2024/07/19 17:33:39

Цифровые технологии в топливно-энергетическом комплексе России

Статья рассказывает о развитии цифровых технологий в топливно-энергетическом комплексе России.

Содержание

Национальная технологическая инициатива

2024

Подведение итогов цифровой трансформации системным оператором Единой энергетической системы

Системный оператор Единой энергетической системы подвел итоги своей цифровой трансформации. Об этом в конце октября 2024 года сообщил заместитель министра энергетики России Эдуард Шереметцев в ходе визита в диспетчерский центр филиала АО «СО ЕЭС» Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Северо-Запада (ОДУ Северо-Запада). Подробнее здесь

В России создают единый реестр программно-аппаратных средств для электроэнергетики

В середине июля 2024 года стало известно о решении «Россетей» создать в России единый реестр программно-аппаратных средств для электроэнергетической отрасли. Данная инициатива направлена на повышение эффективности и координации в сфере цифровой трансформации энергетического сектора страны. Подробнее здесь

Путин подписал закон о цифровизации электроэнергетической отрасли. Основные положения

15 июля 2024 года президент России Владимир Путин подписал закон о системообразующих территориальных сетевых организациях (СТСО) и внедрении автоматического дистанционного управления режимами работы объектов электроэнергетики. Речь идет, в частности, о цифровизации электроэнергетической отрасли.

Документ предусматривает создание СТСО в каждом российском регионе: такие структуры будут выполнять функции единого центра, обеспечивающего надежное функционирование объектов электросетевого хозяйства в пределах зоны ответственности. Фактически СТСО будут работать в режиме «одного окна» для потребителей и энергосбытовых организаций, а также эксплуатировать бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства и устранять масштабные аварии на сетях прочих территориальных сетевых организаций (ТСО) по решению региональных штабов по обеспечению безопасности электроснабжения.

Владимир Путин

Закон предполагает цифровизацию электроэнергетической отрасли по нескольким направлениям. Это создание и введение цифровых информационных моделей, а также внедрение интеллектуальных систем управления. Кроме того, планируется переход к дистанционному управлению технологическими режимами и эксплуатационным состоянием объектов электросетевого хозяйства из диспетчерских центров.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.1 т

Под цифровой информационной моделью понимается представленное в унифицированном электронном машиночитаемом виде множество взаимоувязанных сведений об объекте электроэнергетики, которые однозначно идентифицируют и описывают его и входящие в его состав оборудование и устройства, а также связи между ними. Предполагается, что внедрение таких моделей позволит повысить эффективность управления, поможет оптимизировать электроэнергетическую инфраструктуру, а также обеспечит ряд других преимуществ. Использование цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики может помочь в организации и проведении профилактических и ремонтных работ.

Правительство и Минэнерго России наделяются полномочиями по утверждению правил формирования, ведения и порядка раскрытия цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики. Вместе с тем системный оператор обязан осуществлять, в том числе на перспективные периоды, формирование и поддержание в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем. В документе также говорится, что субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, могут осуществлять формирование и поддержание в актуальном состоянии цифровых информационных моделей таких объектов. А в случаях, установленных правительством, формирование, поддержание в актуальном состоянии и использование этих моделей являются для таких субъектов электроэнергетики обязательными.

Средства дистанционного управления — это программные, программно-аппаратные и иные технические инструменты, обеспечивающие возможность изменения технологических режимов работы и (или) эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Причем такие изменения должны осуществляться непосредственно из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или с иных удаленных автоматизированных рабочих мест, терминалов, из центров управления путем передачи технологической информации и реализации команд управления.[1]

В Самарской области запустили роботов для ремонта теплотрасс

12 июля 2024 года стало известно о том, что в Самарской области запустили роботов-диагностов для ремонта теплотрасс. Это решение призвано повысить эффективность подготовки к осенне-зимнему сезону и улучшить качество обслуживания тепловых сетей в регионе. Подробнее здесь.

Как искусственный интеллект применяется в российской энергетике

По состоянию на середину 2024 года более 40% энергетических компаний в России используют алгоритмы на основе искусственного интеллекта в работе, а еще примерно 34% предприятий планируют внедрение таких технологий. ИИ способствует оптимизации самых разных процессов — от производства и распределения энергии до ее потребления и учета. Об этом говорится в материалах Министерства энергетики РФ, обнародованных в конце июня 2024 года.

