Долги регионов (субъектов) России
Консолидированный бюджет субъектов федерации представляет собой объединенный бюджет всех регионов и муниципалитетов, входящих в эти регионы, без учета межбюджетных трансфертов. Дефицит конслидированного бюджета регионов покрывается в основном за счет федерального бюджета.
2024
Правительство РФ утвердило списание долгов по бюджетным кредитам для 25 регионов. Список
Правительство России утвердило распоряжение о списании задолженности по бюджетным кредитам для 25 регионов. Соответствующий документ, подписанный Председателем Правительства Михаилом Мишустиным 28 октября 2024 года, предусматривает списание долга на общую сумму ₽25,9 млрд, которая была направлена в федеральный бюджет за счет налоговых поступлений от реализации инвестиционных проектов в 2023 году.
По данным Правительства России, мера затрагивает субъекты, активно развивающие инфраструктуру для новых инвестпроектов. Средства от списания направлены на поддержку регионов, что позволит им снизить долговую нагрузку и продолжить реализацию проектов в сферах транспорта, энергетики и коммунального хозяйства.
Список регионов, получивших списание долгов, включает:
- Республика Башкортостан — ₽21,9 млн.
- Республика Карелия — ₽43,7 млн.
- Республика Коми — ₽2,1 млн.
- Республика Татарстан — ₽9,47 млрд.
- Республика Хакасия — ₽18,8 млн.
- Удмуртская Республика — ₽16,5 млн.
- Чувашская Республика — ₽116,2 млн.
- Алтайский край — ₽5,3 млн.
- Забайкальский край — ₽25,3 млн.
- Краснодарский край — ₽32,6 млн.
- Пермский край — ₽743,9 млн.
- Ставропольский край — ₽0,3 млн.
- Астраханская область — ₽3,9 млн.
- Белгородская область — ₽100,4 млн.
- Владимирская область — ₽16,2 млн.
- Волгоградская область — ₽34,4 млн.
- Калининградская область — ₽188,5 млн.
- Калужская область — ₽127,1 млн.
- Курская область — ₽525,3 млн.
- Московская область — ₽14,16 млрд.
- Новосибирская область — ₽146,5 млн.
- Пензенская область — ₽53,6 млн.
- Томская область — ₽15 млн.
- Тульская область — ₽11,9 млн.
- Ярославская область — ₽17,7 млн.
Списание задолженности стало частью мер по поддержке инвестиционной активности в регионах, реализующих приоритетные проекты в сельском хозяйстве, туризме, промышленности, жилищном и дорожном строительстве. Механизм, утвержденный в 2020 году, позволяет регионам компенсировать затраты на развитие инфраструктуры за счет налоговых поступлений от новых проектов, что делает списание долгов возможным в рамках стимулирования экономического роста в российских субъектах.[1]
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о списании 1 трлн рублей долгов российским регионам
В июле 2024 года президент России Владимир Путин подписал закон о списании 1 трлн рублей долгов российским регионам. Этот шаг направлен на поддержку экономического развития субъектов РФ и реализацию важных инфраструктурных проектов.
Как сообщает РБК, новый закон предусматривает возможность списания двух третей задолженностей регионов по бюджетным кредитам. Общая сумма списания составит около 1,1 трлн рублей. Эти средства субъекты РФ смогут направить на реализацию различных инфраструктурных проектов, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства и расселения аварийного жилья.
По данным Министерства финансов России, на 1 марта 2024 года государственный долг российских регионов по бюджетным кредитам составлял 1,7 трлн рублей. В эту сумму не входят инфраструктурные бюджетные кредиты, специальные казначейские кредиты и средства, выделяемые на опережающее финансирование.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Процесс списания задолженности будет происходить поэтапно, начиная с 2025 года. Важным условием является фактическое инвестирование регионами высвобождаемых средств в целевые направления. Оставшаяся треть долга будет возвращаться субъектами России по существующим графикам.
Решение о списании долгов было анонсировано президентом Владимиром Путиным еще в феврале 2024 года во время послания Федеральному собранию. Тогда глава государства отметил, что это позволит регионам сохранить около 200 млрд рублей ежегодно с 2025 по 2028 год.
Премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул, что списание задолженностей даст регионам возможность решить ряд важных инфраструктурных задач. Среди приоритетных направлений – строительство, обновление коммунальных сетей, газификация и прокладка транспортных магистралей.
Кроме того, новый закон предусматривает продление предельного срока внесения проекта бюджета на 2025–2027 годы с 15 сентября до 1 октября, что даст дополнительное время для его тщательной проработки с учетом новых экономических реалий.[2]
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин: Правительство спишет 1 трлн рублей задолженности регионов по бюджетным кредитам
Правительство РФ спишет около 1 трлн рублей задолженности регионов по бюджетным кредитам. Об этом премьер-министр Михаил Мишустин сообщил 3 апреля 2024 года во время своего выступления с отчетом правительства в Госдуме.
По его словам, многие регионы несут серьезную долговую нагрузку, поэтому по поручению президента России Владимира Путина было принято решение о списании двух третей их задолженности по бюджетным кредитам. Благодаря этому субъекты смогут решать инфраструктурные задачи — в части строительства, обновления коммунальных сетей, газификации, прокладки транспортных магистралей и т. п., подчеркнул глава кабмина.
3 апреля 2024 года Министерство финансов РФ уточнило, что объем списания долгов регионам РФ на реализацию инфраструктурных проектов составит 1,1 трлн рублей — например, в сфере ЖКХ или на расселение аварийного жилищного фонда. Также деньги могут быть вложены в инфраструктуру для инвестиционных проектов, предоставлены в виде налоговых льгот и компенсаций инвестиционного налогового вычета. Как отметили в ведомстве, задолженность регионов, начиная с 2025 года, будет списываться каждый год, при фактическом инвестировании в целевые направления высвобождаемых средств. Оставшаяся треть долга вернется регионам по предусмотренному графику, добавили в Минфине.
По мнению руководителя Центра межбюджетных отношений НИФИ Романа Афанасьева, списание долгов регионов по бюджетным кредитам даст регионам стимул к развитию.
Государство дает субъектам возможность значительно снизить расходы на обслуживание бюджетных кредитов и направить высвободившиеся средства, которые предполагались для расчета по долговым обязательствам, на решение приоритетных социально-экономических задач, — считает он.[3] |
Путин поручил списать регионам 2/3 задолженности по бюджетным кредитам
Президент РФ Владимир Путин поручил списать регионам две трети задолженности по бюджетным кредитам. Об этом глава государства сообщил в ходе послания Федеральному собранию в конце февраля 2024 года.
Регионам нужно предоставить более широкие возможности распоряжаться средствами в рамках национальных проектов, — сказал российский лидер (цитата по «Коммерсанту»). |
Предполагается, что списание двух третей бюджетных кредитов российских регионов позволит сохранить 250 млрд рублей ежегодно в период с 2025 по 2028 гг. Эти средства должны быть целевым образом направлены регионами на поддержку инвестиций и инфраструктурных проектов.
В рамках программы инфраструктурных бюджетных кредитов для регионов возвращенные кредиты будут снова инвестированы в развитие этих регионов. Планируется, что с 2025 года будет увеличен портфель инфраструктурных кредитов не менее чем на 250 млрд рублей.
После использования бюджетных средств, полученных в рамках кредита, остаток, если он есть, предлагается не возвращать, а направить на дальнейшее использование.
В Совете Федерации поддержали инициативу Путина о списании части бюджетных кредитов, рассказал «Ведомостям» вице-спикер верхней палаты Николай Журавлев.
