2024/09/26 21:50:57

Кумбха Мела

.

Содержание

Основная статья: Календарь фестивалей мира

Кумбха-мела — религиозный фестиваль омовений в Индии, который отмечается четыре раза в течение 12 лет в четырёх местах, так что в каждом городе Кумбха проводится раз в двенадцать лет.

Где проводится Кумбха Мела

Место проведения фестиваля меняется между четырьмя местами паломничества на четырёх священных реках:

  • в Харидваре на реке Ганг,
  • в Удджайне на Шипре,
  • в Нашике на Годавари и
  • в Праяге (современный Праяградж) в месте слияния Ганга, Ямуны и мифической Сарасвати.

Празднование в каждом месте основано на определённом наборе астрологических положений Солнца, Луны и Юпитера, а самое священное время наступает в тот момент, когда эти положения полностью совпадают. В частности, Кумбха-мела в Праяге привлекает миллионы паломников. Из пункта А в пункт Б. Миграция на платформу контейнеризации «Боцман» 3.3 т

Кроме того, каждые 144 года в Праяге проводится Большой фестиваль Кумбха-мела, последний раз в 2001 году.

Кумбха-мела длится несколько недель и является одним из крупнейших фестивалей в мире. В 2019 году его посетили более 200 миллионов человек, в том числе 50 миллионов в самый благоприятный день фестиваля.

Почему паломники собираются для купания

В мифе об основании Кумбха Мелы, который приписывается Пуранам (сборникам мифов и легенд), рассказывается о том, как боги и демоны сражались за горшок (кумбха) с амритой, эликсиром бессмертия, полученным в результате их совместного взбивания молочного океана. Во время борьбы капли эликсира упали на четыре земных места проведения Кумбха Мелы, и считается, что в кульминационный момент каждого из них реки снова превращаются в этот изначальный нектар, давая паломникам возможность искупаться в эссенции чистоты, благоприятствования и бессмертия.

Происхождение фестиваля и его названия

Традиция приписывает происхождение Кумбха Мелы философу XVIII века Шанкаре, который учредил регулярные собрания ученых аскетов для дискуссий.

При этом нет исторических литературных свидетельств массовых паломничеств под названием "Кумбха Мела" до XIX века. В исторических рукописях и надписях имеется достаточно свидетельств о ежегодной Магха Меле в Индии – с периодическими большими собраниями через 6 или 12 лет, – когда паломники собирались в огромных количествах и где один из ритуалов включал погружение в реку или священный резервуар.

По словам Камы Маклина, социально-политические события колониальной эпохи и реакция на ориентализм привели к переименованию древней Магха Мела в современную Кумбха Мелу, особенно после Индийского восстания 1857 года.

Термин "Кумбха" происходит от мифического сосуда с эликсиром, за который сражались боги в мифах Пуран, но это также название на хинди знака зодиака Водолей, в котором находится Юпитер во даты проведения Мелы в Харидваре.

Кумбха-мела в Праяградже

Город Праяградж (до 2018 г Аллахабад) находится в штате Уттар-Прадеш. Расстояние до Дели составляет 612 км, а до Мумбаи 1502 км.

В течение многих веков город назывался Праягом, но в 1573 году могольский царь Акбар построил на месте слияния трех рек величественную крепость и переименовал город в Аллахабад, — «город Аллаха».

Словом «праяг» обычно называют место, где проводятся грандиозные жертвоприношения. На Ганге насчитывается четырнадцать праягов, и Праяг-радж, «царь всех святых мест» - считается самым значительным из них.

В древнем священном манускрипте под названием «Брахма-самхита» рассказывается, как бог Брахма искал место для проведения великой ягьи (жертвоприношения). Он остановил свой выбор на местности, окруженной водами Ганга, Ямуны и Сарасвати. Впоследствии это место стали называть Праягом. В «Махабхарате» (Вана-парва) говорится: «Местность, расположенная между Гангом и Ямуной считается серединой Земли. Праяг - святое и благодатное место, самая плодородная область на Земле. Праяг является мадхьей, центральным из пяти веди - жертвенных алтарей Земли. Остальные веди — Курукшетра, Гая, Вираджа и Пушкара».

Похожие утверждения встречаются также в «Брахма-пуране», «Сканда-пуране» и «Маркандея-пуране». В «Маха-бхарате» говорится, что Праяг считается самым почитаемым святым местом во Вселенной. Бог Брахма утверждал: «прайагасйа правешешу папам нашианти таткшанам» - «В Праяге человек избавляется от всек грехов». Праяг известен также как «Тиртхарадж Праяг», что значит «самое святое из всех святых мест».

В «Ваю-пуране» Праяг сравнивают с носом олицетворенных Вед, а «Вараха-пурана» описывает его следующим образом: «В Праяге находится Тривени (место слияния трех рек), где обитает Господь Шива, носящий имена Сулатанка и Сомешвара. Господа Вишну там называют Венумадхавой, и именно там сливаются воедино Ганг, Ямуна и Сарасвати. Омывшись в этом святом месте, человек попадает в рай, а тот, кто умирает там, на веки покидает материальный мир. Праяг - царь всех тиртх и он очень дорог Господу Вишну».

Праяг является местом рождения Сомы, Варуны и Праджапати. Кроме того, в свое время он был обителью великих мудрецов Муни. Бхарадваджа и Дурвасы.

Каждый год в январе-феврале в Праяградже также проводится ежегодный фестиваль Магх-мела, который привлекает меньшие, но всё же значительные толпы людей, а раз в шесть лет Магх-мела называется Ардха Кумбха-мела (половина Кумбха-мелы).

