2022/03/29 12:25:46

Цифровизация под санкциями: 8 проблем, с которыми столкнулись ИТ-службы российских банков

В марте 2022 года TAdviser поговорил с ИТ-директорами российских банков с целью выяснить, в каких областях они наиболее зависимы от импорта.

Содержание

Партнеры проекта

В 2022 году ИТ-ландшафт банков начнет заметно меняться, место западных продуктов, которые лишились поддержки, постепенно будут занимать отечественные. До недавнего времени, банки часто игнорировали требования государства по импортозамещению, не желая жертвовать функциональностью и производительностью своих информационных систем. А в некоторых случаях, просто в силу человеческой инертности, цеплялись за старые привычные продукты. Сегодня финансовые организации поставлены в условия, когда решения нужно принимать стремительно.

TAdviser на условиях анонимности провел опрос ИТ-директоров российских банков с целью выяснить, в каких областях они наиболее зависимы от импорта, с какими проблемами уже столкнулись представители отрасли, и как они планируют преодолевать возникшие сложности. Проанализировав ответы экспертов, TAdviser выделил 8 наиболее острых проблем. Выводы TAdviser прокомментировали представители российских ИТ-разработчиков.

Невозможность в обозримой перспективе заместить продукты Oracle

Практически все опрошенные в качестве одной из главных проблем назвали использование СУБД иностранного производства и, в частности, Oracle. По словам представителей банковской отрасли все mission critical системы банков работают либо на Oracle, либо на Microsoft SQL Server.

Так, по словам ИТ-директора одного из крупных российских банков, конечно, АБС (автоматизированные банковские системы) в большинстве банков отечественные, однако они созданы под Oracle, чуть реже под Microsoft SQL Server. Чтобы перейти на использование отечественных СУБД необходимо создать новые АБС и процессинг. В текущей ситуации на такие риски ни один банк не пойдет.Миграция с SAP SuccessFactors и SAP HCM на российские HR-решения: как выстроить стратегию перехода 2.3 т

Две трети опрошенных сказали, что в данный момент они запретили обновления Oracle и не планируют ничего делать в ее отношении в ближайшие 6-8 месяцев. По мнению участников опроса, Oracle очень устойчивая система, которая сможет стабильно работать без обновлений несколько лет. В текущих условиях замещать Oracle отечественными СУБД нецелесообразно, считают банкиры, так как это будет неоправданно дорого, займет много времени, к тому же это можно будет сделать лишь с потерей части функционала. Если уход от Oracle окажется неизбежным, то российские банки будут вынуждены объединяться для совместных инвестиций в разработку АБС на java. Такие решения уже есть у некоторых российских разработчиков, например ЦФТ, «Диасофт» и «ПрограмБанк». Однако, по мнению специалистов, из-за недофинансирования эти решения далеки от того уровня, который требуется крупным банкам.

«
Импортозависимые сегменты ИТ – это хранилища данных, CRM-системы, различные управленческие приложения, ERP-продукты. Вместе с тем нельзя сказать, что в России совсем ничего нет. Например, для решений компаний «Террасофт» и SAP, уже есть равноценные отечественные аналоги. Для замены других продуктов потребуется время. Но при наличии спроса российские разработки быстро подтянутся. Вместе с тем, при выборе приложения для замены западного решения важно понимать, на какой платформе реализовано приложение. Например, наша платформа для управленческого учета и отчетности сделана на собственном хранилище данных. Что касается АБС и регламентированной отчетности, то этот сегмент санкциями практически не затронут, больше 90% банков уже используют только российские разработки, – рассказал TAdviser Виталий Занин, директор по работе с клиентами «ПрограмБанк».
»

Некоторые участники рынка полагают, что раз СУБД работают стабильно независимо от наличия технической поддержки, то о них в ближайшее время можно и не беспокоиться, сосредоточившись на более уязвимых сегментах ИТ-ландшафта.