Это сильно улучшит структуру бюджетов регионов и даст возможность развивать инфраструктуру, так как регионы с большим долгом сильно скованы в развитии бюджетными ограничениями Минфина, – заявил он. |
Губернатор Ярославской области Михаил Евраев в разговоре с изданием заявил, что предложенные Путиным «беспрецедентные меры поддержки регионов» оздоровят экономику. Глава Архангельской области Александр Цыбульский назвал президентскую инициативу революционной и добавил, что ее «даже не решались ожидать».[4]
2023: Рост долга регионов на 14% до 3,2 трлн рублей
Долг российских регионов за 2023 год вырос на 14% в сравнении с 2022-м (2,79 трлн) и составил 3,2 трлн рублей. Об этом свидетельствуют данные Банка России, опубликованные в феврале 2024 года.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на доклад регулятора, совокупный долг регионов РФ повысился во многом из-за увеличения заимствований субъектов Центрального федерального округа и Поволжья. Так, госдолг Москвы по итогам 2023 года поднялся на 40,8 млрд рублей, Татарстана – на 22,2 млрд рублей, Нижегородской области – на 22,3 млрд рублей.
В Центробанке отметили, что регионы чаще всего брали деньги для погашения рыночных кредитов, что снизило риски повышения долговой нагрузки на бюджеты субъектов. В Банке России добавили, что в 2024 году финансирование дефицитов будет осуществляться по тому же принципу.
По оценкам эксперта группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Ильи Цыпкина, самый большой прирост бюджетных кредитов в 2023 году относительно 2022-го произошел в Ростовской области (+161%), ХМАО (+159%), Санкт-Петербурге (+154%) и Приморском крае (+141%).
Бюджетные кредиты в 2023 году в основном выдавались на финансирование инвестиционных расходов субъектов, отмечает Цыпкин. Регионы преимущественно получали их на опережающее финансирование расходных обязательств, которые должны быть погашены в 2024 году за счет трансфертов из федерального бюджета. То есть бюджетные кредиты в 2023 году в основном выдавались на финансирование инвестиционных расходов субъектов, добавил эксперт.
Фактически бюджетные кредиты – это дополнительный финансовый инструмент для развития территорий, отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Поэтому бюджетные кредиты, предоставляемые на 15 лет под низкие проценты, можно рассматривать просто как дополнительный межбюджетный трансферт или иной финансовый ресурс, полученный на территории.[5]
2022
Снижение госдолга регионов на 46 млрд рублей
Госдолг регионов России к началу 2022 года снизился на 46 млрд рублей в сравнении с показателем годичной давности и составил 2,45 трлн рублей. Об этом свидетельствуют данные Минфина РФ, опубликованные в марте 2023 года.
Как сообщила Счетная палата (СП), на начало 2022 года объем государственного долга субъектов Российской Федерации увеличился в сравнении с 2017-м на 5,2%. Из числа проверенных регионов наибольшее увеличение долга отмечено в Санкт-Петербурге – в 6,2 раза, Московской области – в 2,7 раза и Свердловской области – на 37,8%. В Новгородской области, республиках Татарстан и Саха (Якутия) увеличение долга составило от 1,5 до 11,1%. В Иркутской области госдолг уменьшился на 24%.
По данным СП, всего в 2017-2021 гг. проверенные ведомством регионы получили из федерального бюджета кредиты в объеме более 896 млрд рублей. Также регионам предоставлялись казначейские кредиты (на пополнение остатка средств на счете бюджета) в объеме 2,2 трлн рублей.
Как показала проверка, регионы преимущественно использовали предоставленные кредиты на погашение долговых обязательств (более 50%) и оплату текущих расходов (более 47%).При этом доля бюджетных кредитов, направленных на инвестиционные цели, была крайне незначительной. Исключением стал Санкт-Петербург, где на инвестиционные цели было направлено более 63% предоставленных из федерального бюджета кредитов.
В ходе проверки во всех семи регионах были отмечены нарушения и недостатки при управлении государственным долгом. Так, регионы не соблюдали установленные Бюджетным кодексом ограничения по объемам заимствований. При этом ответственность за это законодательством не предусмотрена. Отдельные регионы не выполняли условия соглашений о предоставлении бюджетных кредитов в части достижения установленных плановых значений показателей, указали в СП.[6]
Топ-7 регионов РФ по объему госдолга
По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам девяти месяцев 2022 года вырос на 8,9% в сравнении с аналогичным периодом 2021-го и составил 2,694 триллиона рублей. В абсолютном выражении госдолг вырос на 219,5 млрд рублей, и почти четвертая часть его увеличения пришлась на Самарскую область, Челябинскую область и Нижегородскую область. Соответствующая статистика была опубликована в ноябре 2022 года.