Как отмечает заместитель министра энергетики РФ Эдуард Шереметцев, ИИ-инструменты обладают большим потенциалом в плане применения в энергетике. В частности, алгоритмы ИИ способны прогнозировать уровень загрузки электросетей для оптимизации энергоснабжения, анализировать большие объемы данных о геологической структуре месторождений, улучшать процессы бурения и добычи. Вместе с тем применение ИИ на электростанциях способствует переходу к ремонту объектов по техническому состоянию вместо традиционного планового обслуживания. Для этого внедряются решения в области интеллектуальной диагностики и предиктивного анализа с применением нейросетей. Прогнозное обслуживание помогает заранее выявлять возможные неисправности оборудования в энергетической инфраструктуре, благодаря чему сокращается время простоя и снижаются затраты.

Более 40% энергетических компаний в России используют алгоритмы на основе искусственного интеллекта в работе

Шереметцев подчеркнул, что топливно-энергетический комплекс (ТЭК) занимает третье место среди российских отраслей экономики по внедрению искусственного интеллекта. По его словам, Минэнерго проектирует домен «Энергетика», в рамках которого разрабатываются сервисы для цифровизации ТЭК.

«
Основные эффекты от внедрения технологий искусственного интеллекта и доменного подхода — кратное увеличение скорости оказания различных услуг для наших граждан, а также экономия ресурсов для бизнеса, — отмечает замминистра.
»

На тепловых электростанциях ИИ-технологии помогают оптимизировать управление процессом горения топлива. Собранные данные обрабатываются с использованием алгоритмов на базе самообучающихся нейронных сетей — это позволяет делать прогнозы и контролировать техпроцесс в режиме реального времени. ИИ также способствует более эффективной интеграции возобновляемых источников энергии — прежде всего солнечных и ветровых электростанций. Нейросети способны прогнозировать погодные условия и соответствующим образом управлять производством энергии. Такие технологии применяет, например, «Системный оператор Единой энергетической системы». Платформа «Прогнозирование выработки ВИЭ. Солнце» рассчитывает выработку электроэнергии на 64 солнечных электростанциях.

При передаче, распределении и сбыте электроэнергии системы ИИ позволяют повысить надежность и улучшить управляемость электросетей. Возможно выявление приборов учета, передающих недостоверные показания, и обнаружение участков сети с несанкционированными подключениями. Плюс к этому нейросети помогают прогнозировать спрос и ценовую ситуацию при закупке электроэнергии на оптовом рынке.

Эдуард Шереметцев также затронул тему стандартизации применения искусственного интеллекта в ТЭК. По его словам, Минэнерго поддерживает установление границ применения алгоритмов ИИ в энергетике, но выступает «против жесткого регулирования зарождающейся технологии». Замглавы ведомства также сообщил, что росту популярности отечественных ИТ-решений в ТЭК способствует работа индустриальных центров компетенций «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование» и «Электроэнергетика», которые совокупно реализуют около 40 проектов в области импортозамещения промышленного ПО.[2]

Объем рынка отечественного ПО для электроэнергетики в России достиг 42 млрд рублей

Объем рынка отечественного программного обеспечения для электроэнергетики в России достиг 42 млрд рублей. Такую оценку 21 мая 2024 года озвучил генеральный директор «Россетей», глава индустриального центра компетенций (ИЦК) «Электроэнергетика» Андрей Рюмин.

По его данным, покрытие отечественным софтом в ландшафте ИЦК составило 77%, а среди наиболее критически важных систем в энергетике степень проникновения отечественных программных решений достигла 85%.

Объем рынка отечественного программного обеспечения для электроэнергетики в России достиг 42 млрд рублей

Как пишут «Ведомости», помимо «Россетей», высокий уровень ИТ-импортозамещения имеют такие крупные энергетические компании, как «Русгидро» и «Росэнергоатом». В публикации также отмечается, что лидирующими сегментами по покрытию среди систем корпоративного управления и офисного ПО стали средства управления бизнес-процессами: в этой категории импортозамещение в энергетике достигло 100%.

По словам Андрея Рюмина, главными проблемами на пути перехода энергетики на российские ИТ-решения являются сложности с финансированием проектов для тарифно-регулируемых участников, дефицит высококвалифицированных специалистов и сохранение разрозненной автоматизации.

«
Мы решим эту проблему «лоскутной» автоматизации, когда будем переходить не только на отечественные системы, но и сделаем их едиными, — заявил глава «Россетей».
»

21 мая 2024 года он также привел данные, согласно которым в рамках индустриального центра компетенций «Электроэнергетика» реализуются восемь проектов общей стоимостью 12 млрд рублей. По двум задачам работы уже завершены.

