2022/07/21 11:15:59

Проблемы телемедицины в России


Основная статья: Телемедицина (российский рынок)

2022: Низкая эффективность и огромные расходы: чего боятся врачи и руководители клиник при внедрении новых технологий

Телемедицина становится такой же привычной услугой, как обычный прием врача. Страховые компании начинают включать онлайн-консультации в программы страхования ДМС. Тем не менее, некоторые клиники все еще настороженно смотрят на идею внедрения новых технологий. В статье приведены распространенные по состоянию на 2022 год причины отказа от них и опасения врачей и руководителей, а также о приводятся аргументы в пользу того, почему многие страхи не обоснованы.

Телемедицина — не такая сложная в освоении система, чтобы кто-то из врачей не справился с ней
Фото: forbes.ru / Getty Images

На чем держится страх

В понимании многих врачей общение с пациентом по видеосвязи не сильно отличается от обычного звонка, с которым велик риск «испорченного телефона». Пациент может неправильно описать, например, внешний вид травмы, или объяснить, где у него болит, а врач на неточных или неверных данных пытается поставить диагноз. В результате такой прием может не принести пациенту никакой пользы.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.9 т

В страхе оказать неэффективную консультацию есть только доля истины: если, например, для постановки точного диагноза врачу нужно прослушать пациента, он это не сделает через экран. Онлайн не ставит целью полностью заменить очный прием, но с помощью сервисов телемедицины можно эффективно маршрутизировать пациента на узкого специалиста на основании собранного анамнеза, контролировать лечение пациента, консультируя его по возникающим вопросам, и многое другое.

Со стороны пациентов, когда «совсем плохо», к телемедицине обращается каждый десятый, остальные — только при первых признаках болезни, просто за ответами на вопросы или когда «ничего серьезного»: об этом говорит опрос ВЦИОМ (по информации на июль 2022г.). При этом по данным того же ВЦИОМ, о телемедицине знают уже 60% россиян, больше половины из которых готовы обратиться к услуге в будущем.

С боязнью потенциальной неэффективности онлайн-приема связан еще один страх врачей — пациент не придет на повторный прием из-за негативного опыта. Например, получил консультацию, а рассчитывал на назначение лечения. Пациента может напугать и высокая стоимость онлайн-консультации, так как, по мнению многих, этот формат должен стоить дешевле. Но некоторые клиники не собираются снижать стоимость консультации, если врач тратит на пациента столько же времени. Тогда как пациент экономит деньги и время, которое он бы потратил на дорогу до клиники.

Телемедицина доступна на очень узком наборе направлений

Часто руководство клиники полагает, что телемедицинские услуги может предложить только терапевт, который после беседы с пациентом даст направление к нужному специалисту — уже для очного приема. А ради одного врача внедрять целую систему нет смысла: и сложно, и дорого.

На самом деле онлайн-консультации может проводить практически любой медицинский специалист — вплоть до мануального терапевта и косметолога. Безусловно, очный прием с ними обязателен, и, например, диагностику новообразования на предмет злокачественности тот же дерматолог по видеосвязи не выполнит. Но он как минимум сможет обсудить факторы риска для пациента с учетом симптомов и внешнего вида родинки, рассказать, какие есть варианты дальнейших действий с учетом особенностей организма и так далее. Бывает, что пациенту рекомендуют срочно показаться врачу на очном приеме, и если бы онлайн-консультации не состоялось, время было бы упущено.

Онлайн-прием — это много рисков

Технологии в медицине пока только развиваются, для многих клиник даже онлайн-запись к врачу через Госуслуги, собственные порталы и приложения или через другие каналы — процесс не до конца отработанный. Электронный документооборот все еще на стадии внедрения, как и подключение к Единой государственной системе здравоохранения (ЕГИСЗ). Хотя государство уже стремится сделать доступными медкарты пациентов из муниципальных поликлиник для частных медорганизаций.

В связи с этим некоторые врачи и руководители клиник настороженно смотрят на идею внедрения любых новых технологий: в частности, телемедицины. Опасаясь, что оборудование не справится с нагрузкой, будут возникать технические сбои в самый неподходящий момент — например, во время приема зависнет связь.

Но в действительности мысли врачей и пациентов являются всего лишь страхами, основанными на прошлом опыте. Телемедицина — это не нововведение, требующее анализа и пристального внимания, а практический инструмент, который помогает врачам оставаться на связи со своими пациентами и увеличить количество консультаций благодаря обращению людей из регионов.