«
Один из немногих сегментов, который сейчас находится в относительной безопасности — базы данных. С одной стороны, у нас много специалистов по Oracle, а с другой — высокая зрелость продуктов, основанных на PostgreSQL. Здесь нужно учитывать, что миграция – процесс сложный и не быстрый, но это уже вопрос профессионализма команды и управления проектом. В целом за базы данных можно не волноваться, - считает директор по развитию бизнеса iFellow Дмитрий Дворядкин.
»

Острый дефицит серверного и сетевого оборудования

Дефицит «железа» коснулся не всех участников опроса, однако некоторые представители отрасли столкнулись с «замораживанием» уже подписанных контрактов. Причем, если с точки зрения серверного оборудования есть возможность приобрести отечественное или китайское, то сетевое оборудование, соответствующее требованиям крупных банков, практически все «западное». К тому же, например, Cisco уже «обрезала» часть функционала оборудования, связанного с предоставлением облачных сервисов.

ИТ-директор крупной финансовой организации пояснил TAdviser, что на рынке не выработано общей стратегии. Некоторые банки попытались сделать запасы оборудования, но его в стране оказалось не так много. Другие начали переговоры с китайскими компаниями, готовыми предоставлять свои решения. Третьи прорабатывают «серые» схемы поставки оборудования через прокси-компании. При этом эксперт отмечает, что сейчас цены на оборудование поднялись вдвое, поэтому все банки стали более взвешенно относиться к его закупке.

«
Инфраструктура банков на 90% построена на решениях зарубежных поставщиков и, в случае ее отключения от технической поддержки, встает вопрос ремонта и замены. На оборудование полностью завязаны вопросы дальнейшего масштабирования и развития информационных систем. В первую очередь, речь идет о так называемом горизонтальном масштабировании при возрастающей нагрузке. Безусловно, текущее состояние оборудования имеет определённый запас прочности. Однако невозможность новых закупок вынудит банки постепенно отказаться от разработки новых продуктов, перераспределяя ресурсы в пользу критичных сервисов. Вести речь об одномоментном переходе на российское оборудование и софт не приходится. По нашим данным, в среднем в банковской системе более половины серверов баз данных — Oracle и более половины серверов приложений – IBM. Оба вендора приостановили деятельность. Осуществлять поддержку силами собственных специалистов сложно, но возможно, в России достаточно экспертов, знакомых с оборудованием. Однако вопрос комплектующих и поставок нового оборудования это не решит, – прокомментировал TAdviser Дмитрий Дворядкин.
»

Нет аналитических систем необходимого класса

Примерно половина опрошенных поделилась опасением, что могут быть проблемы с аналитическими системами SAS и IBM. Это относительно недорогие решения, которые используются, например, для при кредитном скоринге для оценки платежеспособности заемщика. Однако, по уверению специалистов, российских аналогов SAS пока нет.

«
В свое время, опасаясь худшего, мы приобрели бессрочную лицензию SAS. Однако, насколько я знаю, у многих банков она срочная, и некоторым из них уже в следующем году необходимо будет ее обновить. Думаю, что они попытаются договориться с разработчиком, а если не получится, то будут пытаться «хакнуть» софт. Однако, это может оказаться непростой задачей, пока этим никто не занимался, так решения нишевые и ни у кого в этом необходимости не возникало, - рассказал TAdviser представитель рынка.
»

«
Продукты западных вендоров, таких как SAP, Oracle или IBM, внедряют российские интеграторы. Уровень кастомизации настолько высок, что последующей доработкой и сопровождением систем может эффективно управлять российская команда разработчиков. Конечно, чем более узкоспециализированной является система, тем сложнее ее замещать. Невозможно дать обобщенную картину, так как ландшафт у всех разный. Одни предпочитают системы собственной разработки. Другие зависят от вендоров. Но в любом случае ПО — намного менее импортозависимый сегмент по сравнению с оборудованием. Интеллектуальный потенциал страны превышает зрелость нашей производственной системы. Пусть небыстро, но любая ИТ-система может быть разработана и запущена в эксплуатацию, - считает Дмитрий Дворядкин.
»

Зависимость от иностранных систем виртуализации

По мнению представителей ряда крупных банков, привычка использовать решения виртуализации от крупных американских компаний VMware и Citrix сыграла с ними злую шутку. Сегодня практически во всех крупных российских банках внедрены разработки именно этих компаний.

По словам эксперта, заместить эти решения можно, однако банки будут вынуждены смириться с потерей части функционала, который активно используется. Отечественные решения есть, однако они заметно отличаются по возможностям от американских. Чтобы сохранить привычный набор сервисов придется собирать «конструкторы» из систем разных вендоров, а возможно что-то еще и дописывать. Миграция на отечественные системы виртуализации может занять от 6 до 18 месяцев.

