Шереметьево уже 10 лет внедряет SAP
31.03.10, Ср, 15:15, Мск,
Текст: Анастасия Симакина
Фото: svo.aero
В международном аэропорту Шереметьево силами компании Т-Системс СиАйЭс завершена инсталляция биллингового модуля системы SAP ERP, на базе которой построена вся ИТ-инфраструктура аэропорта. Внедрение SAP в аэропорту ведется на протяжении десяти лет, первые годы проект значительно буксовал. Теперь в Шереметьево будут работать основные функциональные блоки системы, включая новый биллинг.
Аэропорт Шереметьево (МАШ) в сотрудничестве с компанией Т-Системс СиАйЭс успешно провел внедрение модуля SAP SD «Биллинг» на платформе SAP в рамках программы развития ERP-системы. Осуществление проекта заняло несколько месяцев – с октября минувшего года по январь текущего.
История внедрения SAP ERP (ранее SAP R/3) в Шереметьево довольно терниста. Проект возобновлялся несколько раз. Стартовал он, по разным данным, в 1999 или в 2001 году. Так, в 2004 году бывший финансовый директор «Международный аэропорт Шереметьево» Лучаковский Александр заявлял в интервью, что предприятие рассматривало возможность внедрения R/3 с 1997 года. Действительно продуктивно внедрять систему в Шереметьево начали с середины 2003 года, заявил он. С его слов, за это время на проекте сменился не один интегратор, имен Лучаковский не назвал.
Сдвинуть проект с мертвой точки помогла смена подхода к распределению ролей. Изначально команда аэропорта пыталась провести глобальную работу своими силами, привлекая консультантов только в помощники. В дальнейшем, осознав неэффективность такого подхода, внедрение SAP в Шереметьево было полностью доверено специалистам. Генеральным подрядчиком проекта стала компания «Порт Телеком», дочерняя компания «МТУ-Интел» (сейчас – «Комстар-Директ», входит в холдинг АФК «Система»). Субподрядчиком выступила Т-Системс СиАйЭс.
Тем временем, в интервью от 2008 года директор по ИТ компании «Международный аэропорт Шереметьево» Хохлов Игорь рассказывал, что для управления финансовой деятельностью аэропорта внедрение решения SAP R/3 началось еще в 2001 г., «но из-за административных проблем шло с разной степенью успеха». По его версии, с 2006 года. внедрение продолжилось.
Ни в пресс-службе SAP, ни в пресс-службе «Международный аэропорт Шереметьево» на вопросы Tadviser (с какого года реализуется проект, кто был интегратором до Т-Системс СиАйЭс и каков объем инвестиций в проект за минувшие годы) не ответили. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Известно, что на данный момент уже внедрены функциональные блоки SAP ERP, отвечающие за финансовый и налоговый учет, учет прямых и косвенных затрат, учет основных средств, заработной платы, закупки и хранение, а также блок «ПБУ», представляющий собой адаптированный к российским нормам модуль бухгалтерского учета.
В пресс-службе Шереметьево рассказали, что задачей последнего проекта, внедрения биллинговой системы, стала автоматизация формирования финансово-расчетных документов (акты выполненных работ, счета, счета-фактуры).
На этапе выбора подрядчика рассматривались несколько кандидатов, предоставивших предложения по внедрению биллинговой системы. Было предоставлено три предложения о внедрении системы на базе модуля SD SAP, а также одно предложение от компании, разработавшей собственную систему на основе БД Oracle. Одним, но не единственным, преимуществом Т-Системс, явилось наличие опыта внедрения биллинговой системы в аэропортах как за рубежом, так и в России (Внуково). Помимо наличия опыта, компания Т-Системс предоставила наиболее оптимальное предложение по итогам комплексного анализа полученных предложений, рассказали в Шереметьево.
Как пояснила представитель интегратора Маковская Станислава, Т-Системс уже выступала интегратором в проекте внедрения SAP ERP в аэропорту Внуково, где помимо нескольких финансовых блоков был также установлен и биллинговый модуль системы. Стоит отметить, что решения SAP довольно популярны для автоматизации работы аэропортов во всем мире: здесь можно упомянуть аэропорты Франкфурта, Копенгагена, Алматы.
В ходе проекта все услуги, оказываемые аэропортом были условно разделены на две группы: услуги по авиационной деятельности и услуги по неавиационной деятельности. В первую группу были включены услуги, непосредственно связанные с обслуживанием прибывающих и убывающих воздушных судов и пассажиров на перроне аэропорта и в его терминалах. Во вторую группу были отнесены все остальные услуги – аренда зданий и помещений, коммунальные и информационные услуги, безопасность и другие.
Внедрение биллинга, которое обошлось Шереметьево в 36 млн рублей, позволило связать воедино процессы оказания и учета услуг и вести контроль за ними в круглосуточном режиме. Для всех ключевых подразделений аэропорта были разработаны унифицированные электронные справочники данных, предоставлена возможность оперативной подготовки пакетов финансово-расчетных документов и формирования аналитических данных о результатах производственной деятельности. Также организовано взаимодействие с аэропортовой базой данных «Синхрон».
В АСУП SAP Шереметьево в настоящее время работают более 300 пользователей, являющихся представителями всех подразделений аэропорта, из них более 100 задействованы в работе с модулем SD. Универсальное биллинговое решение в перспективе может быть распространено в других аэропортах, в деятельности которых принимает или планирует принять участие Шереметьево. Планируется ли в дальнейшем внедрение другие функциональных модулей SAP ERP, компания не сообщает.