2021/04/27 16:09:33

Федеральный проект «Цифровой регион»

В октябре 2019 года Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации предложил создать новый федеральный проект - «Цифровой регион». Он должен гармонично дополнить проект «Умный город», реализуемый Минстроем, создав информационные системы для решения задач всей территории регионов, в том числе сельских населенных пунктов. Ответственными за подготовку предложений по проекту выступают Минкомсвязи, Минэкономразвития, и Минвостокразвития. Функции центра компетенций, собирающего предложения для включения в новый проект, временно исполняет «Ростелеком».

Содержание

История

2021: Правительство отложило рассмотрение проекта «Цифровой регион» на третий квартал

В конце апреля 2021 года стало известно о переносе на третий квартал сроков рассмотрения федерального проекта «Цифрового регион». Его планируется существенно доработать и направить на реализацию стратегии цифровизации ключевых отраслей экономики и социальной сферы регионов, которые они должны подготовить к 1 сентября.

Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на представителя вице-премьера Дмитрия Чернышенко. По его словам, к концу апреля 2021 года Правительство РФ ведет работу по цифровизации регионов в рамках целого ряда проектов нацпрограммы «Цифровая экономика», поэтому некоторые дублирующие мероприятия из «Цифрового региона» будут исключены, при этом появятся новые инициативы. Проект нужно перерабатывать с оглядкой на «глубину проникновения цифровых технологий в каждом субъекте», сообщил собеседник. Источник издания в Правительстве РФ говорит, что проект «Цифрового региона» в текущем виде может оказаться для властей регионов «неприменимой».

Правительство перенесло рассмотрение проекта «Цифровой регион» на третий квартал 2021 года

По мнению исполнительного директора «Рексофта» Евгения Минаева, создать единый федеральный проект для всех регионов невозможно из-за специфики каждого. Но можно и нужно разработать набор унифицированных модулей для единой федеральной платформы, считает он.

По информации газеты, окончательного решения о целесообразности запуска проекта к концу апреля 2021 года не принято. Так, Минцифры предлагает отказаться от «Цифрового региона», эта позиция изложена в отзыве, направленном в департамент информационных технологий правительства.TAdviser выпустил Карту российского рынка цифровизации строительства 25.8 т

Председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию цифровой экономики Николай Комлев считает, что в проекты цифровизации регионов важно привлекать бизнес, ИТ-компании местного и федерального уровня. Иначе средства могут «разойтись по ФГУПам и «карманным» институтам».[1]

2020

План выделения 4,5 млрд руб. на цифровизацию транспортной сферы

Федеральный проект «Цифровой регион» предполагает выделение 4,54 млрд рублей на повышение качества управления мобильностью граждан и эффективность грузовых перевозок. Из этой суммы федеральный бюджет направит 1,585 млрд руб., бюджеты регионов — 2,955 млрд руб. Такие данные опубликовал CNews 16 ноября 2020 года с отсылкой на предварительный вариант федпроекта «Цифровой регион», который должен стать частью нацпрограммы «Цифровая экономика».

Главный запланированный по данной части результат — внедрение Единого проездного билета (ЕПБ) в субъектах России. На эти цели будет выделено 2,72 млрд руб. Данная сумма примерно поровну будет поделена между федеральным бюджетом и бюджетами регионов.

Большая часть затрат, 2,31 млрд руб. будет направлена на интеграцию транспортных услуг на принципах мультимодальности. Предполагается обеспечить работу технологий безналичной оплаты проезда на общественном транспорте, использование технологий биометрической идентификации, тарифно-билетную интеграцию, контрактную интеграцию с перевозчиками на разных видах транспорта, интеграцию с операторами платных участков уличной дорожной сети и парковок.

Еще 300 млн руб. потребуется на разработку системы ЕПБ и требований для интеграции региональных решений к ней, в том числе стандарта обмена данных по поездкам на разных видах транспорта в разных субъектах страны. Также запланирована разработка методических рекомендаций по оснащению устройствами диспетчеризации пассажирского транспорта на регулярных маршрутах в целях осуществления контроля качества оказания услуг (выход, соблюдение расписания, безопасность вождения).

