Андрей Шабанов: Услуги аутсорсинга и SaaS вызывают синергетический эффект
Компания UCMS Group является пионером российского рынка программного обеспечения (ПО) на базе платформы Software-as-a-Service (SaaS). На вопросы TAdviser ответил Андрей Шабанов, генеральный директор компании UCMS Group Россия.
Расскажите, как давно вы на российском HRM-рынке? Какое число клиентов сегодня используют SaaS-систему Quinyx в России и в мире?
Андрей Шабанов: Наша компания впервые появилась на российском рынке в начале 90-х годов прошлого века. Долгое время мы предоставляли клиентам услуги аутсорсинга расчета зарплаты и кадрового делопроизводства. Вполне логично, что мы пытались автоматизировать кадровые и финансовые процессы, чтобы снизить собственные издержки и повысить конкурентоспособность нашей компании.
Вскоре стало очевидно, что внутренние наработки UCMS Group позволяют создать тиражируемую HRM-систему с мощным и, в то же время, гибким функционалом. Именно так родилась идея создания платформы Quinyx, которая и была реализована в 2005 году. Задумывая Quinyx в 2004 году, мы изначально ориентировались на модель SaaS. В то время на рынке наблюдались две основных предпосылки такого подхода. С одной стороны, мы не хотели предлагать рынку еще одну традиционную HRM-систему – на нем итак уже присутствовало не менее 15 вендоров. И в то же время, мы четко представляли себе перспективы SaaS, поскольку эта модель действительно экономически выгодна.
Считаю, что движение в сторону SaaS – это наиболее значимый тренд современного рынка ПО в целом. В последние два года мы наблюдаем эту тенденцию и в России. Финансовые потрясения 2008-ого лишь усилили ее. Отечественные компании стали оптимизировать бюджеты на сервисные проекты и расходы на автоматизацию бизнеса. В таких условиях гибкость, адаптируемость, низкая и прогнозируемая стоимость модели SaaS становится важным преимуществом нашей системы Quinyx. Мне также хочется отметить, что Quinyx отличается от большинства западных HRM-решений близостью к российским клиентам. Центральный R&D-офис UCMS Group располагается в Москве. Наша система создана российской командой разработчиков, именно поэтому Quinyx полностью соответствует текущему российскому законодательству, а также российской специфике учета и управления.
В завершении краткого рассказа о компании, приведу несколько цифр. На данный момент на платформе Quinyx работают более 100 тыс. пользователей в мире, и 10% из них приходятся на Россию и страны СНГ. Один из наиболее масштабных проектов по внедрению Quinyx был реализован в сети ресторанов Mc'Donalds - в Швеции, Дании и Великобритании. Ключевым российским внедрением Quinyx можно считать проект в компании Perfetti vanMelle.TAdviser выпустил новую Карту российского рынка информационной безопасности: 250 разработчиков и поставщиков услуг
Вы сказали, что использование SaaS выгоднее, чем применение традиционной HRM-системы. А чем конкретно выгоднее?
Андрей Шабанов: Для ответа на этот вопрос необходимо привести определение модели SaaS. В компании UCMS Group под термином SaaS понимается модель предоставления ПО, в рамках которой система установлена на площадке провайдера услуг или в Центре обработки данных, а заказчик оплачивает аренду его использования, получая доступ к системе через интернет. По сути SaaS является ничем иным, как аутсорсингом размещения и управления ПО на сторонней площадке.
Выбирая традиционную HRM-систему, заказчик приобретает лицензии на каждую рабочую станцию, а в случае использования модели SaaS – выплачивает раз в месяц арендные платежи по системе. В краткосрочном периоде (до нескольких лет) получается прямая выгода, поскольку совокупные арендные платежи намного ниже стоимости лицензии.
В долгосрочной перспективе к уже упомянутым расходам на приобретение лицензии традиционной HRM-системы необходимо добавить затраты на ее размещение (выделение серверных мощностей), установку и поддержку, затраты на информационную безопасность и модернизацию системы. Наша практика показывает, что сумма этих расходов почти всегда выше совокупных арендных платежей в течение всего жизненного цикла системы.
Не менее важно, что модель SaaS минимизирует финансовые и налоговые риски заказчика, перекладывая на поставщика вопросы соответствия настроек системы меняющемуся законодательству . В случае использования системы in-house заказчик принимает эти риски на себя и испытывает финансовый ущерб, в случае реализации этих угроз. Логика концепции SaaS как раз в переносе рисков на плечи поставщика, который несет материальную ответственность, если возникает какая-то проблема.
