Медведев приказал госкомпаниям в течение трех лет перечислять в фонд 1% от программ инновационного развития, или 0,5-3% чистой прибыли за истекший год, собрать планировалось 30 млрд руб., чиновники не исключали, что госкомпании продолжат отчислять средства и дальше. За 2012 г. госкомпании перечислили всего 4 млрд руб., в 2013 г. отчислений не было, знает федеральный чиновник.
В июне 2013 года стало известно, что президент Владимир Путин отменил поручение своего предшественника президента Дмитрия Медведева о том, что госкомпании должны отчислять средства в эндаумент-фонд Сколковского института науки и технологий («Сколтех»), рассказал «Ведомостям» сотрудник федерального ведомства и подтвердил высокопоставленный чиновник правительства. Это поручение Путина имеет гриф «для служебного пользования», поэтому о нем не известно, говорит один из собеседников «Ведомостей».
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков объяснил, что госкомпании могут финансировать «Сколково» добровольно. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова от комментариев отказалась.
Федеральный чиновник объясняет, что «Сколтех» будет полностью зависим от бюджетного финансирования, которое есть до 2015 г., и частных заказов. «Целью эндаумента было этого избежать, но нужно было собрать минимум 15 млрд руб.», — сетует он.
С инициативой отменить отчисления к Путину обратились руководители нескольких госкомпаний, отмечает федеральный чиновник, но не называет каких. Госкомпании не хотели платить, потому что не получали никаких прав в управлении проектом, например не могли заказать «Сколтеху» исследования или обучение специалистов, объясняет топ-менеджер одной из госкомпаний:
«Поэтому все захотели развивать инновации самостоятельно. Отчисления в `Сколтех` походили на дань, а не на инвестиции».
«Роснефть» создает в Сколкове свой центр исследований и считает это достаточным вкладом в проект, отмечает сотрудник компании. Его коллега из «Газпрома» говорит, что монополия считает более эффективным финансировать исследования отраслевых институтов. В «Интер РАО» также хотят финансировать именно отраслевые разработки, компания направляет средства в фонд «Энергия без границ», говорит ее представитель. У «Ростеха» по закону нет возможности заниматься благотворительностью, объясняет сотрудник госкорпорации. Представитель РЖД сообщить позицию компании не смог.
Финансирование приостановлено, проект не так эффективен, как планировалось, признает высокопоставленный чиновник правительства:
«Сначала нужно построить инфраструктуру, потом говорить об исследованиях. Пока построено одно здание в чистом поле»[2].
Путин считает проект искусственным и всегда дистанцировался от него, например ни разу не посещал стройку, говорит федеральный чиновник, к принятию решения президента могли подтолкнуть финансовые нарушения, которые в 2013 году расследует Следственный комитет:
«К тому же после увольнения Владислава Суркова `Сколково` потеряло влиятельного куратора, который мог убедить президента не делать поспешных выводов».
Команда Путина в очередной раз победила команду Медведева, создается впечатление, что «Сколково» скоро закроют, полагал вице-президент РСПП Игорь Юргенс:
«Это будет ошибкой, венчурные инвестиции не могут так скоро дать результат».
Если в «Сколково» есть финансовые нарушения, нужно открывать дела и доводить их до конца, пока же ничья вина не доказана, отмечает Юргенс.
«При запуске проекта все понимали политические риски. К сожалению, они реализовались», — признает топ-менеджер «Сколково».
Более 200 сотрудников оштрафованы по результатам проверки Счетной палаты
18 ноября 2013 г. Счетная палата сообщила, что в связи с выявленными ранее в ходе проверки в «Сколково» многочисленными нарушениями, связанными с его деятельностью и недостатками в организации внутреннего контроля, было применено 10 дисциплинарных взысканий к сотрудникам, в том числе - к высшим руководителям фонда и его дочерних обществ, а 211 сотрудников не получили денежного вознаграждения в полном объеме за 2012 г. Подробнее здесь.
