2021/09/01 07:00:39

Цифровая трансформация государства:
в интересах граждан и бизнеса


Содержание

Достижение лидерства в современном мире возможно только на основе широкого использования цифровых технологий во всех отраслях экономики и в социальной сфере. И здесь ключевую роль играет фактор качества и доступность государственных услуг, которым необходимо пройти через цифровую трансформацию, чтобы соответствовать возросшим требованиям граждан и бизнеса. В июльском указе Президента № 474 цифровая трансформация определена как одна из пяти национальных целей, что как нельзя лучше подчеркивает ее стратегическую важность.

В глобальном рейтинге цифровой трансформации Tholons Services Globalization Index за 2020 год Россия занимает 7-е место, удерживая его второй год подряд. В целом это можно считать достойным результатом, однако надо понимать, что все страны фактически находятся лишь в начале этого пути, лидеры еще не определились, и можно побороться за достижение лучших показателей. Поскольку технологии развиваются сверхдинамично, ни в коем случае нельзя расслабляться и сбавлять обороты – потеряв темп, можно быстро оказаться на обочине цифрового прогресса.

Инвестировать в «цифру» нужно постоянно

Чтобы не допустить стратегического отставания в вопросах цифровизации, в это направление необходимо постоянно инвестировать. Это значит не просто выделять бюджет на закупку госорганами оборудования, программного обеспечения и услуг, а вести планомерную, целенаправленную и скоординированную работу, чтобы создать единое цифровое пространство, в котором будут доступны все государственные услуги в электронном виде, и где также в электронном виде будет происходить взаимодействие органов власти при выполнении ими своих функций.

В ходе трансформации подвергнутся реинжинирингу 460 услуг, из них массовыми социально-значимыми являются 84 госуслуги (свыше 100 тыс. обращений в год), которые обеспечивают свыше 220 млн обращений в год. Более 70 процентов от этого количества обращений будут переведены в электронный вид к 2023 году, а средний срок оказания государственных услуг будет сокращен более чем в 2 раза с 30 до 13 дней. Стоит отметить, что 197 государственных услуг будут переведены из бумажного в электронный вид.

Рисунок 1. Плановые показатели трансформации госуслуг

Естественно, что столь масштабный проект должен выполняться всеми ведомствами согласованно, поэтому Минцифры реализует функцию координации цифровой трансформации, и часть своих полномочий по этому направлению министерство передало в Центр компетенций цифрой трансформации на базе ФГБУ «ЦЭКИ».

В абсолютных цифрах совокупные планируемые затраты на цифровую трансформацию ФОИВ на период 2021–2023 гг. составляют 574 миллиарда рублей, в текущем году предполагается потратить на цифровизацию госуправления 178 миллиардов рублей.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.9 т

За период с 2017 по 2019 год в рамках реализации нацпроекта «Цифровая экономика» было профинансировано мероприятий на 261,7 миллиардов рублей, из них 98,8 млрд на создание и развитие ИКТ-систем в органах власти, и 162,8 млрд на эксплуатацию.

ВПЦТ – новый инструмент координации цифровой трансформации

В октябре прошлого года Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление №1646, которое предполагает внедрение кардинально нового подхода к цифровой трансформации федеральных госведомств.

В связи с этим, начиная с 2021 года процесс координации цифровой трансформации ФОИВ претерпел значительные изменения и теперь осуществляется посредством нового инструмента – ведомственных программ цифровой трансформации (ВПЦТ). Существовавшие ранее процедуры согласования ведомственных расходов на ИКТ не позволяли осуществить качественный прорыв в сфере цифровизации государственного управления. Поэтому потребовался новый подход, позволяющий перейти от согласования расходов к управлению целями и результатами цифровой трансформации.

Говоря обычным человеческим языком, ВПЦТ – это план жизни ведомства на три года. Прежде всего, он фокусируется на показателях, которые надо достичь, причем в динамике по годам. Например, если вы хотите похудеть на 15 кг за три года, вы говорите, что за первый год сбросите 8 кг, за второй 4 кг и еще 3 кг за последний год. Соответственно, планируется и бюджет в привязке к конкретным мероприятиям по достижению заявленных целей.

Чтобы ведомствам было легче освоиться в новой реальности, в Минцифры в середине прошлого года был создан институт цифровых кураторов. Их миссия состоит в обеспечении проактивного взаимодействия Минцифры с органами власти. Они выступают в роли своего рода фасилитаторов или консультантов, с одной стороны, разъясняя органам власти требования министерства; и с другой, они глубоко погружаются в отраслевую специфику, чтобы донести ее айтишникам. Также, они проводят экспертизу и осуществляют мониторинг реализации программ, помогая органам госвласти проходить трансформацию. В настоящее время есть 12 кураторов, планируется увеличить их число до 20 человек.

