Основная статья: Ростелеком
2022: «Ростелеком» увеличил инвестиции в отечественное ПО до 90%
В 2022 году «Ростелеком» до 90% увеличил инвестиции в отечественное программное обеспечение (ПО), 70% которого входит в реестр Минцифры РФ. Компания инвестирует средства как в готовые рыночные ИТ-продукты, так и разработку собственных решений по таким направлениям, как кибербезопасность, телекоммуникации, облачные технологии, виртуализация, биометрия, видеонаблюдение, управление данными, искусственный интеллект, цифровая медицина, государственные цифровые услуги и другие. Об этом компания сообщила 8 августа 2023 года.
В рамках стратегии технологической независимости и импортозамещения ПО «Ростелеком» последовательно переходит на решения отечественных вендоров. Исторически основой телекоммуникационного бизнеса компании являются разработки отечественных BSS/OSS-решений , дополнительно к ним с 2018 по 2022 годы реализованы проекты тестирования и внедрения продуктов российских разработчиков по направлениям серверных и клиентских операционных систем, СУБД (системы управления базами данных), платформ виртуализации (VDC, VDI), офисных пакетов, средств резервного копирования.
Цифровая трансформация "Ростелекома" нацелена на импортонезависимость и тотальное импортозамещение не только для себя, но и для всех ключевых отраслей экономики России. Компания разрабатывает технологии, которые помогают решать аналогичные задачи большому спектру корпоративных и государственных заказчиков, — отметил старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов. |
В компании существует два приоритетных направления развития. Первое направление нацелено на импортозамещение и устойчивое развитие в части общесистемного и универсального ПО. Главная задача — последовательная работа с ИТ-сообществом и рынком для формирования устойчивого спроса на отечественные решения и поддержки развития вендоров.Метавселенная ВДНХ
На август 2023 года более 200 ИТ-продуктов «Ростелекома» входят в реестр российского ПО, который ведет Минцифры РФ. Они используются как внутри компании, так и для работы с внешними клиентами. Так, только в течение 2023 года в реестр включены решения, позволяющие закрыть потребности не только «Ростелекома», но и всей телеком-отрасли, среди которых: СRM-система для работы массового сегмента, «Игровая платформа», платформа планирования развития сети «Спарта», «Витрина отечественных ИТ-продуктов», платформа для предоставления и активации услуг RT.Activator, дизайн-система «Атомаро», облачная платформа видеонаблюдения, настольное приложение видеонаблюдения, безопасный репозиторий «Феникс» и другие.
Импортозамещение ПО — важный стратегический курс нашей компании. Развитие этого направления позволит сократить зависимость от зарубежных поставщиков и обеспечить еще большую стабильность и надежность в работе наших систем. Мы реализуем множество проектов разработки и внедрения ПО, благодаря чему "Ростелеком" приобретает значительный опыт и экспертизу в этой области. Например, в ближайшее время мы выпустим собственную платформу управления проектами "Яга", способную полностью заменить ушедшие с российского рынка Jira и Confluence. Фактически решение является ядром нашей модульной платформы реализации полного жизненного цикла безопасной разработки. Мы также продолжим инвестировать в отечественное ПО для развития российского рынка ИТ, — отметил вице-президент по развитию информационных систем «Ростелекома» Дарий Халитов. |
Реализацией программы импортозамещения в «Ростелекоме» занимаются собственные центры компетенций, например, по российским СУБД, разработке под российские аппаратные платформы и другим важным направлениям. В результате планомерной работы компании удалось значительно снизить зависимость от иностранного ПО и оборудования.
2021
«Ростелеком» «упраздняет» свои макрорегиональные филиалы (МРФ)
Российский оператор «Ростелеком» в рамках очередной реструктуризации упразднил макрорегиональные филиалы, оставив лишь корпоративный центр и региональные структуры. В связи с чем, часть сотрудников будет переведена в новые структурные подразделения, а часть сокращена. Подробнее
2020: Новая стратегия цифровой трансформации
10 июля 2020 года стало известно о принятии и начале реализации «Ростелекомом» новой стратегии цифровой трансформации. Она направлена на создание экосистем сервисов и услуг, улучшение качества клиентского сервиса, развитие человеческого капитала, модернизацию технологической платформы и повышение операционной эффективности.
Стратегия предполагает интенсивное использование отечественных технологий как в развитии сетевой и информационной инфраструктуры, так и процессе создания новых продуктов и услуг, — сообщил РИА Новости вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Борис Глазков. |
Ранее в июле 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что компании с госучастием должны преимущественно использовать российское ПО наряду с госорганами. Такие компании, по словам главы правительства, должны будут подготовить программу цифровой трансформации, которая предусматривает приоритетное использование отечественных программных решений, и их будет рассматривать правительственная комиссия по цифровому развитию.