Третье преимущество SaaS – это быстрота внедрения, а также практически полное отсутствие первоначальных инвестиций. Если традиционная схема внедрения предполагает масштабную предпроектную подготовку, то для начала работы в рамках SaaS достаточно получить доступ к системе и загрузить туда информацию. Отмечу, что заказчикам SaaS не требуется разом покупать крупную партию лицензий - а в условиях кризиса и дефицита ликвидности это обстоятельство принципиально.
Наконец, последнее преимущество SaaS связано с четкостью и прогнозируемостью платежей. Заказчик ежемесячно оплачивает фиксированную сумму только за те SaaS-услуги, которые реально применяет в работе.
Вы говорили, что переносите на себя риски клиентов. Каким образом организован этот процесс?
Андрей Шабанов: Все достаточно прозрачно – мы подписываем Соглашение об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA). В принципе, условия SLA могут немного меняться, однако обычно мы гарантируем бесперебойную работу системы и доступ к ней 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в году.
Естественно, у нас имеется группа технической поддержки, в которую можно обратиться в случае возникновения вопросов или проблем. Критические ошибки исправляются в течение 1-2 часов, ошибки, существенно ограничивающие функциональность системы - в течение 4-8 часов. При этом мы всегда стараемся найти и предложить другой способ работы с системой, пока мы исправляем такую ошибку. Соглашение предусматривает определенный уровень нашей материальной ответственности за невыполнение нами обязательств.
Какие гарантии защиты данных вы предоставляете клиентам?
Андрей Шабанов: Во-первых, вся клиентская информация хранится в крупных центрах обработки данных (ЦОД), где имеется полный спектр средств контроля физического и программного доступа к серверам. Резервирование данных осуществляется сразу несколькими способами, включая репликацию файлов, ежедневное, еженедельное и ежемесячное копирование на несколько комплектов внешних носителей, хранящихся как внутри ЦОД, так и за его пределами.
А во-вторых, удаленный доступ к системе осуществляется через защищенное Интернет-соединение.
У многих заказчиков действительно возникают опасения за конфиденциальность и безопасность хранения данных. Дело в том, что у SaaS-провайдера значительно больше возможностей обеспечить безопасность и отказоустойчивость системы, поскольку, в нашем случае, она централизованно размещена в крупном ЦОДе мирового уровня вместе с инсталляциями других заказчиков, где имеются более широкие возможности по обеспечению безопасности, чем у организации-заказчика, которая использует in-house HRM-систему. Добавлю, что в компании UCMS Group внедрена система управления качеством по ISO 9001-2008, в которой прописаны четкие процедуры управления данными и информационной безопасности.
Как выглядит типичный процесс миграции компании наSaaS-сервис Quinyx?
Андрей Шабанов: Процесс миграции Quinyx концептуально похож на внедрение традиционной HRM-системы, однако он требует меньшего количества времени, поскольку система уже включает преднастроенные элементы. Сначала наш сотрудник составляет техническое задание для настройки системы, куда включает информацию о начислениях и удержаниях, формирует перечень и образцы стандартных и управленческих отчетов, определяет формы типовых внутренних документов. Поскольку большинство форм и алгоритмов регламентировано законодательством, то подготовка технического задания занимает не более двух недель. Затем в течение 5-7 дней происходит настройка системы на нашем ресурсе.
Отдельный и достаточно трудоемкий этап – это перенос данных из существующей системы в Quinyx. Продолжительность этой стадии, конечно, зависит от типа системы, а также объемов данных. Мы накопили богатый опыт по переносу данных из большинства HRM-систем, присутствующих на российском рынке, и поэтому процесс очень хорошо отработан.
На завершающем этапе процесса миграции мы производим тестовый расчет за один месяц, после чего передаем систему в эксплуатацию заказчику. Таким образом, общая длительность проекта обычно не превышает полутора месяцев, а в большинстве случаев мы справляемся даже быстрее.
Добавлю, что некоторые заказчики продолжают использовать вместе с Quinyx еще одну, как правило, корпоративную HRM-систему. Такая ситуация особенно характерна для международных компаний, которые имеют общеорганизационный стандарт и не могут от него отказаться. Задача Quinyx в этом случае – обеспечить процессы обработки HR-данных и расчета зарплаты в соответствии с российским законодательством и подготовить информацию для загрузки в корпоративную HRM-систему.
Возможна ли интеграция сервиса с ERP- или другой корпоративной системой заказчика?