Список регионов с наибольшими госдолгами к 1 октября 2022 года выглядит следующим образом:
- Московская область — 274,9 млрд рублей.
- Москва — 131,4 млрд рублей.
- Нижегородская область — 118,8 млрд рублей.
- Краснодарский край — 105,6 млрд рублей.
- Свердловская область — 103,3 млрд рублей.
- Республика Татарстан — 95,5 млрд рублей.
- Санкт-Петербург — 93,3 млрд рублей.
Низкий уровень долговой нагрузки по итогам трех кварталов 2022 года зафиксирован в 14 регионах и по сравнению с началом года их количество увеличилось. Состав лидирующей группы, где государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, за прошедшие девять месяцев пополнился Санкт-Петербургом. На 1 октября 2022 года в нее входят: Ямало-Ненецкий автономный округ (1,2%), Ленинградская область (1,9%), Тюменская область (2,2%), Москва (3,7%), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (3,7%), Сахалинская область (4,1%), Ненецкий автономный округ (4,2%), Алтайский край (5%), Приморский край (6%), Республика Крым (6,1%), Иркутская область (8,4%), Санкт-Петербург (8,6%) и Владимирская область (9,1%). Во всех перечисленных регионах долговая нагрузка за девять месяцев 2022 года выросла, за исключением Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы и Санкт-Петербурга. В Севастополе государственный долг отсутствует. [7]
2020
Госдолг регионов РФ вырос на 18%, до 2,49 трлн руб
"По итогам 2020 года государственный долг субъектов Российской Федерации увеличился на 383 млрд руб., или на 18%, и достиг 2496 млрд руб." - Минфин.
Регионам России разрешили давать друг другу кредиты
17 апреля 2020 года Государственная Дума во втором и третьем чтениях приняла законопроект, позволяющий регионам выдавать кредиты друг другу. Речь идёт о так называемых горизонтальных бюджетных кредитах.
Новыми нормами предусматривается возможность привлечения в 2020 году регионами заемных средств из бюджетов других регионов. Горизонтальный кредит можно будет взять на срок до трех лет. Предполагается, что поправки позволят помочь гражданам и бизнесу на фоне спада экономики из-за коронавируса COVID-19.
Это позволит регионам оказывать помощь предприятиям, позволит за счет региональных возможностей сделать все, чтобы у нас заработная плата выплачивалась вовремя и граждане были защищены, — подчеркнул спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин в четверг по итогам заседания Совета Думы. |
По словам премьер-министра Михаила Мишустина, новые правительством поправки «позволят дать регионам больше маневра в поиске ресурсов для развития местной экономики и повышения уровня жизни людей».
Кроме того, в рамках принятых изменений в Бюджетный кодекс закрепляется право Правительства РФ в 2020 году осуществлять государственные внутренние и внешние заимствования и предоставлять госгарантии РФ с превышением предусмотренных в федеральном бюджете верхних пределов внутреннего и внешнего госдолга, программ государственных заимствований и госгарантий.
Нововведение также разрешит властям регионов и муниципалитетов выпускать долговые ценные бумаги, даже если они не имеют необходимого кредитного рейтинга.
В свою очередь, правительство тоже готово выделить регионам дополнительные средства на поддержку экономики. 15 апреля на совещании с членами правительства президент Владимир Путин поручил выделить на это 200 млрд рублей.[8]
2019: Сокращение долга на 4%
За 2019 год объем государственного долга российских регионов снизился еще на 4% и опустился почти до уровня докризисного 2014 года. Суммарно по итогам года регионы остались в профиците, хотя по сравнению с 2018 годом этот показатель сократился более чем в 30 раз (до 15,5 млрд руб. против 491,5 млрд руб.).
2017: Севастополь - лидер по росту долга
В феврале 2018 года опубликован рейтинг, в котором проанализирована динамика задолженности региональных бюджетов по кредитам, предоставленным им федеральным бюджетом, в федеральный бюджет по данным Росстата за период с 2007 по 2017 гг.