Другим запланированным результатом является обеспечение оптимального распределения транспортных потоков для увеличения общей средней скорости движения. На эти цели предлагается выделить 1,82 млрд руб. Большая часть данной суммы будет направлена на оснащение бортовыми устройствами грузовых транспортных средств категории №3 (способных перевозить грузы весом более 12 тонн) — для обеспечения оптимального распределения транспортных потоков в части перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов при проезде весового и габаритного контроля, работающего в автоматическом режиме. В том числе будут учитываться и нарушения правил дорожного движения.

Третий запланированный результат — внедрение технологии цифрового транспортного планирования и управления транспортного системы на уровне региона. В этой части запланировано создание, внедрение и ведение комплексного ПО мониторинга и управления транспортной системой. Речь идет о системах информирования участников дорожного движения о чрезвычайных ситуациях, авариях, заторах, метеорологической обстановке. Для этого будет использоваться, в том числе, мобильная связь. При этом должна быть предусмотрена интеграция «цифровых двойников» региональных дорог, систем автоматизированного управления пассажирским транспортом и городских систем в единую систему.[2]

Перенос сроков запуска проекта

Реализация проекта «Цифровой регион» откладывается на год из-за перераспределения бюджетных средств на борьбу с коронавирусом. Об этом сообщил в конце июня 2020 года на онлайн-конференции глава по региональной политике АНО «Цифровая экономика» Александр Зорин, отвечая на вопрос TAdviser.

Минкомсвязи просило доработать проект и перенести его рассмотрение на президентском совете по стратегическому планированию на год — на апрель 2021 года. В ведомстве эту информацию подтвердили[3]. В Минкомсвязи уточнили, что проработали вопрос приоритизации расходов федерального бюджета в соответствии со сферами ведения для увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда правительства на 2020 год.

Сделано это было в целях финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением ухудшения экономической ситуации, на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий коронавирусной инфекции, в том числе с учетом бюджета национальной программы «Цифровая экономика», пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на Минкомсвязи.

Минкомсвязи попросило доработать федеральный проект «Цифровой регион»

Федеральный проект «Цифровой регион» был проработан бизнес-сообществом и регионами РФ на площадке АНО «Цифровая экономика». Рабочую группу возглавляет экс-вице-премьер, генеральный директор «Почты России» Максим Акимов. Функции центра компетенций по проекту выполняет «Ростелеком».

Александр Зорин в разговоре с TAdviser отметил, что в рамках тематических рабочих групп, созданных при «Ростелекоме» как организации, исполняющей функции центра компетенций, было подготовлено более 70 мероприятий по цифровизации ЖКХ, строительства, транспорта, экологии, здравоохранения, образования, а также управлению и координации развития экономики субъектов в целом.

«
Пандемия коронавируса и роль цифровых технологий в борьбе с ней в очередной раз показали, насколько важны цифровые решения для развития экономики и обеспечения безопасности жизнедеятельности россиян. Поэтому, несмотря на перенос федерального проекта на апрель 2021 года по понятным нам причинам, он остается важным для ускоренной цифровой трансформации субъектов Российской Федерации и не потеряет своей актуальности, - объяснил TAdviser Александр Зорин.
»

Глава по региональной политике АНО «Цифровая экономика» добавил в разговоре с TAdviser, что в этом году усилия будут направлены на разработку целевых моделей преобразования приоритетных отраслей экономики, социальной сферы, системы государственного и муниципального управления, а также на работу совместно с Минкомсвязи России и другими заинтересованными федеральными органами власти на доработку мероприятий федерального проекта, чтобы в 2021 году федеральный проект «Цифровой регион» был максимально оперативно рассмотрен и утвержден.

