2022/08/28 15:41:57

Александровский дворец в Царском Селе

Входит в состав Государственного музея-заповедника Царское Село.

Содержание

Основная статья: Царское Село

2016: Окончание реставрации павильона Арсенал

Во время Великой Отечественной войны Арсенал был значительно поврежден. К началу XXI века здание пришло в аварийное состояние.

В 2012 году началась реставрация, первый этап которой включал в себя установку лесов, зашивание дверных и оконных проёмов, укрепление свода и восстановление кирпичной кладки. Подлинные кирпичи из разрушившейся кладки при реставрации не были использованы (по крайнем мере частично), и вывезены на свалку. Их место заняли новые, искусственно состаренные кирпичи по размеру исторических. Декоративная расшивка (обработка) швов белым гипсом на фасадах здания в местах утрат не воссоздавалась, её место занял серый кладочный раствор.

В интерьерах сохранившиеся лепные украшения выделены тёмным цветом и отличаются от воссозданных, выкрашенных в белый цвет. Тем самым подлинные детали памятника визуально отделены от «новодельных». На фасаде и в интерьерах здания фрагментарно раскрыты первоначальные кирпичные и каменные конструкции XVIII века, сохранившиеся от павильона Монбижу. ИТ-директор «Роснефти» Дмитрий Ломилин выступит на TAdviser SummIT 28 ноября

В августе 2016 г. в отреставрированном павильоне была открыта постоянная экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия». В музее выставлены мемориальные вещи российских императоров и часть коллекции оружия, сохранившаяся в фондах музея-заповедника «Царское Село».

1914

Официальный фотопортрет дочери Николая II великой княжны Татьяны Николаевны, угловая гостиная Александровского дворца, Санкт-Петербургская губерния, Царскосельский уездъ, г. Царское Село, 19 марта 1914 года.

1913

Николай II и цесаревич Алексей в форме Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка. Балкон Александровского дворца
Великая княжна Татьяна Николаевна во время болезни тифом, Санкт-Петербургская губерния, Царскосельский уезд, г. Царское Село, Александровский дворец, март 1913 года.

1902: Приобретение для дворца картины Рериха "Заморские гости"

Основная статья: Живопись в России

Николай Рерих. Заморские гости, 1901 Третьяковская галерея

На выставке в Академии художеств в 1902 году картина была приобретена Николаем II для царскосельского дворца.

1885: Александр III передаёт коллекцию оружия из Арсенала в Эрмитаж

Коллекция оружия Николая I, расположенная в Арсенале, насчитывавшая более пяти тысяч предметов, неоднократно пополнялась изделиями знаменитых мастеров и лучших европейских оружейных мастерских. Однако в 1885 году внук Николая I император Александр III решил передать собрание в Императорский Эрмитаж (на 2022 г несколько экспонатов выставлено в Рыцарском зале). В Арсенале же была оставлена неиспользуемая фарфоровая и стеклянная посуда, а также коллекция небольших конных моделей офицеров и нижних чинов, демонстрирующая образцы форм русских полков времен Николая I (скульптор В. Газенбергер). Должности смотрителя и служителей были упразднены.

1875

Премацци, Луиджи (Людвиг Осипович, 1814-1891). Вид Александровского дворца в Царском Селе, вторая половина XIX в., бумага, акварель, 36 х 45 см

1865

Картина Михаила Зичи «Передняя во дворце», 1865 г., изображающая негра-раба с кальяном и других служащих дворца в Царском селе.

1850

Неизвестный русский художник. Вид на Большой Каприз в Царском Селе, середина XIX в., бумага серая карандаш, белила 20,4 х 14,7 см (рисунок); 29,7 х 23,2 см (паспарту)

1847

Горностаев, Алексей Максимович (1808-1862) Александровский дворец в Царском селе, 1847 г., бумага, акварель, гуашь, 25,8 x 38,2 см

1835

Галямин Валериан Емельянович (1794-1855). Вид Белой башни и ворот-руины в Александровском парке Царского Села, 1835 г., бумага акварель 16 х 19 см (в свету); 32 х 35 см (паспарту)

1831

Концерты в Александровском дворце

К осени в Царском Селе после карантина, связанного с эпидемией холеры, стала пробуждаться концертная жизнь. Общедоступной она не была, но семьи Пушкина коснуться могла. 9 сентября в Новом (Александровском) дворце был устроен концерт в честь дня рождения четырехлетнего Великого князя Константина Николаевича, будущего генерал-адмирала, руководителя Морского министерства. Среди участников концерта был виолончелист граф М.Ю. Виельгорский, хороший знакомый Пушкина, принимавший участие и в следующем концерте 27 сентября. На этом втором концерте во дворце присутствовали также В.А. Жуковский и австрийский посланник граф Ш.-Л. Фикельмон с супругой Дарьей Федоровной, внучкой М.И. Кутузова, петербургской приятельницей Пушкина. В составленный от имени императрицы список приглашенных на концерт, кроме «обоего полу особ, составляющих высочайшую свиту», входили и «некоторые прочие, проживающие в Царском Селе». В число этих «некоторых» с большой долей вероятности мог попасть и Пушкин, автор недавно одобренных императором стихотворений «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина», и отмеченная вниманием императрицы Наталья Николаевна.

