Заказчики: Московский физико-технический институт (МФТИ) Подрядчики: Кеды профессора Продукт: Проекты ИТ-аутсорсингаДата проекта: 2021/07 — 2023/09
|
Технология: ИТ-аутсорсинг
|
Содержание
|
2023: Разработка курсов для МФТИ: цели и задачи, этапы разработки, подход к образовательному контенту
Для того чтобы получать знания, уже недостаточно обычных конспектов, записей лекций с посторонними отвлекающими звуками, скучных презентаций и плохо оцифрованных учебников. Востребованность яркого, качественно оформленного образовательного контента постоянно растет. Поэтому в команде «Кеды профессора» подход заключается в тщательной проработке каждой детали.
Образовательный курс «Цифровая экономика»
Команде «Кеды профессора» предстояло создать образовательный курс под брендом МФТИ для закрытой ныне (с марта 2022 года) платформы Coursera. Цель курса — помочь учащимся освоить ключевые термины, явления, тенденции и перспективы развития цифровой экономики как в мире, так и в России. Были добавлены вопросы для самопроверки, дополнительные материалы для чтения и итоговый тест. Те, кто успешно завершает курс и проходит тест, получают электронный сертификат.
Разработка курса
Написание сценариев
Сценарий построен таким образом: каждый видеоролик включает в себя анонс темы, ключевые понятия, промежуточные выводы, дополнительные термины и в конце — обобщение и итоги.
К каждому разделу ролика добавлены исторические или справочные данные. Они не перегружают информацию, чтобы не отвлекать внимание от главного, но оформлены ярко и запоминающе с помощью видеоряда, инфографики или иллюстраций.
К примеру, в курсе обсуждается первый паровой двигатель, изобретенный в 1778 году. Современному студенту трудно представить, как выглядел этот аппарат, а тратить много времени на объяснения мы не можем, так как это не ключевой элемент курса. Поэтому мы нашли архивные видеоматериалы с изображением этого первого парового двигателя, чтобы показать студентам его внешний вид.
Разработка визуального стиля
Стиль должен был сочетать яркость и современность с присущей МФТИ строгостью. Разработали айдентику, охватывающую все: от шрифтов и иконок до принципов размещения элементов в кадре видеоролика.
Использовали консервативные цвета и классическую базовую сетку как основу, дополнив их минималистичными паттернами, чтобы добавить динамики и сделать оформление более живым.
Проведение кастинга и съемок
Было важно найти харизматичного и энергичного ведущего, который бы мог общаться с аудиторией на ее языке, быть достаточно молодым, чтобы позволить себе уместные шутки, но в то же время оставаться презентабельным и серьезным, что соответствует тематике курса.
Съемки велись одновременно с трех камер, что позволило запечатлеть общий, средний и крупный планы под разными углами. Это дало нам возможность на этапе монтажа не только выбрать лучшие кадры, но и органично встроить дополнительный контент.
Монтаж роликов и создание анимации
После съемок начался постпродакшн. Каждый ролик был дополнен графическими элементами: всего в курсе более 100 анимированных иллюстраций и множество инфографики.
Для некоторых слайдов мы специально создали изображения в flat-стиле, чтобы наглядно продемонстрировать, как цифровизация меняет нашу жизнь. В процессе монтажа нам также помогали специалисты по саунд-дизайну, цветокоррекции и моушн-дизайну, чтобы добиться максимально качественного видеоряда.
Создание промостраницы и сопровождение
Завершающим этапом всей проделанной работы стал промосайт. Здесь собрано все: информация о содержании лекций, возможность подробнее познакомиться с преподавателями, посмотреть трейлер курса. В дополнение к видео в каждой теме есть 20 проверочных вопросов, а в конце курса — итоговый тест. Также создали образовательные лонгриды с собственными иллюстрациями — для тех, кто предпочитает текстовый формат или хочет быстро освежить в памяти изученный материал.