«
В соответствии с нашим предложением, финансирование предполагает более 110 млрд рублей за счёт внебюджетных источников, около 67 млрд рублей из региональных средств и 70 млрд рублей из федерального бюджета, - привел TAdviser данные о финансировании проекта Александр Зорин.
»

Алена Ватбольская, директор проектов, офис проектов цифровой экономики «Ростелекома», отметила в разговоре с TAdviser, что компания как центр компетенций обеспечила сбор предложений от регионов и бизнеса: «Мы – тот рабочий орган, который этот документ формировал, организовал всю работу по обсуждению, снятию разногласий». Была организована работа порядка 200 экспертов по 6 тематическим направлениям, которые отработали каждую часть проекта. Проект предложений в целом одобрен на заседании профильной рабочей группы АНО «Цифровая экономика» и направлена письмом в Минкомсвязь России 28 апреля 2020 года.

«
Конечно, мы до последнего надеялись, что проект будет разработан в этом году с возможностью финансирования в следующем, потому что для регионов, в свете текущей ситуации с пандемией, особенно важна цифровизация. Как показывает практика, те регионы, где технологии хорошо развиты, оказались в выигрыше. Поэтому федеральный проект нужен здесь и сейчас, - говорит Алена Ватбольская.
»

По ее словам, центром компетенций («Ростелеком») подготовлен перечень мероприятий, которые можно начать реализовывать уже в 2020 году. Это проекты, которые требуют минимального финансирования, либо подготовительные мероприятия, в принципе не требующие финансирования. Например, разработка или внесение изменений в нормативно-правовые акты. Предложения эти были разработаны еще в мае, но рабочая группа «Цифрового региона» пока больше не собиралась, чтобы это обсудить.

Под председательством Максима Акимова началась подготовка федерального проекта "Цифровой регион"

В апреле 2020 года для работы над федеральным проектом «Цифровой регион» была сформирована рабочая группа АНО «Цифровая экономика» под председательством генерального директора «Почты России» Максима Акимова.

Заместителем председателя и секретарём рабочей группы был назначен директор по региональной политике АНО «Цифровая экономика» Александр Зорин.

В ходе первого, установочного, заседания члены рабочей группы рассмотрели представленные секцией Совета Федерации РФ подходы к формированию федерального проекта и предложили «Ростелекому», который исполняет функции центра компетенций, продолжить работу по этому направлению, аккумулировать и систематизировать все поступившие предложения, создав тематические рабочие группы по ключевым отраслевым направлениям, сообщила TAdviser представитель "Ростелекома" Алена Ватбольская, куратор работы тематических рабочих групп федерального проекта «Цифровой регион».

По итогам заседания было принято решение, что участники рабочей группы должны до 20 апреля 2020 года представить предложения для включения в федеральный проект «Цифровой регион» и рассмотреть их до 21 апреля 2020 года. После этого предложения предстоит направить в Минкомсвязь до 22 апреля 2020 года, отмечается в протоколе заседания.

«
Сформированные по федеральному проекту «Цифровой регион» предложения будут обсуждены с регионами, - проинформировали TAdviser в Минкомсвязи
»

В состав рабочей группы проекта вошли представители крупнейших отраслевых компаний, федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также профильные эксперты, следует из приказа о создании рабочей группы. Рабочая группа насчитывает 44 участника.

Все они, по словам Александра Зорина, являются экспертами в области развития цифровой экономики в регионах России, включая восьмерых представителей региональных органов исполнительной власти и восьмерых федеральных. Вместе эти представители составляют около 40% состава рабочей группы. Доля представителей экспертного сообщества и институтов развития - около 30% от него, примерно такая же доля – лица из ведущих российских компаний цифровой экономики.

«
На мой взгляд, представительство основных заинтересованных сторон в рабочей группе достаточно сбалансированное. Что касается изменения ее состава, то он, как и состав любого коллегиального органа управления, безусловно, может меняться, - заявил TAdviser Александр Зорин
»

Из представителей федеральных государственных структур и бизнеса в состав группы вошли:

Региональные органы исполнительной власти в составе рабочей группы представлены восемью участниками:

  • Руководитель департамента информационных технологий города Москвы Эдуард Лысенко;
  • Министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максим Рымар;
  • Министр цифрового развития, государственного управления, информационных технологий и связи республики Татарстан Айрат Хайруллин;
  • Министр информационных технологий и связи Нижегородской области Сергей Ефимов;
  • Министр транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития Новгородской области Артем Мирон;
  • Директор департамента информатизации Тюменской области Мария Рудзевич;
  • Начальник департамента цифрового развития Белгородской области Евгений Мирошников;
  • Советник губернатора Ростовской области по вопросам цифровой трансформации Антон Алексеев.

