Содержание |
Основная статья: Экономика Евросоюза
2024: Бюджет стран ЕС-27 ухудшается, достигая дефицита 4% от ВВП
Для Европы это весьма значительный дефицит, который ранее наблюдался в период долгового кризиса 2011-2012 (средний дефицит составил 4%).
Критический дефицит бюджета балансирует в диапазоне 6-7% (6.2% с 3кв09 по 4кв10 и 6.3% с 3кв20 по 2кв21).
Европа после долгового кризиса 2010-2012 начала длительный процесс жесткой бюджетной консолидации с принятием комплекса нормативов по бюджетным расходам и повышению налогов, - в итоге удалось достичь дефицита всего 0.4% в 2018-2019. Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос
Далее произошел кризис COVID-19, где Европа демонстрировала наибольшие извращения в локдаунах, спустя пару лет произошел энергетический кризис и инфляционный шторм – все это в совокупности требовало мер бюджетной поддержки. С 2022 по 2023 средний дефицит составил 3.4% от ВВП, но с 1кв23 формируется тенденция непрерывного ухудшения.
Расширение дефицита бюджета произошло за счет более интенсивных госрасходов, которые составили в среднем 49.4% от ВВП в 2023 по сравнению с 46.6% в 2018-2019, когда с бюджетом было все хорошо и за счет незначительного снижения налогов и сборов, которые составили 45.9% по сравнению с 46.2% в 2018-2019.
В 2010 дефицит составил 0.9 трлн, в 2021 – 0.7 трлн, в 2022 – 0.54 трлн, в 2023 – 0.6 трлн евро.
Госдолг стран ЕС-27 вырос до 13.9 трлн евро, в котором 2 трлн составляют кредиты и 11.5 трлн государственные облигации, а остальное внутригосударственная задолженность. За два года чистое приращение госдолга составило 0.6 трлн евро, а за год менее 0.1 трлн евро.
В Европе сложный механизм функционирования бюджета за счет авансирования, отложенных расходов/доходов, внутрибюджетного перераспределения ресурсов и использования госактивов для финансирования кассовых разрывов, поэтому не всегда чистый прирост госдолга равен дефициту бюджета.
Однако, рекордные за 20 лет ставки и дефицит внешнего фондирования ставит вопрос о внутренних источниках безэмиссионого финансирования дефицита и общей бюджетной устойчивости в 2024-2025.
2023
Германия, Франция и Италия лидируют по взносам в бюджет Евросоюза размером €173,1 млрд. Польша - крупнейший получатель средств
Германия является крупнейшим плательщиком взносов в бюджет Евросоюза в абсолютных показателях. В 2023 году Берлин перечислил ЕС на €17,4 млрд больше, чем получил средств из бюджета этого объединения европейских государств. Такие данные 12 августа 2024 года обнародовал Институт немецкой экономики (IW) в Кельне.
Как сообщает Deutsche Welle, ФРГ значительно превосходит все остальные европейские страны по объему средств, выплачиваемых в бюджет союза. На втором месте находится Франция, которая в 2023 году внесла в бюджет Евросоюза почти на €9 млрд больше, чем из него получила. Замыкает тройку Италия с чистым вкладом на уровне €4,5 млрд.
Говорится, что показатель чистых взносов Германии в ЕС в 2022 году составлял €19,7 млрд. Падение показателя в 2023-м связано с неблагоприятной экономической ситуацией. Поскольку в 2024 году восстановления экономической конъюнктуры не наблюдается, специалисты полагают, что взнос Германии в ЕС продолжит сокращаться.
В расчете на душу населения крупнейшим донором Евросоюза в 2023-м стала Ирландия: каждый житель этой страны в 2023 году заплатил ЕС около €236. На втором месте находится Германия с €206 в пересчете на каждого жителя страны.
В исследовании также называются крупнейшие получатели средств Евросоюза. На первом месте в данном списке располагается Польша, которая в 2023 году получила на €8,2 млрд больше, чем внесла в бюджет ЕС. Далее идут Румыния и Венгрия с €6 млрд и €4,6 млрд соответственно.
Общий бюджет Евросоюза, по данным Deutsche Welle, в 2023 году составил €173,1 млрд. Из этой суммы €143,4 млрд были направлены по различным каналам странам — членам ЕС. Вклад Германии составляет почти четверть всех средств. Вместе с тем подчеркивается, что Германия получает больше выгоды от внутреннего рынка ЕС, чем любая другая европейская экономика.[1]
Снижение дефицита бюджета до 3,2% ВВП в 1-м квартале за счет сокращения компенсаций энергетических издержек
Европе удалось очень быстро сбросить антикризисные программы компенсации энергетических издержек, нормализуя дефицит бюджета к безопасным уровням.