Педагогический аспект
Следовали правилу «30/30/40», связанному с восприятием и запоминанием, формированием образов, удержанием внимания. Это означает, что:
- 30% содержания излагает спикер;
- еще 30% — это исторические или справочные данные, такие как видео или иллюстрации;
- оставшиеся 40% информации подаются через дополнительную анимацию, которая сопровождает спикера в кадре.
Такой подход помогает слушателю не задерживаться на одной и той же картинке, избегать перегрузки и скуки и лучше удерживать внимание.
Результаты
Курс «Цифровая экономика» был размещен на платформе Coursera:
- Более 2,5 тысяч человек изучили курс, из которых 12,3% завершили обучение (в то время как средний показатель на Coursera составляет около 6%).
- Курс получил оценку 4,4, а преподаватель — 4,87 балла из 5.
- Некоторое время входил в топ-5 самых популярных курсов в категории «Управление данными» в русскоязычном сегменте Coursera.
- На YouTube он занимает первую строчку по запросу «Цифровая экономика». Первая серия программы набрала более 13 тысяч просмотров и получила положительные отзывы.
Работа над курсом не закончилась: после ухода Coursera из России, перенесли его на платформу SkillBox. А еще обучение теперь доступно в Telegram. Сервис «Бот-учёный» позволяет в познавательно-игровом формате просматривать видео, читать лонгриды, выполнять задания и получать сертификат прямо в Telegram.
Привлечение новых студентов на курс китайского языка
Этот кейс про то, как яркие и увлекательные ролики помогают изменить отношение студентов к изучению китайского языка. Проект «Анимационные ролики по китайскому языку» создан по инициативе МФТИ. Какие задачи были:
- выявить блокеры и определить, почему студенты не хотят учить китайский;
- разработать стратегию убеждения, опираясь на плюсы изучения китайского и возможности, которые предоставляет знание языка;
- упаковать видеоролики в увлекательную и информативную форму.
Кроме того, необходимо было позаботиться о том, чтобы о проекте узнало как можно больше студентов.
Решение задачи
Трудно решиться учить язык, если не понимаешь, для чего он может тебе понадобиться. Поэтому решено было рассказать студентам о Китае. И не только о его богатой культуре, но и о перспективах, которые доступны молодому специалисту со знанием китайского языка.
Рассказать об этом решили с помощью красочных анимационных видеороликов. Многие предпочитают смотреть видео, а не читать статьи или длинные посты в соцсетях, поэтому такой формат был оптимальным для первого касания. Цифровизация ритейла: тренды, инновации, крупнейшие ИТ-поставщики. Обзор TAdviser
Ролик про предпринимательство и потенциал экономики Китая
Основная идея этого ролика — важность китайского языка для молодых предпринимателей. Ведь современный Китай — огромный рынок для развития бизнеса и стартапов, крупнейший торгово-экономический партнер России, и его значение будет только расти.
Цифры в видеоролике убедительно демонстрируют, сколько вакансий доступны соискателям, владеющим китайским языком.
Ролик про научное развитие Китая
Второй ролик проекта рассказывает об инвестициях в научные исследования, передовых технологических разработках и возможностях для сотрудничества, которые Китай предоставляет молодым ученым.
Российско-китайские научно-технические отношения становятся все крепче. Яркие примеры и убедительные цифры в ролике показывают, какие возможности открываются перед специалистами, желающими вести в Китае научную деятельность.
Ролик про связь культуры и языка
Разумеется, значение имеют не только финансовые перспективы и научно-исследовательские амбиции, но и культура. Китайская культура уникальна и многогранна. Третий ролик проекта знакомит студентов со связью культуры и языка — простой, логичной и красивой. Это снимает страх перед изучением языка с иероглифической письменностью.
Так, например, ролик рассказывает, как иероглиф «электричество» соединяется с иероглифом «мозг» — получается иероглиф с новым значением «компьютер». Подобные примеры помогают студентам развить образное мышление и даже творческие способности.