В портфеле ИЦК «Электроэнергетика» - проекты в области предиктивной аналитики, разработки биллинговых систем, цифровых двойников, программных комплексов для управления производственными активами.[3]

Импортозамещение ПО на ТЭС с импортными турбинами угрожает авариями

10 апреля 2024 года стало известно о том, что отраслевые регуляторы выражают обеспокоенность по поводу быстрого перевода тепловых электростанций (ТЭС) с иностранными турбинами на российское программное обеспечение. По их мнению, ускоренный процесс импортозамещения софта в данной сфере может обернуться аварийными ситуациями и сбоями.

Как сообщает газета «Коммерсантъ», о возможных проблемах в связи с резким переходом на отечественное ПО говорит «Системный оператор Единой энергетической системы» (СО ЕЭС). В организации опасаются, что перевод зарубежных турбин на отечественный софт может негативно отразиться на работе оборудования. Причем характер сбоев может быть самым разным — от снижения скорости набора мощности до ухудшения работы противоаварийной автоматики.

Отраслевые регуляторы выражают обеспокоенность по поводу быстрого перевода тепловых электростанций (ТЭС) с иностранными турбинами на российское программное обеспечение

Участники отрасли говорят, что наиболее остро стоит вопрос о замене систем автоматического регулирования (САР) импортных турбин. Такие средства отвечают за управление режимами работы установки в соответствии с текущей нагрузкой. При этом контролируются десятки параметров — прежде всего частота вращения ротора, температура лопаток, давление масла и др. Выход критических параметров за допустимые границы может привести к серьезным поломкам и продолжительному простою.

Поэтому СО ЕЭС предлагает осуществлять импортозамещение САР постепенно и при условии проведения тщательных испытаний. Регулятор попросил генкомпании предоставить планы ремонтов и замены ПО. Эти сведения необходимы «для обеспечения достаточных генерирующих мощностей в целях надежного энергоснабжения потребителей». Замену ПО на российское предлагается производить одновременно с другими ремонтными работами или плановым обслуживанием, что позволит минимизировать время простоя оборудования. По состоянию на апрель 2024 года в России установлены более 250 газовых турбин Siemens, General Electric, Alstom и других зарубежных производителей, обслуживание которых остановлено в связи с санкциями.[4]

Мишустин утвердил стратегию цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года

15 марта 2024 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил стратегию в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) до 2030 года. Основными целями программы названы достижение высокого уровня цифровой зрелости основных участников отрасли, ускоренный переход энергетического сектора России на новые управленческий и технологический уровни, создание условий для долгосрочного развития.

Цифровую трансформацию ТЭК планируется осуществлять на основе отечественных информационно-коммуникационных технологий, в том числе «сквозных» цифровых решений. Предусмотрено построение общих информационных моделей и введение единых стандартов обмена данными. Стратегия призвана обеспечить условия для достижения технологического суверенитета в ТЭК, в частности, посредством импортозамещения. Среди ключевых задач названы:

  • Формирование цифровой экосистемы для целей оптимизации процессов сбора, обработки и использования производственных и технологических данных;
  • Обеспечение консолидации отечественных организаций ТЭК с целью формирования отраслевого заказа в области «сквозных» цифровых технологий, приоритизации научных исследований и разработок, трансфера технологий и предотвращения дублирования затрат на разработку идентичных решений;
  • Проектирование целевой архитектуры домена ТЭК на платформе «ГосТех»;
  • Создание инфраструктурной платформы электросетевого комплекса для решения задач на всех уровнях управления с необходимыми показателями информационной безопасности;
  • Применение облачных технологий;
  • Полное исключение использования программного обеспечения иностранного происхождения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры;
  • Повышение уровня информационной безопасности в организациях ТЭК;
  • Развитие отраслевых образовательных программ.

Утверждена стратегия в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса

Кроме того, стратегия предусматривает внедрение технологий искусственного интеллекта. Для этого будут повышены качество и доступность наборов данных, которые могут применяться при обучении ИИ-алгоритмов. Планируется также активное применение инструментов информационного моделирования.

В документе определены основные перспективы развития ТЭК в России с учетом возможностей цифровой трансформации до 2030 года. Это, в частности, повышение коэффициента извлечения нефти и газа за счет применения «сквозных» цифровых решений, снижение производственных издержек и улучшение эффективности использования ресурсов. Ожидается сокращение несертифицированной (контрафактной) продукции за счет возможности отслеживания цепочек поставок. Стратегия поможет в снижении аварийности и антропогенного воздействия, а также в продлении сроков эксплуатации оборудования. Внедрение новых цифровых сервисов будет способствовать оптимизации бизнес-процессов участников отрасли и органов государственной власти, связанных с предоставлением услуг и деятельностью по реализации энергоносителей.

