Отраслевая структура российского рынка HRM-систем
Спрос на HRM-системы различается от отрасли к отрасли. На его объем и структуру влияет как специфика предприятий, так и показатели их экономического развития. По числу проектов лидируют машиностроение и пищепром, а по объему обрабатываемых системами данных — транспорт и телеком. Доступные о внедрениях данные являются оценочными, но вполне могут использоваться для того, чтобы разобраться в текущей ситуации.
Отраслевая неоднородность
Хотя HRM-системы, как правило, трактуются как «горизонтальные» решения, не зависящие от области их применения, это, конечно, не совсем верно и отраслевая специфика в них учитывается. Разумеется, формы оплаты, число дополнительных начислений, способы расчета, подходы к учету отработанного времени и результатов труда, численность персонала, соотношение учетно-расчетных операций и операций по управлению трудовыми ресурсами и целый ряд других параметров существенно различаются в организациях с разной специализацией. В частности, работа с персоналом в торговле кардинально отличается от таковой, например, в машиностроении, а специфика строительства отличается от обеих упомянутых отраслей. Указанные различия влияют на спрос предприятий соответствующей отрасли на HRM-системы и, разумеется, на предъявляемые к ним функциональные требования, а также на стоимость и продолжительность проектов внедрения.
Кроме этого, спрос на решения класса HRM во многом определяется и экономическим состоянием той или иной отрасли, которое непосредственно влияет на число и среднюю стоимость реализуемых проектов на соответствующих предприятиях. Так, «богатые» компании могут придерживаться использования зарубежных решений, даже если объективной необходимости в «тяжелой» системе и нет, в то время как компании, не обладающие такими финансовыми ресурсами предпочтут системы, обеспечивающие максимальную функциональность в выбранном ценовом сегменте.
Машиностроение лидирует
По данным исследования, проведенного аналитиками Центра TAdviser, наибольший спрос на HRM-решения наблюдается в машиностроении и приборостроении, включая ВПК. По результатам исследования, на данную отрасль приходится почти 15 % всех публичных1 HRM-проектов в России (общее количество рассмотренных проектов — 220). На втором месте среди наиболее активных потребителей HRM-систем в нашей стране находятся предприятия пищевой промышленности, на долю которых приходится около 14 % всех публичных HRM-проектов. И замыкают тройку лидеров компании нефтегазовой отрасли, включая добывающую — 7,3 % всех публичных проектов.
По данным аналитического отчета «HRM-системы в России», всего 220 проектов. Количество учетных записей в HRM-системе. Источник: Центр TAdviser.
Численность имеет значение
Примечательно, что структура рынка в штучном выражении существенна различна при рассмотрении числа проектов и количества рабочих мест. Если в первом случае лидирует машиностроение (14,6 %), то во втором — с большим отрывом — транспорт (38,2 %). Впрочем, транспортную отрасль можно считать скорее исключением — проект автоматизации РЖД дает автоматически свыше 1 млн пользователей (учетных записей) внедренной HRM-системы. Тем не менее, и на вторых местах здесь имеются различия: так по числу проектов второе место занимает пищевая промышленность с 13,7 % (по числу рабочих мест — всего 3 %), а по количеству рабочих мест второе место занимает нефтегазовая промышленность — 9,6 % (третье место и 7,3 % по количеству реализованных HRM-проектов).Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Оценка данных
Торговля, лидирующая по числу проектов внедрения ERP-систем, в данном исследовании не заняла первых мест по двум причинам. Во-первых, интегрированные HRM-системы внедряют лишь крупные торговые сети и дистрибьюторы, которых относительно немного. Во-вторых, по большей части, автоматизация управления трудовыми ресурсами здесь выполняется в рамках внедрения ERP-системы, а о таких проектах (затрагивающих функциональность HRM) нет подробной информации даже у самих вендоров и интеграторов, их выполнявших, так как традиционно фиксируется лишь факт внедрения ERP-системы, а состав внедренных модулей — далеко не всегда.
В условиях тотальной информационной закрытости рынка, когда вендоры, заявляя о нескольких сотнях реализованных HRM-проектов, согласны предоставить в лучшем случае информацию о десятках выполненных проектов, анализ рынка по количеству HRM-проектов и числу учетных записей, внесенных во внедренные системы представляется лишь «первым приближением» для понимания структуры и тенденций, происходящих на российском рынке HRM-систем.
В то же время, даже аналитика, базирующаяся на закрытых данных компаний, получаемых на конфиденциальной основе, основывается на заведомо неполных данных, обрабатывая лишь статистически значимую выборку и исходя из предположения, что рынок в целом ведет себя так же, как и предоставившие данные его участники. Однако, далеко не всегда можно согласиться с верностью подобных предположений. Наоборот, можно предположить, что в указанную выборку, в первую очередь, попадают крупные и успешные компании: с ними, очевидно, удобнее работать, так как их меньше, а их показатели крупнее. Таким образом, ситуация со средними предприятиями должна существенно искажаться, не говоря о малых, а рыночные показатели и их оценки — становиться слишком оптимистичными, по сравнению с реальной ситуацией.
См. также