Яркие и наглядные, информативные и увлекательные, ролики помогают изменить отношение студентов к изучению китайского языка с первого касания. «Анимационные ролики по китайскому языку» — только начало пути, но уже здесь студенты видят, что этот путь будет интересным, полным полезных и захватывающих открытий.
Подход к образовательному контенту
Скучные учебные программы никому не нравятся. Больше тяготеют к тем образовательным программам, которые позволяют быстро получать знания и навыки: яркие, лаконичные и качественные. Длинные видеоформаты могут быть интересны, только если они действительно продуманы и увлекательны.
Команда «Кеды профессора» придерживается принципа, что в создании курса нет мелочей, и прорабатываем все: от идеи и речи спикеров до деталей оформления сайта и вдохновляющего приветственного слова. Разрабатываем такие курсы, какие сами бы хотели пройти.
При ограниченных ресурсах можно разработать курсы в формате SCORM, что позволяет сократить затраты. Для SCORM-курса: проектируем сценарий, внедряем геймификацию и персонажей в обучение, разрабатываем графику, встраиваем практические задания. Широкие возможности этого формата также могут повысить скорость и качество обучения.
Образовательный контент полезен не только для вузов, но и для адаптации новых сотрудников, проведения тренингов, обучения рабочим навыкам или личного развития. Подход команды «Кеды профессора» позволяет эффективно донести информацию до любой аудитории — не просто рассказать, но и визуально показать.
2021
Корпоративный интранет-портал для МФТИ: экосистема HR-сервисов
С чем у вас ассоциируется слово «интранет»? Представили, что это старомодный и неудобный корпоративный портал? Многие интранет-порталы действительно до сих пор так выглядят, но в передовых вузах уже понимают ценность многофункциональных цифровых сервисов для сотрудников.
В сентябре 2021 года был запущен HR.Университет для Физтеха, и вот результаты проделанной работы.
Как создать интранет-портал для университета
Создание интранет-портала для вуза было новым опытом для команды «Кеды профессора». Работа с крупным и сложным Физтехом стала одновременно вызовом и удачной возможностью протестировать гипотезы.
Задача
У МФТИ был запрос на интранет-портал для 3000+ человек. Старый сайт выглядел несовременно и имел ограниченный функционал.
Решение
«Кеды профессора» предложили современную, удобную платформу, объединяющую сайт и продвинутые HR-сервисы. Чтобы преподаватели могли пользоваться интранетом когда угодно и где угодно, решили сделать и мобильное приложение.
Как внедрить корпоративный портал в организации
На основе полученных данных была разработана концепция портала, затем протестировали интерфейс и функционал, продолжаем внедрять новые сервисы. Благодаря гибкой архитектуре, добавление новых модулей и функций не влияет на стабильную работу портала.
В итоге разработанная HR-экосистема цифровых сервисов легко адаптируется и к потребностям различных организаций: как государственных, так и частных.
Ключевой принцип разработки современного hr-портала — создание единой экосистемы, которая объединяет различные решения и приложения в одной платформе. Пользователи получают доступ к личному кабинету, единому логину и паролю, мобильному приложению и десктопной версии, а также к обязательным разделам, таким как инструкции, документы и база знаний.
По запросу заказчика можно интегрировать любые модули, даже разработанные на других технологиях. Также можно реализовать дополнительные функции, например, возможность подачи заявок на отпуск через мобильное приложение или чат-бота.
Бизнес-модель команды «Кеды профессора» уникальна: мы не продаем лицензии на сотрудника, а разрабатываем и передаем заказчику кастомизированный программный код. Стоимость системы не зависит от численности штата, что особенно удобно для компаний с быстро растущим бизнесом. Дополнительную техническую поддержку можно приобрести по отдельному запросу.
Интранет-портал МФТИ
Для МФТИ реализовали сквозную авторизацию, а также интегрировали систему с «1С» для работы с организационной структурой.
Интранет МФТИ состоит из трёх независимых сегментов, каждый из которых выполняет свою уникальную функцию.