Цифровую трансформацию ТЭК в России планируется проводить на основе отечественных ИКТ-решений, в том числе «сквозных» цифровых технологий

Стратегия предполагает использование цифровых систем, позволяющих сбалансировать энергопотребление: результатом станут повышение надежности эксплуатации энергетических объектов и снижение расходов на проведение ремонтных работ. Будет осуществлен переход отрасли к управлению на основе качественных, актуальных и достоверных данных. Применение более эффективных инструментов мониторинга даст возможность перейти от внеплановых (после отказа) и регламентных ремонтов к схеме обслуживания по техническому состоянию. Планируется интеграция организаций ТЭК с отраслью науки и высшего образования, а также внедрение новых решений для отслеживания логистических и торговых операций.

Правительство Российской Федерации Распоряжение от 12 марта 2024 г. № 581-р

2023: Доля отечественного ПО в закупках энергокомпаний в России за 3 года выросла с 60% до 80%

С 2020 года по начало 2023-го доля российского программного обеспечения в закупках софта предприятиями сектора ресурсоснабжения выросла с 60% до 80%. Такие данные приводятся в исследовании, подготовленном аналитиками АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) и опубликованном в мае 2023 года.

В последние годы, как отмечают эксперты, российские энергокомпании и предприятия ЖКХ в последние два года стали еще более активно использовать отечественные программные решения для цифровизации своей деятельности. Соответственно, доля западных решений стремительно сокращается. Тренд обусловлен государственными мерами по достижению технологического суверенитета, а также стимулированием использования продукции российских программистов на фоне продолжающейся цифровой трансформации отрасли, считают в РИР.

Доля российского программного обеспечения в закупках софта предприятиями сектора ресурсоснабжения выросла с 60% до 80%

По оценкам специалистов, расходы предприятий теплоснабжения на ИТ и, в целом, цифровые проекты (как первичное внедрение, так и поддержку, модернизацию) в 2022 году составили около 20 млрд рублей. К 2030-м затраты на такие проекты могут вырасти до 50 млрд рублей, прогнозируют исследователи.

Они также ожидают рост потребности в цифровых решениях со стороны теплоэнергетического сектора. Особенно в условиях роста средств, выделяющихся на модернизацию теплосетей. Цифровые решения позволяют существенно повысить эффективность работы энергокомпании за счет улучшения диспетчеризации, предотвращения аварий, повышения производительности труда.

«
Снизив даже на 1% количество аварий и дефектов на 500 км теплосетей, предприятия экономят в год до 100–150 млн рублей на ремонтах. Добиться такого результата на практике реально, в том числе за счет применения цифровых решений. Они помогают повысить эффективность, сократить потери и ликвидировать ненужные расходы, - отметил руководитель управления цифровизации производства РИР Алексей Цыплов.[5]
»

2021

Мишустин утвердил стратегические направление цифровой трансформации ТЭК

В конце декабря 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение Правительства РФ, которым утвердил стратегическое направление цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса. Документ предполагает внедрение в отрасли следующих технологий:

  • большие данные (Big Data);
  • нейротехнологии;
  • искусственный интеллект - для анализа больших данных и работы систем поддержки и принятия решений;
  • компоненты робототехники и сенсорики - для повышения производительности труда, разработки и эксплуатации труднодоступных месторождений в целях обеспечения сохранности жизни и здоровья работников ТЭК;
  • беспроводная связь - для мониторинга и диагностики объектов и работников ТЭК, в том числе для обеспечения их безопасности, снижения количества внештатных ситуаций и травматизма.

Михаил Мишустин утвердил стратегические направление цифровой трансформации ТЭК

Кроме того, предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе при внедрении робототехнических решений, цифровых средств индивидуальной защиты) российского происхождения.

Стратегическое направление цифровой трансформации ТЭК утверждено Мишустиным на период до 2030 года. Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.

Задачами цифровой трансформации ТЭК названы:

  • реализация пилотного проекта по управлению спросом потребителей розничного рынка электрической энергии;
  • внедрение новой системы взаимоотношений на оптовом рынке электрической энергии и мощности и розничных рынках - создание целевого рынка управления спросом;
  • формирование процедур и технических решений, обеспечивающих доступ и участие ресурсов управления спросом на рынках электрической энергии и мощности;
  • развитие сегмента микрогенерации;
  • создание единого информационного сервиса в субъекте Российской Федерации по услугам поставщиков энергетических ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • создание Единого окна для коммуникаций с клиентами и доступа ко всем энергетическим ресурсам и услугам;
  • снижение издержек в секторах топливно-энергетического комплекса;
  • обеспечение доступности (законодательно и технически) промышленных данных для организаций топливно-энергетического комплекса;
  • создание единых стандартов обмена и использования данных компаниями топливно-энергетического комплекса;
  • повышение производительности труда;
  • разработка отечественных продуктов и решений;
  • снижение аварийности и производственного травматизма на предприятиях топливно-энергетического комплекса;
  • снижение рисков кибербезопасности, безопасности инфраструктуры.[6]

Назначен директор департамента проектной деятельности и цифровых технологий Минэнерго

В марте 2021 года Эдуард Шереметцев был назначен директором департамента проектной деятельности и цифровых технологий Минэнерго. Подробнее здесь.

