Содержание |
СМИ в России
Основная статья: СМИ в России
Хроника
2023: Рост тиража журналов о вере и религии в 4 раза до 4,6 млн экземпляров
В 2023 году тираж духовно-просветительских журналов, то есть, изданий о вере и религии, в России достиг 4,6 млн экземпляров. Это более чем в четыре раза превышает показатель за предыдущий год, когда тираж оценивался в 1,1 млн единиц. Такие данные 19 февраля 2024-го обнародовала Российская книжная палата (РКП).
Вместе с тем, как сообщает газета «Ведомости», количество наименований духовно-просветительских журналов в РФ в годовом исчислении незначительно снизилось. Если в 2022-м насчитывалось 77 изданий такой тематики, то в 2023-м — 75.
Российский рынок журналов в целом (с учетом всех тематических направлений) в 2023 году сократился примерно на 11,1% по сравнению с предыдущим годом — до 540 млн экземпляров. Значительное падение продемонстрировали гендерные издания: так, тираж журналов для женщин в годовом исчислении снизился на 24%, оказавшись на отметке 24,6 млн экземпляров, тогда как выпуск журналов для мужчин рухнул на 54%, составив около 570 тыс. экземпляров. В первом случае число наименований изданий сократилось на 25,5% по сравнению с 2022 годом — до 35, а во втором падение составило 71,4% — до двух. Тиражи молодежных журналов упали на 80,3% — до 428 тыс. экземпляров, а количество их наименований сократилось на 19%, до 18.Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос
Данные Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) говорят о том, что российский рынок дистрибуции прессы в экземплярах сокращается с 2010 года. В частности, в 2022 году падение зафиксировано на отметке 37,5% по отношению к 2021-му, а итоговый результат составил приблизительно 500 млн экземпляров. В денежном выражении объем отрасли сократился в 2022-м на 22%, оказавшись на уровне 32 млрд рублей. Падение связано в том числе с сокращением и даже полным исключением печатной продукции из ассортимента торговых сетей.[1]
2022: Тираж газет сократился на 9% до 3,94 млрд шт.
По данным Российской книжной палаты (РКП) по выпуску печатных изданий, общий годовой тираж газет в РФ составил более 3,94 млрд экземпляров. Это на 9% меньше, чем в 2021 году. Такие данные были обнародованы 28 февраля 2023 года.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы РКП, количество экземпляров журналов, выпущенных всеми действующими изданиями, в 2022 году составило 41,7 тыс., что на 3,47% меньше, чем годом ранее. Число журнальных изданий сократилось на 1,6%, до 6,2 тыс. штук, а количество газетных изданий сократилось на 5,5%, до 7,3 тыс. штук. Средний разовый тираж одной газеты по итогам 2022 года уменьшился на 10% (до 14,7 тыс. штук; в 2021 году — на 7%).
Главными причинами сокращения тиража газет в России стали уход с рынка ряда крупных участников и отзыв иностранных лицензий журналов. На доходы журналов повлиял уход зарубежных рекламодателей, в том числе автоконцернов. Также многие компании начали активнее развивать онлайн-сегмент.
Некоторое падение показателей в ритейле вследствие роста цен удавалось компенсировать подпиской и ростом продаж в e-commerce, — отметил в разговоре с «Коммерсантом» генеральный директор ИД «Лев» (журналы «Майнкрафт», «Лунтик», «Холодное сердце», «Смешарики» и др.) Лев Елин, подчеркивая, что издательство не сокращало тиражи. |
Печать подорожала на 30%, а бумага — на 20–25%. Кроме того, проблемами для газет в 2022 году стали снижение распространения (уменьшение числа киосков) и непростая политическая ситуация. Проблемы возникают и со сбытом: тренд на снижение количества киосков прессы и перенос их на менее проходные места, а также сокращение ассортимента прессы в ритейле наблюдается несколько лет, сообщил гендиректор ИД «Аргументы и факты» Руслан Новиков.[2]