Рисунок 2. Бюджеты ВПЦТ по ведомствам на 2021–23 гг., распределение Парето * Без учета Минцифры
Наименование 2021 год 2022 год 2023 год 2021-2023
1Минцифры* 23 887 755 42 531 611 51 527 907 117 947 273
2ФНС29 025 160 35 631 684 28 418 380 93 075 223
3МВД17 592 302 24 220 188 19 156 356 60 968 845
4Минтруд, ПФР, Роструд, ФСС** 21 187 568 18 733 707 17 795 911 57 717 185
5Казначейство 13 088 192 11 788 298 9 373 193 34 249 684
6Росреестр 9 558 868 11 861 567 12 130 576 33 551 010
7ФТС10 366 933 5 838 750 5 838 855 22 044 537
8Минэкономразвития 3 978 288 6 598 004 5 868 616 16 444 908
9ФССП 4 926 092 3 928 060 2 676 138 11 530 290
10Росгвардия4 656 062 3 597 408 2 534 258 10 787 727
11ФМБА 2 656 701 4 398 287 3 135 676 10 190 665
12Минздрав 4 327 732 2 491 051 2 314 559 9 133 341
13Минтранс 2 179 560 3 685 075 2 838 838 8 703 473
14Минфин 2 703 753 2 563 273 2 579 015 7 846 041
15Рослесхоз 720 099 3 690 931 2 382 431 6 793 461
16Роскомнадзор 2 165 718 2 027 428 1 889 197 6 082 343
17МЧС 1 813 954 2 390 402 1 545 660 5 750 016
18Росстат 1 908 451 1 908 412 1 279 035 5 095 899
19ФСИН 1 489 487 1 489 710 1 489 710 4 468 906
20Минстрой 1 267 407 1 573 272 1 416 186 4 256 864
21Росимущество 795 178 1 300 178 1 200 178 3 295 533
22Минпросвещения 1 381 616 871 955 869 403 3 122 974
23Минобрнауки 1 143 450 959 514 950 814 3 053 777
24Минсельхоз 1 050 251 1 050 662 770 528 2 871 442
25Росавтодор 827 806 937 426 909 776 2 675 007
26Рособрнадзор 920 916 873 891 852 890 2 647 697
27Минпромторг 1 038 945 687 565 670 236 2 396 746
28МИД 787 535 787 855 787 855 2 363 244
29Росприроднадзор 535 801 1 243 712 397 549 2 177 061
30ФАС 667 983 914 918 592 927 2 175 827
31Роспатент 802 307 755 956 602 913 2 161 177
32Росалкогольрегулирование 709 711 719 791 719 791 2 149 293
33Роспотребнадзор 912 281 611 345 598 281 2 121 907
34Россельхознадзор 529 879 473 532 480 453 1 483 863
35Минэнерго 699 782 259 876 263 324 1 222 982
36Ространснадзор 392 469 392 469 392 469 1 177 406
37Минкультуры 384 955 384 955 384 955 1 154 864
38ФФОМС 346 190 363 092 363 092 1 072 375
39Росаккредитация 279 491 369 224 371 350 1 020 065
40Росздравнадзор 375 565 278 179 278 179 931 923
41Ростехнадзор 516 683 197 183 197 183 911 050
42Минюст 302 838 302 842 302 845 908 524
43Росрезерв 405 082 175 481 175 481 756 043
44Росрыболовство 269 032 236 532 233 613 739 177
45Федеральная пробирная палата 670 337 8 678 8 678 687 693
46Минвостокразвития 362 783 156 084 156 084 674 950
47Росводресурсы 220 886 209 671 210 362 640 919
48Росгидромет 325 216 115 802 116 754 557 772
49Россотрудничество 359 453 54 545 54 667 468 666
50Минспорт 241 735 91 735 91 735 425 204
51Росавиация 133 166 132 679 132 919 398 764
52Минприроды 109 482 113 453 116 568 339 503
53Росстандарт 110 991 103 529 106 581 321 100
54Ростуризм 106 744 106 744 106 744 320 232
55Роснедра 104 174 92 876 92 876 289 925
56Росархив 58 942 59 380 59 834 178 156
57Росморречфлот 59 454 58 041 57 761 175 256
58ФАДН 63 030 44 900 44 900 152 830
59Росжелдор 38 858 38 836 38 836 116 529
60Росмолодежь 34 366 34 182 33 534 102 081

Таблица 1. Бюджеты ВПЦТ на период 2021-23 гг.
* Основная часть бюджета Минцифры тратится не на внутреннюю цифровую трансформацию, а на создание цифровых платформ (информационных систем) , направленных комплексно на трансформацию госуслуг и функций иных ведомств (например, такие проекты как ГЕОП, эксплуатация ИЭП, ГИС ТОР КНД, типовое автоматизированное место госслужащего и др.)
** Минтруд, ПФР, Роструд и ФСС реализуют единую ВПЦТ.

