Бюджетирование хозяйственных расходов
Сравнительный анализ систем бюджетирования организации позволяет выделить два основных типа таких систем, которые служат наилучшему удовлетворению потребностей компании при различных исходных данных.
Каталог АБС-систем и проектов доступен на TAdviser
Содержание |
По мере роста, любая организация приходит к необходимости бюджетирования своей деятельности. Одно из важнейших направлений в этой работе – планирование расходов на хозяйственную деятельность. Во-первых – это существенная часть расходов, которую можно корректировать (можно, например, урезать бюджет на закупку вычислительно техники, однако расходы по уплате налогов урезать нельзя). Во-вторых, эти расходы можно четко контролировать и лимитировать (организация может отказаться от закупки вычислительной техники, если они не соответствуют бюджету, но отказаться от расходов по уплате налогов опять-таки нельзя).
В целом, процесс бюджетирования предполагает решение трех основных задач:
- Планирование бюджета и установка лимитов
- Контроль установленных лимитов
- Сбор информации об исполнении бюджета.
Для решения этих задач существует множество программных комплексов. Одни ориентированы на планирование, другие, наоборот, – на контроль исполнения бюджета. Поскольку исполнение бюджета формируется на основании бухгалтерского учета, такие программы можно разделить на два вида:
- Система бюджетирования, не интегрированная в систему бухгалтерского учета (СБУ)
- Система бюджетирования, интегрированная в систему бухгалтерского учета (СБУ). Каждая из специализированных систем имеет свои достоинства и недостатки. Чтобы сделать правильный выбор, рассмотрим плюсы и минусы этих систем.
Выбираем систему
Система бюджетирования, не интегрированная в систему бухгалтерского учета
Системы этого вида специализируются на решении самой задачи бюджетирования – они имеют хорошо развитый инструментарий по планированию и отлаженную систему отчетности. Однако, кроме планирования расходов, необходимо контролировать лимиты и отслеживать исполнение бюджета. С этой задачей такие системы справляются «постольку поскольку», так как сам факт исполнения в этих системах не предусмотрен. Некоторые организации решают эту проблему путем сложной интеграции с СБУ и существенного расширения плана счетов. К чему это приводит? Во-первых, к существенной загрузке СБУ: большое количество проводок и счетов снижает эффективность системы. Во-вторых, к повышению влияния «человеческого фактора»: в этом случае бухгалтер определяет, на какую статью и ЦФО относятся расходы в бюджете. И, в-третьих, к наделению сотрудников бухгалтерии несвойственными им функциями специалистов отдела бюджетирования (определять статью и ЦФО для каждого расхода), что приводит к существенному расширению штата бухгалтерии и завышенным требованиям к квалификации сотрудников. Следовательно, такой вариант нельзя назвать экономически оправданным. Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Плюсы:
1. Хороший инструментарий для решения задач планирования – система позволяет планировать «сверху-вниз» и «снизу-вверх», на основании данных прошлых периодов и т.д.
2. Возможность проводить анализ типа «что… если».
3. Большой набор типовых отчетов; встроенный генератор отчетов.
Минусы:
1. Невозможность полноценного контроля лимитов – система не может запретить проведение платежа в СБУ.
2. Отсутствие информации об исполнении бюджета – система не может отразить в бюджете бухгалтерскую операцию по отнесению средств на расход на основании собственных данных.
3. Завышенные требования к сотрудникам бухгалтерии и наделение их несвойственными функциями.
4. Сложная и дорогая интеграция между системой бюджетирования и СБУ.
Система бюджетирования, интегрированная с системой бухгалтерского учета
Системы этого вида обычно работают в качестве надстройки над СБУ и не являются основным продуктом компании (этим объясняется неразвитость инструментария для планирования бюджета). С другой стороны, наличие всех оперативных данных позволяет автоматически формировать исполнение бюджета, планировать и автоматически контролировать бюджет – например, в разрезе имеющихся договоров, контрагентов и т.д.
Плюсы:
1. Четкий контроль лимитов, вплоть до запрета проведения платежных документов.
2. Автоматическое формирование исполнения бюджета при отражении расходов в бухгалтерском учете.
3. Возможность детального планирования и автоматического контроля исполнения бюджета.
4. Отсутствие затрат на интеграцию систем.
Минусы:
1. Неразвитый инструментарий для планирования бюджета.
2. Недостаточное количество типовых отчетов.
Выводы
Сравнительный анализ плюсов и минусов разных типов систем позволяет сделать следующие выводы:
- Для организаций, которые не имеют территориально-разветвленной структуры, экономически оправданным является выбор системы бюджетирования, интегрированной с СБУ
- Для многофилиальных организаций предпочтительна специализированная система планирования бюджета и формирования отчетности и интегрированная система для оперативного контроля лимитов и формирования данных об исполнении бюджета.
Читайте также