2020

Минэнерго РФ выделило 11 приоритетов импортозамещения ПО в нефтегазовой отрасли

Центр компетенций технологического развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Министерства энергетики сформировал список из 11 наиболее приоритетных направлений импортозамещения специализированного программного обеспечения в нефтегазовой отрасли. Об этом TAdviser сообщили в ведомстве 30 апреля 2020 года. Перечень был сформирован по результатам консультаций с нефтегазовыми и нефтесервисными компаниями и составлен на основе интегрального показателя, который включает такие критерии, как наличие аналогов, объем закупок, доля зарубежного программного обеспечения.

В списке числится программное обеспечение следующих направлений:

  • ПО для проведения 3D геологического моделирования;
  • ПО для интерпретации данных сейсморазведки;
  • ПО для интерпретации геофизических исследований скважин;
  • ПО для автоматизированных систем управления буровых установок (АСУ БУ) 2.0;
  • ПО для расчета трубопроводных систем, моделирования однофазных и многофазных потоков;
  • ПО для бизнес-моделирования и планирования процессов переработки нефти, а также распределения нефтепродуктов (календарное планирование);
  • Системы управления технологическими процессами и диспетчеризации (СДКУ);
  • Автоматизированные системы оперативного управления перевозками (АСОУП) для нефтегазопереработки;
  • Платформа для построения автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления (АСОДУ);
  • Программная платформа управления добычей на основе интегрированного моделирования работы технологической системы «пласт-скважина-система сбора-система поддержания пластового давления (ППД)»;
  • Открытая геолого-геофизическая программная платформа на принципах открытой архитектуры.

Одним из приоритетных направлений импортозамещения специализированного ПО в нефтегазовой отрасли Центр компетенций технологического развития ТЭК Минэнерго обозначил ПО для автоматизированных систем управления буровых установок (АСУ БУ) 2.0. (фото - neftianka.ru)

Формирование этого списка Центр компетенций технологического развития ТЭК осуществлял в рамках разработки дорожной карты по государственной поддержке цифровой трансформации нефтегазовой отрасли, которой занимается рабочая группа «Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли». Целью создающегося документа является устранение нормативных и технологических барьеров, препятствующих получению эффекта от внедрения цифровых технологий в этой индустрии. Рабочая группа разрабатывает предложения по трем направлениям дорожной карты:

  • импортозамещение программного обеспечения;
  • безлюдные технологии;
  • государственный контроль и сервисы.

В Минэнерго сообщили TAdviser, что в связи со сложившимися из-за эпидемии коронавирусной инфекции обстоятельствами срок представления итоговых предложений в дорожную карту продлен до осени 2020 года.

«
Однако по состоянию на апрель 2020 года уже проделан большой объем работы, сформированы предварительные меры, которые будут дорабатываться и согласовываться, - добавили в ведомстве.
»

В рамках направления безлюдных технологий рабочая группа «Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли» в 1 квартале 2020 года провела анализ и сформировала сценарии перспективного применения робототехники с учетом рыночного бенчмаркинга. На основе поступивших отраслевых предложений группа разработала 115 соответствующих сценариев для проработки, а также консолидировала отраслевые предложения по организации полигонов отработки безлюдных технологий в нефтегазовой отрасли.

Помимо этого, «Газпром нефть» по состоянию на начало мая еще продолжает сбор и обработку отраслевых предложений и потребностей в развитии технологий искусственного интеллекта в нефтегазовой отрасли для интеграции их в федеральный проект «Искусственный интеллект».

В ходе работы над направлением по государственному контролю и сервисам рабочая группа проанализировала состояние цифровой трансформации данных и сервисов в профильных госорганах. Данный анализ лег в основу карты трансформации системы управления государственными данными в нефтегазовой отрасли. Такая трансформация необходима для повышения качества государственного планирования и снижения транзакционных издержек нефтегазовой отрасли. Она предполагает реализацию следующих приоритетных инициатив:

  • реформирование системы сбора, хранения и обработки геологической информации для перехода на управление нефтегазовой отраслью на основе «больших данных»;
  • формирование единого отраслевого заказа для создания цифровых кернохранилищ;
  • создание «нефтегазового МФЦ» - «единого окна» для предоставления оперативных государственных услуг и сервисов в нефтегазовой отрасли, а также единого консолидированного сбора информационных данных для государства при оперативных запросах;
  • создание системы мониторинга предоставленных налоговых стимулов и прогнозирование развития нефтегазовой отрасли;
  • переход на цифровую госэкспертизу запасов и проектных решений.

