Содержание |
«Пушкинская карта» - запущенный 1 сентября 2022 года государственный финансово-образовательный проект, цель которого - дать возможность школьникам и студентам посещать театры, музеи и другие учреждения культуры на выделяемые из бюджета деньги. «Пушкинская карта» — это продукт платёжной системы «Мир», и на неё раз в год поступает определённая сумма. Но эти деньги — целевые, их нельзя обналичить или потратить в магазине. Они предназначены строго для оплаты билетов на выставки, театральные постановки, концерты и другие культурные мероприятия.
Хроника
2024
11 млн пользователей, 75 млн билетов на ₽36,4 млрд. Минкульт РФ подвел итоги программы «Пушкинская карта»
Министр культуры России Ольга Любимова 1 ноября 2024 года представила итоги реализации программы «Пушкинская карта», сообщив, что с момента запуска в сентябре 2021 года её участниками стали 11 млн молодых людей, которые приобрели более 75 млн билетов на общую сумму ₽36,4 млрд.
Как передает ТАСС, охват молодежи программой в России достиг 80%. В некоторых регионах, включая республики Чувашия, Татарстан и Удмуртия, а также Нижегородскую, Оренбургскую, Костромскую и Архангельскую области, показатель участия превысил 95%.
Программа направлена на поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет и повышение доступности учреждений культуры. Номинал карты составляет ₽5 тыс. в год, средства можно использовать для оплаты посещения театров, музеев, кинотеатров и концертов.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
В 2024 году запланировано финансирование программы в размере ₽12,5 млрд, в 2025 году — ₽12,7 млрд. На 2026 год предусмотрено выделение ₽28,3 млрд, что на 10% ниже первоначального бюджетного прогноза.
Министерство культуры России усиливает контроль за использованием карт. Введены новые правила, предусматривающие блокировку карты до конца календарного года при нарушении условий программы. Билеты могут приобретаться только владельцами карт исключительно для личного посещения мероприятий.
Ведомство также расширило требования к организациям культуры и усовершенствовало систему покупки и контроля билетов. Внедрена система уведомлений об изменениях в мероприятиях для пользователей карт.
За три года реализации программа доказала свою эффективность в повышении интереса молодежи к культурным мероприятиям. Министерство продолжает работу над расширением перечня доступных культурных событий и повышением качества предлагаемых мероприятий.[1]
Развитие ИТ-системы «Пушкинской карты» перешло от «Ростелекома» к VK
30 сентября 2024 года стало известно, что холдинг VK приступил к активному развитию ИТ-системы «Пушкинской карты», ранее находившейся под управлением «Ростелекома». Компания начала поиск разработчиков для приложения «Госуслуги Культура», используемого для оформления «Пушкинской карты».
Как сообщает «Коммерсантъ», VK разместил вакансию Android-разработчика для приложения «Госуслуги Культура» на своем корпоративном сайте. Ранее разработкой этого приложения занимались «РТ Лабс» — дочерняя компания «Ростелекома», и студия Notamedia. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России уточнило, что вакансия опубликована для доработки проекта.
Переход разработки к VK связан с февральским постановлением правительства, согласно которому холдинг стал оператором «доверенных информационных систем» программы «Пушкинская карта». Еще в июле 2023 года VK выкупил долю «РТ Лабс» (26%) и часть доли Notamedia (25%) в их совместном предприятии «Нота-РТК», которое впоследствии было переименовано в «ВК Арт Лаб».
Программа «Пушкинская карта», запущенная министерством культуры России в 2021 году, позволяет гражданам в возрасте от 14 до 22 лет получить предоплаченную карту номиналом ₽5 тыс. для покупки билетов в учреждения культуры. По данным на июнь 2024 года, в программе участвовало 10,4 млн человек.
Эксперты отмечают, что VK обладает большими возможностями по найму и развитию сотрудников, чем ее подрядчики. Сооснователь компании Arcsinus Павел Голуб предполагает, что в перспективе разработка всех систем для «Пушкинской карты» может вестись полностью силами VK.
Вице-президент по стратегическим проектам группы «Борлас» Аркадий Карев отмечает, что при должном качестве проекта сторонний разработчик может принять его даже без необходимости совместной разработки в рамках «переходного периода». Однако сложность этого процесса зависит от уровня документированности решения и качества исходного кода.[2]
Правительством обновлен порядок реализации программы «Пушкинская карта»
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.02.2024 N 181 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2021 г. N 1521» правила реализации программы «Пушкинская карта» изложены в обновленной редакции.
Так, обновленными правилами расширены требования к организациям культуры для участия в программе "Пушкинская карта". В частности, организация культуры должна быть зарегистрирована в соответствии с законодательством РФ в качестве юрлица, должна осуществлять деятельность в сфере культуры не менее одного года, предшествующего дате подачи заявки на включение в реестр организаций культуры, сведения об организации культуры, ее руководителе, участниках (собственниках), а также главном бухгалтере должны отсутствовать в реестре иностранных агентов и пр.
Скорректированы условия участия граждан в программе "Пушкинская карта", а также условия прекращения участия граждан в программе, к которым теперь относится в том числе передача гражданином карты, реквизитов карты или именного билета третьим лицам.
Предусмотрено, что мероприятия, включаемые в программу "Пушкинская карта", оцениваются с учетом Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента от 9 ноября 2022 г. N 809.[3]
Кроме этого, постановлением закреплено, что ООО "Компания ВК" предоставляет на добровольной и безвозмездной основе доверенные информационные системы, с использованием которых реализуются меры по совершенствованию системы безопасности программы "Пушкинская карта", а также информационная поддержка программы.[4]
2023
Число владельцев «Пушкинской карты» достигло 9 млн человек
К концу 2023 года число владельцев «Пушкинской карты» достигло 9 млн человек. Об этом в апреле 2024 года рассказала министр культуры России Ольга Любимова. По ее словам, в 2023 году по программе «Пушкинской карты» было продано 28,5 млн билетов.
