Федеральная государственная информационная система уполномоченных по правам человека (ФГИС УПЧ)

Продукт
Разработчики: Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Дата премьеры системы: апрель 2023 г.
Отрасли: Государственные и социальные структуры

Содержание

История

2024: На создание ГИС выделено 0,5 млрд рублей

В сентябре 2024 года стало известно о том, что на разработку и внедрение федеральной государственной информационной системы (ФГИС) для защиты прав человека и мониторинга социальных сетей выделено ₽0,5 млрд. Система должна обрабатывать жалобы граждан и осуществлять мониторинг социальных сетей для своевременного выявления нарушений законодательства. Финансирование предусмотрено в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика».

Как передает CNews, общие затраты на создание и эксплуатацию системы с 2021 по 2024 годы составят ₽564 млн. За реализацию проекта отвечает Аппарат Уполномоченного по правам человека. ФГИС УПЧ будет интегрирована с другими государственными информационными системами и сервисами для обеспечения взаимодействия государства и граждан в вопросах защиты прав и свобод.

Выделено 0,5 млрд рублей на разработку государственной информационной системы для защиты прав человека и мониторинга социальных сетей

Основные функции системы включают приём и обработку жалоб граждан, поступающих различными путями — по почте, через электронную почту и информационные порталы ведомств. Система также будет классифицировать и перенаправлять обращения в соответствующие органы, а граждане смогут получать информацию о статусе своих заявлений. Кроме того, ФГИС обеспечит анализ социальной активности в интернете, что позволит оперативно выявлять факты нарушения прав граждан.Цифровизация ритейла: тренды, инновации, крупнейшие ИТ-поставщики. Обзор TAdviser 8.7 т

Система будет интегрирована с Единой системой госуслуг (ЕПГУ) и другими государственными платформами. Благодаря этому будет обеспечен обмен данными между различными государственными органами и правозащитными организациями. Также предусмотрено прогнозирование последствий принимаемых решений в сфере защиты прав человека и анализ законодательства для выявления его несовершенств.

Создание системы должно быть завершено до конца 2024 года. Исполнителем проекта стала компания «Барс Груп», которая в 2023 году выиграла конкурс на разработку ФГИС УПЧ на сумму ₽331 млн. В 2023 году начался пилотный запуск системы, который должен охватить все федеральные округа.[1]

2023: Работа по созданию системы

В начале апреля 2023 года стало известно о создании в России Федеральной государственной информационной системы уполномоченных по правам человека (ФГИС УПЧ). На реализацию проекта выделено около 332 млн рублей.

Как сообщает CNews со ссылкой на материалы на сайте госзакупок, ФГИС УПЧ создает Аппарат уполномоченного по правам человека в России, который занимается восстановлением нарушенных прав граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства путем рассмотрения их жалоб и обращений по поводу действий должностных лиц органов публичной власти. Итоги тендера планируется подвести 24 апреля 2023-го.

ФГИС УПЧ предназначена для автоматизации деятельности Уполномоченных по правам человека

Согласно техническому заданию, ФГИС УПЧ предназначена для автоматизации деятельности УПЧ, связанной с восстановлением нарушенных прав граждан посредством рассмотрения их жалоб по поводу действий должностных лиц и органов публичной власти. Система должна позволить повысить эффективность работы УПЧ и повлиять на скорость рассмотрения обращений. Помимо этого, система должна обеспечить «проведение мониторинга электронных СМИ и социальных сетей в целях выявления информации о нарушениях прав и свобод человека и гражданина», следует из техзадания. ФГИС также поможет визуализировать данные для «контроля и мониторинга пиковых значений в изменении состояния соблюдения ситуаций в стране и регионах», связанных с обеспечением прав и свобод граждан и поддержки принятия оптимальных решений.

Предполагается, что система сможет обеспечить отработку не менее 300 тыс. обращений от граждан ежегодно. В систему будут поступать все обращения, поданные онлайн, по электронной почте, в бумажном виде, по телефону и т. д. Во ФГИС УПЧ должны быть использованы фреймворки разработки и компоненты, совместимые с платформой «Гостех».[2]