По состоянию на 2022 год врач и клиника более не зависят от западных компаний, потому что на российском рынке есть решения, закрывающие практически все их вопросы. Отечественным технологиям в медицине есть куда развиваться, но они работают стабильно, поэтому модернизацию клиника может проводить по плану.

С новыми технологиями сложно разобраться

Практически в любом коллективе есть сотрудники, которые негативно настроены на освоение новых технологий. Не важно, о чем идет речь — о софте для документооборота, непривычном оборудовании или инновационных направлениях работы. Такие люди хотят вести прежнюю деятельность, где им все прекрасно знакомо. А все новое для них — сложное, подразумевающее много лишней работы. Это часто врачи старой школы, которым трудно перестроиться.

Низкий уровень цифровой зрелости в организациях — один из серьезных барьеров внедрениях любых инноваций, как показало исследование Минпромторга и ГК «Цифра». В каждой второй российской компании есть сотрудники, которым не хватает определенных компетенций, чтобы спокойно работать с новыми технологиями. Порой они могут быть и в топ-менеджменте.

Телемедицина — не такая сложная в освоении система, чтобы кто-то из врачей, даже плохо обращающихся с компьютером, не справился с ней. Особенно если сервис разработан во взаимодействии с медицинским сообществом: то есть создан не просто ИТ-специалистами, а понимающими специфику отрасли и людей внутри нее, консультирующимися с конечным пользователем.

Правильное внедрение ИТ-продукта в бизнес-процессы клиники предполагает обучение как регистратуры, так и врачебного персонала, а также сопровождение всех врачей от первой консультации до тех пор, пока процесс не встанет на рельсы.

Новые технологии — это дорого и невыгодно экономически

У любых цифровых технологий, которые внедряет бизнес, есть несколько пунктов расходов: стоимость самого продукта, его обслуживания — внутри компании или сторонними специалистами, обучения персонала. Где-то еще и железо приходится менять, например, потому что компьютер недостаточно мощный для корректной и эффективной работы программы. Это серьезные затраты, и часто руководство боится, что они не окупятся.

Однако пандемия показала, что цифровые услуги — один из немногих инструментов, за счет которых клиники могут удержаться на плаву. И зачастую те, кто внедрял новые технологии, выиграли больше, чем ожидали.

При этом стоимость современных сервисов доступна для любой клиники. И туда часто включен не только сам инструмент, но и обучение, поддержка, обновления. Врачам достаточно посмотреть на количество сообщений в мессенджере, большинство из которых можно было конвертировать в платные консультации в чате приложения.

«
«Наши внутренние цифры тоже показывают резкий рост спроса на телемедицину в российских клиниках: за 2020 год количество партнеров сервиса выросло в 4 раза, консультаций ― в 8 раз. А объём выручки, которую клиники заработали на телемедицине, увеличился в 12 раз относительно 2019 года. Опережающий рост выручки по сравнению с количеством консультаций сложился благодаря тому, что пациенты стали чаще выбирать в среднем более дорогие видеоконсультации вместо чата с врачом, поскольку этот формат наиболее приближен к очному приёму», — отметил Дмитрий Гапонов, операционный директор и сооснователь iBolit.
»

Все эти новые технологии — временны

В 2021 году услугами телемедицины пользовались 10% населения России, а 60% были готовы прибегнуть к ней по необходимости. Почти 90% руководителей медицинских организаций ожидали сохранения этой тенденции на цифровые услуги.

Однако остальные 10% считают, что всплеск популярности онлайн-консультации связан исключительно с пандемией. Многие боялись заразиться или просто не могли пробиться к врачу очно. И стоит пандемии закончиться, а людям — перестать опасаться вируса, все вернется в прежнее русло: дистанционные приемы больше никому не понадобятся. Получается, внедрение подобных технологий окажется напрасным в долгосрочной перспективе.

На самом деле, у людей за два года сформировалась новая модель поведения: они увидели преимущества.

Во-первых, онлайн расширяет границы: пациент из региона теперь может попасть на прием к врачу в столице или другом крупном городе, не тратя деньги и время на билеты. Естественно, по законодательству в рамках первичной консультации он не получит точного диагноза, но он может получить рекомендации врача по необходимым исследованиям, второе мнение по уже поставленному диагнозу, инструкции, как правильно подготовиться к операции, и многое другое.