Как уточнили агентству в пресс-службе «Ростелекома», все крупные государственные инфраструктурные и ИТ-проекты, в которых принимает участие оператор, полностью реализуются на базе отечественного оборудования и решений.
В компании отмечают, что в условиях падения выручки от телефонии, замедления прироста в сегментах ШПД и платного ТВ, нужно находить и выращивать новые цифровые сегменты, которые станут основой роста «Ростелекома» в ближайшей перспективе. Предполагается, что основной рост бизнеса компании в ближайшие годы будут обеспечивать в основном проекты цифровизации городского хозяйства (умные города), услуги дата-центров и облачные сервисы, а также кибербезопасность, цифровое государство, анализ больших данных и искусственный интеллект, промышленный интернет вещей и отраслевая цифровизация.[1]
2018: Стратегия "Ростелекома" предполагает переход на платформенную модель
"Ростелеком" намерен перейти к платформенной бизнес-модели, аналогичную которой реализуют такие компании, как Apple, Amazon, Google, Alibaba или российская "ВКонтакте". Такой план соответствует новой стратегии оператора, пишет РБК со ссылкой на источники, близкие к компании[2].
Предполагается, что платформы будут обеспечивать взаимодействие с различными клиентами и партнерами с помощью API (application programming interface — интерфейс прикладного программирования). Например, при разработке приложений для "ВКонтакте" - например, игр или различных сервисов - разработчики как раз используют API. В случае с "Ростелекомом" могут быть созданы платформы для "умного дома", промышленного интернета, телемедицины и т.п.
Кроме того, стратегия, как и было анонсировано раньше, предполагает трансформацию компании в провайдера цифровых сервисов. Среди направлений, в которых намерен развиваться "Ростелеком", указаны ИТ-интеграция, "умные города", информбезопасность, игры, интернет вещей, ЦОД, облачные услуги, платное ТВ.
Оператор также указал на необходимость расширения магистральной сети из-за повсеместного роста интернет-трафика и развития емких технологий, таких как потоковое видео. К 2022 году средняя скорость интернета в сегменте B2C должна вырасти на 30-40% - до 18 Мбит/с. В связи с преобразованиями "Ростелеком" ожидает, что соотношение капитальных затрат к выручке может несколько вырасти по сравнению с 18,2% в 2017 году, но к 2022 году оно снизится до 17%. Выручка к тому времени ожидается на уровне более 375 млрд рублей.
2017: «Ростелеком» ищет свое место в цифровой экономике
«Ростелеком» подготовил и в ближайшее время планирует представить правительству свою позицию в ответ на поставленные государством задачи по построению цифровой экономики и информационного общества в России. Об этом TAdviser в мае 2017 года рассказал директор Центра стратегических инноваций «Ростелекома» Борис Глазков.
По его словам, компания готовит эту инициативу на фоне формируемой в России программы построения цифровой экономики, которая вскоре должна быть утверждена, и утвержденной президентом в мае новой стратегии развития информационного общества, рассчитанной на срок до 2030 года.
Есть глобальная национальная задача - построение цифровой экономики. Наша задача - подготовить видение себя в ее рамках - что делает «Ростелеком», чтобы помочь государству решить эту задачу. Это видение включает наши планы, инвестпрограмму, которые адекватно отвечают на запросы государства, изложенные в этих программных документах, - заявил Глазков TAdviser. |
Представитель «Ростелекома» уточнил, что в позиции компании по каждой отрасли народного хозяйства расписано, в каких ролях, с какими возможными решениями и сервисами она сможет участвовать.
«Ростелеком» исходит из того, что для цифровой экономики требуется иная инфраструктура, нежели инфраструктура в традиционном понимании, представленная ЦОДами и сетями. К инфрастрктуре цифровой экономики должны добавиться цифровые платформы, говорит Борис Глазков.
Понятие платформы «Ростелеком» определяет для себя как программный комплекс, позволяющий обрабатывать определенные виды информации, в том числе с помощью искусственного интеллекта. Помимо поставки решений, входящих в состав платформы, «Ростелеком» также планирует предоставлять услуги по их внедрению, интеграции, разработке приложений, обеспечению связи в рамках платформы, консалтингу.
В рамках построения цифровой экономики «Ростелеком» видит себя провайдером и оператором такого рода платформ, не исключая и традиционную для себя роль телеком-провайдера.