Любимова рассказала, что к концу 2023 года по программе «Пушкинской карты» в России работали 11,5 тыс. организаций культуры. Число владельцев «Пушкинской карты» растет во многих регионах Россиии. Так, количество жителей Кемеровской области, оформивших «Пушкинскую карту» увеличилось на 40 тыс. за 2023 год и составило 220 тыс., или 85% жителей региона в возрасте от 14 до 22 лет. Об этом в январе 2024 года сообщил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.
По его словам, регион лидирует в Сибирском федеральном округе по доли организаций, подключены к программе «Пушкинской карты» (92% к концу 2023 года). Следом идут Иркутская область, Красноярский край, Новосибирская и Омская области.
В феврале 2024 года Правительство РФ внесло изменения в программу «Пушкинской карты». Так, расширены требования к организациям культуры, претендующим на участие в программе. В их числе, например, регистрация в качестве юридического лица, ведущего деятельность в сфере культуры (ИП к участию не допускаются), наличие материально-технических ресурсов для оказания услуг, обеспечение открытости информации об организации.
Финансирование федерального проекта «Пушкинская карта» в 2023 году оставлено на уровне 2022-го и составила 16 млрд рублей. По словам Ольги Любимовой, на поддержку государственной программы «Развитие культуры» в 2023-2025 годах направят 509,5 млрд рублей, из них 175,4 млрд рублей было заложено на 2023 год.[5]
Учреждения культуры заработали 13 млрд рублей на «Пушкинской карте»
За неполный 2023 год - с начала января по середину декабря - держатели «Пушкинской карты» приобрели 29 млн билетов в культурные учреждения на общую сумму 13 млрд рублей. Об этом 18 декабря 2023 года в ходе стратегической сессии всероссийского проекта «Музейные маршруты России» сообщил руководитель платформы «PRO.Культура.РФ» и портала «Культура.РФ» Александр Минаев.
По его словам, в Москве лидерами по продажам билетов по «Пушкинской карте» являются Государственная Третьяковская галерея и Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Как отметил Минаев, к концу 2023 года в программе «Пушкинская карта» участвуют 11,5 тыс. организаций, из которых 1,6 тыс. - это музеи. На последние приходится 13% поступлений от продаж билетов по программе.
В середине декабря 2023 года «Пушкинскую карту» оформили в общей сложности 9,5 млн человек, со старта программы ими было приобретено 52 млн билетов.
Ранее в 2023 года оператор «Пушкинской карты» Почта-банк сообщил о том, что Москва лидирует по количеству покупок по программе - на столицу приходится 17,7% продаж билетов. Второе место занял Петербург с показателем 5,8%. В Башкортостане используют «Пушкинскую карту» примерно так же часто — 5,6%. Татарстан и Челябинская область с 4,7% и 3,2% соответственно определили на четвертую и пятую строчку рейтинга.
Самыми популярными стали билеты в кинотеатры — на них приходится 36% от всех покупок. Театры составили 23%, выставки и музеи — 1%, мероприятия в домах культуры — 12%. Еще 9% пришлись на концерты и три процента — на мероприятия в образовательных учреждениях и библиотеках.
Можно сказать, что каждый тысячный житель планеты - обладатель Пушкинской карты. Один из главных показателей популярности программы - возросшие траты по картам, - отметил руководитель управления по развитию программы «Пушкинская карта» Почта-банка Игорь Минаев.[6] |
Раскрыта схема обмана
В конце января 2023 года стало известно о схеме обмана с «Пушкинскими картами». Мошенники пытаются завлечь несознательных молодых людей в Telegram-каналы и группы в социальных сетях, в которых сообщают о возможности обналичить их именную «Пушкинскую карту» за вычетом комиссии. Она составляет до 50% от остатка на счете.
Численность некоторых из таких групп достигает 100 тысяч участников. Злоумышленники пользуются тем, что некоторые школьники и студенты хотят заполучить содержащиеся на карте деньги в виде наличных.
В частности, в подобных каналах распространяются видеоролики, в которых молодые люди утверждают, что он и все его друзья якобы решили не ходить в музеи и театры, а начали искать способы вывести деньги.
Злоумышленники регистрируют ИП, оформляют его как учреждение культуры, например театр, а после скупают у подростков данные карт и оплачивают ими билеты на спектакли, которые организуют они сами, рассказал «Известиям» специалист в области компьютерной безопасности Александр Вураско.
Кроме того, аферисты используют механизмы оформления карт на данные сторонних лиц. Они стремятся получить доступ к аккаунту человека, чьи данные нашлись в базах утечек логинов-паролей или были приобретены на черном рынке. Мошенники выпускают карту на его имя, после чего обналичивают ее.
Проект в свое время был очень позитивно воспринят в обществе, так как открывал массу возможностей посетить культурные мероприятия, но потом учащиеся начали потихоньку забывать о «Пушкинских картах», у многих они лежали без дела, поделилась наблюдениями представитель Национального родительского комитета Юлия Матюнина.[7]
Примечания
- ↑ Участниками программы "Пушкинская карта" стали 11 млн человек
- ↑ VK приобщается к «Госуслугам Культуре»
- ↑ Правительством обновлен порядок реализации программы "Пушкинская карта"
- ↑ Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2024 № 181 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2021 г. № 1521"
- ↑ Информсистему "Пушкинской карты" интегрируют в систему "ВКонтакте"
- ↑ Учреждения культуры заработали в 2023 году 13 млрд рублей на "Пушкинской карте"
- ↑ Уроки обнала: как обманывают нерадивых владельцев «Пушкинских карт»