Александр Зорин сообщил TAdviser, что функции центра компетенций федерального проекта исполняет «Ростелеком» до момента, когда таковой определит наблюдательный совет АНО «Цифровая экономика». Такое решение было принято на установочном заседании. При «Ростелекоме» образована методологическая группа проекта, а также тематические рабочие группы (ТРГ). В каждой ТРГ назначены два соруководителя - со стороны бизнеса и от региона России на уровне заместителя губернатора или профильного министра, отметила Алена Ватбольская.

Тематические рабочие группы, по словам Александра Зорина, образованы по следующим направлениям:

  • цифровое государственное управление;
  • ЖКХ, строительство и энергетика;
  • транспорт, экология и безопасность;
  • здравоохранение;
  • образование.

По словам Зорина, в рамках работы над проектом могут появиться тематические рабочие группы по иным направлениям. Согласно протоколу установочного заседания рабочей группы, это могут быть группы по управлению развитием цифровой экономикой в регионах России и по социальному обслуживанию.

Зорин говорит, что тематические рабочие группы формируют итоговые предложения по возможным направлениям федерального проекта, учитывая предложения, сформированные в рамках секции «Цифровое развитие субъектов РФ» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, а также идеи своих участников. Итоговые предложения отрабатываются сводной рабочей группой, также сформированной при «Ростелекоме», после чего компания направит их на рассмотрение рабочей группе АНО «Цифровая экономика».

TAdviser ознакомился с перечнем предложений от Минпромторга, которые поступили тематическим рабочим группам «Ростелекома» для включения в федеральный проект. В их числе:

  • Поддержка в размере 6 млрд рублей проектов внедрения российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в промышленности в 2020-2024 гг.
  • Формирование в 2020-2024 гг. сети межотраслевых центров коллективного пользования для обеспечения ускоренного внедрения российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов с выделением для этой цели 1,5 млрд рублей;
  • Введение такого показателя оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти, как «Доля субъектов деятельности в сфере промышленности, представивших информацию в государственную информационную систему промышленности».

Минпромторг предлагает предусмотреть в федеральном проекте «Цифровой регион» поддержку в размере 6 млрд рублей проектов внедрения российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в промышленности в 2020-2024 гг. (фото - pobeda26.ru)

Все «отраслевые лоббисты», по словам источника TAdviser, ожидаемо предложат включить в проект различные меры по субсидированию проектов, предусматривающих внедрение «их решений» в различных областях деятельности регионов.

Первые результаты сбора предложений для федерального проекта

В марте 2020 года в рамках работы секции «Цифровое развитие субъектов РФ» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации «Ростелеком» собрал и консолидировал предложения по федеральному проекту "Цифровой регион", сообщила TAdviser Алена Ватбольская.

«
За неделю были собраны предложения от тринадцати регионов России, а также от Министерства строительства РФ и институтов развития - фонда «Сколково» и РВК. Свои инициативы со стороны бизнеса представили «Ростелеком», структуры «Росатома», МТС, «ЭР-Телеком Холдинг», ФГБУ НИИ «Восход», GS Group и другие компании, - рассказала TAdviser Алена Ватбольская
»

Предложения по проекту, по ее словам, поступили от следующих регионов:

  • Нижегородская область;
  • Свердловская область;
  • Калининградская область;
  • Ростовская область;
  • Астраханская область;
  • Липецкая область;
  • Тамбовская область;
  • Краснодарский край;
  • Ставропольский край;
  • Республика Калмыкия;
  • Республика Северная Осетия-Алания;
  • Чукотский автономный округ;
  • Еврейская автономная область.