Борис Глазков рассказал TAdviser, что одна из платформ, которые готов обеспечивать «Ростелеком», - платформа индустриальных данных, промышленного интернет вещей. Здесь компания отводит себе роли бизнес-интегратора проектов, который брал бы на себя их организацию и координацию, а также оператора платформы. При этом в таких проектах «Ростелеком» готов выступать и в роли соинвестора.
Другая платформа - платформа электронного правительства. Глазков отмечает, что это государственные системы, которые обеспечивают работу электронного правительства. Несмотря на то, что они принадлежат государству, есть поручение президента, связанное с их коммерциализацией и выводом электронного правительства на самоокупаемость, говорит он. Здесь «Ростелеком» видит себя оператором доверенных сервисов, таких как, например, электронная подпись, идентификация, доверенная передача информации и т.д.
Третья платформа включает в себя ПО для анализа лингвистической информации, основанное на технологиях искусственного интеллекта и машинного обучения, а также сервисы для создания решений на их основе. С помощью анализа лингвистических данных оно позволяет выявлять различные закономерности и тренды. Его алгоритмы разработала компания «Айкумен ИБС», входящая в состав «Ростелекома».
Еще одна платформа - для работы с биометрическими данными. Речь идет, в частности, об идентификации по голосу. Это направление является для «Ростелекома» новым, компания только-только начинает над ним работать, отметил в разговоре с TAdviser Глазков. По состоянию на май «Ростелеком» ведет пилотный проект с Минкомсвязью, Центральным банком России и рядом банков по внедрению системы, позволяющей идентифицировать клиентов по голосу. Технологическим партнером проекта выступает один из российских разработчиков биометрических решений, говорит он.
В конце апреля 2017 года в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий использование механизма удаленной аутентификации и идентификации клиентов-физлиц банков с использованием их биометрических персональных данных и сведений о нем из ЕСИА для открытия счета или вклада без личного присутствия.
Помимо этого, для цифровой экономики «Ростелеком» готов предоставлять платформы, связанные с геоданными и навигационной информацией, а также технологиями Smart City, рассказал Борис Глазков.
Ранее, в марте 2017 года, «Ростелеком» сообщал о заключении договора с консалтинговой компанией McKinsey, в рамках которого фирма будет консультировать оператора по вопросам трансформации в провайдера цифровых услуг. Стоимость контракта составляет 32,1 млн руб. В рамках договора McKinsey должна провести семинары для топ-менеджеров «Ростелекома» и предоставить обзор практики цифровой трансформации ведущих мировых телеком-операторов в разных странах.
2013: «Ростелеком» начал поиск новых рыночных ниш
В начале августа 2013 г. «Ростелеком» сообщил о создании нового подразделения - департамента венчурных проектов, который будет искать возможности для выхода компании на «новые быстрорастущие рынки и в неохваченные ниши». В компании поясняют, что делать это планируется путем расширения продуктовой линейки компании за счет перспективных сервисов в смежных для телеком-бизнеса областях.
В «Ростелекоме» заявили TAdviser, что на текущем этапе компания рассматривает множество направлений развития таких сервисов, в первую очередь, в B2C-сегменте, направленных на дополнительную монетизацию существующей абонентской базы. По словам представителя компании, первые новые сервисы в смежных для телеком-бизнеса областях «Ростелеком» рассчитывает вывести на рынок «в ближайшие пару лет».
Новый департамент при этом планирует не только самостоятельно разрабатывать сервисы, но и привлекать к этому внешних партнеров, обладающих интересными идеями и решениями, добавляют в компании. Относительно возможных форм сотрудничества с партнерами представитель «Ростелекома» в разговоре с TAdviser выделил, в первую очередь, аутсорсинг разработки, а также проекты, организованные по модели разделения прибыли (revenue share).
«Общество и бизнес предъявляют все новые требования к решениям в сфере информационных технологий и коммуникаций. Именно поэтому в «Ростелекоме» создается подразделение, которое будет концентрироваться на самых передовых трендах и закладывать базу для будущего роста компании как универсального сервис-провайдера», - отмечает вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов, который будет курировать работу нового департамента.
Стоит отметить, что вскоре после смены руководства «Ростелекома» в 2013 г. в правительстве прямо указывали компании на необходимость поиска новой ниши на рынке. Так, в ходе расширенного заседания коллегии Минкомсвязи по итогам 2012 г., состоявшегося в мае 2013 г., вице-премьер Аркадий Дворкович отмечал, что смена руководства «Ростелекома» вскрыла большое количество проблем, которых оказалось больше, чем достижений.
«Это означает необходимость интенсивной работы по решению накопленных проблем, повышению эффективности, снижению неэффективных затрат и повышению финансовой устойчивости, нахождению ниши в новых экономических, рыночных условиях без особых государственных привилегий», - сказал по этому поводу Дворкович.