2020/08/12 09:18:20

Объявлены лауреаты награды TAdviser IT PRIZE

Решением экспертного совета награда TAdviser IT PRIZE присуждена лауреатам в пяти номинациях.

Содержание

TAdviser IT PRIZE

Номинация «Цифровые технологии против распространения COVID-19»

Цифровые сервисы, созданные Минкомсвязи, позволили гражданам быстро, без волокиты и длинных бюрократических процедур получить поддержку, столь необходимую в сложный период пандемии

За обеспечение молниеносной и качественной цифровой поддержки мер по борьбе с пандемией коронавируса COVID-19 награда TAdviser IT PRIZE присуждена Министерству связи и массовых коммуникаций РФ.

Команда Минкомсвязи в марте-июне 2020 года оперативно реализовала целый ряд цифровых сервисов, направленных на поддержку граждан в связи с коронавирусной пандемией. Среди наиболее важных:

  • Сервис по предоставлению единовременной выплаты 10 тыс. рублей на детей в возрасте от трех до 16 лет. Услуга была выведена на отдельную страницу posobie16.gosuslugi.ru 12 мая 2020 года и стала самой популярной с момента запуска Единого портала госуслуг в 2009 году. В пиковые моменты на портале оформлялось более трех тысяч заявлений на выплаты в минуту, а в среднем этот показатель составил полторы тысячи в минуту. По состоянию на середину июня россияне подали через портал госуслуг более 14 млн заявлений по оформлению выплаты на 20 млн детей;
  • Сервис по предоставлению ежемесячного пособия на каждого ребёнка в семье с 3 до 7 лет включительно, если среднедушевой доход семьи меньше прожиточного минимума, установленного в регионе;
  • Сервис по подаче жалоб об отсутствии выплат медицинским работникам, занимающихся борьбой с COVID-19;
  • Telegram-каналы с информацией о рейсах, на которых россияне могут вернуться на Родину;
  • Сервис по получению электронного листка нетрудоспособности – больничного для людей, прибывших на территорию Российской Федерации из-за границы.

Цифровые сервисы позволили гражданам быстро, без волокиты и длинных бюрократических процедур получить поддержку, столь необходимую в сложный период пандемии.

Номинация «Цифровая трансформация года»

Инновационным подразделением торговой сети «Пятёрочка» разработаны цифровые информационные ассистенты для покупателей

Награду в номинации «Цифровая трансформация» получил CEO X5 Group Игорь Шехтерман. Цифровая трансформация является одним из важнейших направлений стратегии компании.

Компания открыла лабораторию роботизации, которая призвана выявлять и оцифровывать те «аналоговые» процессы, где роботизация за короткий срок может принести максимальный экономический эффект, вплоть до их полной автоматизации. 28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT 8.9 т

Товары для магазинов сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток» уже начал отбирать робот. Компания создала модель принятия решения, действующую на основе продвинутой аналитики с использованием больших данных и машинного обучения. В основе данных, которые заложены в программу, лежат опросы и чеки покупателей, состоящих в программе лояльности. Они дают понимание потребностей, задача алгоритма определить, какой товар наиболее востребован и должен быть на полке. Система самостоятельно понимает, что нужно покупателю, и запоминает это.

Во всех магазинах сетей Х5 внедрена автоматическая система анализа задержек на кассовых аппаратах. Изобретение помогает клиентам экономить время: ускоряет операции на кассе и сокращает очереди. Система бизнес-мониторинга позволяет снизить число людей, ушедших без покупок, предсказывает пиковые нагрузки, рекомендует, как выстроить операционный процесс, чтобы сократить время покупки.

Компания приступила к использованию цифровых ценников, которые планируется внедрить в большинстве магазинов сети. Электронные ценники помогают сократить число человеческих ошибок и высвободить время сотрудников для общения с покупателем и использования различных сервисов.