Новые детали проверки Счетной палаты: финансовые нарушения на 3,8 млрд руб
В середине февраля 2013 г. стали известны дополнительные детали об итогах проверки. В частности, Счетная палата сообщила о выявлении финансовых нарушений в фонде «Сколково» на сумму в 3,8 млрд руб., а также об отсутствии в субсидиях, выделенных на реализацию проекта «Сколково», конкретных целевых показателей в привязке к срокам их реализации. Последнее «создает риски оценки эффективности их использования», полагают в Счетной палате.
В связи с этим Счетная палата озвучила планы осуществлять мониторинг использования бюджетных субсидий фонда в 2013 г. и в конце года начать комплексный аудит эффективности расходования центром бюджетных средств. По результатам мониторинга «Сколково» должно разработать критерии оценки эффективности использования им субсидий из федерального бюджета.
В общей сложности фонд должен осуществить 52 мероприятия по устранению нарушений и недостатков своей деятельности. 18 февраля 2013 г. вице-президент по коммуникациям «Сколково» Александр Чернов заявил TAdviser, что сейчас их фонд продолжает работу по устранению замечаний Счетной Палаты. Наиболее крупные финансовые нарушения, выявленные в ходе осенней проверки, он не озвучил. Не назвали их и в самой Счетной палате, сославшись на то, что отчету по проверке был присвоен гриф «Секретно».
По словам Чернова, многие замечания Счетной палаты носят технический характер: например, это необходимость утверждения ряда документов – положений и правил. Что касается разработки критериев эффективности, работу над ними фонд начал и продолжает в процессе своей деятельности, рассказал он TAdviser. Длительность этого процесса Чернов объясняет отсутствием в России опыта по созданию сравнимых по масштабу профильных проектов. Завершить разработку критериев и представить их на утверждение в правительство фонд рассчитывает до конца года.
28 февраля 2013 г. Следственный комитет сообщил, что помимо ранее известных эпизодов также начал проверку поступившей оперативной информации о фактах нецелевого расходования 3,5 млрд руб., выделенных на развитие иннограда. По данным органов, они были размещены на депозитах «Меткомбанка», созданного группой «Ренова», председателем совета директоров которой является президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг. «Субсидии, выделенные Фонду из федерального бюджета на создание центра «Сколково», на длительное время оседали на депозитах в кредитной организации», поясняет Следственный комитет.
Помимо этого следствие также проверяет факт перечисления фондом в виде гранта более 400 млн руб. организации, которая не являлась участником проекта «Сколково», и информацию о необоснованном перечислении фондом и его «дочкой» «Объединенная дирекция по проектированию и строительству Центра разработки и коммерциализации новых технологий» в 2011 г. более 37 млн руб. ряду подрядных организаций за работы, не предусмотренные договорами.
В тот же день, 28 февраля, «Сколково» выпустило официальное сообщение в связи с новой проверкой полиции. В частности, фонд отметил, что с момента поступления средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках субсидии, на счета Фонда они, в соответствии с Бюджетным кодексом, перестают являться бюджетными и становятся его собственностью.
В фонде утверждают, что все полученные средства не только были израсходованы в соответствии с его целями и задачами, но и, являясь временно свободными и размещенными на депозитах «Меткомбанка» с 5 августа по 30 декабря 2010 г. принесли также дополнительные внеплановые доходы в размере 79,52 млн руб. Эти средства также поступили в бюджет фонда «Сколково» и впоследствии также были «потрачены на его уставную деятельность», говорят в фонде. Там же добавляют, что «Меткомбанк» оказался единственным коммерческим банком, который согласился разместить их временно свободные средства на депозитах с возможностью досрочного снятия без штрафных санкций и с начислением процентов за фактический срок хранения средств на депозите по ставке выше рыночной.