Большая часть регионов имеют динамику хуже средней по стране. Только у одного региона задолженность в бюджет имеет тенденцию к сокращению. Это Кабардино-Балкария. Но считать, что КБР – образцово-показательная республика по ситуации с долгами, было бы неверно. Долги там очень высокие относительно ВРП, высокие даже по северокавказским меркам. Снижение долгового бремени там происходило в конце нулевых – начале десятых, главным образом за счет того, что республика практически подмяла под себя весь рынок недорогой водки.
Но после того как в 2010 году было учреждено Росалкогольрегулирование, которое жестко взялось за «каталово» водки, у легального рынка кабардино-балкарской водки начались проблемы. Казалось бы, с контрафактной продукцией, создававшей конкуренцию легальным производителям, было покончено, рынок расчищен. Но выяснилось, что и легальная продукция тоже в большинстве своем нормам не соответствовала. «Золотой период» выплат долгов в бюджет закончился.
В 2013 году республиканские водочники стали получать субсидии, им возвращалось до 70% акцизов, поступивших в региональный бюджет. Производство выросло, снизился и республиканский долг. Но в 2015 году Росалкогольрегулирование стало подряд закрывать ликероводочные заводы в КБР. Долги стали тут же расти. По итогам 2017 года в КБР ожидается рост долгов на 25-30%[9].
Что касается Северной Осетии, находящейся на втором месте, картина там аналогичная – это один из двух центров производства дешевой водки в первой половине отчетного периода. Безусловно, играют роль также и огромные дотации республикам Северного Кавказа, по всей видимости, по этой причине туда же попала и Чечня, хотя, безусловно, по сравнению с ситуацией в начале отчетного периода, когда республика еще не успела оправиться от последствий Второй Чеченской войны, долги стали потихоньку возвращаться еще и из-за относительной стабилизации экономики.
Хуже всего ситуация у Севастополя. Причины этого ясны: город получает из центра на различные производственные и инфраструктурные проекты, в силу чего закредитованность росла и будет расти. Однако по итогам 2017 года должно ожидаться улучшение ситуации, т.к. бюджетный план был выполнен, налогов поступило в бюджет на 10 млрд рублей больше, чем в 2016 году. Если сравнивать ситуацию с Республикой Крым, у которой долговая ситуация значительно лучше, то Севастополь в менее выгодном положении: здесь на малой территории находится большая концентрация объектов, требующих привлечения дополнительных средств.
На этом негативном фоне можно выделить Мурманскую область и Ненецкий АО, где малый прирост задолженности в федеральный бюджет действительно связан с улучшением экономической ситуации. По состоянию на осень 2017 года в Мурманской области кредитные агентства присвоили кредитные рейтинги выше среднего. Основные факторы, за счет которых область имеет такую долговую устойчивость:
- направление дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджета, на досрочное погашение дорогостоящих долговых обязательств,
- привлечение временно не используемых остатков средств на счетах учреждений для покрытия кассовых расходов,
- привлечение краткосрочных бюджетных кредитов,
- выпуск облигационного займа Мурманской области.
По итогам 2017 года ожидается сокращение задолженности в федеральный бюджет. Это связано со стабилизацией цен на нефть, а также с мерами, принимаемые окружной администрацией по борьбе с закредитованностью: получение краткосрочных казначейских кредитов, выпуск в 2017 году облигаций, «длинные» и более дешевые займы относительно банковских. Внесены изменения в Программу государственных внутренних заимствований НАО. В 2018 году планируется размещение ценных бумаг на сумму 1,4 млрд рублей. В 2017 году в результате этих мероприятий долг составил около 20% объема годовых доходов казны. В случае значительного роста цен на нефть полученные ресурсы планируется использовать в том числе для снижения долговой нагрузки.
2012
Рост объема трансферов из федерального бюджета на 11% за первые 10 месяцев
По итогам первых десяти месяцев 2012 года объем трансфертов регионам вырос на 11,5 процента в сравнении с этим же периодом годом ранее.
