Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/06/08 15:44:35

Растительное масло (рынок России)


Содержание

2023

Рост продаж масла в мире на 7,6% до 20,2 млн тонн

В 2023 году в глобальном масштабе было реализовано приблизительно 20,2 млн тонн подсолнечного масла. Это на 7,6% больше по отношению к предыдущему году, когда было продано 18,8 млн тонн данной продукции. Соответствующие показатели приведены в отчете BusinesStat, представленном в начале апреля 2024 года.

По оценкам, в 2019-м продажи подсолнечного масла в мире составляли около 18,9 млн тонн. В 2020 году объем реализации увеличился на 3% — до 19,4 млн тонн. Однако в 2021-м на фоне пандемии COVID-19 последовал спад на 8,5% с итоговым результатом в 17,8 млн тонн.

Аналитики отмечают, что задержка сбора урожая в 2020 году отодвинула начало переработки в 2021-м, что вкупе с неурожайностью масличных в ряде регионов мира привело к существенному росту цен на сырье. Из-за этого некоторым маслоэкстракционным заводам пришлось сократить объемы переработки. А отдельные предприятия полностью приостановили работу в связи с непредсказуемой рыночной конъюнктурой. Негативное влияние на отрасль также оказали коронавирусные ограничения и самоизоляция граждан. Значительно сократилось потребление подсолнечного масла в секторе общественного питания, а работа логистических цепочек была нарушена.

Рынок вернулся к росту в 2022 году, когда продажи подсолнечного масла поднялись в годовом исчислении на 5,8%. Среди одного из стимулирующих факторов авторы отчета называют рост численности мирового населения и, соответственно, увеличение потребления продуктов питания в глобальном масштабе. Кроме того, подсолнечное масло применяется при производстве некоторых косметических и фармацевтических препаратов, спрос на которые увеличивается. В целом, в период с 2019-го по 2023 год мировые продажи этого масла поднялись примерно на 7%.[1]

Сокращение продаж подсолнечного масла на 10,1%

В 2023 году на российском рынке реализовано приблизительно 2,4 млн тонн подсолнечного масла. Это на 10,1% меньше по отношению к 2022-му, когда было продано 2,67 млн тонн данной продукции. Соответствующие показатели отражены в исследовании BusinesStat, результаты которого опубликованы 19 марта 2024 года.

Отмечается, что внутренний рынок в РФ насыщен, а основной объем произведенной продукции идет на экспорт. Собственное производство полностью обеспечивает потребности россиян в подсолнечном масле. В 2019 году его продажи на российском рынке составили примерно 2,43 млн тонн (плюс 0,2% в годовом исчислении). В 2020-м на фоне пандемии COVID-19 спрос сократился на 11,3%, составив 2,15 млн тонн. При этом снижение объемов продаж наблюдалась во всех секторах рынка, включая гостинично-ресторанный бизнес и розницу.

«
В период пандемии российская экономика пережила мягкую рецессию, что негативно сказалось на объемах государственных закупок и продажах подсолнечного масла для промышленной переработки, — говорится в исследовании BusinesStat.
»

В 2021 году реализация подсолнечного масла в России восстановились до 2,23 млн тонн, что на 3,6% выше по сравнению с предыдущим годом. А в 2022-м спрос подскочил на 19,9%, достигнув 2,67 млн тонн. На фоне нестабильной экономической ситуации потребители делали закупки впрок, что вызвало ажиотажный спрос на подсолнечное масло, как на продукт с большими сроками хранения, постоянно присутствующий в потребительской корзине. В 2023-м экономическая ситуация стабилизировалась, и продажи вернулись к среднестатистическим показателям.Александр Егоркин, Газпромбанк: Если мы немедленно проведем импортозамещение, бизнес-процессы встанут 9 т

Аналитики добавляют, что основными зарубежными покупателями российского подсолнечного масла выступают Иран, Индия, Турция, Китай и Египет. Низкая мировая цена на эту продукцию позволяет ей конкурировать с пальмовым и соевым маслом.[2]

Рост экспорта растительного масла на треть до 6,5 млн тонн

В 2023 году Россия поставила за рубеж более 6,5 млн тонн растительного масла, что на треть превосходит объем годичной давности. Об этом говорится в исследовании информационно-аналитического агентства OleoScope и Масложирового союза. Выдержки из отчета опубликованы 24 января 2024 года.

«
Текущий результат является самым высоким для страны, он был достигнут за счет рекордных урожаев масличных культур в 2022 и 2023 годах, сохранения пошлин на экспорт масличных и растущего спроса на отечественную готовую продукцию за рубежом, - заявил «Интерфаксу» аналитик OleoScope Кирилл Лозовой.
»

В 2023 году Россия поставила за рубеж более 6,5 млн тонн растительного масла

По словам аналитиков, увеличение экспорта растительного масло связано рекордными урожаями масличных культур в 2022-2023 гг. Важную роль сыграли и такие факторы, как сохранение пошлин на экспорт масличных, рост спроса на российское масло за границей и конкурентоспособная стоимость отечественной продукции.