Что касается заявления Следственного комитета о выделении в виде гранта 400 млн руб. организации, не являющейся участником проекта «Сколково», в фонде предполагают, что речь, видимо, речь идет о средствах, которые были направлены на создание университета SkolTech, «являющегося одним из «краеугольных камней» будущего инноцентра».
2012
Проверка Счетной палаты использования госсредств, уголовные дела
В сентябре-октябре 2012 г. Счетная палата по обращению ФСБ и МВД провела проверку использования средств федерального бюджета, направленных на создание и обеспечение функционирование инновационного центра «Сколково». Ее результаты были переданы правоохранительным органам.
На основании полученных от Счетной палаты материалов и материалов ФСБ Следственный комитет (СК) возбудил уголовное дело по части 4 статьи 160 УК (хищение вверенного чужого имущества путем растраты) в отношении бывшего директора департамента финансов управляющей компании иннограда - фонда «Сколково» - Кирилла Луговцева и гендиректора таможенно-финансовой компании «Сколково» Владимира Хохлова. По сообщению СК, уголовные дела были возбуждены и в отношении «других лиц». Сумма хищения, по данным следствия, составила 23,8 млн руб.
Таможенно-финансовая компания «Сколково» (далее - ТФК «Сколково») была создана в 2011 г. как дочерняя компания фонда «Сколково». В ее задачу входило оформление таможенных грузов, предназначенных для развития иннограда. По данным СК, на Луговцеве лежала обязанность контролировать ее финансовую деятельность.
Как выяснило следствие, бюджетные средства были потрачены на помещение для ТФК «Сколково», взятое в аренду у принадлежащей родителям Луговцева компании «Ника», причем все деньги по договору аренды были перечислены авансом за три года вперед без права их возврата арендатору в случае расторжения соглашения. Также СК установил, что Хохлов и Луговцев приняли решение об оплате капитального ремонта арендованного здания.
Помимо этого полиция установила, что за два года существования ТФК «Сколково», штат которой составлял порядка 10 человек с заработной платой от 300 до 600 тыс. руб., была проведена всего одна таможенная операция.
Планы правоохранительных органов в рамках уголовных дел включают и проверку деятельности должностных лиц Минфина, которые осуществляли контроль за расходованием выделенных «Сколково» бюджетных средств.
На появившуюся информацию о заведенных уголовных делах «Сколково» отреагировало сообщением, что их фонд самостоятельно передал материалы о выявленных в ходе внутреннего аудита финансовых нарушениях в одной из дочерних компаний в компетентные органы. Однако СК тут же опроверг это, заявив, что, напротив, фонд скрывал данные о нарушениях, но был вынужден их обнародовать после того, как Счетная палата начала проверку.
Госсубсидии 31,6 млрд руб за 2 года
18 февраля 2013 г. Счетная палата сообщила, что в период с 2010 г. по 1 октября 2012 г. общий размер субсидий, направленных на реализацию проекта «Сколково», составил 31,6 млрд. руб. Управляющая компания - фонд «Сколково» - за этот период израсходовала 18,9 млрд. руб. (59,8 % полученной субсидии).
2011: Планы выделения 76 млрд руб до 2014 г
В начале 2011 г. стало известно, что в 2011 году «Сколково», по словам Виктора Вексельберга, намерен вложить $750 млн в строительство инфраструктуры и $300 млн в финансирование проектов [3].
В апреле 2011 г. издание RBC-Daily сообщало, что всего на проект «Сколково» до 2014 года было выделено 76 млрд руб. При этом Центр разработки и коммерциализации собирается привлекать средства из внебюджетных источников.
2010
Планы выделения 85 млрд руб до 2013 года
На проект инновационного центра "Сколково" будет выделено из госбюджета 85 миллиардов рублей за три года. Об этом 15 октября 2010 г. заявил президент одноименного фонда Виктор Вексельберг. Ранее Минфин планировал выделить на сколковский инноград 54 миллиарда рублей в 2011-2013 годах. 11 октября 2010 г. Вексельберг заявил, что финансирование проекта потребует 180-200 миллиардов рублей за три года. При этом он отметил, что бюджет должен вложить около половины от всех средств, а остальное профинансирует частный капитал[3].