В том же Новом саду в еще не достроенном архитектором А.А. Тоном Арсенале 30 сентября французскими актерами была разыграна маленькая пьеса.

Китайский театр закрыт на три месяца из-за эпидемии холеры

Летом 1831 года, когда Пушкин жил недалеко от Китайского театра, напротив Александровского сада, сам театр, как и все столичные, из-за начавшейся в Петербурге эпидемии холеры и установленных вокруг Царского Села карантинов на три месяца был закрыт.

1830: Выступление оперной певицы Генриетты Зонтаг в Китайском театре

В 1830 году в Китайском театре выступала одна из самых известных оперных певиц 1-й половины ХIХ века Генриетта Зонтаг, виртуозное пение которой вызвало восторженные отклики В.А. Жуковского и П.А. Вяземского. Из иностранных певиц она первая исполнила романс А.А. Алябьева «Соловей» на стихи тогда еще здравствующего А.А. Дельвига.

В сентябре 1830-го Зонтаг выступила в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник». Возрождение едва ли не лучшей комической оперы ХIХ века на русской сцене произойдет только после ее исполнения в Царском Селе.

Менелас, Адам (?). 1753-1831. Пейзаж в Александровском парке в Царском селе. Британия, после 1828 г., бумага, карандаш, акварель 35,5 x 50,5 см

1834: Окончание строительства павильона Арсенал и размещение в нём коллекции оружия Николая I

Архитектурный шедевр Монбижу, обветшавший к началу XIX века, подвергся полной перестройке. В 1819—1834 годах с павильона был снят весь декор здания, стены включены в постройку ныне существующего павильона Арсенал.

При реставрации Арсенала в 2012—2016 годах кирпичные и каменные конструкции Монбижу были фрагментарно раскрыты реставраторами и доступны для осмотра на фасадах и в интерьерах.

На смену барочной причудливости Монбижу пришли простые строгие линии: автор проекта, Адам Менелас, задумал новое парковое строение в виде английского готического замка с элементами романского стиля.

Скончавшись в августе 1831 года, Менелас не довёл строительство до конца. В 1832 году проект перешёл под руководство архитектора Александра Тона, который его и завершил в 1834 году.

Внутри Арсенал был украшен в готическом вкусе. В высокие окна, дополненные пышными деревянными наличниками, были вставлены драгоценные витражи XV—XVII веков работы немецких и швейцарских мастеров.

Внутреннее пространство включало в себя на 1-м этаже — парадную лестницу, прихожую, столовую, кабинет, комнату императрицы, библиотеку, картинную и албанскую комнату. На 2-м этаже — три угловых комнаты (турецкая, индо-персидская, индо-мусульманская) и по центру здания — восьмиугольный Зал рыцарей, в центре которого был установлен круглый стол.

До 1827 года коллекция Николая I хранилась в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, затем она была перевезена в Царское Село и в течение нескольких лет находилась в Парадной столовой Александровского дворца — большом двусветном зале, замыкавшем анфиладу. В 1834 году, после окончания строительства здания, для неё предназначенного, коллекция была перемещена в Арсенал.

Экспонаты размещались на 1-м и 2-м этажах в центральных залах и в боковых помещениях. В прихожей, создавая иллюзию караула, стояли манекены в доспехах. В Албанской комнате была представлена восточная коллекция, в которую входили работы японских, китайских, персидских и турецких мастеров, в кабинете находились испанские, итальянские и немецкие шпаги, в соседних комнатах — огнестрельное оружие. На втором этаже в центральном Зале рыцарей были выставлены рыцарские доспехи: манекены, предназначенные для их демонстрации, восседали на «чучелах коней», экипированных для боя и установленных на высоких пьедесталах.

1818

Менелас, Адам (1753-1831). Рисунок фермы в Александровском парке в Царском селе. Британия, 1818 г., бумага, перо, тушь, акварель, размывка 60 x 96 см

Вилла лорда Уитворта

Кваренги, Джакомо (1744-1817). Вилла лорда Уитворта в Царском Селе. Фасад со стороны парка, бумага перо, тушь 245 х 350 мм