Цифровизация Ростехнадзора
В области контрольно-надзорной деятельности у Ростехнадзора появилась возможность перехода к абсолютно новым формам и методам осуществления контрольных мероприятий. Цифровизация этих процессов избавит от рутинной работы инспекторов и спрогнозирует риски аварий на предприятиях.Содержание |
Основная статья: Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
2019
Ростехнадзор просит денег для внедрения систем дистанционного контроля
Ростехнадзор разрабатывает информационные системы для контрольно-надзорных мероприятий. В частности, ведомство планирует внедрить систему с условным названием «Электронный инспектор», а также систему дистанционного мониторинга технологических процессов. Для реализации этого проекта федеральная служба просит правительство выделить ей средства на модернизацию ИТ-инфраструктуры, которая практически не обновлялась с 2014 года и устарела «не только морально, но и физически».
Совещание о внедрении систем дистанционного контроля в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности 23 октября проводил премьер-министр России Дмитрий Медведев.
В своем вступительном слове он отметил, что контроль за сложными производствами, к которым, в частности, относятся предприятия в области добычи и переработки угля, нефти, газа, связан с очень большим количеством проверок и большим числом проверяющих. Причём, с одной стороны, эти проверки абсолютно необходимы, поскольку это опасные производства. С другой стороны, всякие проверки могут быть изменены и усовершенствованы с учётом более современных требований, научно-технического прогресса и технологических изменений.
Сейчас систему удалённого мониторинга состояния опасных объектов тестирует Ростехнадзор вместе с корпорацией «Ростех». Эта система позволяет в онлайн-режиме получать информацию о состоянии объекта, выявлять отклонения, которые связаны с нарушением технологических процессов, – в общем, отклонения от нормальных технологических параметров. На самой ранней стадии прогнозировать возможные инциденты, предаварийные ситуации. И главное – оперативно принимать превентивные меры, чтобы не было аварий, - отметил он. |
Несколько пилотных проектов было запущено на предприятиях «Лукойла», СУЭК, «Газпрома», «Газпром нефти». Все они, по словам Медведева, должны работать на российских программных продуктах. Непосредственно перед совещанием премьер также ознакомился с аналогичным проектом, который запущен в «Сибуре».
Суть создаваемых решений
В ходе совещания о внедрении систем дистанционного контроля с докладом выступил глава Ростехнадзора Алексей Алёшин.
Он рассказал, что основными функциями надзорного органа являются нормативно-правовое регулирование, контрольно-надзорные мероприятия (проведение проверок) и оказание госуслуг. При осуществлении всех этих функций уже широко применяются различные информационные системы. Но если при нормативном регулировании и оказании госуслуг современные цифровые технологии используются главным образом для создания различных баз данных, то в области контрольно-надзорной деятельности у ведомства появилась возможность перехода к абсолютно новым формам и методам осуществления контрольных мероприятий.
Применительно к деятельности Ростехнадзора любую проверку можно разделить на три этапа: сбор информации о состоянии промышленной безопасности, анализ собранной информации и принятие решений по итогам анализа. Источниками такой информации являются два информационных потока. Первый – это различные документы, которые наши поднадзорные обязаны в соответствии с существующей нормативной базой составлять. И второй – информация о порядке организации производственных процессов, о состоянии оборудования, которое в этих производственных процессах участвует. Эту информацию мы получаем путём визуального осмотра, изучения различных документов, показателей различных датчиков, записей в журналах событий и тому подобного, - рассказал Алёшин. |
Этап анализа собранной информации заключается, по существу, в сравнении собранной информации с эталонными требованиями. Применительно к документам, которые изучает Ростехнадзор, такими эталонными требованиями являются обязательные требования, которые прописаны в различных нормативных документах.Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций
В свою очередь применительно к информации о технологических процессах и состоянии оборудования эталонными являются требования о порядке организации технологических процессов, содержащиеся в нормативно-технических документах и инструкциях к технологическому оборудованию.
Таким образом, и источники информации о состоянии промышленной безопасности, и способы их обработки могут быть переведены в цифровой формат.
Примерно 70% объёма любой проверки занимает изучение различного рода документов. Для перевода этой рутинной работы – как для наших поднадзорных, так и для наших инспекторов – в цифровой формат мы предлагаем внедрить информационную систему с условным названием «Электронный инспектор», - заявил глава ведомства. |
По его словам, суть системы заключается в том, чтобы всю обязательную документацию, которая ведётся эксплуатирующей опасный производственный объект организацией, перевести из бумажного в электронный вид и заполнять её непосредственно в личном кабинете, который будет у каждой организации в информационной системе Ростехнадзора. Программа в автоматическом режиме сравнит с эталонами всю внесённую документацию и выдаст информацию о возможных ошибках и нарушениях. Соответственно, у эксплуатирующей организации появится возможность фактически в постоянном режиме осуществлять самопроверку и исправлять нарушения, не дожидаясь прихода инспектора.
