Содержание |
2019
Согласно опросу Fox News, в декабре 2019 года 31% американских избирателей предпочитают социализм капитализму. Это на 6% больше, чем в феврале 2019 года.
1928
1911
XV-XVI вв: Предпосылки возникновения
Историков-марксистов, изучающих возникновение капитализма в Западной Европе, можно условно разделить на два направления. Разумеется, обе группы авторов выводят развитие буржуазных отношений в Европе из объективных экономических процессов, а не из идеалистических концепций по типу протестантской этики Макса Вебера.
Итак, первое направление изучает внутренние экономические процессы, в частности технологическую революцию, развернувшейся на Западе в XV-XVI веках, рост внутреннего рынка и формирование буржуазного способа производства. "Города предъявляют повышенный спрос на продукцию села, натуральное хозяйство окончательно сменяется товарным, а это означает, что нужно менять всю экономическую организацию. В конечном счете, начинает меняться и сельское хозяйство, все более ориентирующееся на потребности рынка. Капитализм вырастает из развития феодализма".Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
С другой стороны, мир-системная школа Валлерастайна акцентирует внимание на глобальных процессах, потрясших Европу в XIV-XV веках. В первую очередь, это Чёрная смерть, выкосившая до 60% населения Европы, и падение Константинополя. "Чума, уничтожив до трети европейского населения, создала спрос на наемную рабочую силу, в том числе и в деревне. Падение Византии предопределило торговый кризис и поиски новых морских путей, что привело к открытию Америки и путешествиям в Индию. Поток золота из Нового Света привел к «революции цен», когда золото утратило прежнюю покупательную способность, зато резко возрос спрос на товары... Колонизация Америки создала трансатлантическую экономику, в рамках которой и сложился капитализм".
Безусловно, обе точки зрения имеют право на существование, однако, не стоит забывать, что речь идет о разных сторонах одного процесса. По всей видимости, оба фактора дополнили друг друга — в позднефеодальном Западе накапливался огромный технологический и социальный потенциал, которому были нужны внешние стимулы, чтобы внезапно вырваться на свободу.
Цитаты из книги Бориса Кагарлицкого "Периферийная империя".