В Праяградже благоприятное место для купания находится в тривени или сангаме, в месте слияния рек Ганг и Ямуна.

Знаменитые паломники

Считается, что Кришна и его последователи посещали Праяг, преумножая его святость. В Трета-югу Рамачандра вместе с Лакшманом и Ситадеви жили неоднократно в ашраме Бхарадваджа-муни неподалеку от места слияния трех рек. Праяг был первым городом, в котором побывал Рама, отправившись в четырнадцатилетнее путешествие.

Кто участвует в фестивале

Участниками Кумбха Мелы являются представители всех слоев религиозной жизни индуизма, начиная от садху (святых людей), которые круглый год остаются обнаженными или соблюдают самую суровую физическую дисциплину, до отшельников, которые покидают свое уединение только ради этих паломничеств, и даже одетых в шелка учителей, использующих новейшие технологии.

Представленные религиозные организации варьируются от обществ социального обеспечения до политических лоббистов. Огромные толпы учеников, друзей и зрителей присоединяются к отдельным подвижникам и организациям.

Нага акхада, воинствующие аскетические ордена, члены которых ранее зарабатывали на жизнь как солдаты-наемники и торговцы, часто претендуют на самые святые места в наиболее благоприятный момент проведения каждого Кумбх Мела. Хотя индийское правительство в настоящее время обеспечивает соблюдение установленного порядка купания, история свидетельствует о кровавых спорах между группами, соперничающими за первенство.

История фестиваля

XIX век: Противостояние паломников и британских колонизаторов за пространство Сангама

Британское колониальное управление религиозными праздниками, или (Мелами), было сопряжено с двойственностью. Мелы представляли собой большие, потенциально опасные собрания набожных индусов, святых людей и священнослужителей-брахманов, которые, по мнению британцев, необходимо было тщательно контролировать. Тем не менее они считали, что местное население не потерпит их вмешательства, особенно в дела, связанные с религией. Если бы это ограничение было нарушено, британское господство оказалось бы под угрозой. Государственное вмешательство в проведение мел в XIX веке — это история экспериментального взаимодействия, колеблющейся доброжелательности и угнетения[1].

В Аллахабаде (современный Праяградж), одном из самых священных мест паломничества в индуистской географии, тривени (или Сангам - слияние трех рек, а именно Ганга, Ямуны и мифической Сарасвати) занимало то же место, что и самый стратегически важный узел британской военной мощи в Северной Индии в XIX веке — форт Аллахабад.

Карта расположения Сангама (слияния Ганга и Ямуны) и британского форта в 1906 г., Кама Маклин, 2003 г

Эти два притязания на одно и то же пространство служат прекрасным примером противостояния между древними религиозными притязаниями индусов и необходимостью обеспечения безопасности колонизатора на враждебной и чужой земле. Они были вынуждены сосуществовать, но для британцев это было непростое сосуществование конфликтующих интересов.

Следуя примеру правителей-моголов, британцы часто были вынуждены жертвовать безопасностью и целостностью форта Аллахабад, чтобы принять толпы паломников и святых людей не только снаружи, но и внутри его стен. Это было более проблематично, чем может показаться на первый взгляд. В то время как паломник воспринимался как типичный житель деревни в Индии, суеверный, но легко поддающийся влиянию, британские администраторы подозревали, что «механизмом интриг и подрывной деятельности в Индии был святой человек» и что их собрания во время паломничества предоставляли возможности для подстрекательства, которое могло подорвать их власть.

Другими важными участниками мелы были брахманы или пандиты, известные как прагвалы, которые проводили службы для паломников на тривени и которых британцы не уважали.

Определяя, где следует установить административные ограничения, британские чиновники не сотрудничали с очевидными религиозными элитами, такими как садху (святые люди) и прагвалы, а прислушивались к мнению и одобрениям обычных паломников. В этом сценарии паломник, простой, скорее всего, зажиточный деревенский житель, который шёл на мелу в знак веры, обладал большей властью, чем те, кого почитали, — садху и брахманы. Этот «паломник как подданный» и, гораздо позже, в XX веке, «паломник как гражданин» — отличительная черта управления мелами, показывающая, кого британцы считали своей целевой аудиторией.

1796: Секты садху сражаются за Кумбху - право контроля над доходами от ярмарки

До прихода Британской Ост-Индской компании Кумбха - квазирелигиозное сочетание торговли и боевых действий - находилась под контролем ахаров, или сект садху, а Кумбха-Мела была местом встреч садху. Характер Кумбхи отражал роль садху в то время: как хорошо известно, садху были проницательными торговцами и искусными воинами. Томас Хардвик, приехавший на ярмарку в Харидвар в 1796 году, чтобы купить скот, стал свидетелем битвы между ахарами, сражавшимися за право первыми совершить омовение в реке и контролировать Кумбху. Джеймс Лохтефельд предположил, что на карту было поставлено многое, поскольку акхары «не только руководили полицией, разрешали споры и вершили правосудие, но и собирали прибыльные налоги с паломников, животных и товаров», ввозимых на ярмарку.

Из рассказа Хардвика Лохтефельд сделал вывод, что «право саньясинов управлять этой ярмаркой проистекало исключительно из их способности завоевать власть над ней».

Похоже, что ярмарка в Аллахабаде проводилась по тому же принципу, что и в Харидваре, и те же ахары претендовали на главенство.

Примечания

  1. Maclean, Kama (2003). "Making the Colonial State Work for You: The Modern Beginnings of the Ancient Kumbh Mela in Allahabad". The Journal of Asian Studies.