ESB - Enterprise Service Bus
ESB (Enterprise Service Bus) — дословно можно перевести как «сервисная шина предприятия». ESB описывает вполне реальный программный продукт, в задачи которого входит упрощение вызова службы за счет управления всеми взаимодействиями на пути от потребителя службы к поставщику и обратно. Двумя наиболее часто упоминаемыми возможностями ESB являются преобразование сообщений и их маршрутизация. На шину ESB в архитектуре SOA возложена важнейшая задача обеспечения взаимодействия систем из слабосвязанных сервисов в сети. Аналитики Gartner определяют ESB как новый тип программного обеспечения промежуточного уровня, который объединяет функциональные возможности других уже существующих типов промежуточного обеспечения. Корпоративная сервисная шина поддерживает Web-сервисы, реализуя протокол SOAP (Simple Object Access Protocol, Простой протокол доступа к объектам) и используя язык WSDL (Web Services Description Language, Язык описания Web-сервисов) и спецификацию UDDI (Universal Description, Discovery and Integration, Универсальное описание, обнаружение и интеграция).
Содержание |
Основные функции ESB
- Обеспечение интерфейсов взаимодействия
- Отправка сообщений и маршрутизация
- Преобразование данных
- Сенсоры событий
- Управление политиками
- Виртуализация
Архитектура ESB
Основа архитектуры ESB — это идея использования общей интеграционной инфраструктуры всеми корпоративными приложениями на базе обмена сообщениями. Все приложения взаимодействуют через одну точку, которая, в случае необходимости, обеспечивает сохранность обращений, преобразование данных и транзакции. При этом целью интеграции приложения является создание единственного модуля (или адаптера), который отвечает за «подключение» приложения к ESB. Последующую обработку сообщений и их маршрутизацию в другие системы, ESB выполняет на основании установленных бизнес-правил самостоятельно. Этот подход обеспечивает превосходную гибкость, простоту масштабирования и переноса, поэтому в случае замены одного из приложений подключенного к шине, перенастраивать остальные не нужно.
Достоинства и недостатки
Достоинствами ESB является:
- Организация размещения существующих систем осуществляется быстрее и дешевле.
- Повышение гибкости.
- ESB основывается на общепризнанных стандартах.
- Наличие большого количества конфигурации для интеграции.
К числу недостатков ESB относят:
- Сложность реализации
- Требует больших ресурсов.
Разработка Enterprise Service Bus
Отличительной чертой Web-служб является то, что потребитель имеет возможность динамически связываться с провайдером службы. Все это происходит благодаря двум главным функциональным возможностям:
- Обнаруживаемость. В автоматически поддерживаемые каталоги могут быть собраны провайдеры Web-служб. Таким образом, потребителю предоставляется возможность просматривать такой каталог, чтобы найти провайдера нужной службы.
- Самоописание. Web-служба способна описывать себя удобным для машинного чтения способом. Так, можно распознать двух или более провайдеров одной и той же службы, даже если они выполнены совершенно по-разному, так как их описательные интерфейсы отвечают одному и тому же описанию.
Такие функциональные способности Web-служб кардинально отличаются от существовавших подходов к интеграции, в которых интерфейсы определялись во время компиляции и во время связи потребителя с провайдерами. Форматы сообщений выражались не описательно .Они не могли заставить следовать этому формату поэтому были основаны на внутренней договоренности, в результате чего получатель не мог обработать структуру, созданную отправителем.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Самоописание Web-служб облегчило интеграцию с помощью объявления интерфейсов, которым нужно было следовать. Благодаря динамическому обнаружению службы, потребитель был освобожден от зависимости от конкретного провайдера с определенным адресом, однако, и эта возможность создала свои собственные проблемы. Достаточно тяжело было решить вопрос связи потребителя с провайдером раз и навсегда во время компиляции и потенциальным поиском нового провайдера при каждом вызове во время исполнения. Тогда ESB предложила другой вариант — дать возможность потребителю один раз динамически связаться с прокси-службой, имея при этом возможность использовать нескольких провайдеров и провайдеров, которые могут появиться в будущем, через эту прокси-службу. Все это говорит о том, что ESB делает службы доступными для их вызова потребителями и дает возможность потребителям найти службы программным способом.
Шлюз служб
Так называемый шлюз служб является краеугольным камнем синхронной ESB. Он выступает посредником между провайдерами и потребителями служб, оказывая при этом содействие в обработке синхронных вызовов с использованием брокера. Данный шлюз открывает доступ ко всем известным службам и прокси-службам каждой из них, поэтому он является своего рода «единым окном» для потребителя, желающего вызывать любую службу у любого провайдера, который известен шлюзу. Когда Web-службы координирует шлюз, они обладают способностью к самоописанию. Каждая служба предоставляет свой интерфейс с помощью WSDL, который состоит из следующих четырех частей:
- Типы портов — набор операций, которые выполняет Web-служба.
- Сообщения — то есть формат запросов и ответов
- Типы — Типы данных, которые используются Web-службой
- Связи — адрес для вызова операции
Web-службы шлюза, а точнее их прокси-службы являются также обнаруживаемыми. Шлюз дает такую возможность в виде UDDI-службы. Чтобы найти адрес вызова службы потребитель подает запрос в UDDI-службу шлюза список провайдеров необходимой WSDL-операции и получает обратно адрес прокси-службы шлюза для этой операции.
Шина сообщений
Шаблон Message Bus (Шина сообщений) является основой асинхронной ESB. Шина сообщений — это набор каналов сообщений, которые настроены как пары каналов запрос-ответ. Каждая пара представляет службу, которую может вызвать потребитель, использующий шину. Потребитель посылает сообщение в очередь запросов службы и после этого выслушивает очередь ответов для получения результата. О том, кто предоставляет службу потребитель на самом деле не знает. Провайдеры служб также подсоединены к шине сообщений и прослушивают ее на наличие сообщений запросов. При наличии нескольких провайдеров службы, между ними происходит соревнование как между потребителями за получение конкретного запроса. Система сообщений, выполняемая шиной сообщений, функционирует как диспетчер сообщений и рассылает запросы провайдерам служб, оптимизируя эту рассылку в зависимости от степени нагрузки, сетевых задержек и т. д. После того как провайдер получил запрос, он выполняет службу и вносит результат в сообщение в очередь ответов, то есть провайдер и потребитель никогда не знают о месторасположении друг друга. Эта шина сообщений и является сущностью ESB.
См. также
Ссылки
разработчикам нужна Enterprise Service Bus?