У нас уже есть техническое решение по созданию программного продукта. Его реализация начнётся после завершения мероприятий в рамках «регуляторной гильотины». Нам нужно будет разработать и внести в эту систему новые обязательные требования и соответствующие новые стандартные формы документов. После утверждения всех новых требований ориентировочный срок внедрения этой системы составит около шести месяцев. Но мы не ждём окончания этих мероприятий и начинаем уже сейчас опытную эксплуатацию на двух предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, - пояснил Алёшин. |
Более сложной и интересной задачей, которую Ростехнадзор решает вместе с разработчиками программного обеспечения и поднадзорными организациями, по словам главы ведомства, является система дистанционного мониторинга технологических процессов.
В рамках решения этой проблемы была поставлена задача найти такой агрегированный показатель, который мог бы информацию, поступающую от сотен и даже тысяч различных датчиков, контролирующих различные технологические процессы и режимы работы оборудования, превратить в простую актуальную информацию о состоянии промышленной безопасности. Таким агрегированным показателем стал расчёт риска наступления аварии.
Суть этой системы в следующем. Производственный объект или технологическая линия рассматривается как неустойчивая система, зависящая от работы и взаимодействия различных элементов, составляющих эту систему. Иными словами, от технологического оборудования и производственных процессов, которые там происходят. Параметры этого оборудования постоянно меняются: что-то включается, что-то выключается, меняется температура, объём, давление, вибрация, происходят скачки напряжения и тому подобное. Расчётным путём определяется, при каких параметрах система наиболее устойчива и, следовательно, риск развития аварии наименьший.
Затем делаются расчёты, каким образом изменения параметров работы отдельных элементов влияют на риск развития аварии. В результате появляется график, который показывает, в какой зоне риска то или иное производство в данный момент находится: зелёная зона – риск минимальный, жёлтая зона – отклонения зафиксированы, риска развития аварии ещё фактически нет, но необходимо обратить внимание на отклонение, чтобы предотвратить переход в красную зону – зону чрезвычайно высокого риска наступления аварии. Но в этом случае предполагается, что система предупреждает не об уже начавшейся аварии, а о высоком риске её наступления, оставляя время для принятия чрезвычайных оперативных мер, которые как минимум позволят спасти людей, как максимум предотвратить аварию, рассказал Алёшин.
Такой подход, по его мнению, впервые позволяет видеть в реальном времени не только сиюминутную ситуацию на производстве, но и прогноз, что может произойти на данном производстве, и примерное время наступления этих негативных событий. Кроме того, система по принципу матрёшки даёт подсказку, на каком именно участке или на каком оборудовании происходит опасный сбой. Эта система может не только спрогнозировать риски аварий в понимании Ростехнадзора, но и передать информацию о происходящих отклонениях в работе, которые могут привести к различным негативным последствиям, например, к выбросам вредных веществ. Эти показатели могут быть интересны и другим органам – в первую очередь МЧС, считает глава ведомства.
ИТ-инфраструктура изношена, денег на модернизацию Минфин не дает
Алексей Алёшин также рассказал, что предлагаемые решения не требуют от предприятия внедрения какого-то особенного, дорогостоящего оборудования. По сути, это программно-аппаратный комплекс, который подключается к уже действующим системам, в первую очередь к АСУТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами). Пользователям системы «Электронный инспектор» также будет достаточно обычных компьютеров, уже имеющихся на опасном производственном объекте.
Вся эта работа пока проводится без привлечения бюджетных средств. В настоящее время система проходит опытную эксплуатацию на предприятиях нефтегазовой, горно-металлургической, энергетической и угольной отраслей. Особо хочу отметить, что данный проект является исключительно российской разработкой, нигде в мире ничего подобного нет. Я был на многих международных форумах, встречался со своими коллегами из развитых стран. Когда мы рассказывали им об этой системе, они были очень удивлены, что в России подобная система. Они заявляют, что в таком виде – прогнозном – нигде эту задачу не смогли пока решить, - отметил Алёшин. |
У Ростехнадзора уже есть понимание, как полноценно внедрить систему дистанционного мониторинга. Для этого необходима реализация трёх ключевых факторов. Во-первых, создать необходимую нормативную базу. В этой части уже разработан и внесён в Правительство проект изменений в федеральный закон о промышленной безопасности, который предполагает возможность осуществления дистанционного мониторинга процессов, происходящих на опасных производственных объектах.
По нашим расчётам, после его подписания и принятия потребуется порядка шести-восьми месяцев для масштабирования системы, а также разработки необходимых подзаконных актов, - пояснил руководитель ведомства. |
Во-вторых, необходимо обеспечить сотрудников надзорной службы инструментами для работы с цифровыми данными. В этих целях в рамках национальной программы «Цифровая экономика» планируется создать цифровую платформу Ростехнадзора. Предложения по данному вопросу были рассмотрены и одобрены Максимом Акимовым.
