Электронные счета-фактуры
Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России от 5 марта 2012 года № ММВ-7-6/138. Этот документ утверждает электронные форматы счетов-фактур, журнала их учета, книг покупок и продаж. Таким образом, поставлена точка в формировании законодательной базы для электронного документооборота.
Содержание |
В июле 2010 г. президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».
Принятию закона предшествовал пилотный проект по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде, проведенный в 2009 г. в Управлении ФНС России по Москве. Тогда чиновники положительно оценили эффект от внедрения такой формы обмена документами. В компании «Такском», принимавшей участие в этом проекте, мнение чиновников о пользе перехода на электронные счета-фактуры разделяют и утверждают, что при выставлении их в таком виде возможно достигнуть экономии до 80% от суммы затрат на формирование, обработку и хранение счетов-фактур.
11 апреля 2012 года Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России от 5 марта 2012 года № ММВ-7-6/138. Этот документ утверждает электронные форматы счетов-фактур, журнала их учета, книг покупок и продаж. Таким образом, поставлена точка в формировании законодательной базы для электронного документооборота.
Сферы использования
Внедрение электронного документооборота имеет ряд очевидных преимуществ для российских компаний: использование электронных документов повысит эффективность и прозрачность работы с контрагентами, поможет оптимизировать работу бухгалтерии и позволит автоматизировать взаимодействие с налоговыми органами при проверках. Объем рынка бумажных первичных документов (договоров, актов, накладных и счетов-фактур) оценивается в 45 млрд документов.
Закон расширяет перечень электронных документов, использующихся в налоговых правоотношениях как с налоговыми органами, так и с банками, регистрирующими органами, поставщиками, а также нотариусами и адвокатами. Так, например, можно будет отправить в электронном виде заявление о постановке на учет в налоговой инспекции, а налоговики смогут требовать предоставить документы для проверки через интернет и получить их таким же способом. Федеральный закон вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования за исключением некоторых положений.CommuniGate Pro: итоги первого года работы законного правообладателя
Новый закон также позволяет обмениваться через интернет счетами-фактурами с использованием электронной подписи. Это будет возможно, если у покупателя и продавца есть совместимые технические средства и возможности принимать и обрабатывать такие документы. Правда, для того чтобы начать реально обмениваться электронными счетами-фактурами, сначала необходимо разработать порядок их выставления и получения по телекоммуникационным каналам связи. Эту обязанность закон возложил на Министерство финансов. В министерстве CNews заявили, что они уже разработали соответствующий проект и направили его на рассмотрение в ФНС. Ожидается, что документ будет утвержден ориентировочно в октябре 2010 г.
Комментарии экспертов
«Введение электронных счетов-фактур связано не столько со стремлением законодателей облегчить процесс документооборота в компании, сколько с оптимизацией и введением дополнительного контроля за уплатой и вычетами НДС, для чего, собственно, счета-фактуры и предназначены», - говорит Наталья Гашеева, руководитель отдела методологии и контроля аутсорсингового подразделения компании BDO в России.
Для мелкого и среднего бизнеса эти поправки в налоговом кодексе будут, вероятно, неактуальными, поскольку затраты на внедрение электронных сертификатов подписей для них окажутся несоизмеримо выше и нецелесообразны по сравнению с бумажным вариантом.
По мнению Александра Осина, главного экономиста УК «Финам Менеджмент», в целом поправки в Налоговый кодекс позиционируются как шаг в направлении создания «электронного правительства», но пока это действительно только шаг в этом направлении. «Изменений из-за внесенных в налоговый кодекс поправок пока не предвидится, - считает он. - Обозначены лишь некие ориентиры и цели повышения «прозрачности» работы официальных структур, борьбы с коррупцией и увеличения эффективности работы самого бизнеса».
«Наступил весьма интересный момент: государство разрешило, по сути, последнему сугубо бумажному документу стать электронным. Теперь у бизнеса появляется мотив отказываться от всё большего количества бумажных документов, так как все коммуникации с контрагентами теперь могут быть электронными. Мы находимся в начале создания новой отрасли в индустрии ИТ: бизнес-пользователи будут нуждаться в помощи компаний-операторов документооборота, как раньше им требовались почтовые и курьерские услуги, которые теперь почти в прошлом», – отмечает директор по стратегическому развитию СКБ Контур Петр Диденко.
Влияние на экологию
Говоря о счетах-фактурах необходимо учитывать и экологическую составляющую, особенно в нынешних условиях. «Средняя российская компания формирует и выставляет около 1000 счетов-фактур в месяц. С учетом сопутствующих документов при выставлении одного счета-фактуры используется 3 листа бумаги. При переходе на выставление счетов-фактур в электронном виде одна такая компания сможет сохранить 5 деревьев в год», говорит Михаил Передерко, советник председателя совета директоров «Такском».