Новое подразделение HR.Университета предоставляет два взаимосвязанных ресурса: внутренний портал с сервисами для сотрудников и открытый веб-сайт, ориентированный на будущих студентов и сотрудников.
Третий сегмент — исторический интранет-портал, функционал которого постепенно переходит на новую платформу HR.Университета.
HR-портал МФТИ позволяет будущим студентам и сотрудникам детально ознакомиться с инфраструктурой университета. Виртуальные туры предоставляют возможность рассмотреть объекты университета, включая научные лаборатории, аудитории, коворкинги, музеи и спортивные объекты.
Все объекты доступны для детального изучения с помощью кликабельных элементов, позволяя будущим сотрудникам получить точную информацию об оснащении лабораторий и рабочих мест.
На портале можно также ознакомиться со структурой университета, найти контактную информацию отдела кадров и документацию для трудоустройства.
Для удобства пользователей, на сайте есть интерактивная обновляемая карта кампуса с подробной информацией о корпусах, объектах, кафе, банкоматах и общежитиях.
Главная страница HR.Университета оптимизирована для мобильных устройств, а также доступно приложение для iOS и Android, предоставляющее аналогичные функции десктопной версии.
HR.Адаптация
HR-портал МФТИ приветствует новых сотрудников модулем «Адаптация», который предоставляет им удобный путь для знакомства с сервисами университета.
Модуль содержит информацию о структуре и истории вуза, о ключевых персонах и достижениях. Здесь новые сотрудники могут быстро ознакомиться с необходимыми документами, контактной информацией коллег, а также корпоративной культурой МФТИ, включая используемые сокращения и каналы в Telegram.
В этом разделе также есть информация о питании, занятиях спортом, программе вакцинации от COVID и психологической помощи.
HR.Коммуникации
Портал МФТИ предлагает своим сотрудникам удобный информационный центр, включающий разделы с новостями, опросами, объявлениями, событиями и проектами.
Раздел «Новости» предоставляет актуальные информационные обновления. Раздел «Опросы» позволяет HR-специалистам проводить как регулярные опросы для оценки качества работы разных отделов, так и временные опросы по различным темам.
В «Объявлениях» можно публиковать информацию разного характера, от предложений по аренде жилья до поиска потерянных вещей или передачи животных в добрые руки.
Также в модуле есть раздел «События»: интерактивный календарь, который позволяет ознакомиться с информацией о внутренних мероприятиях МФТИ, вебинарах, лекциях и других событиях. А в «Проектах» преподавателям удобно находить интересные проекты для сотрудничества друг с другом.
HR.Компетенции
Далее расскажем о модуле, который предоставляет доступ к образовательным ресурсам. Здесь сотрудники могут подобрать подходящие курсы, стажировки или пройти оценку своих компетенций.
Раздел «Курсы» предлагает широкий выбор программ как от МФТИ, так и от внешних образовательных платформ и вузов, как платных, так и бесплатных.
Для программ МФТИ сотрудники имеют непосредственный доступ к материалам, включая текстовые материалы, видеозаписи и циклы лекций.
Для подбора курсов от внешних провайдеров на портале интегрировали разработанный нами агрегатор курсов «Образовал».
Для оценки компетенций сотрудников мы внедрили сервис «HR.Оценка 360», который бесшовно интегрирован с известным онлайн-сервисом Proaction.pro. Когда сотруднику назначается оценка компетенций, ему приходит электронное приглашение со ссылкой на раздел с активированной кнопкой «Пройти тестирование».
После прохождения теста он получает результаты с рекомендациями по развитию профессиональных навыков и определению зон роста. Результат теста можно обсудить с руководителем, чтобы наметить план развития.
Документы
Этот раздел — один из наиболее популярных на портале. Его ежедневно посещают сотни сотрудников МФТИ.
Раздел предлагает ознакомиться с необходимыми документами, включая должностные инструкции, локальные нормативные акты, шаблоны для заполнения и документы для приема на работу. Документы организованы по темам для удобства поиска.
