Информационные технологии в Metro Cash & Carry Russia
Статья посвящена развитию ИТ в Metro Cash & Carry Russia.
Содержание |
2023
Metro в России добился многомиллионной экономии благодаря внедрению виртуальных касс и генеративного ИИ
Выступая на TAdviser SummIT 29 ноября 2023 года, директор дивизиона электронной коммерции Metro Russia Денис Марфутин рассказал о ключевых технологиях, которые развивает компания в области электронной коммерции. Он напомнил, что по итогам первого полугодия 2023 года Metro вошла в топ-3 по продажам среди ритейлеров в e-grocery.
В офлайн-продажах традиционный клиент Metro – это взрослый мужчина на машине, потому что Metro расположены далеко, и это покупатель с высоким чеком. С подключением e-commerce компания получила более широкую аудиторию, которая раньше не могла добраться в Metro: в том числе, покупатели без машины, женщины с детьми.
Компания работает с разных витрин – собственных и внешних. В доставке у Metro есть направления B2B и B2C, и есть внешние витрины в доставке. Фулфилмент и последнюю милю для B2B заказов компания делает самостоятельно, а для B2C заказов привлекает партнёров. Metro является стратегическим партнёром «СберМаркета» и развивается с ним в тандеме. Работает компания, соответственно, со своего приложения, с приложения партнёра и небольших региональных игроков.
В области автоматизации одна из историй, которой поделился Денис Марфутин, — это виртуальные кассы. Они дают возможность сборщику в магазине, проходя и делая сборку заказа, не выкладывать товары на ленту и не использовать софт-чек. Софт-чек — это хорошая история, отмечает Денис Марфутин: когда ты приходишь на кассу, показываешь QR-код по отсканированным товарам, и кассир, сканируя этот QR-код, сразу видит состав заказа.
При этом раньше сборщики комплектовали заказы и вставали в очередь на кассе торгового центра Metro вместе с обычными офлайн-покупателями или использовали кассы самообслуживания. Но сейчас виртуальные кассы в Metro уже на таком этапе, когда не нужен кассир: реализована прямая интеграция с виртуальной кассой, которая позволяет пробивать заказ прямо в момент окончания сбора заказа пикером без присутствия кассира. К примеру, от «отпикал» 40 товарных позиций, нажал на кнопку «Завершить заказ», и происходит транзакция между Metro и партнёром без эквайринга, что экономит до 200 млн рублей в год. Виртуальные кассы также позволили сократить время сборки онлайн-заказов в Metro на 25%.
Ещё одна история, над которой работает компания, — даркстор, открытый в центре Москвы. Это существенно позволяет ускорить сборку и доставку. Другой проект – приложение Metro. Изначально оно было базовым и имело небольшой рейтинг, но, проделав большую работу, компания его улучшила, и рейтинг приложения повысился.
Отдельно Денис Марфутин остановился на применении генеративных нейросетей. Сейчас они активно используются в маркетинге Metro, и это только примерно 5% от потенциала, говорит директор дивизиона электронной коммерции. Например, нейросеть применяется для рекламных креативов, что позволяет заменить фотосъёмку и существенно на этом сэкономить, потому что новые креативы нужны каждую неделю. Метавселенная ВДНХ
Используя агентство, которое находится на территории «другой страны», где не блокируется использование MidJourney, ChatGPT и проч., по брифу Metro создаются различные креативы. Пример приведён ниже на слайде. Денис Марфутин отмечает, что такие креативы дают прирост конверсии.
Генеративные нейросети используются и для создания видео – например, роликов для соцсетей. В этом случае не нужно платить операторам, моделям, гримёрам и др., что тоже даёт существенную экономию. В этом случае сценарий пишет ChatGPT, изображения генерируются отдельно MidJourney.
ИИ, ChatGPT, в частности, также применяется для общения с клиентом. Например, его используют для ответов на вопросы клиентов в группе Telegram. Ответы вызывают много комментариев и реакций, говорит Денис Марфутин, но пока по количеству реакций побеждает человек.
