Российские брокеры отдали ИТ-инфраструктуру в «облако»: вышло дешевле, но опаснее

width:200px

24.05.10, Пн, 18:33, Мск,

Экс-менеджеры компании «Ренессанс Управление Инвестициями» запустили собственный брокерский стартап «Третий Рим». Наиболее критичная для бизнеса часть ИТ-инфраструктуры новой компании была разработана и размещена в «облаке» в дата-центре «Крок» еще до запуска бизнеса. В «Третьем Риме» подсчитали, что такое решение не только безопаснее, но и дешевле на 40% традиционного подхода. Впрочем, говорят эксперты, оставшаяся в обслуживании у самой компании ИТ-часть создает дополнительные риски. Если бы в «облако» поместили абсолютно все системы, это было бы выгоднее и безопаснее.

Компания «Третий Рим» разместила свою ИТ-инфраструктуру в аутсорсинговом дата-центре компании «Крок»: этот проект стал фундаментом для выхода на рынок нового брокерского игрока. Как рассказал TAdviser Максим Янпольский, директор по технологиям и операциям «Третий Рим», компания основана командой менеджеров, создавших «Ренессанс Управление Инвестициями» – в прошлом крупнейшую независимую компанию по управлению активами в России.

«Третий Рим» начал свою операционную деятельность в мае 2009 года,но вопрос о будущей ИТ-инфраструктуре выделенной брокерской компании прорабатывался заранее. Для компаний, оперирующих в финансовом секторе, наличие оптимальной масштабируемой технологической платформы может является ее конкурентным преимуществом. Уровень автоматизации операций является очень высоким для компаний этой индустрии и именно наличие гибкой технологической платформы позволяет компаниям своевременно реагировать на вызовы рынка и изменения конъюнктуры Автоматизация торговых систем, и как следствие, возрастающие объемы операций, предъявляют повышенные требования к инфраструктуре - скорости обработки операций, отказоустойчивости, масштабируемости.

В итоге, в дата-центре «Крок» был размещен целый ряд ключевых для компании ИТ-систем, начиная от систем, обеспечивающих поддержание основных бизнес процессов в части обработки и совершения брокерских операций (система Qort), заканчивая финансовой системой (на базе 1С), системой электронного документооборота (система TaskCenter), системами управления архивами и системами, обеспечивающими жизнедеятельность компании. Кроме того, в «облако» были помещена собственные разработки компании, поддерживающие процессы финансового планирования и риск менеджмента. Непосредственно в офисе остались виртуальная частная сеть (Virtual Private Network) и телефония с системой записи разговоров.

Максим Янпольский объясняет решение о перенесении значительной части ИТ-структуры в «облако» соображениями безопасности и экономии. По его словам, гибкую инфраструктуру необходимо было развернуть в кратчайшие сроки, оставаясь в жестких бюджетных рамках, при этом, не увеличивая собственного штата и сохраняя жесткие критерии качества. «Например, классический вариант - развертывание ИТ-инфраструктуры у себя в офисе - требовал намного большего времени, денег, специалистов, времени менеджмента, а так же последующей поддержки и штата людей», - говорит Янпольский.

В итоге, просчитав полную стоимость затрат (TCO), в «Третьем Риме» установили, что при использовании «облачной модели» экономия затрат составляет порядка 40% по сравнению с размещением инфраструктуры у себя. «Осуществив проект, быстрее запланированного, мы смогли запуститься уже в мае этого года», - добавляет Янпольский. По его словам, сейчас в штате брокерской компании всего два ИТ-специалиста: один занимается управлением проектами и запуском новых бизнес сервисов, а другой отвечает за всю инфраструктуру. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 14.9 т

Замгендиректора «Крок» Олег Кравченко, курирующий этот проект, рассказал, что все этапы проекта заняли примерно девять месяцев. Миграция всех ИТ-систем на данный момент завершена. По его словам, основные сложности были связаны с тем, что бизнес-процессы и ИТ-инфраструктуру «Третий Рим» запускал параллельно, и это накладывало очень высокие требования к непрерывности. «На протяжении всего проекта мы учитывали данные обстоятельства, например, вели работы в ночное время, моделировали процессы внедрения на тестовых стендах, разрабатывали промежуточные решения. Все это позволило избежать технических сложностей и сбоев», - пояснил он.

Опрошенные TAdviser эксперты в целом оценили проект как достаточно инновационный. Впрочем, по их словам, тот факт, что часть ИТ-структуры осталась «на балансе» самой компании, а не у атсорсеров, создает определенные риски. «Если компания намеренно отказывается от самостоятельной поддержки ИТ-инфраструктуры, то логично это делать полностью. Даже тот незначительный фрагмент инфраструктуры, который остался у «Третьего Рима», может дать сбой, тогда как ресурсами для его оперативного восстановления компания не располагает», - заявил эксперт одной из конкурирующих «Крок» компаний на условиях анонимности. Впрочем, по его словам, критичные для бизнеса приложения все-таки находятся в «облаке», что является плюсом.

Как прокомментировал Сергей Боровиков, руководитель проекта Softline Cloud, это «хороший проект», который в очередной раз доказывает общую тенденцию рынка по движению в облако. Однако, с технической точки зрения было бы лучше вынести в облако еще и телефонию с функцией записи голоса. «В багаже Softline есть подобные решения, и на рынке сейчас наблюдается стабильный спрос со стороны бизнеса на внедрение таких продуктов. Использование телефонии из облака позволило бы увеличить экономию на совокупной стоимости владения ИТ до 45%-50%», пояснил он.

Руководитель направления CRM «КОРУС Консалтинг» Мария Бар-Бирюкова считает, что есть целая группа рисков, которую необходимо учитывать при планировании таких проектов. Во-первых, в долгосрочной перспективе экономия ТСО от аренды будет не столь значимой, поскольку за определенный срок окупает себя собственное оборудование. Впрочем, для «Третьего рима» это не актуально, поскольку сейчас в ЦОД «Крок» размещено собственное оборудование компании.

Еще один важный момент, по словам эксперта «КОРУС», это обеспечение безопасности данных. «Если «Третий Рим» расторгает по тем или иным причинам договор с «Крок», кто и как гарантирует целостность и передачу данных компании? Провайдер услуги должен четко прописать регламенты подобной процедуры», - говорит она. Также имеет значение, что будет, если «Третий Рим» захочет эксплуатировать систему, поддержка которой не осуществляется «Крок».

И, наконец, последнее: у сервис-провайдера должно быть наличие сертификата соответствия ИС 153 ФЗ о защите персональных данных. Кроме того важно, какие ? серверы используются в решении – виртуальные или выделенные. «В случае, если на каждый из этих вопросов у провайдера услуги есть четкие ответы, инструкции и регламенты, риски минимизируются», - заключила она.


118 ERP-проектов в сфере финансовых услуг, инвестиций и аудита. ТАБЛИЦА