В будущем мы планируем автоматизировать процессы работы с документами, оцифровать их и переместить сервис документооборота в HR.Университет с основного портала.
Сегодня раздел предоставляет сотрудникам МФТИ удобные инструменты для оптимизации рабочих процессов, включая планирование отпуска. Теперь сотрудники могут оформить заявку на отпуск в несколько кликов. Процесс заполнения заявки упрощен и требует минимума информации: сотрудникам достаточно указать должность и даты отпуска. После отправки заявки сотрудники могут отслеживать ее статус в реальном времени.
Для упрощения перехода с устаревшего интранета МФТИ на HR.Университет, мы реализовали навигацию по наиболее востребованным функциям. Постепенно все функции устаревшего интранета будут интегрированы в HR.Университет по мере пожеланий МФТИ.
HR.Рекрутинг
Корпоративный hr-портал МФТИ предоставляет удобный инструмент для поиска новых сотрудников. В него входит раздел с вакансиями и информация о конкурсах на занятые должности.
В дополнение к этому разделу, мы помогли МФТИ разработать рекламную кампанию для привлечения преподавателей и профессоров на конкурсной основе. Кандидаты приходили через контекстную и таргетированную рекламу на рекрутинговый сайт и сразу могли ознакомиться с вакансиями, заполнить анкеты и участвовать в конкурсе на должность.
Результат
В HR.Университете был успешно реализован ряд функций, которые помогают сотрудникам МФТИ эффективно взаимодействовать друг с другом и с вузом, упростить рабочие процессы и найти единомышленников для проектов.
На момент запуска корпоративным интранет-порталом ежедневно пользовались около 200 сотрудников МФТИ. Средняя длительность сеанса составляла около 5 минут, а глубина просмотра — более 8 страниц. В планах продолжить активное продвижение сервисов HR.Университета среди сотрудников МФТИ, чтобы помочь им привыкнуть к сайту и извлекать максимальную пользу из его инструментов.
Специальная проектная группа, состоящая из представителей команды «Кеды профессора» и сотрудников МФТИ, регулярно встречается для обсуждения прогресса, планов и корректировки работы.
Все обновления портала проходят пилотное тестирование среди избранной группы сотрудников МФТИ перед их общедоступным релизом.
Кроме того, два раза в год проводится форум для HR-специалистов из вузов всей страны, где обсуждаются инструменты, сервисы и лучшие практики цифровизации HR-процессов в России и за рубежом.
HR.Университет отличается своей уникальностью и оригинальностью — это не копия готовых решений. Команда стремится разработать действительно ценные инструменты, опираясь на собственный опыт и понимая конкретные потребности клиентов.
Использованные технологии: Nest, React.js, PostgreSQL, Figma.
Рекрутмент редких кандидатов для МФТИ при помощи цифровых технологий
Команда «Кеды профессора» помогла Московскому физико-техническому институту за короткий срок закрыть 30+ вакансий ученых и преподавателей. Для этого запустили портал для приема заявок и рекламную кампанию. В кейсе расскажем про рекрутмент редких кандидатов для МФТИ, как смогли решить задачу института и каких результатов удалось добиться.
Задача
МФТИ требовалось закрыть больше 30 вакансий высококвалифицированных кадров. Рекрутмент осложнялся несколькими факторами:
- бюджетом;
- короткими сроками в 1,5 месяца;
- большим пакетом документов, которые не все кандидаты хотели собирать;
- требованиями к высокой квалификации, опыту специалистов, что означало крайне небольшое количество потенциальных кандидатов;
- необходимостью поиска специалистов по всей России.
Кроме того, принять на работу могли только в строго определенное время — по конкурсному отбору два раза в год. Не все кандидаты были готовы ждать, и подбирали для себя другие варианты работы, которые их в дальнейшем устраивали.
Методы поиска кандидатов
Работодателям бывает особенно сложно найти специалистов с очень узкой специализацией и четко определенным набором навыков и знаний. Такие люди часто не находятся в активном поиске работы.