Сейчас технологии генеративный нейросетей на хайпе, а дальше, возможно, людям это будет не так интересно, отмечает Денис Марфутин. Но пока это интересно, надо использовать.
Также нейросети применяются для товарного контента. Его создание требует множества рутинных операций, и этот процесс можно оптимизировать с помощью готовых промышленных решений, что вдобавок выходит и дешевле.
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT, прошедшая 29 ноября, стала одной из крупнейших за всю историю её проведения: в общей сложности мероприятие посетили более 1,4 тыс. делегатов, в выставочной зоне было развёрнуто свыше 40 стендов, а с докладами в пленарной части и восьми тематических сессиях выступили более 150 спикеров. В конференции принял участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, который в формате интервью на сцене ответил на острые вопросы участников ИТ-индустрии.
Metro подключила оплату по QR-коду во всех торговых центрах
С июля все 93 торговых центра Metro во всех регионах подключены к Системе быстрых платежей (СБП). Это даёт возможность оплаты без карты, с использованием мобильного телефона. Также СБП стала удобной заменой бесконтактных NFC-платежей.
Механика оплаты следующая: на платежном терминале на кассе покупатель сканирует QR-код с помощью камеры смартфона и подтверждает оплату со счета. Оплата по QR-коду доступна в том числе и на кассах самообслуживания.
В настоящее время клиенты Metro могут осуществлять оплату товаров наличным или безналичным способом, а также по QR коду. Для B2B клиентов также доступны все виды оплат и предусмотрены дополнительные кредитные линии. С июня 2023 года В2В клиенты могут заказывать экспресс-доставку товаров, оформляя все необходимые документы прямо через мобильное приложение Metro.
2022: Metro автоматизировала управление расходами
Metro, управляющая 93 торговыми центрами, внедрила систему управления расходами. Об этом компания сообщила в декабре 2022 года. В результате компания переходит от работы в разрозненных таблицах Excel и системах к бесшовному единому процессу управления затратами компании.
В качестве платформы была выбрана система SAP, которая была кастомизирована под потребности заказчиков. Тестирование системы началось в августе 2022 года. А внедрение началось с 1 октября. Масштабирование происходит по четкому плану, департаменты подключаются постепенно, что дает командам гибкость и понимание, когда они перейдут на новый процесс.
В ходе проекта проведена интеграция с системой внутреннего документооборота, что позволило уйти от разрозненных процессов и организовать сквозной процесс. Это минимизирует количество согласований на разных этапах закупки, отображает в одном месте и услугу, и ее стоимость, и поставщика. Реализация активного контроля бюджета для закупок торговых центров и центрального офиса позволяет получать всю необходимую аналитику из системы (включая план-факт), а не по огромным таблицам, данные для которых собирались разными отделами. Теперь вся информация собрана в одном месте и находится в доступе ответственных за контроль бюджета лиц.
2017: Запуск касс самообслуживания
Весной 2017 года в торговом центре Metro в Санкт-Петербурге впервые для компании были запущены кассы самообслуживания. В первую неделю работы системы кассами самообслуживания воспользовались более 1000 человек, а по состоянию на апрель ими пользовались около 11% клиентов.
Целью пилотного внедрения проекта стало повышение скорости совершения операций клиентов и их комфорт. Кассы самообслуживания позволяют клиенту самостоятельно производить сканирование товаров, применять купоны и оплачивать покупки. А для оптовых клиентов кассы самообслуживания означают отсутствие необходимости выкладывать тяжелый товар на весы и в возможности ввода количества товара вручную.
Внедрение системы самообслуживания в торговом центре Metro – это первый подобный опыт не только в России, но и во всех странах присутствия компании. По итогу успешного внедрения данной системы компания планировала запуск касс самообслуживания в одном из торговых центров в Москве.