Энергичный старт

Можно констатировать, что переход к новой модели управления цифровой трансформацией ФОИВ уже принес первые плоды. Если раньше согласование планов информатизации продолжалось много месяцев, что задерживало запуск проектов, то в этом году был достигнут значительный эффект в сокращении сроков размещения госзаказа.

В самом начале января были опубликованы 25 ведомственных программ несмотря на то, что времени на их разработку было очень мало. А по состоянию на февраль одобрение президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию получили все 60 программ, что позволило открыть их финансирование. Таким образом, изменилась в положительную сторону динамика готовности к закупкам. Для сравнения: по состоянию на начало 2020 и 2021 года разблокированные лимиты составляли 4,7% и 100% от годового бюджета, а готовые к размещению закупки – 4,7% и 35% соответственно.

Рисунок 3. Динамика готовности к закупкам

Приоритет на развитии

Как известно, совокупные расходы на ИТ делятся на две категории. К первой относятся расходы на эксплуатацию существующих систем, ко второй – на развитие и создание новых. Соблюдение разумного баланса между этими категориями обеспечивает устойчивое развитие ИТ ландшафта организаций, эксперты рекомендуют, чтобы соотношение между ними было не менее, чем 70% на 30%. Однако, в периоды активного роста внедрению новых решений надо уделять большее внимание.

В 2021 году существенно выросла доля бюджета на создание и развитие информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее – ИКТ-инфраструктура) с 37% до 52% по сравнению с трехлетним периодом 2017–2019 гг. Такая динамика свидетельствует о существенном смещении вектора в сторону цифрового развития государственного управления. В 2022 году доля бюджета на создание и развитие еще больше увеличится и достигнет 57%, но впоследствии сократится до 50%, что по-прежнему достаточно высоким значением и служит индикатором продолжающейся трансформации.

Рисунок 4. Пропорции бюджетов на создание + развитие и эксплуатацию ИКТ-решений в динамике за 2021-23 гг. Числа на диаграмме показывают размер бюджета в миллиардах рублей.

Итоги первого полугодия

По результатам мониторинга исполнения ВПЦТ, за первое полугодие принято бюджетных обязательств на 116 млрд рублей, что составляет 66 % консолидированного годового бюджета, из них на закупку в сфере ИКТ было направлено 97 млрд руб.

За этот же период было обработано всего 336,7 млн обращений за получением госуслуг. Если исключить из общего числа информационные услуги и оставить только те, где требуется выполнить реальные действия (то есть, материальные, нематериальные и организационно-правовые), то таковых останется 126,5 млн. Собственно по ним и идет основная работа по трансформации, поскольку информационные услуги по самой своей природе оказываются в электронном виде. По состоянию на середину текущего года число обращений за такими услугами составило 74,7 млн (59% от их общего числа).

Во втором квартале наблюдалась небольшая отрицательная динамика ( 1,3%) обращений за госуслугами в цифровом виде, что очевидно связано с тем, что в апреле завершается срок подачи налоговых деклараций, что является самой массовой услугой и одновременно одной из самых «цифровых» (всего подано 42 млн деклараций, из них 81% в электронном виде).

В части цифровой трансформации контрольно-надзорной деятельности (КНД) во втором квартале по сравнению с первым произошел заметный рост числа проверок, проводимых дистанционно – на 67 тысяч штук. Однако, здесь мы имеем дело с эффектом низкой базы, поскольку из почти 900 тыс. проверок только 9,3% были выполнены в электронном формате. Показатели импортозамещения в первом полугодии продемонстрировали хороший прогресс. Доля расходов на закупки или аренду отечественного ПО и платформ увеличилась за второй квартал на 24% и достигла значения 65,2%, что весьма близко к годовому плану (75,4%). Также на 3% возросла доля отечественного ПО и компонентов, используемых в ИС, достигнув уровня 42,3%. При этом немного снизилась (1%) доля отечественного ПО, установленного на АРМ госслужащих, что может быть связано со вводом в действие новых рабочих мест, на которых импортозамещение еще не произошло.