Российские нефтегазовые компании озаботились заменой импортного ПО вскоре после начала распространения на Россию американских и европейских санкций в 2014 году, еще до того, как импортозамещение приобрело вид оформленной государственной политики. Крупные игроки рынка, такие как «Роснефть» и «Газпром нефть», стали разрабатывать собственные программные продукты, которые обеспечили бы независимость от зарубежных разработчиков ПО в ключевых процессах. Так, к примеру, «Роснефть» сфокусирована в первую очередь на замещении иностранного ПО, связанного с разведкой и добычей углеводородов. К 2025 году в этой области компания планирует полное замещение стороннего ПО собственными разработками.

Даниил Сорокин назначен директором департамента информационного обеспечения и цифровой трансформации ТЭК

20 апреля министр энергетики РФ Александр Новак назначил Даниила Сорокина директором департамента информационного обеспечения и цифровой трансформации ТЭК Минэнерго, сообщается на сайте ведомства. Подробнее здесь.

Создание концепций цифровой трансформации ТЭК

Министерство энергетики РФ создает две концепции цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России: на среднесрочный - 2024, и долгосрочный – до 2035 года, периоды. В их разработке также принимают участие представители научного и экспертного сообщества. Одобрить документы в 2020 году предстоит совету по цифровой трансформации отраслей ТЭК, образованному Минэнерго РФ. Об этом TAdviser сообщили 5 февраля 2020 года в министерстве.

Цель концепций - определить консолидированное видение целевого состояния отраслей ТЭК в процессе цифровой трансформации, заявили TAdviser в Минэнерго.

Как пояснили TAdviser в Минэнерго, цель концепций состоит в определении консолидированного видения целевого состояния отраслей ТЭК в процессе цифровой трансформации. В соответствии с данной целью, в документах будут описаны различные сценарии и прогнозы развития цифровых технологий в ТЭК и приоритетные направления цифровой трансформации, которые будут закладывать основу для единого информационно-технологического пространства.

Совет по цифровой трансформации отраслей ТЭК

Совет по цифровой трансформации отраслей ТЭК, ответственный за появление концепций, был создан Минэнерго 31 октября 2019 года. Он выступает ключевым элементом системы координации и мониторинга цифровой трансформации ТЭК России, формирование которой министерство начало в 2019 году. Целью данной системы является создание условий для реализации ведомственного проекта «Цифровая энергетика», проинформировали TAdviser в Минэнерго.

Цель совета по цифровой трансформации отраслей ТЭК, как отметили в министерстве, состоит в создании условий для разработки, внедрения и применения цифровых технологий в отрасли и формировании консолидированной позиции и ключевых решений по главным вопросам ее цифровой трансформации. Возглавляет совет министр энергетики РФ Александр Новак.

В составе совета, по состоянию на 5 февраля 2020 года - Минэнерго, Минкомсвязи, Минпромторг, Минэкономразвития, комитет Госдумы по энергетике, группа компаний «ВЭБ.РФ», «Газпром», «Газпром нефть», «Евразхолдинг», «Зарубежнефть», «Интер РАО», «Новавинд», «Новатэк», «Россети», «РуссНефть», «СДС-Уголь», «НП Совет рынка», «СО ЕЭС», «Сургутнефтегаз», «СУЭК», «Татнефть», «Транснефть», «Фортум», «ФСК ЕЭС», «РЖД», фонд «Сколково», МЭИ, «Русатом автоматизированные системы управления» (РАСУ), РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

В состав совета могут быть включены и другие организации из ТЭК и смежных отраслей, а также институты развития, занимающиеся вопросами цифровой трансформации энергетики, рассказали TAdvier в Минэнерго.

Для решения организационных вопросов совета министерство создает проектный офис цифровой трансформации ТЭК. Помимо того, в составе совета сформирован ряд рабочих групп для работы по различным направлениям. С их деятельностью, как проинформировали в ведомстве, тесно взаимоувязаны отраслевые центры компетенций – в нефтегазовом комплексе, угольной промышленности и электроэнергетике.