Постановление правительства о выделении 3,9 млрд руб
Летом 2010 г. стало известно, что сумма 3,991 млрд руб., которую получит (согласно обнародованному 29 июля 2010 г. постановлению правительства России № 565 от 26 июля 2010 г.) из федерального бюджета Фонд Сколково в точности совпадает с той, которую запросил у правительства президент фонда Виктор Вексельберг еще в начале июля 2010 г. в письме № ИП-01-004-ВВФ на имя вице-премьера Сергея Собянина. В приложении к письму приводится подробная разбивка бюджета фонда. Только на рекламу и PR эта организация до конца 2010 года планирует потратить более $4 млн.
Фонд, как следует из пояснительной записки, не собирается просто потратить все выделенные правительством деньги. Предполагается, что временно свободные средства будут частично размещены в банках, частично переданы в доверительное управление. Таким образом, фонд за полгода рассчитывает заработать 58,85 млн руб.
Если учесть, что средний размер временно свободных средств, согласно плану, составит 1,596 млрд руб., получится, что деньги будут размещены с доходностью порядка 7,5% годовых. Это неплохо: Сбербанк предлагает населению даже меньшие проценты по вкладам.
Траты фонда разбиты авторами документа на четыре группы, при этом одна из них — расходы на управление центром — никаких расходов не предполагает вовсе (буквально так и написано: «0 тыс. руб.»), а потому на первый взгляд и не нужна. Но авторы записки все же сочли необходимым объяснить, почему высшее руководство Сколково готово не брать в этом году денег за свои услуги: ни одного объекта в центре еще не построено, пишут они, стало быть, и управлять нечем.
Объекты появятся в иннограде не раньше 2011 года. А пока на их строительство до конца 2010 года планируется израсходовать около 247 млн руб. Из них 10 млн руб. уйдет на разработку концепции застройки территории, а львиная доля суммы — 225 млн руб. — будет потрачена на проектно-изыскательские работы.
Вторая значимая статья расходов — 401,2 млн руб. — деятельность фонда и его дочерних структур. Из ее содержания следует, что сотрудники фонда будут неплохо социально защищены: на это пойдет 143,8 млн руб.
«Расходы данной статьи рассчитаны исходя из фонда обеспечения социальных гарантий и оплаты труда на одного сотрудника в размере 276 тыс. руб. в месяц, при этом среднесписочная численность работников фонда и его дочерних структур в рассматриваемом бюджетном периоде должна составить 104 человека», — говорится в документе.
Для сотрудников предусмотрены 13-е зарплаты, премии, полисы добровольного медицинского страхования и прочие блага.
На PR-сопровождение деятельности фонда планируется потратить 38,7 млн руб. На медиаразмещение и рекламу — 92,8 млн руб., на брендинг — 12,9 млн руб., на веб-сайт и блоги — 3,1 млн руб.
5 августа 2010 г. Фонд Сколково получил на свои счета 3,991 млрд руб., выделенных ему согласно постановлению правительства. Об этом рассказал «Маркеру» исполнительный директор фонда Виктор Маслаков.
Основная группа расходов Фонда Сколково — 3,4 млрд руб. — называется «Пилотные проекты и создание инновационной среды». Из них почти 2,6 млрд руб. уйдет на проекты, одобренные президентской комиссией по модернизации, а еще 287 млн руб. — на проекты, которые отберет управляющая компания самого фонда. «Следует также отметить необходимость создания Центра интеллектуальной собственности для обеспечения деятельности патентных поверенных, предусмотренной 22 межправительственными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация», — полагают авторы записки. На это до конца 2010 года будет потрачено 150 млн руб.