Большинство программ спасения экономики от энергетического и инфляционного удара имели период действия с 3 кв 2022 по 2 кв 2023 включительно, но их масштаб был переоценен, а время действия, видимо, оказалось меньше планируемого.
В 3-4 кв 2022 избыточные антикризисные расходы оценивались в 2% от ВВП в сравнении с 1П 2022, где через расходы было направлено дополнительно 1.7% ВВП и 0.3% от ВВП было компенсировано через различные налоговые льготы и преференции.
Кризис 2022 не идет ни в какое сравнении с кризисом COVID-19, когда совокупная госпомощь оценивалась в моменте в 10% от ВВП в сравнении с нормой госрасходов и госдоходов в 2017-2019, а в среднем избыточные госрасходы были около 6-7% с 2 кв 2020 по 3 кв 2021 (период активного действия), что сопоставимо с кризисом 2008-2009.
В этот раз вышло втрое скромнее, а период активной аккумуляции расходов продлился всего два квартала, т.к. в 1 кв 2023 практически все клапана прикрутили, по крайней мере, по госрасходам, писал Spydell Finance.
Дефицит бюджета вернулся к 3.2% от ВВП в 1 кв 2023 по сравнению с 4.7% во 2П 2022, 2.6% в 1П 2022 и около 1% дефицита в период с 2015 по 2019.
Отход от стимулирующей фискальной политики произошел очень быстро (за полгода), что происходит на фоне рекордно жесткой денежно-кредитной политики ЕЦБ.
2022: Сокращение дефицита бюджета Еврозоны до 484 млрд евро
Несмотря на чудовищный энергетический кризис и инфляцию в Еврозоне с 2021 г, дефицит бюджета там сократился. Согласно официальным данным Евростата, в 2020 дефицит стран Еврозоны был 810 млрд евро, 657 млрд в 2021 и 484 млрд в 2022 г.
Бюджетная проблема в Европе несколько переоценена, но актуальна в контексте накопленных проблем за последние 20 лет и роста ключевой ставки ЕЦБ.
2021: Страны Севера спонсируют Юг после пандемии COVID-19
Программа ЕС "Следующее поколение" - 750 миллиардов евро (915 млрд долларов) в виде грантов и займов, направленных на стимулирование экономического подъема - начнется в июне 2021 г, причем львиную долю получат страны Южной Европы.
По оценкам Bloomberg Economics, в рамках программы будет выделяться финансирование, эквивалентное почти 1% ВВП еврозоны ежегодно с 2022 по 2024 год, причем расходы будут постепенно увеличиваться со второй половины 2021 года.
С 1 января 2021 года в ЕС запущен новый инструмент для защиты бюджета от нецелевого использования. Он подразумевает сокращение выплат странам, нарушающим принципы правового государства.
2020: Германия и Франция основные доноры
Германия в 2020 году выплатила рекордную сумму в бюджет ЕС.
В общей сложности страна, по подсчётам агентства DPA, направила в Евросоюз 19,4 млрд евро. На втором месте по размеру взносов находится Франция с 9,5 млрд евро, на третьем – Италия с 6,3 млрд евро.
Основными получателями средств из бюджета ЕС стали Польша (получила на 12,4 млрд евро больше, чем внесла), Греция (5,6 млрд евро), а также Румыния и Венгрия (по 4,7 млрд евро).
При этом, DPA отмечает, что Польша и Венгрия получили деньги, несмотря на критику других стран-членов ЕС. В частности, в ЕС осудили дискриминацию ЛГБТ в обеих странах. В июне венгерский парламент одобрил закон, который ограничивает детям доступ к контенту, «пропагандирующему» ЛГБТ. А в Польше вопросы вызвали так называемые «зоны, свободные от ЛГБТ», принятые некоторыми регионами и городами страны.
2017: Страны-доноры и дотируемые страны
В бюджете на 2017 год было десять членов ЕС, которые внесли больше, чем они получили из ЕС, по крайней мере, с точки зрения прямых денежных взносов. Великобритания заняла второе место в рейтинге с чистыми взносами примерно 7,5 млрд. евро. Германия, возглавив рейтинг, вложила на 12,8 млрд евро больше, чем получила.
См. также