1 апреля 2020 года на заседании секции «Цифровое развитие субъектов РФ» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации обсудили подходы к формированию федерального проекта и перечень ключевых мероприятий, которые поддержали ее участники и приглашенные эксперты. 3 апреля 2020 года в Минкомсвязи был направлен итоговый документ, содержащий около 180 мероприятий для включения в проект, для их консолидации с другими предложениями, имеющимися у Минкомсвязи, говорит Алена Ватбольская.

«
Минкомсвязи сделало соответствующий запрос заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, АНО «Цифровая экономика», Аналитическому центр при Правительстве РФ, а также «Ростелекому» для подготовки предложений по проекту «Цифровой регион», - рассказали TAdviser в Минкомсвязи.
»

TAdviser изучил перечень предложений, сформированный «Ростелекомом» в рамках работы вышеуказанной секции. Среди них присутствуют следующие инициативы:

  • Обеспечение субсидирования на конкурсной основе для поддержки региональных проектов;
  • Создание «Банка решений Цифрового региона» для обмена и тиражирования лучших практик;
  • Развитие Национального индекса развития цифровой экономики РФ;
  • Развитие индекса «IQ городов»;
  • Внедрение современных цифровых систем управления деятельностью ФКР и ГЖИ с целью повышения эффективности;
  • Создание цифровых паспортов объектов, находящихся на территории муниципалитетов, и переход на электронную форму взаимодействия собственников и арендаторов жилых помещений в многоквартирных домах с управляющей компанией с помощью личных кабинетов и порталов;
  • Оснащение многоквартирных жилых домов системами «умного города»;
  • Создание цифровой платформы жилищно-коммунального комплекса для учета и контроля коммунальных услуг и состояния имущественного комплекса внедрена в регионах России;
  • Создание цифровой унифицированной платформы жилищно-коммунального комплекса для учета и контроля коммунальных услуг и состояния имущественного комплекса;
  • Создание комплексной автоматизированной системы планирования мероприятий по энергоэффективности и создание системы прогнозирования учета расходов энергоресурсов;
  • Установка интеллектуальных приборов учета энергоресурсов в бюджетных учреждениях и объектах социальной сферы;
  • Создание/модернизирование системы управления наружным освещением;
  • Внедрение единой региональной централизованной платформы мониторинга и управления транспортной системой;
  • Создание системы контроля качества работы предприятий пассажирского автомобильного транспорта на маршрутах регулярных сообщений (выходов, соблюдения расписания, безопасности вождения) на основе технологий ГЛОНАСС;
  • Разработка и нормативное закрепление типовых требований к информатизации мультимодального общественного транспорта с учетом необходимости наличия электронных табло на остановках, онлайн-доступа к информации о работе общественного транспорта через различные цифровые каналы, цифровых сервисов мультимодальных планировщиков поездок, единых проездных документов и систем мобильной оплаты проезда;
  • Создание единой региональной сети метеомониторинга - устройства комплексов метеодатчиков, датчиков радиационной активности, платформы прогнозирования неблагополучной метеообстановки;
  • Установка различных типов комплексов фото-видео фиксации: комплексы измерения скорости, контроля за ситуациями на перекрестках, пешеходных переходах;
  • Оснащение всех грузовых транспортных средств специальными бортовыми устройствами единого образца;
  • Внедрение систем экологического мониторинга и мониторинга уровня зашумлённости, информирования граждан об экологических параметрах окружающей среды и администрировании взаимоотношений с предприятиями-нарушителями, включая квотирование выбросов;