«
В условиях дефицита оборудования альтернатива горизонтальному масштабированию ИТ-систем — переход на виртуализацию и контейнеризацию. Многие банки уже внедряют системы с использованием этих технологий. Но здесь также образуется тупик в виде вендоров, приостановивших свою работу. А российских аналогов достаточного уровня зрелости, чтобы вести речь о внедрении в крупном банке, единицы, - считает Дмитрий Дворядкин.
»

Информационная безопасность построена на иностранном оборудовании

О первостепенности импортозамещения в области информационной безопасности (ИБ) в банках говорят уже несколько лет, однако банковские ИБ-контуры по-прежнему строятся на иностранном оборудовании. Причем, иностранное оборудование используется практически на всех уровнях, от сетевых экранов до систем криптошифрования.

Как рассказал TAdviser представитель отрасли, российские банки запустили процесс импортозамещения в области ИБ три года назад. Причем, в России, за редким исключением есть практически весь спектр ИБ-оборудования и широкий набор программных решений. Однако переход на них шел очень медленно, возможно сейчас в связи с санкционными ограничениями все произойдет одномоментно. По мнению собеседника, риски слишком велики, а сегодня даже системы криптошифрования в отечественных банках работают на «железе» американской компании SafeNet или французской Thales.

Иностранные среды и инструменты разработки

Эта проблема касается, конечно, только тех банков, которые ведут активные разработки ПО. Однако все крупнейшие банки страны давно перестали быть исключительно финансовыми организациями и стали fintech-компаниями. Более того в некоторых из них трудится больше разработчиков, чем в профильных интеграторах. И они в своей работе применяют не только передовые методологии, которые пришли в Россию с американского и европейского рынка, но и пользуются иностранными инструментами и средами разработки. Конечно, ограничения доступа к Jira, Trello, Slack или Microsoft Teams не разрушат банковский бизнес, однако это создает неудобство для разработчиков, привыкших к определенным формам рабочего взаимодействия.

Ограничение доступа к мобильным платформам

Еще одна проблема, с которой уже столкнулись российские банки, попавшие под санкции – доступ к мобильным клиентским платформам. Например, владельцы гаджетов Apple сегодня не могут пользоваться мобильным приложением ВТБ, так как американская компания удалила приложение из AppStore. На устройствах под управлением Android приложение пока работает. Однако никто не может гарантировать, что в случае ужесточения санкций, которые обновляются каждый день, Google не последует примеру Apple.

ИТ-директор одного из российских банков отметил, что ему, как держателю карты ВТБ, техподдержка рекомендовала использовать онлайн версию личного кабинета. Однако, по его словам, для клиентов, привыкших к простоте и удобству мобильных приложений, переход на браузерную версию станет поводом задуматься о переходе в банк, который не попал под действие санкций.

Отсутствие полнофункциональных офисных пакетов

Конечно, об этой проблеме говорили давно, более того государственные структуры уже несколько лет пытаются перейти на российское офисное ПО. Однако большинство банков импортозамещением в этом направлении не занимались. К тому же, по уверению представителей бизнеса, у российских аналогов пока недостаточно функционала. Если редакторы текста или таблиц более или менее отвечают требованиям банков, то планировщик, а также возможность интеграции с корпоративными системами и многое другое отечественным разработчикам еще предстоит «допилить».

В результате техническая возможность перейти на отечественное офисное ПО у банков есть, однако они не хотят, не видят смысла, да и просто привыкли к широкому набору сервисов, включенных в пакет Microsoft. К тому же, по уверению некоторых представителя рынка, сам переход будет неоправданно дорогим, куда проще вернуться к модели использования нелицензионного ПО. Вместе с тем, один из собеседников TAdviser отметил, что если ситуация будет усугубляться, то офисное ПО будет одной из первых областей, где произойдет полное замещение зарубежных пакетов набором решений отечественных разработчиков.

«
В большинстве банков пока используются системное ПО западных вендоров: операционные системы, базы данных, интеграционные шины, платформы разработки и др. В то же время, в реестре отечественного ПО уже содержится более 10 000 программных продуктов. Так что банкам есть на что перейти. Понятно, этот процесс потребует времени. Пока же банки будут использовать текущие версии и постепенно готовиться к замене системного ПО, - резюмирует Виталий Занин.
»