Накануне СМИ сообщили, что в 11 российских регионах наблюдаются признаки полноценного финансового-экономического кризиса. В списке оказались:
- Чечня,
- Ингушетия,
- Дагестан,
- Северная Осетия,
- Чукотка,
- Тува,
- Еврейская автономная область,
- Забайкалье,
- Мурманская,
- Кемеровская и
- Вологодская области.
Эти регионы страдают от спада промпроизводства и снижения прибылей местных компаний, которое, в свою очередь, уменьшает поступления в бюджет от налога на прибыль[10].
По итогам первых восьми месяцев 2012 года количество регионов с отрицательным сальдо прибылей и убытков составило 13, тогда как годом ранее таких субъектов было всего пять.
Замминистра Клепач: Дефицит бюджета регионов может вырасти с 50 млрд до 1,8 трлн руб в 2018 г
Дефицит консолидированного бюджета регионов к 2018 году может вырасти c 50 миллиардов до 1,8 триллиона рублей. Об этом, как сообщал "Интерфакс", заявил замминистра экономического развития Андрей Клепач.
По его словам, дисбаланс в доходах и расходах регионов будет связан в первую очередь с необходимостью повышать зарплаты учителям и врачам. Замминистра заявил на семинаре региональных руководителей законодательных органов власти, что субъектам, возможно, придется занимать средства на рынке, а также вводить новые налоги. Каких-либо конкретных предложений по предотвращению роста дефицита у министерства пока нет.
Прогноз роста задолженности из-за необходимости выполнить майские указы Президента Путина
Около половины российских регионов в течение 2013-2014 гг будут вынуждены занимать деньги, что может привести к банкротству некоторых из них. К таким выводам пришли (осень 2012 г) аналитики рейтингового агентства Standard & Poor's. Рост расходов регионов будет связан с предвыборными обещаниями и первыми указами Владимира Путина.
По подсчетам рейтингового агентства, на эти цели придется потратить 8,4 процента ВВП, и только 15 процентов из этих денег будет финансировать федеральная казна. Остальное придется на расходы регионов.
Указы, закрепляющие его предвыборные обещания, Путин подписал в мае 2012 года. Они предусматривают рост довольствия военнослужащих, повышение расходов на образование, науку и развитие Дальнего Востока, а также создание рабочих мест. В октябре Счетная палата констатировала, что в бюджете на 2013 и плановый период 2014-2015 годов заложено недостаточно средств для выполнения президентских указов.
В целом государственный долг регионов России, по прогнозам S&P, в 2013 году вырастет в полтора раза. В S&P подсчитали, что в 2013 году субъекты РФ займут 500 миллиардов рублей, а через год - 700 миллиардов рублей[11].
Ранее министр финансов России Антон Силуанов заявлял, что опасности дефолта субъектов РФ нет.
Эксперты агентства полагают, что в 2013 году регионы будут вынуждены занимать больше из-за снижающихся доходов. Так, одним из основных источников денег для субъектов РФ является налог на прибыль, который в 2012 году растет медленнее инфляции.
Долг субъектов 1,17 трлн руб на начало года
На начало 2012 года долг субъектов РФ составлял 1,171 триллиона рублей. В 19 регионах он был выше половины годового дохода.
Примечания
- ↑ Правительство утвердило распоряжение о списании задолженности по бюджетным кредитам для 25 регионов
- ↑ Путин подписал закон о списании долгов российским регионам
- ↑ Правительство спишет порядка 1 трлн рублей задолженности по бюджетным кредитам
- ↑ Путин объявил о списании регионам двух третей долгов по бюджетным кредитам
- ↑ Долг российских регионов вырос за год на 14%
- ↑ Счетная палата оценила эффективность предоставления бюджетных кредитов регионам
- ↑ Госдолг регионов по итогам девяти месяцев 2022 года вырос – рейтинг
- ↑ Госдума разрешила регионам давать друг другу кредиты на срок до 3 лет
- ↑ Рейтинг: регионы задолжали Москве
- ↑ Дефициту региональных бюджетов России предсказали рост в 36 раз за пять лет
- ↑ S&P предупредило о риске банкротства регионов из-за обещаний Путина