Помимо электронных ценников и электронных касс, компания осваивает ряд других технологий, среди которых — видеоаналитика, позволяющая своевременно выставлять на полки закончившийся продукт. Решение на основе компьютерного зрения в режиме реального времени распознает объекты различных классов, а также фиксирует их отсутствие. В случае отклонения от целевых параметров происходит автоматическое оповещение персонала магазина. В отделе фруктов и овощей искусственный интеллект способен не только анализировать пустоты в целом, но и определять наличие или отсутствие отдельных товаров на полках и в ящиках, а также фиксировать нарушения внешнего вида зоны.

В 2020 году компания приступила к установке цифровых информационных ассистентов для покупателей. Многофункциональные устройства разработаны инновационным подразделением торговой сети «Пятёрочка» и являются точкой взаимодействия с покупателем и системой лояльности, а также порталом вакансий и окном обратной связи. Помимо этого, в аппарате есть кнопка для сигнала о помощи в трудной ситуации для потерявшихся людей в рамках совместного проекта «Пятёрочки» с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт».

Вместе с тем X5 Retail Group наращивает штат дирекции по большим данным для ускоренного развития и внедрения новых проектов, связанных с использований таких технологий. Ежедневно компания собирает порядка 7 млн значений данных через свои программы лояльности и использует внутренние ресурсы для разработки аналитических продуктов и сервисов, помогающих дифференцироваться от конкурентов на рынке. В дирекции по большим данным разрабатываются и развиваются несколько десятков сервисов для внутреннего использования и внешних потребителей. В сетях компании уже используются решения по аналитике и управлению ценообразованием, ассортиментом и промоактивностями с помощью инструментов Big Data.

Номинация «Топ-менеджер года на ИТ-рынке России»

В 2020 году к системе «Ладошки» подключено более 600 школ в 196 населенных пунктах по всей России

Награду в номинации «Топ-менеджер года на ИТ-рынке России» получил генеральный директор компании «Расчетные решения» Михаил Казаков. Под его руководством развиваются и создаются ИТ-продукты в сфере транспорта, ЖКХ и безналичной оплаты питания в образовательных учреждениях.

В частности, создана Транспортная платформа - комплексные решения для создания безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте. На платформе реализована технология Social ID, позволяющая льготным категориям граждан осуществлять поездки по специальным условиям, используя банковскую или социальную карту. Проект реализован и успешно функционирует в 43 городах Российской Федерации.

В сфере ЖКХ компанией разработана биллинговая расчетно-информационная система «БРИС» по расчету начислений за ЖКУ для расчетных центров, управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Сервис не требует затрат на развертывание ИТ-инфраструктуры («облачное» решение), обеспечивает высокую скорость расчетов и имеет гибкую систему настроек, что существенно снижает затраты на запуск и поддержку сервиса расчета начислений.

«БРИС ЖКХ» запущена в 2016 году, и по состоянию на 2020 год успешно работает в 16 регионах РФ, а на обслуживании находится более 3 млн лицевых счетов.

Для безналичной оплаты питания в образовательных учреждениях был реализован проект «Ладошки». Целью системы является формирование экосистемы безналичных платежей в российских школах, позволяющей родителям следить за питанием ребенка и с ранних лет развивать в детях ответственное отношение к финансам.

Функционал безналичной оплаты реализован на базе смарт-карты: ребенку выдается пластиковая карта или привязывается имеющаяся у него транспортная карта, которой он может расплачиваться за школьные обеды или покупать буфетную продукцию.

Система «Ладошки» успешно работает с 2017 года. На 2020 год к ней подключено более 600 школ в 196 населенных пунктах по всей России. Система представляет собой «облачное» решение, что позволяет внедрять ее не только в крупных городах, но и в селах. В 2020 году запущено многофункциональное мобильное приложение, объединяющее всех участников системы: родителей, школы, организации питания и органы местного самоуправления.