Но несмотря на это они все еще являются потенциальными кандидатами. Поэтому рекрутеры используют разные методы поиска, чтобы привлечь их внимание и заинтересовать предложением о работе: через знакомых, сайты вакансий, соцсети и специализированные площадки, рекламу в профессиональных сообществах.
Иная сторона HR-рынка — массовый наем работников, например, продавцов. В этом случае часто дают рекламу в газете или на телевидении, размещают наружную рекламу.
Оба направления поиска схожи тем, что подходящие сотрудники часто уже работают и не заходят на сайты с вакансиями. Но их можно привлечь с помощью цифровых инструментов, поэтому методы поиска кандидатов будут похожи, независимо от того, ищет ли компания редкого специалиста или занимается массовым наймом.
Решение для задачи МФТИ
В связи с особенностями требований к кандидатам стандартные способы подбора могли оказаться малоэффективными. Поэтому разработка HR-портала рассматривалась наилучшим вариантом.
Стратегия заключалась в разработке платформы для отклика на вакансии и запуске рекламы в интернете и социальных сетях.
Создание портала
HR-портал — это один из ключевых элементов масштабной системы, которую создали специально для МФТИ. Он представляет собой инструмент для поиска новых сотрудников, где собраны вакансии и информация о конкурсах.
Какие проблемы кандидатов решили с помощью HR-портала:
- перевели заполнение обязательной анкеты на 10 страницах с «бумажного» вида в электронный;
- значительно упростили анкету, сократили ее объем почти в два раза, изменили дизайн, написали пояснения, куда какие документы загружать;
- ввели автосохранение анкеты, которую заполнили не до конца. Затем сотрудники МФТИ звонили кандидату и помогали оформить этот документ;
- закрыли часть опасений кандидатов: написали про зарплату, жилье для иногородних, образовательные организации для детей, досуг, занятие наукой.
Сайт для специалистов по подбору персонала МФТИ
Один из факторов успешного поиска кандидатов — эффективная работа рекрутеров. Поэтому создали удобные механизмы для сотрудников МФТИ: разработали сайт для размещения вакансий, приема анкет, формирования отчетов.
Теперь отчеты по резюме можно сформировать автоматически онлайн. Например, сотрудник хочет посмотреть отчет за последний месяц. Он заходит на сайт, вводит логин и пароль, устанавливает период с 1 по 31 июля и скачивает получившийся отчет.
Рекрутеру не приходится лезть в админку. Все загруженные анкеты хранятся в специальной зоне сервера, автоматически сортируются по кафедрам и вакансиям. А доступ к этому есть с компьютера (это похоже на облако вроде Google Диск).
Рекламные кампании
Чтобы привлечь кандидатов на портал, задействовали рекламные каналы:
- таргетинговая реклама в социальных сетях для более широкой аудитории;
- контекстную в «Яндексе» и Google Ads для людей в активном поиске работы.
Таргетированная реклама
Аудитория рекламной кампании — люди, которые могли бы стать преподавателями, но в данный момент не искали работу. Настройка показов объявлений позволила получить больше переходов и откликов, при этом сэкономить ресурсы.
Хотя целевая аудитория казалась большой, результаты были следующими:
174 тыс. просмотров и примерно 2 тыс. переходов.
Контекстная реклама
Чтобы найти кандидатов использовали федеральные и международные информационные кампании. Это помогло определить целевую аудиторию и настроить рекламу на людей, кто может заинтересоваться вакансиями в МФТИ.
Кампании проходили в те же сроки, что и конкурс в институте.
Результат: 4,3 млн показов объявлений, 36,6 тыс. переходов по ссылкам и свыше 25 тыс. посетителей.
Основные результаты
- Автоматизировали процесс закрытия вакансий.
- Получили в среднем по две анкеты на каждое вакантное место (всего — 109 анкет).
- Закрыли все 30 вакансий вуза.
- Сделали удобным процесс заполнения анкет в электронном виде.
Методика, которую использовали с МФТИ, подходит как для поиска редких специалистов, так и для массового набора персонала.