Во-вторых, в большом ряде случаев телемедицина стала более удобным форматом получения медицинской помощи. Пациенты предпочитают не тратить время на сборы, дорогу и ожидание в клинике и получать консультации врача онлайн из любого удобного места. Расшифровка по результатам анализов, ведение назначенного лечения, большинство вопросов педиатру и многое другое — могут проводиться в формате телемедицины с тем же качеством, что и на очном приеме.

Каждый четвертый россиянин считает, что онлайн-консультации расширяют доступность медицинских услуг, а каждый пятый — что они экономят время и деньги.

В-третьих, стоимость дистанционного приема часто ниже очного, в среднем на 20%. А где-то и на 50%. Это существенные цифры, когда первичная очная консультация стоит около 2000 рублей.

В-четвертых, сами врачи постепенно тоже понимают ценность новых технологий. Телемедицина — это не только про онлайн-прием для пациента, но и про взаимодействие с коллегами из других больниц: в том числе и в разных городах и странах. В 2020 году на Сахалине именно телеконсультации между областной больницей и Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей помогли спасти жизнь новорожденному с опухолью головного мозга.

В целом рынок медицинских услуг трансформируется не первый год, и пандемия ускорила этот процесс. Пациенты привыкают к технологиям — к возможности записаться к врачу в приложении, получить консультацию в любой точке мира. Это удобно и повышает качество медицинских услуг. Поэтому новых технологий в медицине будет становиться все больше. Чем раньше клиника к ним придет, тем лучше для нее и ее пациентов.

2017: Какие вызовы стоят перед телемедициной в России

Первая проблема – доступность современных технологий населению.

Далеко не во всей России проведены газ и электричество, не говоря уже о высокоскоростном интернете и качественном аудио- и видеооборудовании. Если же подключить к надежному интернету поликлинику и свести телемедицину до разговора с врачом из местного регионального центра или Москвы, то неизбежно встанет вопрос эффективности – как будет лечить этот врач пациента, если он от него в 100 км? И не будет ли этот врач просто дублировать местного фельдшера, что излишне при и так скромных расходах на медицину?

Нет и уверенности, что пожилые люди легко смогут овладеть тем же Skype – а если связь прервется или что-то сломается? Пока что эти риски перевешивают возможную пользу от телемедицины, однако, возможно, скоро будет найдено оптимальное решение. Более того, пациент не всегда может купить себе необходимое оборудование.

Вторая проблема – вопросы безопасности.

Конечно, было бы очень удобно создать полноценную единую медицинскую базу по всей России с возможностью доступа в нее любого врача, но как убедиться, что эта база хорошо защищена, а данные в ней надежно зашифрованы? По обычному видеозвонку врач может узнать конфиденциальную информацию – как проверить, что ее не перехватят? И как убедиться, что она используется правомерно и невозможны случаи, чтобы к пенсионерам с ментальными расстройствами массово нагрянули «черные риэлторы»? Пока это единичные риски, но они могут стать серьезной проблемой, если телемедицина будет использоваться повсеместно.

Третья – готовность врачей работать с телемедициной.

Врачи неохотно приняли компьютеризацию поликлиник. Многие специалисты с трудом обучались использованию компьютеров, что приводило к задержкам в обслуживании пациентов и ухудшению качества приемов. Врач не может уделить достаточное внимание больному, если половина приема уходит на ввод в компьютер паспортных данных. Телемедицинские технологии более сложны в применении, а риски от принятия неправильного решения возрастают. Немаловажны и социальные последствия внедрения телемедицины для врачей – теоретически это может привести к сокращению и без того немногочисленных поликлиник в отдаленных регионах, а это значит, что некоторые врачи могут оказаться без работы.

Четвертая – доверие пациентов к телемедицине.

К классической медицине все привыкли, она вызывает доверие, а как быть с телеконсультациями с врачом из другого региона? Особенно если учесть, что в поликлиники часто обращаются консервативно настроенные люди, с недоверием относящиеся к новым технологиям. Эксперт считает, что доверие пациентов к телемедицине можно завоевать показывая на реальном примере, что в онлайн-консультации есть ценность, а дистанционно получить ответы на вопросы о здоровье реально. Чем чаще люди будут получать качественную помощь от высококлассных врачей, тем быстрее телемедицина станет достойной альтернативой поиску симптомов в интернете.

Но не стоит забывать и о нетрадиционной медицине и шарлатанах – полная легализация телемедицины без серьезного контроля над ней может привести к расцвету альтернативных специалистов. Кроме того, телемедицина не должна восприниматься как неполноценные врачебные консультации или «медицина для бедных». Иначе очередь на очные приемы только вырастет, потому что все будут думать, что так надежнее.