Уточняется, что за 2023 год РФ поставила на иностранные рынки 4,29 млн тонн подсолнечного масла (+31%). На его долю пришлось свыше 65% экспорта всех видов масел. Экспорт соевого масла составил 668 тысяч тонн (+8%), рапсового – 1,55 млн тонн (+58%).

Согласно исследованию, в 2023 году экспорт шротов из России составил 3,88 млн тонн, что на 28% больше, чем за 2022 год. Так, вывоз подсолнечного шрота составил 2,34 млн тонн (на 12% больше, чем в 2022 году). Основными покупателями были Турция и Белоруссия - 683 тыс. тонн (399 тыс. тонн) и 621 тыс. тонн (436 тыс. тонн) соответственно.

Объемы соевого шрота, направленные на внешние рынки, достигли 782 тыс. тонн (на 34% больше). Лидерами по закупкам этой продукции в 2023 году стали Белоруссия (198 тыс. тонн против 7 тыс. тонн в 2022 году) и Турция (193 тыс. тонн против 106 тыс. тонн).[3]

Рост экспорта рапсового масла в 1,7 раза до 1,7 млн тонн

В 2023 году Россия поставила за рубеж 1,7 млн тонн рапсового масла, что в 1,7 раза больше в сравнении с предыдущим годом ранее. В деньгах объем экспорта этой продукции вырос на 20%, свидетельствуют опубликованные в середине января 2024 года данные центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе.

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на материалы центра, большая часть экспорта российского рапсового масла по-прежнему приходится на Китай. Последний в 2023 году закупил эту продукцию в объеме 1,46 млн тонн, что в 2,2 раза больше, чем годом ранее. В денежном выражении поставки поставки рапсового масла из РФ в КНР взлетели на 53%.

Россия поставила за рубеж 1,7 млн тонн рапсового масла

В число крупнейших импортеров российского рапсового масла ранее входили европейские страны, однако их доля в общем объеме поставок уменьшается. В течение 2023 года экспорт рапсового масла в Латвию в физическом выражении сократился на 20%, до 76 тыс. тонн, а в стоимостном – на 47%. Отгрузки в Норвегию сократились в 4 раза, до 16 тыс. тонн в натуральном объеме и в 6,7 раза в денежном. Также в топ-5 покупателей по итогам 2023 года вошли Турция (9,2 тыс. тонн, -62%) и Белоруссия (8,2 тыс. тонн, +12%).

Как отметил исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев, благодаря рекордному урожаю и защитным мерам Минсельхоза России по загрузке перерабатывающих мощностей в сезоне 2022/23 гг. был произведен рекордный объем рапсового масла – около 1,5 млн тонн, что на 75% больше, чем в сезоне 2021/22 гг. Почти весь объем был отправлен на экспорт, подчеркнул он.

Пресс-служба центра «Агроэкспорт» также приводит данные, согласно которым компания «Благо» в 2023 календарном году экспортировала 72,5 тыс. тонн рапсового масла, что на 13 тыс. тонн больше, чем годом ранее. Помимо Китая, группа поставляет продукцию во Вьетнам, Монголия, Израиль и Узбекистан.[4]

2022: Рост производства подсолнечного масла на 8% до 2 млн тонн

В 2022 году в России было изготовлено 2,01 млн тонн фасованного подсолнечного масла, что на 8,8% больше, чем годом ранее. Рынок вырос после 9-процентного спада, зафиксированного в 2021 году. Такие данные приводятся в исследовании BusinesStat, опубликованном в конце декабря 2023 года.

Эксперты обращают на рост спроса на подсолнечное масло – в условиях кризиса внимание покупателей смещается в сторону более бюджетных вариантов продукции, а подсолнечное масло среди растительных масел одно из самых дешевых. Также благодаря рекордному урожаю подсолнечника и высоким экспортным пошлинам на вывоз семечки удалось максимально загрузить отечественные предприятия. Обеспеченность предприятий сырьем служит для отрасли определяющим фактором, поясняют аналитики.

По их словам, волна ухода зарубежных компаний из страны практически не затронула рынок подсолнечного масла. Единственным крупным игроком, ушедшим с российского рынка, стала американская Bunge – владелец брендов подсолнечного масла Ideal, «Олейна» и Bunge Procusine. В конце 2022 года Bunge продала российские активы Exoil Group. Смена собственника не повлияла на деятельность предприятий, производство продолжилось под теми же брендами, добавили в BusinesStat.

Специалисты добавляют, что рынок подсолнечного масла в России является сильно консолидированным. Значительная доля производства приходится на несколько крупнейших игроков, среди которых «Каргилл», «Астон», «Русагро», «Юг Руси», «Эфко», «НМЖК», крупные доли принадлежат компаниям «Нэфис», «Благо». Технология переработки подсолнечника и производства подсолнечного масла достаточно сложна, и эффективность выпуска у небольших компаний существенно меньше, чем на крупных предприятиях. Высокий уровень конкуренции на рынке создает дополнительные трудности для вхождения на него нового бизнеса, отметили аналитики.[5]

Примечания