2024/07/26 14:35:05

Лизинг (рынок России)


Содержание

Хроника

2023

Российский рынок аренды и лизинга железнодорожного транспорта за год вырос на 15,9% до ₽272,4 млрд

Объем рынка аренды и лизинга железнодорожного транспорта в России достиг ₽272,4 млрд в 2023 году, продемонстрировав рост на 15,9% по сравнению с 2022 годом. Исследование опубликовано в октябре 2024 года. Подробнее здесь

Российский рынок финансового лизинга за год взлетел на 35% до 428,4 тыс. договоров

В 2023 году в России было заключено примерно 428,4 тыс. договоров финансового лизинга. Рост по отношению к предыдущему году составил 35,4%, о чем говорится в обзоре BusinesStat, обнародованном 24 июля 2024 года.

Отмечается, что основным драйвером отрасли является сегмент автолизинга. На фоне регионального развития компаний из сектора каршеринга и такси наблюдается растущий спрос на легковые автомобили. Вместе с тем повышение утилизационного сбора стимулирует спрос на электромобили. Лизинг грузовых автомобилей востребован в свете переориентации транспортных потоков на восточное направление, развития сектора электронной коммерции и расширения представительства торговых сетей в регионах.

По оценкам BusinesStat, в 2019 году в России было заключено около 283,1 тыс. договоров финансового лизинга, что на 10,4% больше по отношению к предыдущему году. В 2020-м показатель поднялся на 4,8% — до 296,9 тыс. договоров, а в 2021-м отмечена прибавка в размере 38,2% — до 410,4 тыс. В 2022 году последовал спад на 22,9% с итоговым результатом 316,4 тыс. договоров: связано это с дефицитом предметов лизинга из-за санкционного давления в условиях ухудшившейся геополитической обстановки.

В целом, в течение 2019–2023 годов количество заключенных договоров финансового лизинга в России увеличилось на 51%, или на 145,3 тыс. В 2023-м восстановлению рынка способствовали реализация отложенного спроса, изменение логистических цепочек, преодоление трудностей с проведением платежей, а также поиск новых поставщиков в странах СНГ и Азии. Реализация таких крупных национальных проектов, как «Жилье и городская среда», способствует росту числа договоров в секторе лизинга строительной техники. Среди значимых игроков отрасли названы АО «Сбербанк Лизинг», ПАО «ЛК «Европлан», ООО «Альфамобиль», ООО «Ресо-Лизинг» и АО «Металлоинвестлизинг».[1]

Рост рынка на 40% до 611 тыс. предметов лизинга

По итогам 2023 года количество новых предметов лизинга, переданных клиентам, достигло 611 тыс. Это примерно на 40% больше по сравнению с 2022-м (431 тыс.) и на 6% выше, чем в прежде рекордном 2021 году (565 тыс.). Соответствующие показатели в начале февраля 2024 года обнародовало Национальное рейтинговое агентство (НРА).

Как сообщает газета «Коммерсантъ», ссылаясь на данные НРА, наибольший рост в 2023-м зафиксирован в секторе компьютерного оборудования — плюс 120% по отношению к предыдущему году. Кроме того, высокие показатели отмечены в сегментах легкового и коммерческого автотранспорта — соответственно плюс 60% и 45% год к году. Такая ситуация, по мнению аналитиков, связана с мерами господдержки (компенсации скидки лизингодателю на авансовый платеж) колесной техники, высокой активностью в строительной отрасли, а также с циклом замены грузового и корпоративного автотранспорта.

Количество новых предметов лизинга, переданных клиентам, достигло 611 тыс.

