2022/03/01 08:49:05

Электронное свидетельство о смерти


Содержание

2022: Мишустин утвердил выдачу электронных свидетельств о смерти

С 1 марта 2022 года в России начали выдавать электронные свидетельства о смерти. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Миушстин.

Согласно документу, в цифровых свидетельствах о смерти будет использована электронная подпись, а создание такого документа станет обязательным.

Прежде выдавались только бумажные медицинские свидетельства о смерти. Этот документ сдается в ЗАГС. Его сотрудники вносят изменения в акты гражданского состояния и выдают свидетельство о смерти.[1]

2021

Подключение реестра документов о смерти к ЕГИСЗ

7 сентября 2021 года стало известно о решении Минздрава включить реестры медицинских документов о рождении и смерти в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Ведомство хочет автоматизировать процедуру, которая всегда находилась в ведении ЗАГСа. Подробнее здесь.

Старт выдачи

1 сентября 2021 года свидетельства о смерти в России начали выдавать в электронном виде. Прежде родственники умершего должны были получать бумажное медицинское свидетельство о смерти, которое нужно сдать в ЗАГС, чтобы там внесли изменения в акты гражданского состояния и выдали свидетельство о смерти.

Нововведение прописано в соответствующем приказе «Об утверждении учетных форм медицинской документации, удостоверяющей случаи смерти, и порядка их выдачи», который утвержден Министерством здравоохранения РФ. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

В России начали выдавать электронные свидетельства о смерти

В суперсервисе на госуслугах россиянам предоставлена пошаговая инструкция, что необходимо делать в случае смерти родственника. Для регистрации смерти близкого с 1 сентября 2021 года не нужно будет ходить в органы ЗАГС и собирать справки. Регистрация смерти происходит не позднее следующего дня после подачи заявления и документов. Свидетельство о смерти также придет в электронном виде.

Документ будут вносить в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, а затем переправлять в органы ЗАГС для регистрации.

В приказе также указывается, что оформление медицинского свидетельства о смерти заочно и без личного установления медицинским работником факта смерти запрещается. Приказ вступил в силу с 1 сентября 2021 года и действует шесть лет. В пресс-службе Минздрава сообщили ТАСС Информационное агентство России, что приказ обеспечивает возможность ведения медицинской документации в электронной форме и позволяет создать единую базу данных медицинских свидетельств о смерти, что способствует оперативному обмену данными между различными ведомствами и обеспечивает возможность мониторинга смертности в регионах на основе первичных данных в режиме реального времени.[2]

2020

В Башкирии, Дагестане и Московской области начинают выдавать электронные свидетельства о смерти

6 октября 2020 года стало известно о начале в Башкирии, Дагестане и Московской области эксперимента по созданию единого федерального реестра медицинских свидетельств о смерти, который будет передавать сведения в «Единый госреестр записей актов гражданского состояния», а в обезличенном виде – в органы госстатистики. Оператором данного ресурса является Минздрав.

Эксперимент продлится до конца 2021 года, а оценка его результатов будет готова не позже 31 января 2022 года.

Соответствующий проект постановления правительства разработан по итогам заседания президиума координационного совета по борьбе с распространением коронавируса COVID-19. В пояснительной записке к документу сказано, что цель нововведений — повышение качества данных о смертности населения.

В РФ начинают выдавать электронные свидетельства о смерти

После того как медучреждение устанавливает причину смерти человека, свидетельство в бумажном виде получают родственники. Они приносят документ в местное отделение ЗАГСа, а там составляется ещё одна бумага — запись о смерти. Регистрация в органах ЗАГС нужна, чтобы получить пособие, добиться выделения места на кладбище, оформить наследство и выполнить другие юридические действия.

При обсуждении оцифровки процесса признания гражданина мертвым утверждалось, что этот механизм позволит избежать злоупотреблений со стороны родственников погибших: например, не получать за умершего пенсии и иные пособия.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

Научный руководитель лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Валерий Елизаров считает, что создание нового реестра вряд ли будет более простой задачей, чем закончившаяся к 2018 году оцифровка записей актов гражданского состояния.

«
Переход к новому формату сопровождался сбоями, кроме того, публикация данных о естественном движении населения стала занимать больше времени, — сообщил он в разговоре с «Коммерсантом».[3]
»

Минздрав РФ получил доступ к врачебным свидетельствам о смерти в электронном виде

В середине декабря 2019 года Министерство здравоохранения России получило доступ к медицинским (врачебным) свидетельствам о смерти в электронном виде. Соответствующее постановление правительства опубликовано на официальном портале правовой информации.

Из документа следует, что Правительство РФ рекомендовало региональным органам исполнительной власти, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, и органам местного самоуправления, наделенным полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, предоставить доступ региональным органам здравоохранения доступ к медицинским свидетельствам о смерти, хранящимся в органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, для их проверки на предмет полноты и качества кодирования причин смерти.

Министерство здравоохранения России получило доступ к медицинским (врачебным) свидетельствам о смерти в электронном виде

Это необходимо для «формирования достоверной официальной статистической информации о естественном движении населения», говорится в документе, который вносит изменения в постановление правительства от 29 декабря 2018 г. №1746 об утверждении правил предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре ЗАГС.

Также постановлением расширяются требования к информации, описывающей причину смерти (в том числе мертворождения). В частности, эти данные должны включать соответствующий код Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем.

Кроме того, из правил были исключены оговорки «при наличии» данных, что обозначает, что все поля раздела «Сведения о государственной регистрации смерти» должны быть заполнены в обязательном порядке.[4]

Примечания