Номинация «IoT-компания года»

ЭК "Восток" с помощью технологий интернета вещей и компании "Центр 2М" реализовал проект по контролю и управлению автоматическими приборами учета электрической и тепловой энергии в режиме реального времени

Второй год подряд экспертным советом принято решение наградить в номинации «IoT-компания года» компанию «Центр 2М», российского информационного оператора, разработчика платформенных решений в области M2M и промышленного Интернета вещей.

«Центр2М» предоставляет услуги на основе собственных продуктов:

  • комплекс программных и аппаратных решений для цифровизации трансформаторных подстанций распределительных сетей;
  • платформа цифровизации ЖКХ (вода, тепло);
  • М2М-платформа и собственный узел связи;
  • платформа автотелематики CityPoint;
  • платформа видеоаналитики CenterVision.

Среди последних значимых проектов следует отметить внедрения в ЭК "Восток" и в компании "Юнипро".

В частности, для ЭК "Восток" был реализован проект по контролю и управлению автоматическими приборами учета электрической и тепловой энергии в режиме реального времени. Внедренное решение обеспечивает сокращение расходов на проведение замера показаний в труднодоступных и сильно удаленных точках потребления энергии, а также отслеживает не санкционированное потребление энергии.

В "Юнипро" автоматизирован контроль процесса проведения плановых ремонтных работ. Благодаря внедренным решениям появилась возможность в автоматическом режиме вести подсчет количества человек и времени их нахождения в зоне работ. В результате были оптимизированы затраты производственного цикла компании.

Для одной из транспортных компаний был выполнен проект по управлению вагонным парком. Заказчик получил возможность дистанционного контроля погрузки и разгрузки, ударов, вождения, а также оптимального уровня заполнения. Внедренное решение обеспечило учет реального пробега вагонов и контроль технологии перевозки, в т.ч. опасных грузов и краж в контрольных зонах.

Значимый проект также был реализован в одной из крупнейших сетей ресторанов быстрого питания. Для заказчика было разработано комплексное техническое решение, объединяющее в себе телематические, измерительные техники и гибкое программное обеспечение, настраиваемое под задачи компании. В результате был обеспечен дистанционный контроль среды технологического процесса производственного цикла предприятия, реализовано управление параметрами воздухообмена в производственных помещениях, обеспечен учет реального потребления энергии и предоставлены рекомендации по оптимизации расхода.

Номинация «Отечественное ИТ-решение года»

Первым проектом на основе транспортной платформы "Расчетных решений" стала карта "Стрелка"

Еще одну награду TAdviser IT PRIZE компания «Расчетные решения» получила в номинации «Отечественное ИТ-решение года». Транспортная платформа, разработанная компанией, представляет собой комплексные решения для создания безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте.

Платформа способствует повышению качества пассажирских перевозок за счет перехода на цифровые решения, обеспечивает развитие современной открытой инфраструктуры для системы оплаты проезда всеми инструментами платежа (как наличными, так и безналичными), а также предоставляет прозрачную систему учёты оплаты в общественном транспорте для льготных категорий граждан, включая льготные поездки на банковской карте МИР.

Внедрение платформы дает возможность оплачивать проезд всеми возможными видами карт: транспортными, банковскими либо социальными, а также при помощи мобильных устройств.

Первый проект был запущен в 2015 году и масштабирован на всех перевозчиков Московской области – проект Единой Транспортной Карты «Стрелка». По состоянию на 2020 год проект успешно функционирует в 43 городах страны.

По итогам внедрения транспортной платформы отмечается снижение доли оборота наличных денежных средств. В рамках портфеля проектов (43 города РФ) общая доля наличных платежей не превышает 30% от учитываемой выручки. Кроме того, платформа обеспечивает развитие дистанционных сервисов и возможности бесконтактной оплаты проезда, а также онлайн-оформление льготного проездного билета. Кроме того, ИТ-решение позволяет применять дифференцированный тариф (программа лояльности пассажира). Все это ведет к повышению качества пассажирских перевозок.