В денежном выражении российский рынок лизинга в 2023 году достиг объема около 8,4 трлн рублей, что на 24% больше результата за 2022-й. Размер нового бизнеса оценивается в 3,41 трлн рублей, что соответствует росту на 70% в годовом исчислении. В частности, объем нового бизнеса группы «Газпромбанк Лизинг» в 2023 году вырос почти вдвое, а «Интерлизинг» закончил год с приростом на 70%. У группы компаний «Альфа Лизинг» объем инвестиций по новому бизнесу в 2023 году оказался «на 15% выше базовых прогнозов».Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга 2.1 т

Среди негативных факторов, влияющих на развитие отрасли, эксперты называют нехватку предметов лизинга из-за санкций, нарушение логистических и платежных цепочек, снижение спроса на лизинг из-за подорожания предметов лизинга, а также снижение кредитного качества лизингополучателей. В 2024 году, полагают авторы исследования, количество предметов лизинга, переданных клиентам, поднимется на 20% в годовом исчислении — до 700 тыс.[2]

2022

Названы лидеры рынка

20 марта 2023 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало исследование российского рынка лизинга. Крупнейшим его игроком (по объему нового бизнеса в 2021 году) назван «Газпромбанк Лизинг». Группа заняла первое место в сегментах лизинга легкового и грузового автотранспорта, строительно-дорожной и спецтехники, погрузчиков и складской техники, нефтегазового оборудования и недвижимости.

По данным аналитиков, российский лизинговый рынок в 2022 году сократился на 13% в сравнении с результатами 2021-го: объем нового бизнеса составил 1,98 трлн рублей. Совокупный лизинговый портфель рынка показал рост на 5% до 6,75 трлн рублей. Снижение темпа роста портфеля относительно 2021 года обусловлено падением объемов нового бизнеса, досрочным расторжением ряда крупных сделок, а также переформатированием договоров лизинга самолетов и водных судов в другие виды финансирования, что привело к сокращению сегмента авиатранспорта в структуре портфеля с 14 до 7%, а водных судов – с 10 до 7%. Грузовой транспорт и строительная техника, показавшие основной рост нового бизнеса в 2022 году, увеличили свои доли в совокупном лизинговом портфеле с 13 до 18% и с 7 до 9% соответственно.

Снижение корпоративных сегментов в 2022 году составило 31%, в то время как розничные сократились только на 8%. Объем нового бизнеса корпоративных сегментов опустился до минимального за последние шесть лет уровня, что обусловлено существенным влиянием санкций на отрасль воздушных и водных перевозок. Так, объем нового бизнеса в авиализинге сократился на 61%, а в сегменте морских и речных судов – на 46%. Лизинг железнодорожного транспорта, остающегося основным средством экспортирования природных ресурсов, показал снижение объема нового бизнеса лишь на 1%.[3]

Падение рынка на 25% до 272 тыс. договоров

В 2022 году в России было заключено 272 тыс. договоров лизинга, что на 25% меньше, чем годом ранее. При этом объем товаров, переданных в рамках этих контрактов, сократился еще сильнее - на 30%, до 390 тыс. штук. Об этом свидетельствуют данные Национального рейтингового агентства (НРА), обнародованные в конце января 2023 года.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику НРА, в 2022 году объем нового лизингового бизнеса в деньгах упал на 12-14%. При этом совокупный лизинговый портфель на конец 2022 года остался на уровне предыдущего года и составил около 6,6 трлн рублей, так как прирост нового бизнеса скомпенсирован досрочным выкупом лизингополучателями предметов лизинга, расторжением международных контрактов с крупными компаниями и переформатированием лизинговых договоров в другие виды финансирования. Согласно оценкам НРА, по итогам 2022 года доля лизинговой отрасли в ВВП России снизилась до 1,3% ВВП (с 1,7% в 2021 году).

Максимальное снижение передаваемых клиентам предметов лизинга в 2022 году произошло в сегментах железнодорожного транспорта, видео и компьютерной техники и оборудования для общественного питания. В этих сегментах объемы нового бизнеса упали более чем на 60%. Наблюдалось также существенное снижение объемов нового бизнеса в таких корпоративных секторах как промышленное оборудование (-45%), климатическое и котельное оборудование (-35%) и водный транспорт (-55%).

Наиболее массовый сегмент – коммерческие и легковые автомобили снизился приблизительно на 35%. Наиболее устойчивыми к кризису оказались сегменты спецтехники (падение составило около 8%), космической и авиатехники (падение составило около 10%). Вопреки кризису, сегмент недвижимости вырос на 7%, говорится в исследовании.[4]

Примечания