  • Осуществление всего капитального строительства за счет средств регионального бюджета с использованием технологий информационного моделирования – Building Information Modelling (BIM) - в регионах России;
  • Принятие нормативно-правовых актов, регулирующих обмен данными с муниципальными органами исполнительной власти, в целях создания городской информационной модели (CIM);
  • Внедрение сервисов территориального планирования и землепользования на базе городской информационной модели CIM и обеспечения задач бюджетного и инвестиционного строительства и формирование единого банка проектной, исполнительной и отчетной документации по объектам капитального строительства на территории региона России;
  • Внедрение интеграционной системы, обеспечивающей синхронизацию баз данных городской информационной модели, Росреестра, ФИАС, ГИС ОГД, федеральным и региональными сегментами ГИС ЖКХ;
  • Создание системы мониторинга строительства многоквартирных домов на территории региона России;
  • Проведение аудита IT-архитектуры субъектов Российской Федерации, анализ текущего уровня связанности IT-решений;
  • Оцифровка и актуализация топографической базы городов, инвентаризация данных данных Росреестра, ФИАС, ГИС ЖКХ, ИС ОГД на основании данных существующего землепользования и объектов недвижимости;
  • Оцифровка и актуализация технического учета инфраструктуры региона;
  • Оцифровка и актуализация данных по многоквартирным жилым домам, бюджетным учреждениям и социально-значимым объектам;
  • Внедрение интегрированной цифровой платформы управления ресурсами и сервисами города/региона;
  • Внедрение систем проведения онлайн общих собраний собственников многоквартирных домов;
  • Внедрение открытых систем оказания дополнительных сервисов жильцам многоквартирных домов;
  • Внедрение сервисов онлйан-обращений граждан с возможностью электронного голосования в регионах России;
  • Обеспечение применения в регионе России биометрической аутентификации с использованием единой биометрической системы на базе единой системы идентификации и аутентификации либо иной системы идентификации и аутентификации в соответствии с законодательством РФ;
  • Оцифровка сервисов по имущественным вопросам и социальной поддержке населения и включение их в портал Госуслуг;
  • Создание региональных систем видеонаблюдения и инфраструктуры для их функционирования с использованием единой видеоплатформы с возможностью подключения разнообразных детекторов и вендеров видео аналитики, с функцией интеграции с внешними городскими системами сервисами и возможностью интеграции ранее установленных в городе систем видеонаблюдения;
  • Создание нормативной документации охватывающей все аспекты создания, развития и применения систем видеонаблюдения;
  • Внедрение «умных домофонов» - систем контроля и управления доступом в жилых домах, интегрированных с системами обеспечения безопасности и оповещения населения;
  • Оцифровка улично-дорожной сети и городского пространства;
  • Интеграция региональных систем с АПК «Безопасный город» для прогнозирования и реагирования на ЧС;
  • Внедрение на базе единой интегрированной цифровой платформы модуля мониторинга систем жизнеобеспечения города и состояния опасных объектов;
  • Создание центра оперативного реагирования на ЧС и происшествия;
  • Создание цифровой платформы информационного обеспечения безопасности «Безопасный регион», включая системы экстренных вызовов 112, транспортной, экологической и общественной безопасности, систему сбора и анализа видеоданных; интеграция платформы информационного обеспечения безопасности «Безопасный регион» с АПК «Безопасный город»;
  • Обеспечение нормативно-правовой основы функционирования цифровой платформы безопасности «Безопасный регион».