Центр компетенций в нефтегазовой отрасли

Роль центра компетенции в нефтегазовой отрасли выполняет рабочая группа «Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли», образованная Минэнерго в 2019 году. Соруководителем данной группы от государства является заместитель министра энергетики Павел Сорокин, от бизнеса – директор по цифровой трансформации «Газпром нефть» Андрей Белевцев.

По состоянию на 5 февраля 2020 года, в составе рабочей группы 28 участников. Это представители Минэнерго, Минпромторга, Минкомсвязи, «Росгеолфонд», Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых, РЭА, «ВЭБ.РФ», АНО «Цифровая экономика», «Выгон Консалтинг». Также в рабочей группе состоят представители нефтегазовых компаний: «Газпром», «Газпром нефть», «НК «Роснефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Зарубежнефть», «Лукойл», «Сибур», «Новатэк», «Русгаздобыча». Состав рабочей группы, как заметили в Минэнерго, может быть расширен.

Как показывают предварительные оценки, эффект от внедрения разработанных рабочей группой мер на нефтегазовую отрасль к 2035 году может составить 200-280 млрд рублей в год, из которых 150-200 млрд рублей придется на сегмент разведки и добычи, 30-50 млрд рублей – на нефтепереработку, 20-30 млрд рублей – на логистику, отметили в Минэнерго.

Ключевыми для рабочей группы являются следующие задачи:

  • определение целевого видения цифровой трансформации нефтегазового комплекса, критически важных технологических решений и возможности тиражирования пилотных проектов;

  • оценка лучших практик разработки и внедрения в отрасли цифровых технологий, потенциальных эффектов и затрат на цифровизацию;

  • подготовка предложений по корректировке нормативно- правовой базы;

  • формирование предложений детализации мероприятий проекта Минэнерго «Цифровая энергетика».

К 5 февраля 2020 года рабочая группа уже осуществила ряд инициатив.

Среди них такие, как:

  • формирование целевого образа будущего нефтегазовой отрасли на период до 2024 года и 2035 года, в котором определено около 20 ключевых оценок эффектов цифровой трансформации;

«
Так, благодаря применению наилучших практик разработки и внедрения цифровых технологий к 2035 году ожидается снижение затрат в разведке и добыче на 10-15% для сопоставимых категорий запасов, а также сокращение сроков ввода новых крупных проектов до 40%. Особое внимание уделено повышению качества предоставления государственных сервисов, например, государственной экспертизы запасов и проектных решений, а также переходу на электронный документооборот, - рассказали TAdviser в Минэнерго.
»

  • определение административных и технических барьеров на пути внедрения цифровых технологий;

«
Например, в отрасли отсутствует нормативная правовая база для внедрения «безлюдных» технологий и госконтроля, единые форматы сбора и хранения данных, а правовая основа цифрового документооборота крайне слаба, - отметили в Минэнерго.
»

В качестве решения по устранению выявленных барьеров, как добавили в министерстве, рабочая группа формирует детальную карту проектов и задач по трем основным направлениям: развитие технологий, импортозамещение и государственные сервисы. Всего, по состоянию на 5 февраля 2020 года, обозначено около 40 проектов. Для каждого из них рабочая группа разрабатывает детальный план мероприятий по их реализации, и в частности - координации с нацпрограммой «Цифровая экономика» и инициативами других ведомств.

«
В результате будет сформирована общая «дорожная карта» по государственной поддержке цифровой трансформации нефтегазовой отрасли. По каждому из ключевых направлений ее цифровой трансформации рабочая группа сформировала предложения, включающие корректировку нормативных правовых актов, апробацию и внедрение цифровых технологий, создание цифровых платформ. Для ряда проектов уже подготовлен список мероприятий и план-график их выполнения, - рассказали TAdviser в Минэнерго.
»

В конечном счете данный план должен привести не только к скорректированной нормативно-правовой базе, но и к созданию условий для внедрения цифровых технологий в нефтегазовом комплексе. Некоторые из предложенных инициатив для уточнения и детализации будут интегрированы не только в проект «Цифровая энергетика», но и в национальную программу «Цифровая экономика».

Занимаясь вопросами цифровой трансформации нефтегазового комплекса, рабочая группа также осуществляет взаимодействие с другими федеральными ведомствами по таким ее направлениям как использование технологий 5G, искусственного интеллекта, стандартов интернета вещей и подготовки кадров.

Центр компетенций в электроэнергетике

Центром компетенций в электроэнергетике является ассоциация организаций цифрового развития электроэнергетики «Цифровая энергетика». Объединение было образовано при поддержке Минэнерго в 2019 году такими компаниями отрасли, как «Росатом», «Интер РАО», «СО ЕЭС» и «Россети».