На текущий момент процесс перераспределения лимитов ещё не завершён, но надеюсь, что это решение в ближайшее время будет реализовано, - отметил Алёшин. |
Кроме того, у Ростехнадзора очень высокая степень износа физической части ИТ-инфраструктуры, которая практически не обновлялась с 2014 года, что не позволяет полноценно использовать современные информационные технологии. Алёшин пояснил, что 90% компьютеров и оргтехники эксплуатируется уже более пяти лет. Они устарели не только морально, но и физически.
В этой связи нами была направлена заявка в отделение дополнительного финансирования на модернизацию ИТ-инфраструктуры, но в проекте бюджета на 2020–2022 годы соответствующие средства предусмотрены не были, - уточнил глава ведомства. |
В то же время он напомнил о поручении Дмитрия Медведева Министерству финансов о необходимости предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования в проекте закона о бюджете на 2020–2022 годы.
Однако, согласно доступной нам информации из системы «Электронный бюджет ГИИС», указанное поручение на текущий момент не выполнено. Без выделения этих средств реализация указанных проектов будет крайне затруднительна, учитывая высокую степень износа оборудования, - отметил Алёшин. - В этой связи просим поручить Минфину России при подготовке проекта поправок к федеральному бюджету на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов обеспечить дополнительные бюджетные ассигнования на модернизацию информационно-коммуникационной инфраструктуры Ростехнадзора в объёме, согласованном Министерством цифрового развития. |
Третий ключевой фактор внедрения системы дистанционного мониторинга - обеспечение технологической готовности предприятий к обмену данными.
Итоги эксперимента по внедрению систем дистанционного мониторинга в «Сибуре»
Об эксперименте по внедрению систем дистанционного мониторинга на предприятии «Сибур-Химпром» рассказал Дмитрий Конов, председатель правления «Сибур Холдинга».
По его словам, в АСУ ТП «Сибур-Химпром» заведено более 28 тысяч сигналов. Следующий этап предполагает возможности их обработки и правильного использования. Система контроля на основании Big Data позволит анализировать сигналы и использовать их в качестве предсказательной или предиктивной аналитики.
На предприятии существует достаточно много систем контроля обеспечения производственного процесса. Однако они в основном рассчитаны на физическое присутствие или на физический контроль, и в очень большой степени это работа по документарному контролю и оформлению: правильно ли подготовлено, соответствует ли.
То направление, которое совместно с Ростехнадзором предприятие апробирует, – это попытка перевести контроль из физического присутствия и из документарных проверок в онлайн.
Это означает скорость, означает меньшее количество людей и возможность сортировать большее количество сигналов. Не все сигналы, которые мы используем в производстве, необходимы для того, чтобы контролировать. Соответственно, мы фильтруем, что нужно для управления и нашей аналитики и что нужно для поддержания безопасности систем, - пояснил Конов. |
Он также рассказал, что в «Сибур-Химпроме» есть две системы контроля, из которых поступает первичный сигнал. Одна система – это автоматизированная система управления технологическим процессом, вторая система – это мониторинг динамического оборудования. Дальше это поступает в общую систему предприятия, где все сигналы анализируются и сочетаются между собой. Далее это попадает в систему дистанционного контроля (СДК) и промышленной безопасности. Она разработана по шаблону, сделана Ростехнадзором и их подрядчиком.
Конов отметил, что в ситуационный центр Ростехнадзора уходит несколько десятков, около сотни агрегированных показателей, которые позволяют быстро реагировать, но не позволяют влиять на производственный процесс. При этом, на основе агрегированных показателей можно очень быстро видеть, что происходит, и понимать, на каких именно единицах оборудования или в каком технологическом процессе происходит сбой.
Генеральный директор «Сибур-Химпром» Константин Югов добавил, что ранее для определения состояния объектов в целом требовалось несколько часов. После внедрения системы теперь это можно делать за считанные секунды. Поэтому процесс управления опасными производственными объектами стал более оперативным. Кроме всего прочего, система на основе исторических данных способна прогнозировать возможные риски на дистанции полутора-двух суток.
По словам Дмитрия Конова, система сразу даёт возможность переключаться на ремонтное производство, позволяет сразу включать это в задачи ремонтного персонала и дальше через другие инструменты эту проблему решать.
Далее он рассказал об эффектах от внедрения системы и необходимых законодательных изменениях.
Мы видим, что не нужно такого количества физической работы с документами, не нужно такого количества проверок, не нужно обязательного присутствия сотрудников Ростехнадзора на объектах высокого класса опасности. Соответственно, то, что нам хотелось бы, – это чтобы прошла новая редакция Федерального закона №116 и подзаконных актов, которые на сегодня не предусматривают возможность добровольного внедрения этой системы по решению эксплуатирующей организации. И в дополнение к этому или в обмен на это – отмена плановых проверок, замена режима постоянного государственного надзора на онлайн-мониторинг и переход на режим выдачи предостережений, который сегодня не предусмотрен у нас в структуре, - добавил Конов. |