Поручение подготовить предложения по проекту

11 марта 2020 года, председатель правительства Михаил Мишустин поручил Минкомсвязи, Минэкономразвития, и Минвостокразвития совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями подготовить предложения по федеральному проекту «Цифровой регион» и представить их на рассмотрение президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам до 30 апреля 2020 года. Ответственным за исполнение поручения было назначено Минкомсвязи.

В рамках работы над исполнением поручения совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации провел по видеоконференцсвязи заседание с участием заинтересованных в проекте представителей региональных органов власти и бизнес-сообщества, рассказал TAdviser источник, близкий к разработке проекта.

Премьер-министр Михаил Мишустин одобрил создание «Цифрового региона»

В марте 2020 года завершилась «аппаратная работа» над предложением советом по развитию цифровой экономики при Совете Федерации правительству разработать отдельный федеральный проект «Цифровой регион», сообщил TAdviser источник, близкий к разработке проекта. В ходе визита в Совет Федерации в марте 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин согласился с целесообразностью разработки проекта с точки зрения консолидации бюджетов и синхронизации действий по развитию цифровых проектов в регионах России.

2019

Инициатива Совета Федерации по разработке проекта

В октябре 2019 года на заседании совета заявил заместитель председателя Совета Федерации Андрей Турчак рассказал о рекомендации Совета по цифровой экономике Совета Федерации правительству разработать новый федеральный проект «Цифровой регион» для обеспечения равномерного развития цифровизации в регионах

Вместе с тем, он отмечал, что проект «Цифровой регион» еще будет обсуждаться в октябре 2019 года с вице-премьерами Виталием Мутко и Максимом Акимовым и что окончательное решение о начале реализации проекта ещё не принято.

Суть «Цифрового региона»

Федеральный проект "Цифровой регион" будет направлен на внедрение цифровых технологий и платформенных решений в экономике, социальной сфере, в сферах государственного и муниципального управления регионов России, пояснил TAdviser Александр Зорин. При этом проект будет содержать такой важный элемент, как концепцию «цифрового региона». Она будет описывать целевого состояние региона в результате внедрения цифровых и платформенных решений в его экономику и социальную сферу, рассказали в АНО «Цифровая экономика».

«
Цель создания нового федерального проекта «Цифровой регион» – ускорить внедрение цифровых технологий и решений в российских регионах, - отмечают в АНО «Цифровая экономика».
»

По мнению вице-президента по стратегическим инициативам «Ростелекома» Бориса Глазкова, в состав проекта должны войти мероприятия направленные на:

  • ускорение внедрения цифровых технологий и решений в регионах;
  • обеспечение эффективного управления ресурсами в регионах и городах;
  • повышение качества предоставляемых услуг;
  • вовлеченность граждан в процессы управления регионами и муниципалитетами.

Александр Зорин считает, что федеральный проект «Цифровой регион» должен стать местом сборки отраслевых национальных проектов и программ, ведомственных проектов и иных инициатив. Также он должен обеспечить их дополнение необходимыми мероприятиями, направленными на устойчивое социально-экономическое развитие регионов.

«
Федеральный проект, мероприятия, которые в него войдут, могут и должны качественно дополнить существующую повестку цифрового развития регионов России, пока что преимущественно содержащую задачи и мероприятия базовых федеральных проектов программы «Цифровая экономика» в области прикладного, практического применения современных цифровых технологий и платформенных решений в экономике, социальной сфере, в системе государственного и муниципального управления, - отметил Александр Зорин.
»

Ключевыми целями нового федерального проекта, по его мнению, например, могут стать следующие:

  • обеспечение ускоренного внедрения в регионах России цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
  • преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы регионов с использованием отечественных цифровых технологий и платформенных решений;
  • внедрение в регионах цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного и муниципального управления и оказания государственных услуг там, где эти задачи не решены федеральным проектом «Цифровое госуправление»;
  • устранение цифрового неравенства регионов не только и не столько по уровню развития информационной инфраструктуры, а с точки зрения развития цифровой экономики в целом, в том числе цифровых сервисов, позволяющих сделать жизнь жителей регионов максимально безопасной, удобной и комфортной.

Алена Ватбольская уверена, что конкретные задачи и мероприятия, утвержденные в федеральном проекте, позволят определить приоритеты и вовлечь в работу все регионы России.

«
Также будет регламентирована поддержка со стороны федеральных органов власти, разработаны новые нормативно-правовые акты, прописаны механизмы субсидиарной поддержки. Это поможет регионам четко понять, что делать, какими ресурсами можно располагать и какого результата достичь в итоге. Важным будет обмен на регулярной основе лучшими проектами и практиками по всей стране, отметила Алена Ватбольская.
»

В ходе установочного заседания рабочей группы проекта заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Евгений Кисляков отметил, что группа должна синхронизировать планы по развитию цифровых технологий в субъектах РФ с другими проектами национальной программы «Цифровая экономика РФ»: «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Цифровое государственное управление». При этом, целевые показатели федерального проекта должны быть также синхронизированы с задачами региональных органов власти, подчеркнул Борис Глазков.