В состав ассоциации могут свободно войти инфраструктурные участники электроэнергетической отрасли, генерирующие компании, а также научно-исследовательские и образовательные учреждения и организации. По состоянию на 5 февраля 2020 года переговоры о вступлении ассоциация ведет с рядом крупных организаций электроэнергетики и смежных отраслей.

Цель ассоциации, как отметили в Минэнерго, состоит в выработке общих направлений цифрового развития электроэнергетики и исследовании цифровых технологий, решений и продуктов отрасли.

В числе основных задач ассоциации такие инициативы, как:

  • подготовка предложений по повышению надежности и эффективности функционирования электроэнергетики России за счет использования апробированных технологий и при учете требований к кибербезопасности и импортозамещению;

  • взаимодействие с вузами и экспертными площадками профильных министерств и ведомств;

  • разработка и внесение предложений в Минэнерго и отраслевым регуляторам в области цифровой трансформации электроэнергетики;

  • поддержка реализации ведомственных планов и «дорожных карт» цифровой трансформации электроэнергетики.

«
Ключевая задача ассоциации – завершение разработки «Стратегии цифровой трансформации электроэнергетики Российской Федерации» и планов мероприятий по ее реализации. В ходе разработки документа организация определяет целевые модели развития, стратегические сценарии в среднесрочной и долгосрочной перспективах и перечень показателей для отслеживания эффекта цифровой трансформации электроэнергетики, - сообщили TAdviser в Минэнерго.
»

Центр компетенций в угольной промышленности

В качестве центра компетенций в угольной промышленности функционирует рабочая группа министерства энергетики по цифровой трансформации отрасли. Ее целью является выработка единого системного подхода и единых требований к эффективному проведению цифровой трансформации угольной промышленности.

2019

Первое заседание совета по цифровой трансформации ТЭК

25 ноября 2019 года состоялось первое заседание совета по цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса под председательством министра энергетики РФ Александра Новака. Об этом сообщило Министерство энергетики РФ.

В ходе заседания заместители министра энергетики РФ рассказали о подходах и организации работ по цифровой трансформации отраслей ТЭК. Подводя итоги мероприятия, Александр Новак поручил специально созданной в рамках совета по цифровой трансформации ТЭК рабочей группе до конца I квартала 2020 года завершить разработку концепций цифровой трансформации ТЭК и представить их проекты на рассмотрение совету.

Глава Минэнерго подчеркнул, что для достижения поставленных целей необходим системный, комплексный подход и солидарная позиция всех заинтересованных сторон.

Формирование Минэнерго рабочей группы "Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли"

26 июля 2019 года стало известно, что Минэнергетики РФ при участии ключевых компаний нефтегазового комплекса (НГК) сформировало на площадке АНО "Цифровая экономика" отраслевую рабочую группу (ОРГ) "Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли", которая станет отраслевым центром компетенции в рамках ведомственного проекта "Цифровая энергетика". Ожидается, что к октябрю 2019 года ОРГ утвердит направления и базовые сценарии цифровой трансформации НТК. Подробнее здесь.

Формирование Минэнерго проекта "Цифровая энергетика"

Министерство энергетики России совместно с компаниями топливно-энергетического комплекса сформировало ведомственный проект «Цифровая энергетика». Целью проекта является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в энергетическую инфраструктуру страны для повышения ее эффективности и безопасности. Об этом сообщило Минэнерго 13 марта 2019 года.

Проект «Цифровая энергетика» предусматривает ряд инициатив, связанных с аналитикой цифровизации топливно-энергетического комплекса. Это такие инициативы, как:

  • систематизация уже полученного опыта внедрения цифровых решений в отрасли;

  • формирование целевого видения цифровизации ТЭК;

  • создание базовых требований и критериев к внедряемым цифровым продуктам в топливно-энергетическом комплексе.

Помимо аналитической работы, проект предполагает реализацию до 2024 года ряда мероприятий по следующим направлениям:

  • создание условий для разработки и развития цифровых сервисов и решений, в частности в единой информационной среде.

Одним из мероприятий данного направления является создание системы управления, координации и мониторинга цифровой трансформации ТЭК.

  • цифровизацию электроэнергетики;

  • цифровизацию нефтегазового комплекса;

Все направления, предусматривающие цифровизацию отдельных отраслей ТЭК, согласно проекту, будут реализованы за счет мероприятий по разработке и корректировке законодательства, нормативно- правовой и нормативно-технической базы, а также отбора и реализации соответствующих «пилотов» - проектов по внедрению цифровых технологий и отраслевых платформенных решений.

Смотрите также

Отраслевые порталы TAdviser:

Примечания