Андрей Шабанов: Да, такая интеграция возможна, и мы ее достаточно часто реализуем. Как правило, нас просят создать бухгалтерские проводки в формате той системы (например, SAP, Scala, 1С и т.п.), которая стоит у заказчика. Более сложная интеграция возникает тогда, когда у заказчика уже есть своя система расчета зарплаты, а ему требуются услуги по аутсорсингу этого расчета. Но интеграцию такого рода мы также можем реализовать.
При этом сама система Quinyx не имеет каких-либо технологических ограничений, и от заказчика требуется всего лишь определиться, какая информация должна попадать из Quinyx в ERP и наоборот.
Вы предлагаете SaaS-сервис вместе с аутсорсинговыми услугами. А есть ли смысл использовать эти услуги одновременно?
Андрей Шабанов: Выше я уже отмечал, что аутсорсинг расчета зарплаты и кадрового делопроизводства – это профильный бизнес UCMS Group. Наша компания работает на российском рынке аутсорсинга уже более 14 лет и обладает одним из самых больших портфелей успешных аутсорсинговых проектов.
Вместе с тем, на протяжении вот уже 4-х лет мы разрабатываем программное обеспечение для управления кадровыми и финансовыми бизнес-процессами, являясь одним из ведущих европейских поставщиков решений этой в области.
В этом смысле, мы кардинально отличаемся от большинства конкурирующих с нами поставщиков, которые являются ИТ-компаниями, «заточенными» на разработку ПО и от компаний предоставляющих только услуги аутсорсинга. Мы находимся значительно ближе к клиентам и лучше понимаем их потребности, поскольку при реализации аутсорсинговых проектов мы используем собственные SaaS-ориентированные программные разработки.
К тому же, услуги аутсорсинга и SaaS-сервисы прекрасно дополняют друг друга и вызывают значительный синергетический эффект. Главным преимуществом связки является возможность выбора. Заказчик может отдать нам на аутсорсинг некоторые из своих рутинных кадровых или финансовых процессов, а остальными процессами заниматься самостоятельно и управлять ими с помощью нашей системы. Де-факто он может попробовать оба варианта и выбрать из них наиболее оптимальный, сразу не инвестируя в проект существенных средств.
В этом смысле, SaaS также является и отличным механизмом контроля аутсорсера. Некоторым заказчикам психологически проще отдать процессы нам, когда они могут в любой момент посмотреть, на какой стадии находится тот или иной процесс, а также отследить эффективность его исполнения.
Недавно UCMS Group запустила программу «HRMS за 100 рублей». Расскажите, что это за программа, и на какие компании она рассчитана?
Андрей Шабанов: Инициатива "HRMS за 100 рублей" - это новый взгляд на покупку HRM-систем в России. Представляя эту инициативу, мы хотим разрушить миф о том, что HRM-система класса "A" - это решение только для больших и очень богатых заказчиков.
В рамках инициативы мы предлагаем специальные цены на SaaS заказчикам из среднего и малого бизнеса. Чтобы принять участие в акции достаточно оформить подписку на SaaS и своевременно платить абонентскую плату – от 100 рублей за одного пользователя в месяц. За эти деньги заказчик получает полнофункциональную систему управления персоналом, которая находится на одной ступени с дорогостоящими продуктами SAP или Oracle. Напомню, что по итогам последнего исследования TAdviser, только системы SAP, Oracle и Quinyx были отнесены к высочайшему функциональному классу "А+".
На данный момент мы видим, что рынок позитивно воспринял нашу инициативу, и многие компании уже успели ей воспользоваться. Мне кажется, что возможность попробовать комплексный HRM за 100 рублей – это уникальная возможность для российского рынка, которую еще никто и никогда не предлагал.
Не секрет, что доступность широкополосного интернета в российских регионах по-прежнему далека от идеала. Насколько значимую долю в расходах заказчика могут занимать расходы на оплату интернет-трафика при использовании Quinyx? Какие требования предъявляет система к ширине интернет-соединения?
Андрей Шабанов: Система Quinyx построена по принципу« zerofootprint» т.е. на базе веб-архитектуры не требующей инсталляции программного обеспечения на локальном уровне. Пользователю Quinyx для работы с программой достаточно иметь на своем компьютере только веб-браузер. Фактически, по интернет-каналам передаются только запросы к серверу на выполнение операций, а также результаты этих операций. На практике, Quinyx не требует больших объемов трафика.
Говоря об использовании системы заказчиками, работающими в регионах, я также обратил бы внимание на важность наличия надежного подключения. К сожалению, далеко не все региональные провайдеры способны гарантировать бесперебойное соединение на протяжении длительного времени. На данный момент, это является проблемой, которая ограничивает применимость SaaS-модели на региональном уровне, хотя с каждым годом ситуация изменяется к лучшему.