Зачем понадобился проект "Цифровой регион"

В регионах России, отмечает Александр Зорин, разработаны и реализуются, главным образом мероприятия и проекты, соответствующие федеральным проектам национальной программы «Цифровая экономика», которые представляют собой базовые, инфраструктурные проекты, создающие необходимые условия для развития. И на момент разработки программы «Цифровая экономика» они являлись «действительно важнейшими и приоритетными задачами и направлениями». Вместе с тем, с учетом результатов реализации федеральных проектов, уже имеются достаточные условия для комплексных преобразований в отраслях экономики, социальной сферы, госуправления, государственном и муниципальном секторе экономики регионов России.

Помимо того, присутствует явный запрос «именно регионов России», регионального бизнеса, местных жителей на такие преобразования и их поддержку, в том числе на формирование платежеспособного спроса на ускоренное внедрение цифровых технологий и платформенных решений в системе государственного и муниципального управления, государственном и муниципальном секторе экономики. При этом в масштабах страны необходимо обеспечить максимальный экономический, управленческий и социальный эффект от таких преобразований, сделать возможным достижение максимальных результатов, решить задачу выравнивания уровня цифрового развития регионов, доступности цифровых сервисов для населения как в разрезе регионов, так и муниципалитетов.

«
Для этого необходимо разработать соответствующий комплекс взаимоувязанных, ресурсно-обеспеченных мероприятий межведомственного, межуровневого и межотраслевого характера. То есть нужен новый, достаточно сложный федеральный проект, отвечающий целям и задачам обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов с применением отечественных цифровых технологий, - заявил TAdviser Александр Зорин.
»

В Минкомсвязи внимание TAdviser обратили на то, что региональная повестка, отраженная в национальных, федеральных и ведомственных проектах, сильно разрознена и, как правило, не соотносится друг с другом. Отсутствует и комплексный подход к цифровому развитию регионов России, а также связь между результатами национальных программ и федеральных проектов с повседневными процессами управления хозяйством на уровне регионов России и муниципалитетов. Также не учитываются особенности принятия управленческих решений в сфере государственного управления на региональном и муниципальном уровнях.

«
В связи с данной ситуацией назрела необходимость в формировании отдельного федерального проекта, учитывающего региональную специфику, - заявили TAdviser в Минкомсвязи.
»

Создание отдельного федерального проекта «Цифровой регион», по мнению источника TAdviser, требуется в связи с разрозненностью инициатив по поддержке цифровых технологий в регионах.

«
Ничего не синхронизировано. Ни по целям, ни по задачам. Отсутствует как таковая комплексная поддержка цифрового развития регионов. В силу этого должен быть сформирован соответствующий федеральный проект с перечнем мероприятий. Одним из них должна стать разработка методологии формирования цифрового региона с указанием его сути и составляющих. В ней должен быть прописан обязательный для всех регионов «цифровой минимум» - минимальный набор соответствующих сервисов и продуктов, - заявил TAdviser источник, близкий к разработке проекта.
»

По мнению члена совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, президента фонда «Цифровое Развитие» Андрея Безрукова, федеральный проект «Цифровой регион» должен быть напрямую связан с рейтингом цифровизации регионов, созданным Минкомсвязи совместно с Советом Федерации. В таком случае, исчезнут все трудности, связанные с тем, как правильно оценивать уровень развития цифровизации в регионах, так как будут утверждены базовые показатели успешности цифрового развития регионов России.

По словам Алены Ватбольской, работа по интеграции индекса развития цифровой экономики РФ и IQ-городов в рамках формирования федерального проекта ведется.

«
Важно понимать, что рейтинг цифровизации регионов должен позволять оценивать достижение целевых показателей развития цифровой экономики в регионах России, эффективность государственной политики, мер поддержки и т.п., при этом должен учитываться уровень текущей готовности, текущего статуса цифровизации регионов и их потенциала. Возможна и целесообразна группировка регионов, для каждой группы заданы свои целевые показатели развития до 2024 года, - отметил Александр Зорин.
»

Рейтинг IQ-городов Минстроя и подходы к его составлению, по мнению Зорина, безусловно, также могут и должны использоваться в федеральном проекте.

Примечания